kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технологическая карта урока по русскому языку на тему: "Повторение изученного по теме "Морфемика. Орфография"".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Государственное бюджетное образовательное учреждение школа №104

Выборгского района  Санкт-Петербурга

 

Виртуальный районный конкурс технологических карт

«Способ графического проектирования урока»

для учителей русского языка и литературы,

слушателей краткосрочных курсов на базе ГБОУ ИМЦ

«Основы содержания современного образования: ФГОС»

 

 

 

 

 

 

 

Повторение изученного по теме «Морфемика. Орфография».

 

                                                                                                                                                                                              Методическая разработка   урока

                                                                                                         по русскому языку

                                                                                                         учителя русского языка и литературы

                                                                                                         Лебедевой Натальи Павловны

 

 

 

Санкт-Петербург

2016/2017

Технологическая карта урока

Урок: русский язык

Тема  урока Повторение изученного в разделе «Морфемика.Орфография»

Дата проведения урока: 15.02.2017

Класс: 5

ОУ: ГБОУ школа №104

Учитель-предметник: ЛебедеваН.П.   учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ №104 Выборгского района Санкт-Петербурга

УМК: Русский язык: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2ч./ Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А.-М.: Просвещение, 2013г

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по русскому языку на тему: "Повторение изученного по теме "Морфемика. Орфография"".»


Государственное бюджетное образовательное учреждение школа №104

Выборгского района Санкт-Петербурга


Виртуальный районный конкурс технологических карт

«Способ графического проектирования урока»

для учителей русского языка и литературы,

слушателей краткосрочных курсов на базе ГБОУ ИМЦ

«Основы содержания современного образования: ФГОС»









Повторение изученного по теме «Морфемика. Орфография».











Методическая разработка урока

по русскому языку

учителя русского языка и литературы

Лебедевой Натальи Павловны




Санкт-Петербург

2016/2017

Технологическая карта урока

Урок: русский язык

Тема урока Повторение изученного в разделе «Морфемика..Орфография»

Дата проведения урока: 15.02.2017

Класс: 5

ОУ: ГБОУ школа №104

Учитель-предметник: ЛебедеваН.П. учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ №104 Выборгского района Санкт-Петербурга

УМК: Русский язык: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2ч./ Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А.-М.: Просвещение, 2013г


Цели для ученика

Обучающие:

- совершенствование умения определять зависимость правописания слова от его строения на основе анализа

- изучение в поисково-исследовательской деятельности особенностей морфемных моделей

- навыков анализа языкового материала, устного монологического высказывания;

Развивающие:

- способствование развитию у учащихся УУД (регулятивного) самоопределения в целях учебной деятельности (на основе установления сходства и различия между освоенным ранее и осваиваемым на данном уроке);

- способствование развитию у учащихся УУД (познавательного) поиска и распознавания полезной информации (на основе наблюдения и оценки выявленных закономерностей);

- способствование развитию у учащихся УУД (регулятивного) самоконтроля учебной деятельности (на основе сравнения и результата с предложенным эталоном).

Воспитывающие:

- способствование совершенствованию навыков этичного межличностного общения;

- формирование навыков контроля и самоконтроля, активизация познавательной деятельности в коллективе;

- способствование формированию навыков сотрудничества в решении поисковых задач в процессе обучения;

-осуществление самоконтроля и самокоррекции; осуществление в процессе усвоения учебного материала тренировки и самоподготовки учащихся.

Цели для учителя

Образовательные:

- проверка степени усвоения изученного в разделе «Морфемика».

Развивающие:

- создание мотивационной основы для восприятия учебного материала, развития речи учащихся, мышления, способствование обучению самостоятельно работать с текстом (сравнение, , анализ, наблюдение, систематизация).

Воспитательные:

- осуществление контроля с обратной связью, с диагностикой ошибок и оценкой результатов деятельности;

- воспитание бережного отношения к слову, толерантность.


Тип урока

Повторение и закрепление ЗУН

Форма урока


Традиционная (урок-практикум)

Опорные понятия, термины

Морфема

Морфемная модель

Орфограмма



Новые понятия

Формы контроля:

Учебный диалог

Работа в группах

Самоконтроль

Рефлексия

Домашнее задание
§70-81 вопросы с.41; кроссворд.



Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Используемые методы, приемы, формы

Формируемые УУД

Результат взаимодействия (сотрудничества)

I. Оргмомент



1 минута

Приветствует. Актуализирует проявление учащимися установок на сотрудничество и успех в предстоящей работе.

Оценивает или вносит коррективы в готовность рабочих мест учащихся.

Обращает внимание на позу ученика.


Выполняют необходимые действия.

Демонстрируют готовность к учебной деятельности.

Словесная форма.

Коммуникативные:

оценивание ситуации взаимодействия в соответствии с правилами поведения и этики.


Готовность к учебной деятельности.

II. Мотивация



3 минуты


Включает в деловой ритм.

Мотивирует на учебную деятельность.

Стимулирует положительную самооценку перспектив включения в УД.

Слушает, наблюдает, корректирует.

Слушают внимательно учителя, ожидают чего – то необычного,

определяют смысл

предстоящего поиска.

Формулируют (ставят) цели урока исходя из темы учебного занятия.

Составляют план действий.




III. Актуализация знаний



5минуты

Даёт задание: повторить опорные знания по теме в группах.

Контролирует ход работы.

Рассматривают задачу

- самостоятельно,

- путём слухового восприятия,

- самоконтроль

(Приложение 1)


Групповая работа.
Приём познавательной активности через поисковую деятельность

Личностные: ориентация в социальных ролях и межличностных отношений самопроверка, оценивание своего ответа и ответа товарища

коммуникативные:

инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации

.

Вырабатывать уважительное отношение друг к другу при работе в группе

IV. Работа по теме урока

Формирование знаний и способов действия

Осмысление нового материала




7минуты

Организует деятельность по выбору и обобщению материала «Безударные гласные в корне».

Заполняют самостоятельно таблицу задания 1 индивидуального листа.

(Приложение 2)

Иллюстративно-словесный метод.

Работа с таблицей
Слуховое восприятие.


Личностные:

,

регулятивные:

поиск и выделение необходимой информации, умение строить речевое высказывание,

познавательные:
анализ объектов с

целью правильного написания корней

Поисковая деятельность, отбор и систематизация готовой информации .

V. Актуализация знаний
(первичное закрепление)

Применение знаний, т.е. формирование умений



4минут





Организует работу класса по карточкам-буквам с заданием прояснить смысл слов в словосочетаниях. Устанавливает осознанность восприятия.
Обобщение.

Работают самостоятельно, выясняя лексическое значение слов. Вспоминают понятие омонимичных корней.

(Приложение3)

Фронтальный опрос. Контроль и оценивание.

Регулятивные:

контроль, оценка,

коррекция;

познавательные:

общеучебные – умение применять знания, анализировать. Делать выводы. уметь

осознанно и произвольно строить речевое высказывание,

коммуникативные:

управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка действий партнёра; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами языка.

Умение грамотно обосновывать свою точку зрения Формирование личной ответственности за этап оценивания.


VI. Лингво-физкультминутка
Проверка уровня усвоения темы


3 минуты


Объясняет задание.

Выполняют упражнения.

(Приложение 4 )

Игровой приём. Здоровьесбере-гающая технология.



VII. Апперцепция



5 минут

Задаёт проблемный вопрос:

можем ли мы только по морфемной модели рассказать о слове.

Находят пути выхода из проблемной ситуации.

Смотрят. Анализируют.

Составляют ответы на основе личных знаний.

(Приложение 5)

Дискуссия.

Словесно-иллюстративный.

Визуализация.


Познавательные:

рефлексия;

коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами языка.


Поиск выхода из проблемной ситуации.


VIII. Закрепление и применение полученных знаний на практике




5минут

Организует выполнение задания 2 индивидуального листа по морфемному разбору.

Слушают загадки .Записывают отгадки .разбирают слова по составу.


Анализируют полученный результат, сравнивая его с записью на доске.

Делают вывод о том, что все слова разбираются по разным морфемным моделям


Словесно-иллюстративный.

Визуализация.

Слуховое восприятие.

Осмысление.

Сопоставление

Сравнение.

Анализ.

Познавательные:

рефлексия;

коммуникативные:

контроль, коррекция, самооценка и оценка действия партнёра;

личностные: знание в области морфемного разбора.

Наблюдение над языковым материалом.

Конструирование.

Анализ полученного результата.

Формулирует задания, контролирует, корректирует.

Выполняют задание 2 на индивидуальном рабочем листе.

Сопоставляют. Сравнивают. Анализируют.

(Приложение 6)

Отработка полученных

знаний



5минут

Ставит задачу: самостоятельно распределить слова на группы. Сделать вывод о правильном выборе морфемной модели.



Объясняет затруднения.

Изучают языковой материал, делают вывод о значении суффиксов.





Выполняют задание 3 на индивидуальном листе.

(Приложение 7)


Осмысление.

Учебный диалог.












Познавательные:

рефлексия;

Коммуникативные:

контроль, коррекция, самооценка и оценка действия партнёра;

личностные: знание лексических значений суффиксов

Наблюдение над языковым материалом.

Анализ полученного результата.



IX. Рефлексивно-оценочный этап

3минуты


Предлагает выполнить задание на понимание разных морфемных моделей похожих по строению слов.. Организует рефлексию.

Осуществляют самооценку собственной учебной
деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия

(Приложение 8)

Словесная форма.


Познавательные:

оценивание результата осознание качества и уровня усвоения знаний

коммуникативные:

рефлексия своих действий.

Умение оценивать себя.

Подведение итогов урока


2 минуты

Задаёт вопросы исходя из целей, сформулированных учащимися в начале урока.


Оценивает деятельность учащихся на уроке. Объясняет полученную отметку.


Анализируют: достигнуты ли цели и задачи.

Словесная форма.

Учебный диалог.

Личностные: самоопределение;

коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
познавательные: рефлексия.

Удовлетворённость сотворчеством с учителем в процессе построения и проведения урока.

X. Домашнее задание


2 минуты

Объясняет домашнее задание.

Слушают и записывают в дневник.

§70-81, с.41 вопросы; кроссворд.


Получение домашнего задания.



Приложение 1 . Пакет вопросов для повторения по теме «Морфемика. Орфография»


Задание

Сформировать пакет вопросов по теме «Морфология». Не меньше пяти на группу.

1 . Что изучает морфология?

2. Что такое морфема?

3 . Какие морфемы знаете?

4. На что указывает окончание?

5. Какие слова называются однокоренными?

Алгоритм ответа:

  1. Раздел науки о языке…

  2. Наименьшая…

  3. Приставка…

Приложение 2. Безударные гласные в корне слова


Задание.


Выбрать нужные примеры и заполнить таблицу. Выделить орфограммы. Сделать устно вывод.



Чередующиеся

О – Ё после шипящих

И –Ы после Ц




















Щ…тка, ц…фра, сл…жить, возл…гать, ш…лк, ш…колад, ц…рк, зар…сли, ц…плёнок, Р…стов, ш…в, выр…сти, ч…рный, ж…нглёр.


Приложение 3. Раздаточный материал. Карточки букв Е и И.


Задание.


Прояснить смысл слов, сделать вывод о лексическом значении корней.

.

Отмерять кусок ткани

Помириться с другом

Замерять уровень воды


Примерять платье

Усмирить взглядом

Вымерять помещение

Смирить пыл



Приложение 4 . Физкультминутка.


Задание.


Если приставка на «с»--встаём, если на »з» - садимся..Если две одинаковые – хлопаем в ладоши,

Беззаботный, бесстрашный, бесперспективный, бездумный, возглас, восстановление, чрезмерный, взлететь.



Приложение 5. Проблемный вопрос.


Задание.


Можем ли мы по морфемной модели рассказать о слов .͡͡͡͡ ^□?

Корень суффикс ЩИК нулевое окончание

Возможный ответ: Это сущ., обозначает человека по профессии, м.р. ед.ч. 2 скл, в им.п.

Какие части слова нам об этом рассказали?



Приложение 6. Загадки.


Задание.


Отгадать загадки. Отгадки разобрать по составу. Сделать вывод.


Привела я солнце за своё оконце весело,

К потолку подвесила,

Стало в доме весело. (Лампочка).





Свою косичку без опаски

Она обмакивает в краски:

Потом окрашенной косичкой

В альбоме водит по страничке (Кисточка)





Спал цветок и вдруг проснулся,



Больше спать не захотел.

Шевельнулся, встрепенулся,

Взвился вверх и улетел. ( Бабочка)



Наклонилась над рекой –

Уговор у них такой:

Обменяет ей река

Окунька на червяка. (Удочка.)



Спереди шильце, сзади вильце,

На груди белое полотенце. (Ласточка)


Приложение 7. Разные морфемные модели слов.


Задание

Распределить слова на следующие группы. Сделать вывод о правильном выборе морфемной модели слова

.


Лётчик, кирпичик, пончик, пальчик, резчик, грузчик, перчик, обидчик.

ик □

чик □

͡ □



Приложение 8 .Рефлексия.


Задание.

.Подчеркнуть слова, которые соответствуют морфемной модели.

очк а

Карточка, кисточка, цепочка, точка, ночка, вазочка, кочка, установочка, козочка.







.



























Рефлексия

  1. Пример домашнего задания








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Лебедева Наталья Павловна

Дата: 17.01.2019

Номер свидетельства: 495883

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(195) "Технологическая карта урока русского языка на тему "Повторение изученного по теме "Морфемика.Орфография"" "
    ["seo_title"] => string(120) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-povtorieniie-izuchiennogho-po-tiemie-morfiemika-orfoghrafiia"
    ["file_id"] => string(6) "165835"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422881843"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства