Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по русскому языку на тему: "Повторение изученного по теме "Морфемика. Орфография"".»
Государственное бюджетное образовательное учреждение школа №104
Выборгского района Санкт-Петербурга
Виртуальный районный конкурс технологических карт
«Способ графического проектирования урока»
для учителей русского языка и литературы,
слушателей краткосрочных курсов на базе ГБОУ ИМЦ
«Основы содержания современного образования: ФГОС»
Повторение изученного по теме «Морфемика. Орфография».
Методическая разработка урока
по русскому языку
учителя русского языка и литературы
Лебедевой Натальи Павловны
Санкт-Петербург
2016/2017
Технологическая карта урока
Урок: русский язык
Тема урока Повторение изученного в разделе «Морфемика..Орфография»
Дата проведения урока: 15.02.2017
Класс: 5
ОУ: ГБОУ школа №104
Учитель-предметник: ЛебедеваН.П. учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ №104 Выборгского района Санкт-Петербурга
УМК: Русский язык: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2ч./ Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А.-М.: Просвещение, 2013г
Цели для ученика
Обучающие:
- совершенствование умения определять зависимость правописания слова от его строения на основе анализа
- изучение в поисково-исследовательской деятельности особенностей морфемных моделей
- навыков анализа языкового материала, устного монологического высказывания;
Развивающие:
- способствование развитию у учащихся УУД (регулятивного) самоопределения в целях учебной деятельности (на основе установления сходства и различия между освоенным ранее и осваиваемым на данном уроке);
- способствование развитию у учащихся УУД (познавательного) поиска и распознавания полезной информации (на основе наблюдения и оценки выявленных закономерностей);
- способствование развитию у учащихся УУД (регулятивного) самоконтроля учебной деятельности (на основе сравнения и результата с предложенным эталоном).
- формирование навыков контроля и самоконтроля, активизация познавательной деятельности в коллективе;
- способствование формированию навыков сотрудничества в решении поисковых задач в процессе обучения;
-осуществление самоконтроля и самокоррекции; осуществление в процессе усвоения учебного материала тренировки и самоподготовки учащихся.
Цели для учителя
Образовательные:
- проверка степени усвоения изученного в разделе «Морфемика».
Развивающие:
- создание мотивационной основы для восприятия учебного материала, развития речи учащихся, мышления, способствование обучению самостоятельно работать с текстом (сравнение, , анализ, наблюдение, систематизация).
Воспитательные:
- осуществление контроля с обратной связью, с диагностикой ошибок и оценкой результатов деятельности;
- воспитание бережного отношения к слову, толерантность.
Тип урока
Повторение и закрепление ЗУН
Форма урока
Традиционная (урок-практикум)
Опорные понятия, термины
Морфема
Морфемная модель
Орфограмма
Новые понятия
Формы контроля:
Учебный диалог
Работа в группах
Самоконтроль
Рефлексия
Домашнее задание §70-81 вопросы с.41; кроссворд.
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Используемые методы, приемы, формы
Формируемые УУД
Результат взаимодействия (сотрудничества)
I. Оргмомент
1 минута
Приветствует. Актуализирует проявление учащимися установок на сотрудничество и успех в предстоящей работе.
Оценивает или вносит коррективы в готовность рабочих мест учащихся.
Обращает внимание на позу ученика.
Выполняют необходимые действия.
Демонстрируют готовность к учебной деятельности.
Словесная форма.
Коммуникативные:
оценивание ситуации взаимодействия в соответствии с правилами поведения и этики.
Готовность к учебной деятельности.
II. Мотивация
3 минуты
Включает в деловой ритм.
Мотивирует на учебную деятельность.
Стимулирует положительную самооценку перспектив включения в УД.
Слушает, наблюдает, корректирует.
Слушают внимательно учителя, ожидают чего – то необычного,
определяют смысл
предстоящего поиска.
Формулируют (ставят) цели урока исходя из темы учебного занятия.
Составляют план действий.
III. Актуализация знаний
5минуты
Даёт задание: повторить опорные знания по теме в группах.
Контролирует ход работы.
Рассматривают задачу
- самостоятельно,
- путём слухового восприятия,
- самоконтроль
(Приложение 1)
Групповая работа. Приём познавательной активности через поисковую деятельность
Личностные: ориентация в социальных ролях и межличностных отношений самопроверка, оценивание своего ответа и ответа товарища
коммуникативные:
инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации
.
Вырабатывать уважительное отношение друг к другу при работе в группе
IV. Работа по теме урока
Формирование знаний и способов действия
Осмысление нового материала
7минуты
Организует деятельность по выбору и обобщению материала «Безударные гласные в корне».
Заполняют самостоятельно таблицу задания 1 индивидуального листа.
(Приложение 2)
Иллюстративно-словесный метод.
Работа с таблицей Слуховое восприятие.
Личностные:
,
регулятивные:
поиск и выделение необходимой информации, умение строить речевое высказывание,
познавательные: анализ объектов с
целью правильного написания корней
Поисковая деятельность, отбор и систематизация готовой информации .
V. Актуализация знаний (первичное закрепление)
Применение знаний, т.е. формирование умений
4минут
Организует работу класса по карточкам-буквам с заданием прояснить смысл слов в словосочетаниях. Устанавливает осознанность восприятия. Обобщение.
Работают самостоятельно, выясняя лексическое значение слов. Вспоминают понятие омонимичных корней.
(Приложение3)
Фронтальный опрос. Контроль и оценивание.
Регулятивные:
контроль, оценка,
коррекция;
познавательные:
общеучебные – умение применять знания, анализировать. Делать выводы. уметь
осознанно и произвольно строить речевое высказывание,
коммуникативные:
управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка действий партнёра; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами языка.
Умение грамотно обосновывать свою точку зрения Формирование личной ответственности за этап оценивания.
VI. Лингво-физкультминутка Проверка уровня усвоения темы
3 минуты
Объясняет задание.
Выполняют упражнения.
(Приложение 4 )
Игровой приём. Здоровьесбере-гающая технология.
VII. Апперцепция
5 минут
Задаёт проблемный вопрос:
можем ли мы только по морфемной модели рассказать о слове.
Находят пути выхода из проблемной ситуации.
Смотрят. Анализируют.
Составляют ответы на основе личных знаний.
(Приложение 5)
Дискуссия.
Словесно-иллюстративный.
Визуализация.
Познавательные:
рефлексия;
коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами языка.
Поиск выхода из проблемной ситуации.
VIII. Закрепление и применение полученных знаний на практике
5минут
Организует выполнение задания 2 индивидуального листа по морфемному разбору.
Слушают загадки .Записывают отгадки .разбирают слова по составу.
Анализируют полученный результат, сравнивая его с записью на доске.
Делают вывод о том, что все слова разбираются по разным морфемным моделям
Словесно-иллюстративный.
Визуализация.
Слуховое восприятие.
Осмысление.
Сопоставление
Сравнение.
Анализ.
Познавательные:
рефлексия;
коммуникативные:
контроль, коррекция, самооценка и оценка действия партнёра;
личностные: знание в области морфемного разбора.
Наблюдение над языковым материалом.
Конструирование.
Анализ полученного результата.
Формулирует задания, контролирует, корректирует.
Выполняют задание 2 на индивидуальном рабочем листе.
Сопоставляют. Сравнивают. Анализируют.
(Приложение 6)
Отработка полученных
знаний
5минут
Ставит задачу: самостоятельно распределить слова на группы. Сделать вывод о правильном выборе морфемной модели.
Объясняет затруднения.
Изучают языковой материал, делают вывод о значении суффиксов.
Выполняют задание 3 на индивидуальном листе.
(Приложение 7)
Осмысление.
Учебный диалог.
Познавательные:
рефлексия;
Коммуникативные:
контроль, коррекция, самооценка и оценка действия партнёра;
личностные: знание лексических значений суффиксов
Наблюдение над языковым материалом.
Анализ полученного результата.
IX. Рефлексивно-оценочный этап
3минуты
Предлагает выполнить задание на понимание разных морфемных моделей похожих по строению слов.. Организует рефлексию.
Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия
(Приложение 8)
Словесная форма.
Познавательные:
оценивание результата осознание качества и уровня усвоения знаний
коммуникативные:
рефлексия своих действий.
Умение оценивать себя.
Подведение итогов урока
2 минуты
Задаёт вопросы исходя из целей, сформулированных учащимися в начале урока.
Оценивает деятельность учащихся на уроке. Объясняет полученную отметку.
Анализируют: достигнуты ли цели и задачи.
Словесная форма.
Учебный диалог.
Личностные: самоопределение;
коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; познавательные: рефлексия.
Удовлетворённость сотворчеством с учителем в процессе построения и проведения урока.
X. Домашнее задание
2 минуты
Объясняет домашнее задание.
Слушают и записывают в дневник.
§70-81, с.41 вопросы; кроссворд.
Получение домашнего задания.
Приложение 1 . Пакет вопросов для повторения по теме «Морфемика. Орфография»
Задание
Сформировать пакет вопросов по теме «Морфология». Не меньше пяти на группу.
1 . Что изучает морфология?
2. Что такое морфема?
3 . Какие морфемы знаете?
4. На что указывает окончание?
5. Какие слова называются однокоренными?
…
Алгоритм ответа:
Раздел науки о языке…
Наименьшая…
Приставка…
Приложение 2. Безударные гласные в корне слова
Задание.
Выбрать нужные примеры и заполнить таблицу. Выделить орфограммы. Сделать устно вывод.