kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок развития речи на тему "Письмо"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели:

·        познакомить учащихся с эпистолярным жанром «письмо», его

·        структурой;

·        способствовать возрождению письма как способа общения,                              

·        совершенствуя культуру письменной речи;

·        развивать грамматическую зоркость, повторить орфографические и пунктуационные правила, изученные ранее;

·        воспитывать чувство уважения к собеседнику, особенно старшего                   

·        поколения, чувство патриотизма, гордости за свою страну и ее героев.

Оформление: слайдовый ряд с изображением писем различных эпох, в том числе военных лет - треугольники, конверты, рисунок с пишущей девочкой, медали ветеранов, песни военных лет («В землянке», «Темная ночь» и др.), эпиграф к уроку.

Ход урока.

 1 .Вступительное слово учителя.

-Здравствуйте, ребята. Здравствуйте. Как здорово, что мы с вами можем так запросто общаться. А если бы нас разделяло пространство? Конечно, вы можете сказать: «Ничего страшного. Есть телефон, Интернет...» Действительно, в современном мире существует огромное количество средств общения, не то, что в давние времена. Если бы нам удалось перенестись всего лишь на полвека назад, то мы бы увидели, что люди обменивались информацией главным образом через письма. А что же такое письмо?

-Именно об этом мы и будем сегодня говорить. Открываем тетради, записываем число, классная работа, тему урока «Письмо». Итак, нам предстоит выяснить, что такое письмо, какие правила необходимо помнить, приступая к его написанию, как оформлять конверт и, конечно же, нам нельзя забывать об орфографических и пунктуационных навыках.

2. -Что же такое письмо? Легко ли его написать?

Писать письма совсем не просто. Письмо — эпистолярный жанр. Главное — научиться на бумаге выражать доброе отношение к человеку, показать свои чувства, выразить их с помощью слов.

-1-ый слайд- девочка пишет письмо.

Комментарий к слайду: «Посмотрите, ребята, как старательно выводит буквы эта девочка. Какое сосредоточенное у нее лицо. Как аккуратно придерживает она край листа, чтобы он не съехал в сторону.

-Обратите внимание, чем она пишет? Правильно, пером. А вот и чернильница рядом. Одна, даже незначительная, помарка, клякса - придется все начинать заново. А ей еще предстоит подобрать самые нужные слова.

Не забывайте - слог письма должен быть ясным и простым. Следует быть внимательнее к словам, чтобы случайно не обидеть человека.

3.-Какие же правила следует знать, приступая к написанию письма?

2-ой слайд: «Культура написания письма».

*Письмо состоит из нескольких частей: обращения, вступления, изложения, заключения, подписи, может быть Р.S. —постскриптум (когда дописывается то, что вспомнили после написания письма).

*Бумага для письма должна быть чистой и аккуратно обрезанной.

*Не пишите писем карандашом.

*Старайтесь не делать исправлений, ошибок.

*Чистый, неизмятый конверт подписывается четко, аккуратно.

*Никогда не вскрывайте чужих писем и не читайте уже вскрытые. Это  относится и к самым близким людям. Это выражение уважения к свободе другого человека.

* Поздравительные письма отправляйте заблаговременно.

* Отвечать на письма нужно как можно быстрее (не позднее чем через 3-4 дня после их получения).

(Дети, по мере появления строчек на экране, делают записи в тетради)

4.Беседа.

-Ребята, вы узнали, что такое письмо, как его писать. А для чего люди пишут письма? (Варианты ответов учащихся, например: рассказать об изменениях в жизни, поделиться радостью или сообщить о происшествии и т.д.)

-О чем пишут в письмах? (Как первый раз пошел в школу, какого щенка или котенка подарили , какие у тебя друзья и т.д.)

3-ий слайд - письма.

Обращаю ваше внимание, что на всех письмах отведено специальное место для адреса отправителя и получателя, индекса, имеются марка и печать.

Какая огромная работа предстоит почтовой службе, чтобы письма нашли

адресата. И ошибиться здесь никак нельзя.

-Как оформить конверт, чтобы письмо нашло адресата?

Я предлагаю вам выполнить такую работу. На столах у всех лежат «конверты», которые мы сейчас и подпишем. Я просила вас узнать у родителей ваш точный домашний адрес. Возьмите «конверты» и впишите его в верхней левой части. Не забудьте прописать индекс (обратите внимание на то, как пишутся цифры). Молодцы. Часть работы выполнена. А кому мы адресуем письмо? Пока вы учитесь, я предлагаю написать его на адрес нашей школы.

Г.Астрахань

Ул. Панфилова,36

МБОУ г. Астрахани «СОШ№52» 414019

Замечательно. Теперь, когда вы захотите кому-то отправить письмо, я уверена, сделаете это грамотно.

5.А ведь были времена, когда письма отправлялись без конверта. Как вы  думаете, почему? Это особенные письма - письма с фронта. Рассказ ученика о письмах - треугольниках.

Письма-треугольники (Звучит «Темная ночь»)

Солдаты писали письма на листочке бумаги, а затем складывали его особым образом, чтобы получался треугольник. Такие треугольники отдавали на военную почту.

Письма складывались простым треугольником, что не требовало конвертов, которые на фронте всегда были в дефиците, (ученица показывает, как складывали такое письмо)

Конверт-треугольник — обычно тетрадный лист бумаги, сначала загнутый справа налево, потом слева направо. Оставшаяся полоса бумаги (поскольку тетрадь не квадратной, а прямоугольной формы) вставлялась, как клапан, внутрь треугольника. Готовое к отправке письмо не заклеивалось — его всё равно должна была прочитать цензура; почтовая марка была не нужна, адрес писался на наружной стороне листа.

4-ый слайд - треугольники, почтовая карточка, воинское

6.Инсценированное чтение стихотворения К. Симонова «Жди меня». ( Звучит песня военных лет «В землянке»)

7.Обратимся к эпиграфу нашего урока:                                                    #

Прошла война, прошла страда,

Но боль взывает к людям:

«Давайте , люди, никогда

об этом не забудем».

В этом году наша страна в 70 раз будет отмечать День Победы. Сердцу  каждого из нас дорог этот праздник. Дорог памятью о тех, кто ценою своей жизни отстаивал свободу. Мы всегда должны помнить о людях, отдавших свои жизни за светлое будущее нашей страны. Бессмертен подвиг тех, кто боролся и победил фашизм. Память об их подвиге будет вечно жить в наших сердцах, сердцах наших детей и внуков. Наши дети должны знать, какою ценою завоевано их счастье, не забывать тех людей, которые приближали Победу. Как мало осталось тех, кто пережил ужасы войны. Как часто их несправедливо забывают. А им так не хватает наших теплых, ласковых слов, наших заботы и внимания. И в наших с вами силах сделать этим людям приятное. Давайте напишем им письма со словами нашей благодарности, поздравим их с наступающим праздником - главным праздником в их жизни, расскажем о себе - знающих о той страшной войне, благодаря им, лишь по рассказам да по кинофильмам. Это и будет наш маленький вклад в общее дело.

-Как можно начать письмо ветерану?

(«Здравствуй, дорогой ветеран Великой Отечественной войны! Приближается День Победы...»

«Здравствуй, Солдат Победы, уважаемый ветеран Великой Отечественной войны! Пишет тебе ученик (-ца) 6-го «А» класса МБОУ г. Астрахани  «СОШ№52»...»). А если у кого-то есть родственник - ветеран или просто знакомый , то еще лучше пригласить его в гости или навестить лично с наилучшими поздравлениями и пожеланиями.

Итоги урока: -Что больше всего запомнилось на уроке?

-Какие правила написания письма вы теперь знаете?

-Что интересного узнали сегодня на уроке?

-Что понравилось?

8.На дом: написать письмо ветерану.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок развития речи на тему "Письмо" »

Урок развития речи на тему: «Письмо».

Цели:

  • познакомить учащихся с эпистолярным жанром «письмо», его

  • структурой;

  • способствовать возрождению письма как способа общения,

  • совершенствуя культуру письменной речи;

  • развивать грамматическую зоркость, повторить орфографические и пунктуационные правила, изученные ранее;

  • воспитывать чувство уважения к собеседнику, особенно старшего

  • поколения, чувство патриотизма, гордости за свою страну и ее героев.

Оформление: слайдовый ряд с изображением писем различных эпох, в том числе военных лет - треугольники, конверты, рисунок с пишущей девочкой, медали ветеранов, песни военных лет («В землянке», «Темная ночь» и др.), эпиграф к уроку.

Прошла война, прошла страда,

Но боль взывает к людям:

«Давайте , люди, никогда

об этом не забудем».

Ход урока.

1 .Вступительное слово учителя.

-Здравствуйте, ребята. Здравствуйте. Как здорово, что мы с вами можем так запросто общаться. А если бы нас разделяло пространство? Конечно, вы можете сказать: «Ничего страшного. Есть телефон, Интернет...» Действительно, в современном мире существует огромное количество средств общения, не то, что в давние времена. Если бы нам удалось перенестись всего лишь на полвека назад, то мы бы увидели, что люди обменивались информацией главным образом через письма. А что же такое письмо?

-Именно об этом мы и будем сегодня говорить. Открываем тетради, записываем число, классная работа, тему урока «Письмо». Итак, нам предстоит выяснить, что такое письмо, какие правила необходимо помнить, приступая к его написанию, как оформлять конверт и, конечно же, нам нельзя забывать об орфографических и пунктуационных навыках.

2. -Что же такое письмо? Легко ли его написать?

Писать письма совсем не просто. Письмо — эпистолярный жанр. Главное — научиться на бумаге выражать доброе отношение к человеку, показать свои чувства, выразить их с помощью слов.

-1-ый слайд- девочка пишет письмо.

Комментарий к слайду: «Посмотрите, ребята, как старательно выводит буквы эта девочка. Какое сосредоточенное у нее лицо. Как аккуратно придерживает она край листа, чтобы он не съехал в сторону.

-Обратите внимание, чем она пишет? Правильно, пером. А вот и чернильница рядом. Одна, даже незначительная, помарка, клякса - придется все начинать заново. А ей еще предстоит подобрать самые нужные слова.

Не забывайте - слог письма должен быть ясным и простым. Следует быть внимательнее к словам, чтобы случайно не обидеть человека.

3.-Какие же правила следует знать, приступая к написанию письма?

2-ой слайд: «Культура написания письма».

*Письмо состоит из нескольких частей: обращения, вступления, изложения, заключения, подписи, может быть Р.S. —постскриптум (когда дописывается то, что вспомнили после написания письма).

*Бумага для письма должна быть чистой и аккуратно обрезанной.

*Не пишите писем карандашом.

*Старайтесь не делать исправлений, ошибок.

*Чистый, неизмятый конверт подписывается четко, аккуратно.

*Никогда не вскрывайте чужих писем и не читайте уже вскрытые. Это относится и к самым близким людям. Это выражение уважения к свободе другого человека.

* Поздравительные письма отправляйте заблаговременно.

* Отвечать на письма нужно как можно быстрее (не позднее чем через 3-4 дня после их получения).

(Дети, по мере появления строчек на экране, делают записи в тетради)

4.Беседа.

-Ребята, вы узнали, что такое письмо, как его писать. А для чего люди пишут письма? (Варианты ответов учащихся, например: рассказать об изменениях в жизни, поделиться радостью или сообщить о происшествии и т.д.)

-О чем пишут в письмах? (Как первый раз пошел в школу, какого щенка или котенка подарили , какие у тебя друзья и т.д.)

3-ий слайд - письма.

Обращаю ваше внимание, что на всех письмах отведено специальное место для адреса отправителя и получателя, индекса, имеются марка и печать.

Какая огромная работа предстоит почтовой службе, чтобы письма нашли

адресата. И ошибиться здесь никак нельзя.

-Как оформить конверт, чтобы письмо нашло адресата?

Я предлагаю вам выполнить такую работу. На столах у всех лежат «конверты», которые мы сейчас и подпишем. Я просила вас узнать у родителей ваш точный домашний адрес. Возьмите «конверты» и впишите его в верхней левой части. Не забудьте прописать индекс (обратите внимание на то, как пишутся цифры). Молодцы. Часть работы выполнена. А кому мы адресуем письмо? Пока вы учитесь, я предлагаю написать его на адрес нашей школы.

Г.Астрахань

Ул. Панфилова,36

МБОУ г. Астрахани «СОШ№52» 414019

Замечательно. Теперь, когда вы захотите кому-то отправить письмо, я уверена, сделаете это грамотно.

5.А ведь были времена, когда письма отправлялись без конверта. Как вы думаете, почему? Это особенные письма - письма с фронта. Рассказ ученика о письмах - треугольниках.

Письма-треугольники (Звучит «Темная ночь»)

Солдаты писали письма на листочке бумаги, а затем складывали его особым образом, чтобы получался треугольник. Такие треугольники отдавали на военную почту.

Письма складывались простым треугольником, что не требовало конвертов, которые на фронте всегда были в дефиците, (ученица показывает, как складывали такое письмо)

Конверт-треугольник — обычно тетрадный лист бумаги, сначала загнутый справа налево, потом слева направо. Оставшаяся полоса бумаги (поскольку тетрадь не квадратной, а прямоугольной формы) вставлялась, как клапан, внутрь треугольника. Готовое к отправке письмо не заклеивалось — его всё равно должна была прочитать цензура; почтовая марка была не нужна, адрес писался на наружной стороне листа.

4-ый слайд - треугольники, почтовая карточка, воинское

6.Инсценированное чтение стихотворения К. Симонова «Жди меня». ( Звучит песня военных лет «В землянке»)

7.Обратимся к эпиграфу нашего урока: #

Прошла война, прошла страда,

Но боль взывает к людям:

«Давайте , люди, никогда

об этом не забудем».

В этом году наша страна в 70 раз будет отмечать День Победы. Сердцу каждого из нас дорог этот праздник. Дорог памятью о тех, кто ценою своей жизни отстаивал свободу. Мы всегда должны помнить о людях, отдавших свои жизни за светлое будущее нашей страны. Бессмертен подвиг тех, кто боролся и победил фашизм. Память об их подвиге будет вечно жить в наших сердцах, сердцах наших детей и внуков. Наши дети должны знать, какою ценою завоевано их счастье, не забывать тех людей, которые приближали Победу. Как мало осталось тех, кто пережил ужасы войны. Как часто их несправедливо забывают. А им так не хватает наших теплых, ласковых слов, наших заботы и внимания. И в наших с вами силах сделать этим людям приятное. Давайте напишем им письма со словами нашей благодарности, поздравим их с наступающим праздником - главным праздником в их жизни, расскажем о себе - знающих о той страшной войне, благодаря им, лишь по рассказам да по кинофильмам. Это и будет наш маленький вклад в общее дело.

-Как можно начать письмо ветерану?

(«Здравствуй, дорогой ветеран Великой Отечественной войны! Приближается День Победы...»

«Здравствуй, Солдат Победы, уважаемый ветеран Великой Отечественной войны! Пишет тебе ученик (-ца) 6-го «А» класса МБОУ г. Астрахани «СОШ№52»...»). А если у кого-то есть родственник - ветеран или просто знакомый , то еще лучше пригласить его в гости или навестить лично с наилучшими поздравлениями и пожеланиями.

Итоги урока: -Что больше всего запомнилось на уроке?

-Какие правила написания письма вы теперь знаете?

-Что интересного узнали сегодня на уроке?

-Что понравилось?

8.На дом: написать письмо ветерану.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Урок развития речи на тему "Письмо"

Автор: Баринова Тамара Геннадьевна

Дата: 23.12.2014

Номер свидетельства: 147296

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(75) "Урок развития речи. Учимся писать письма."
    ["seo_title"] => string(37) "urokrazvitiiariechiuchimsiapisatpisma"
    ["file_id"] => string(6) "258652"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448544827"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(166) "конспект урока развития речи по теме "Сочинение-описание по заданному плану "Краски осени" "
    ["seo_title"] => string(98) "konspiekt-uroka-razvitiia-riechi-po-tiemie-sochinieniie-opisaniie-po-zadannomu-planu-kraski-osieni"
    ["file_id"] => string(6) "137568"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417370374"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(192) "УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 4 КЛАССЕ С КАЗАХСКИМ ЯЗЫКОМ ОБУЧЕНИЯ.Тема: Урок развития речи. Обучающее изложение. "
    ["seo_title"] => string(123) "urok-russkogo-iazyka-v-4-klassie-s-kazakhskim-iazykom-obuchieniia-tiema-urok-razvitiia-riechi-obuchaiushchieie-izlozhieniie"
    ["file_id"] => string(6) "140557"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417967601"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(59) "урок развития речи "Урок письма" "
    ["seo_title"] => string(33) "urok-razvitiia-riechi-urok-pis-ma"
    ["file_id"] => string(6) "238622"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444592869"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(199) "План-конспект урока русского языка. Урок развития речи. 5 класс Тема. Письмо. Виды писем. Учимся писать письма."
    ["seo_title"] => string(80) "plan_konspekt_uroka_russkogo_iazyka_urok_razvitiia_rechi_5_klass_tema_pismo_vidy"
    ["file_id"] => string(6) "622234"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1672757054"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства