Тема: Урок развития речи. Учимся писать письма.
Цели: 1. Знакомство с особенностями эпистолярного жанра.
2. Формирование умения писать письма.
3. Воспитание культуры письменного общения.
Тип урока: урок развития речи.
Ход урока:
1. Вступительная беседа.
- Ребята, вы можете себе представить жизнь без телевизора?
- А можете себе представить себе жизнь без электричества?
- А теперь попробуйте себе представить жизнь без письменности.
- Дорога к письменности была долгой-долгой и трудной. Было это очень давно. Так давно, что даже невозможно это представить. В те далёкие времена на всей земле не было ни одного дома и люди жили в пещерах, в которых до них обитали медведи.
Долго ли, коротко ли, как говорится в сказках, но древние люди выселили древних медведей из пещер. Огляделись они по сторонам и вдруг увидели на стенах своих жилищ какие-то таинственные знаки. Но оказалось, ничего таинственного в них нет. Эти царапины были сделаны медведями, которые точили когти о стену. Царапины навели людей на очень интересную мысль: значит на ровной поверхности можно нацарапать какое-то изображение.
Именно так представляют себе некоторые учёные начало дороги письменности. А мы сегодня продолжим эту дорогу.
2. Сообщение темы и цели урока.
- Сегодня мы будем учиться писать письма.
- Вы любите писать письма?
- Я тоже очень люблю получать письма.
- Какое значение в жизни людей имеют письма?
- Письма бывают разные: письма-пожелания, письма-поздравления, письмо-информация (сообщение)
Письма могут быть адресованы разным людям: родным и близким, друзьям в своей стране и за рубежом.
Я прочитаю несколько писем, а вы попробуйте определить, что это за письма.
Учитель читает письма.
1. Письмо-информация (или сообщение)
Бабуля, здравствуй!
Не грусти.
Конфеты кончились, учти.
Я сделал лук. Носки сушу.
Два дня письмо тебе пишу.
А у меня большое горе –
Пропали шорты на заборе.
Здесь скучно
Я в поход ходил.
Кончаю. Всё.
Твой внук Кирилл.
2. Письмо-поздравление
С днём рождения, мои дорогие близнецы!
Всегда о вас думаю, для вас собираю интересные книги.
Любите нашу Родину, растите весёлыми, здоровыми, дружными, упорными в учении и труде.
Любящий вас дедушка Коля.
3. Письмо-пожелание.
Дорогие дети!
От души желаю вам, хорошие маленькие люди, будьте всю жизнь чутки и отзывчивы к чужому горю. Будьте здоровы, любите друг друга.
Крепко жму ваши лапки, да будут они честны и сильны.
М. Горький
- Получатели письма называются адресатом
Адресат- от немецкого слова «адрес»
При написании писем отправителем и получателем соблюдается выработанный веками порядок.
Письма нужно писать разборчиво, четко на аккуратном листе бумаги. Иногда эти листочки маленького формата, иногда большие и с рисунком. Многие дети любят рисовать в своих письмах. Корней Иванович Чуковский любил писать разноцветными строчками. Для этого он брал разноцветные фломастеры и особо важные места писал ими.
У космонавта Валерия Рюмина и Леонида Попова спросили: «Что вам было приятнее всего получать с Земли, когда вы были в космосе?»
- Письма, - ответили космонавты.
- Как вы думаете, почему космонавты так ответили?
3. Подготовительная работа
- А теперь посмотрим, как нужно размещать текст письма на листе бумаги?
Письмо не пишется сплошным текстом. В нём выделяется обращение, подпись. В тексте может быть много абзацев.
На доске таблица.
1. Приветствие.
(Здравствуй, Таня!
Добрый день.
Дорогой дедушка!
Милая мамочка!)
2. Рассказ о своей жизни, о каких-то событиях.
3. Прощание.
( До свидания.
Всего доброго!
Счастливо!
До скорой встречи!)
4. Подпись.
( Маша)
- Письмо, как и любой другой текст имеет 3 части: начало (зачин), основную часть и концовку. Но письмо обладает и своими особенностями. Оно имеет конкретного адресата, ему присущи диалоговые формы обращения: приветствие, обращение, прощание.
Работа с таблицей на доске
- Что включает в себя начало? (Обращение, приветствие)
- О чём говорится в основной части? (В основной части пишется о себе, о своей жизни, сообщаются новости)
- Как завершается письмо?
4. Написание письма.
- В своём письме-сочинении попробуйте рассказать своему другу или какому – то другому адресату о чём-то интересном, что случилось с вами.
Может быть, вы захотите рассказать книге, которую вы недавно прочитали.
5. Итоги.
- Ребята, воспитанные люди никогда не станут без разрешения читать чужие письма. Но наши письма пока не настоящие, мю ещё только учимся их писать. Кто из вас прочитает своё письмо?
6. Домашнее задание.
- Если у вас появилось желание, вы можете написать письмо мне.
О чём? О чём захочется. Может быть, вы захотите предложить нам такую тему для сочинения, на которую мы ещё не писали. А может быть, вам просто захочется рассказать мне о чём-нибудь интесесном.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок развития речи. Учимся писать письма.»
Тема: Урок развития речи. Учимся писать письма. ( 2 класс)
Цели: 1. Знакомство с особенностями эпистолярного жанра.
2. Формирование умения писать письма.
3. Воспитание культуры письменного общения.
Тип урока: урок развития речи.
Ход урока:
1. Вступительная беседа.
- Ребята, вы можете себе представить жизнь без телевизора?
- А можете себе представить себе жизнь без электричества?
- А теперь попробуйте себе представить жизнь без письменности.
- Дорога к письменности была долгой-долгой и трудной. Было это очень давно. Так давно, что даже невозможно это представить. В те далёкие времена на всей земле не было ни одного дома и люди жили в пещерах, в которых до них обитали медведи.
Долго ли, коротко ли, как говорится в сказках, но древние люди выселили древних медведей из пещер. Огляделись они по сторонам и вдруг увидели на стенах своих жилищ какие-то таинственные знаки. Но оказалось, ничего таинственного в них нет. Эти царапины были сделаны медведями, которые точили когти о стену. Царапины навели людей на очень интересную мысль: значит на ровной поверхности можно нацарапать какое-то изображение.
Именно так представляют себе некоторые учёные начало дороги письменности. А мы сегодня продолжим эту дорогу.
2. Сообщение темы и цели урока.
- Сегодня мы будем учиться писать письма.
- Вы любите писать письма?
- Я тоже очень люблю получать письма.
- Какое значение в жизни людей имеют письма?
- Письма бывают разные: письма-пожелания, письма-поздравления, письмо-информация (сообщение)
Письма могут быть адресованы разным людям: родным и близким, друзьям в своей стране и за рубежом.
Я прочитаю несколько писем, а вы попробуйте определить, что это за письма.
Учитель читает письма.
1. Письмо-информация (или сообщение)
Бабуля, здравствуй!
Не грусти.
Конфеты кончились, учти.
Я сделал лук. Носки сушу.
Два дня письмо тебе пишу.
А у меня большое горе –
Пропали шорты на заборе.
Здесь скучно
Я в поход ходил.
Кончаю. Всё.
Твой внук Кирилл.
2. Письмо-поздравление
С днём рождения, мои дорогие близнецы!
Всегда о вас думаю, для вас собираю интересные книги.
Любите нашу Родину, растите весёлыми, здоровыми, дружными, упорными в учении и труде.
Любящий вас дедушка Коля.
3. Письмо-пожелание.
Дорогие дети!
От души желаю вам, хорошие маленькие люди, будьте всю жизнь чутки и отзывчивы к чужому горю. Будьте здоровы, любите друг друга.
Крепко жму ваши лапки, да будут они честны и сильны.
М. Горький
- Получатели письма называются адресатом
Адресат- от немецкого слова «адрес»
При написании писем отправителем и получателем соблюдается выработанный веками порядок.
Письма нужно писать разборчиво, четко на аккуратном листе бумаги. Иногда эти листочки маленького формата, иногда большие и с рисунком. Многие дети любят рисовать в своих письмах. Корней Иванович Чуковский любил писать разноцветными строчками. Для этого он брал разноцветные фломастеры и особо важные места писал ими.
У космонавта Валерия Рюмина и Леонида Попова спросили: «Что вам было приятнее всего получать с Земли, когда вы были в космосе?»
- Письма, - ответили космонавты.
- Как вы думаете, почему космонавты так ответили?
3. Подготовительная работа
- А теперь посмотрим, как нужно размещать текст письма на листе бумаги?
Письмо не пишется сплошным текстом. В нём выделяется обращение, подпись. В тексте может быть много абзацев.
На доске таблица.
1. Приветствие.
(Здравствуй, Таня!
Добрый день.
Дорогой дедушка!
Милая мамочка!)
2. Рассказ о своей жизни, о каких-то событиях.
3. Прощание.
( До свидания.
Всего доброго!
Счастливо!
До скорой встречи!)
4. Подпись.
( Маша)
- Письмо, как и любой другой текст имеет 3 части: начало (зачин), основную часть и концовку. Но письмо обладает и своими особенностями. Оно имеет конкретного адресата, ему присущи диалоговые формы обращения: приветствие, обращение, прощание.
Работа с таблицей на доске
- Что включает в себя начало? (Обращение, приветствие)
- О чём говорится в основной части? (В основной части пишется о себе, о своей жизни, сообщаются новости)
- Как завершается письмо?
4. Написание письма.
- В своём письме-сочинении попробуйте рассказать своему другу или какому – то другому адресату о чём-то интересном, что случилось с вами.
Может быть, вы захотите рассказать книге, которую вы недавно прочитали.
5. Итоги.
- Ребята, воспитанные люди никогда не станут без разрешения читать чужие письма. Но наши письма пока не настоящие, мю ещё только учимся их писать. Кто из вас прочитает своё письмо?
6. Домашнее задание.
- Если у вас появилось желание, вы можете написать письмо мне.
О чём? О чём захочется. Может быть, вы захотите предложить нам такую тему для сочинения, на которую мы ещё не писали. А может быть, вам просто захочется рассказать мне о чём-нибудь интересном.