· воспитывать чувство уважения к собеседнику, особенно старшего
· поколения, чувство патриотизма, гордости за свою страну и ее героев.
Оформление: слайдовый ряд с изображением писем различных эпох, в том числе военных лет - треугольники, конверты, рисунок с пишущей девочкой, медали ветеранов, песни военных лет («В землянке», «Темная ночь» и др.), эпиграф к уроку.
Ход урока.
1 .Вступительное слово учителя.
-Здравствуйте, ребята. Здравствуйте. Как здорово, что мы с вами можем так запросто общаться. А если бы нас разделяло пространство? Конечно, вы можете сказать: «Ничего страшного. Есть телефон, Интернет...» Действительно, в современном мире существует огромное количество средств общения, не то, что в давние времена. Если бы нам удалось перенестись всего лишь на полвека назад, то мы бы увидели, что люди обменивались информацией главным образом через письма. А что же такое письмо?
-Именно об этом мы и будем сегодня говорить. Открываем тетради, записываем число, классная работа, тему урока «Письмо». Итак, нам предстоит выяснить, что такое письмо, какие правила необходимо помнить, приступая к его написанию, как оформлять конверт и, конечно же, нам нельзя забывать об орфографических и пунктуационных навыках.
2. -Что же такое письмо? Легко ли его написать?
Писать письма совсем не просто. Письмо — эпистолярный жанр. Главное — научиться на бумаге выражать доброе отношение к человеку, показать свои чувства, выразить их с помощью слов.
-1-ый слайд- девочка пишет письмо.
Комментарий к слайду: «Посмотрите, ребята, как старательно выводит буквы эта девочка. Какое сосредоточенное у нее лицо. Как аккуратно придерживает она край листа, чтобы он не съехал в сторону.
-Обратите внимание, чем она пишет? Правильно, пером. А вот и чернильница рядом. Одна, даже незначительная, помарка, клякса - придется все начинать заново. А ей еще предстоит подобрать самые нужные слова.
Не забывайте - слог письма должен быть ясным и простым. Следует быть внимательнее к словам, чтобы случайно не обидеть человека.
3.-Какие же правила следует знать, приступая к написанию письма?
2-ой слайд: «Культура написания письма».
*Письмо состоит из нескольких частей: обращения, вступления, изложения, заключения, подписи, может быть Р.S. —постскриптум (когда дописывается то, что вспомнили после написания письма).
*Бумага для письма должна быть чистой и аккуратно обрезанной.
*Никогда не вскрывайте чужих писем и не читайте уже вскрытые. Это относится и к самым близким людям. Это выражение уважения к свободе другого человека.
* Поздравительные письма отправляйте заблаговременно.
* Отвечать на письма нужно как можно быстрее (не позднее чем через 3-4 дня после их получения).
(Дети, по мере появления строчек на экране, делают записи в тетради)
4.Беседа.
-Ребята, вы узнали, что такое письмо, как его писать. А для чего люди пишут письма? (Варианты ответов учащихся, например: рассказать об изменениях в жизни, поделиться радостью или сообщить о происшествии и т.д.)
-О чем пишут в письмах? (Как первый раз пошел в школу, какого щенка или котенка подарили , какие у тебя друзья и т.д.)
3-ий слайд - письма.
Обращаю ваше внимание, что на всех письмах отведено специальное место для адреса отправителя и получателя, индекса, имеются марка и печать.
Какая огромная работа предстоит почтовой службе, чтобы письма нашли
адресата. И ошибиться здесь никак нельзя.
-Как оформить конверт, чтобы письмо нашло адресата?
Я предлагаю вам выполнить такую работу. На столах у всех лежат «конверты», которые мы сейчас и подпишем. Я просила вас узнать у родителей ваш точный домашний адрес. Возьмите «конверты» и впишите его в верхней левой части. Не забудьте прописать индекс (обратите внимание на то, как пишутся цифры). Молодцы. Часть работы выполнена. А кому мы адресуем письмо? Пока вы учитесь, я предлагаю написать его на адрес нашей школы.
Г.Астрахань
Ул. Панфилова,36
МБОУ г. Астрахани «СОШ№52» 414019
Замечательно. Теперь, когда вы захотите кому-то отправить письмо, я уверена, сделаете это грамотно.
5.А ведь были времена, когда письма отправлялись без конверта. Как вы думаете, почему? Это особенные письма - письма с фронта. Рассказ ученика о письмах - треугольниках.
Письма-треугольники (Звучит «Темная ночь»)
Солдаты писали письма на листочке бумаги, а затем складывали его особым образом, чтобы получался треугольник. Такие треугольники отдавали на военную почту.
Письма складывались простым треугольником, что не требовало конвертов, которые на фронте всегда были в дефиците, (ученица показывает, как складывали такое письмо)
Конверт-треугольник — обычно тетрадный лист бумаги, сначала загнутый справа налево, потом слева направо. Оставшаяся полоса бумаги (поскольку тетрадь не квадратной, а прямоугольной формы) вставлялась, как клапан, внутрь треугольника. Готовое к отправке письмо не заклеивалось — его всё равно должна была прочитать цензура; почтовая марка была не нужна, адрес писался на наружной стороне листа.
6.Инсценированное чтение стихотворения К. Симонова «Жди меня». ( Звучит песня военных лет «В землянке»)
7.Обратимся к эпиграфу нашего урока: #
Прошла война, прошла страда,
Но боль взывает к людям:
«Давайте , люди, никогда
об этом не забудем».
В этом году наша страна в 70 раз будет отмечать День Победы. Сердцу каждого из нас дорог этот праздник. Дорог памятью о тех, кто ценою своей жизни отстаивал свободу. Мы всегда должны помнить о людях, отдавших свои жизни за светлое будущее нашей страны. Бессмертен подвиг тех, кто боролся и победил фашизм. Память об их подвиге будет вечно жить в наших сердцах, сердцах наших детей и внуков. Наши дети должны знать, какою ценою завоевано их счастье, не забывать тех людей, которые приближали Победу. Как мало осталось тех, кто пережил ужасы войны. Как часто их несправедливо забывают. А им так не хватает наших теплых, ласковых слов, наших заботы и внимания. И в наших с вами силах сделать этим людям приятное. Давайте напишем им письма со словами нашей благодарности, поздравим их с наступающим праздником - главным праздником в их жизни, расскажем о себе - знающих о той страшной войне, благодаря им, лишь по рассказам да по кинофильмам. Это и будет наш маленький вклад в общее дело.
-Как можно начать письмо ветерану?
(«Здравствуй, дорогой ветеран Великой Отечественной войны! Приближается День Победы...»
«Здравствуй, Солдат Победы, уважаемый ветеран Великой Отечественной войны! Пишет тебе ученик (-ца) 6-го «А» класса МБОУ г. Астрахани «СОШ№52»...»). А если у кого-то есть родственник - ветеран или просто знакомый , то еще лучше пригласить его в гости или навестить лично с наилучшими поздравлениями и пожеланиями.
Итоги урока: -Что больше всего запомнилось на уроке?
-Какие правила написания письма вы теперь знаете?
-Что интересного узнали сегодня на уроке?
-Что понравилось?
8.На дом: написать письмо ветерану.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок развития речи на тему "Письмо" »
Урок развития речи на тему: «Письмо».
Цели:
познакомить учащихся с эпистолярным жанром «письмо», его
структурой;
способствовать возрождению письма как способа общения,
совершенствуя культуру письменной речи;
развивать грамматическую зоркость, повторить орфографические и пунктуационные правила, изученные ранее;
воспитывать чувство уважения к собеседнику, особенно старшего
поколения, чувство патриотизма, гордости за свою страну и ее героев.
Оформление: слайдовый ряд с изображением писем различных эпох, в том числе военных лет - треугольники, конверты, рисунок с пишущей девочкой, медали ветеранов, песни военных лет («В землянке», «Темная ночь» и др.), эпиграф к уроку.
Прошла война, прошла страда,
Но боль взывает к людям:
«Давайте , люди, никогда
об этом не забудем».
Ход урока.
1 .Вступительное слово учителя.
-Здравствуйте, ребята. Здравствуйте. Как здорово, что мы с вами можем так запросто общаться. А если бы нас разделяло пространство? Конечно, вы можете сказать: «Ничего страшного. Есть телефон, Интернет...» Действительно, в современном мире существует огромное количество средств общения, не то, что в давние времена. Если бы нам удалось перенестись всего лишь на полвека назад, то мы бы увидели, что люди обменивались информацией главным образом через письма. А что же такое письмо?
-Именно об этом мы и будем сегодня говорить. Открываем тетради, записываем число, классная работа, тему урока «Письмо». Итак, нам предстоит выяснить, что такое письмо, какие правила необходимо помнить, приступая к его написанию, как оформлять конверт и, конечно же, нам нельзя забывать об орфографических и пунктуационных навыках.
2. -Что же такое письмо? Легко ли его написать?
Писать письма совсем не просто. Письмо — эпистолярный жанр. Главное — научиться на бумаге выражать доброе отношение к человеку, показать свои чувства, выразить их с помощью слов.
-1-ый слайд- девочка пишет письмо.
Комментарий к слайду: «Посмотрите, ребята, как старательно выводит буквы эта девочка. Какое сосредоточенное у нее лицо. Как аккуратно придерживает она край листа, чтобы он не съехал в сторону.
-Обратите внимание, чем она пишет? Правильно, пером. А вот и чернильница рядом. Одна, даже незначительная, помарка, клякса - придется все начинать заново. А ей еще предстоит подобрать самые нужные слова.
Не забывайте - слог письма должен быть ясным и простым. Следует быть внимательнее к словам, чтобы случайно не обидеть человека.
3.-Какие же правила следует знать, приступая к написанию письма?
2-ой слайд: «Культура написания письма».
*Письмо состоит из нескольких частей: обращения, вступления, изложения, заключения, подписи, может быть Р.S. —постскриптум (когда дописывается то, что вспомнили после написания письма).
*Бумага для письма должна быть чистой и аккуратно обрезанной.
*Никогда не вскрывайте чужих писем и не читайте уже вскрытые. Это относится и к самым близким людям. Это выражение уважения к свободе другого человека.
* Поздравительные письма отправляйте заблаговременно.
* Отвечать на письма нужно как можно быстрее (не позднее чем через 3-4 дня после их получения).
(Дети, по мере появления строчек на экране, делают записи в тетради)
4.Беседа.
-Ребята, вы узнали, что такое письмо, как его писать. А для чего люди пишут письма? (Варианты ответов учащихся, например: рассказать об изменениях в жизни, поделиться радостью или сообщить о происшествии и т.д.)
-О чем пишут в письмах? (Как первый раз пошел в школу, какого щенка или котенка подарили , какие у тебя друзья и т.д.)
3-ий слайд - письма.
Обращаю ваше внимание, что на всех письмах отведено специальное место для адреса отправителя и получателя, индекса, имеются марка и печать.
Какая огромная работа предстоит почтовой службе, чтобы письма нашли
адресата. И ошибиться здесь никак нельзя.
-Как оформить конверт, чтобы письмо нашло адресата?
Я предлагаю вам выполнить такую работу. На столах у всех лежат «конверты», которые мы сейчас и подпишем. Я просила вас узнать у родителей ваш точный домашний адрес. Возьмите «конверты» и впишите его в верхней левой части. Не забудьте прописать индекс (обратите внимание на то, как пишутся цифры). Молодцы. Часть работы выполнена. А кому мы адресуем письмо? Пока вы учитесь, я предлагаю написать его на адрес нашей школы.
Г.Астрахань
Ул. Панфилова,36
МБОУ г. Астрахани «СОШ№52» 414019
Замечательно. Теперь, когда вы захотите кому-то отправить письмо, я уверена, сделаете это грамотно.
5.А ведь были времена, когда письма отправлялись без конверта. Как вы думаете, почему? Это особенные письма - письма с фронта. Рассказ ученика о письмах - треугольниках.
Письма-треугольники (Звучит «Темная ночь»)
Солдаты писали письма на листочке бумаги, а затем складывали его особым образом, чтобы получался треугольник. Такие треугольники отдавали на военную почту.
Письма складывались простым треугольником, что не требовало конвертов, которые на фронте всегда были в дефиците, (ученица показывает, как складывали такое письмо)
Конверт-треугольник — обычно тетрадный лист бумаги, сначала загнутый справа налево, потом слева направо. Оставшаяся полоса бумаги (поскольку тетрадь не квадратной, а прямоугольной формы) вставлялась, как клапан, внутрь треугольника. Готовое к отправке письмо не заклеивалось — его всё равно должна была прочитать цензура; почтовая марка была не нужна, адрес писался на наружной стороне листа.
6.Инсценированное чтение стихотворения К. Симонова «Жди меня». ( Звучит песня военных лет «В землянке»)
7.Обратимся к эпиграфу нашего урока: #
Прошла война, прошла страда,
Но боль взывает к людям:
«Давайте , люди, никогда
об этом не забудем».
В этом году наша страна в 70 раз будет отмечать День Победы. Сердцу каждого из нас дорог этот праздник. Дорог памятью о тех, кто ценою своей жизни отстаивал свободу. Мы всегда должны помнить о людях, отдавших свои жизни за светлое будущее нашей страны. Бессмертен подвиг тех, кто боролся и победил фашизм. Память об их подвиге будет вечно жить в наших сердцах, сердцах наших детей и внуков. Наши дети должны знать, какою ценою завоевано их счастье, не забывать тех людей, которые приближали Победу. Как мало осталось тех, кто пережил ужасы войны. Как часто их несправедливо забывают. А им так не хватает наших теплых, ласковых слов, наших заботы и внимания. И в наших с вами силах сделать этим людям приятное. Давайте напишем им письма со словами нашей благодарности, поздравим их с наступающим праздником - главным праздником в их жизни, расскажем о себе - знающих о той страшной войне, благодаря им, лишь по рассказам да по кинофильмам. Это и будет наш маленький вклад в общее дело.
-Как можно начать письмо ветерану?
(«Здравствуй, дорогой ветеран Великой Отечественной войны! Приближается День Победы...»
«Здравствуй, Солдат Победы, уважаемый ветеран Великой Отечественной войны! Пишет тебе ученик (-ца) 6-го «А» класса МБОУ г. Астрахани «СОШ№52»...»). А если у кого-то есть родственник - ветеран или просто знакомый , то еще лучше пригласить его в гости или навестить лично с наилучшими поздравлениями и пожеланиями.
Итоги урока: -Что больше всего запомнилось на уроке?