Письмо. Тип речи: рассуждение-размышление.
Тип урока Урок развития речи.
Задачи
Образовательные:
Формировать развитие всех видов речевой деятельности: чтение, восприятие аудирования, говорение, письмо.
Развивающие:
Формировать исследовательские умения через использование приемов анализа, сравнения, наблюдения.
Содействовать развитию речевой и культурологической компетентностей.
Воспитательные:
Воспитывать интерес к природе, культуре, языку;
Воспитывать умение вести учебный диалог, писать письма;
Способствовать воспитанию устойчивого познавательного интереса к предмету.
Планируемые образовательные результаты
Предметные
УУД
Личностные
Научиться конструировать текст типа речи рассуждение-размышления, использовать полученные знания при составлении устного и письменного ответа.
Коммуникативные: слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний своих чувств, мыслей, побуждений, ассоциаций.
Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию; высказывать свое мнение на основе работы с материалом, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; контролировать и оценивать свою деятельность; устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, делать выводы.
Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе написания сочинения; ориентироваться в своей системе знаний; находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Формирование устойчивой мотивации к исследовательской деятельности (анализу), формирование навыков работы по образцу при консультативной помощи учителя
Основные понятия, изучаемые на мероприятии: типы речи, рассуждение-размышление, замысел автора, композиция, система персонажей, цветовое решение
Вид используемых на уроке средств ИКТ: ПК, аудиозапись.
Методическое назначение средств ИКТ: формирование умений и навыков по систематизации информации, создание информационной модели изображения с целью изучения и исследования, визуализация информации и взаимосвязь между объектами
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА
Этап
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Методы обучения для реализации данного вида учебной деятельности
Этап 1. Ознакомительный
- Организационный момент
Приветствие. Установить внимание каждого обучающегося.
Создать положительный настрой на работу Введение в ситуацию (Что изучали на прошлом уроке? (Обращение)…Каким способом можно еще обратиться? (В общении, по SMS-ку, в письме)…
Жанр письма –эпистолярный жанр.
- Целеполагание. Описание ситуации. ( С чего начинается письмо? Что можно выразить в письме? Как завершается письмо?)
- Информационный материал
Приветствуют учителя.
Строят предположения о ходе урока.
Выявляют, что обратиться можно не только в общении и по телефону, но и в письме.
Оформление письма рассматривают по упр.223,224 (определяют ошибку)
Беседа
Фронтальная работа
Вовлечение учащихся в живое обсуждение предложенной темы
Знакомятся с понятием «эпистолярный жанр»
Этап 2. Основной (аналитический). Практикум
Предлагает прослушать аудиозапись (Шум дождя, грозы).
http://plus-music.org/шум дождя с грозой
Предлагается выявить положительные стороны дождя и
грозы. Совместно заполняется таблица (радует//огорчает).
Приложение 1
Курирует исследовательскую работу.
Напоминает особенности оформления письма.
Организует сравнительный анализ текста письма и окончательного варианта записи.
Прослушивают шум дождя, грозы, строят предположения по предложенной ситуации.
Приложение 1
Дождь
Радует
Огорчает
Поливает сады
Можно бегать по лужам
Свежий воздух
Появляются грибы, цветы
Можно фантазировать
Будет хороший урожай
Заливает огороды
Промокает одежда, и родители загоняют домой
Ломаются машины, когда в колею с водой попадает
Бьет по лицу, больно
Грустно, сыро, хмуро, холодно
Трескается асфальт
Гроза
Радует
Огорчает
Боязно, но весело
Можно рассказывать страшные истории
Красиво
Плохие воспоминания
Нельзя гулять
Нельзя близко подходить к окну
Смотреть телевизор нельзя
Страшно
Анализируют высказывание одноклассников.
Сравнивают две работы, формулируют выводы. Формулируют тему работы.
Работа с аудиозаписью.
Знакомство с планом письма.
Беседа.
Проблемно-поисковый метод.
Сравнительный анализ писем.
Создание собственных писем.
Физкультминутка
Дождь
Капля - раз, капля - два,
Очень медленно сперва, (хлопки руками на каждое слово)
А потом, потом, потом -
Все бегом, бегом, бегом. (бег)
Стали капли поспевать,
Капля каплю догонять. (хлопки руками на каждое слово)
Кап-кап, кап-кап. (свободные движения пальчиками)
Зонтики скорей раскроем,
От дождя себя укроем. (соединить руки над головой)
Выполнят упражнения
Физкультминутка представляет собой активный отдых, направленный на уменьшение утомления учащихся, снятие отрицательных воздействий от длительных статических нагрузок, активизацию внимания учащихся и повышение их способности к более эффективному восприятию учебного материала.
Этап 3.
Письмо
Под нежную музыку дождя пишут письмо.
iplayer.fm/q/шум дождя гром
Под нежную мелодию пишут письмо с обращением к дождю или к грозе (по выбору).
Самостоятельная работа.
Составление текста письма.
Этап 4. Итоговый. Презентация работы
Оценивает работы учащихся. Читает своё письмо.
Приложение 2
Читают письма, корректируют написанное, оценивают работы одноклассников.
Приложение 3
знакомство и сравнивание нескольких вариантов одной проблемы (причём это решение может оказаться неодинаковым)
Этап 5. Рефлексия
Домашнее задание
Подведение итогов занятия. Рефлексия. Нарисовать в тетради свое восприятие темы урока:
хорошая активность на уроке, все удалось
выполнить;
все понял, но допустил значительные ошибки
при письме;
не успел написать письмо, не понял работу.
Целеполагание следующего занятия.
Домашнее задание: написать письмо бабушке, дедушке.
Анализируют свою работу на уроке, рисуют в тетради:
солнышко – хорошая активность на уроке, все удалось выполнить;
туча закрывает солнышко – все понял, но допустил значительные ошибки при письме;
туча с дождем – не успел написать письмо, не понял работу.
(Чему научились на уроке, все ли получилось выполнить, какое ощущение на уроке?)
уу
Приложение 2 (письмо учителя)
Здравствуй, дождь!
Даже странно, что я тебе пишу письмо, но очень надеюсь, что получишь моё послание. Я признательна тебе, что ты существуешь: ты частый гость осенью и редкий - летом и весной.
Милый дождь, ты так своевременно поливаешь огороды – помогаешь нам, что мне очень нравится, благодарю тебя.
Знаешь, дождь, бывает, тебя сопровождают сестры, гроза и молния. Вот тут-то совершаются чудеса: вспышка, рокот, они так будоражат меня. Одновременно и интересно, и страшновато. Передавай им привет.
Дождь, милый друг, приходи к нам чаще летом, мы тебя будем ждать. Когда тебя долго не бывает, нам становится скучно.
До свидания, дождь!
С приветом Д…
Приложение 3 (отрывки из писем учащихся)
«Милый дождь, когда идешь долго, появляется грусть, становится темно на улице, хочется в тепло»… (Азалия)
«Хочу пожелать тебе, дождь, хороших друзей, чтоб они не обижались, а наоборот, радовались тебе и больше гуляли на улице»… (Арина)
«Дождик, я так рада тебе, ведь после тебя цветочки оживают, радуга появляется, спасибо тебе за всё»… (Аида)
«Дождик, мне так нравится с друзьями бегать по лужам, но мамы запрещают, боятся, что можем простудиться»… (Миша)
Использованная литература (интернет-ресурсы)
- iplayer.fm/q/шум дождя гром
- http://plus-music.org/шум дождя с грозой
- http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2012/04/14/fizkultminutki