Урок-конспект «Развитие речи. «Письмо ветерану». 7 класс
А.З. Зиганшина, учитель русского языка и литературы МАОУ- СОШ №17
г. Альметьевск
Цель урока: дать учащимися представление об эпистолярном жанре и о письме как о тексте, его видах по цели общения; ознакомить с правилами написания письма и особенностями, композицией и историей развития этого жанра; показать значение переписки в жизни человека; развивать навыки логически последовательной устной и письменной речи, обогащать словарный запас по данной теме; воспитывать интерес к предмету и эпистолярному жанру, бережное отношение к родному языку, любовь и уважение к своей стране.
Оборудование: цветные карточки; компьютерная презентация.
Тип урока: урок развития речи.
Ход урока.
Организационный момент.
Эмоциональный настрой.
Учитель. Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас урок развития речи. Перед нами две карточки фиолетового и желтого цвета. Поднимите ту, которая соответствует вашему настроению сегодня. Фиолетовая карточка – хорошее настроение, желтая карточка – плохое.
(Звучит стихотворение С.Я.Маршака «Кто стучится в дверь ко мне…» аудиозапись в исполнении автора.)
Актуализация опорных знаний. Сообщение темы и цели урока.
Обращение учителя к детям.
-Ребята, в рамках знакомства с разными жанрами и стилями сегодня мы познакомимся с эпистолярным жанром.
( Запись темы урока.)
- Что такое эпистолярный жанр? ( Это жанр писем.)
- Зачем нам знакомиться с эпистолярным жанром? Ведь в век электронной почты и мобильной связи этот жанр, кажется, становится неактуальным. Правда… Скажите, вы любите получать письма от родных и близких? Вам нравится их читать?
- Чем отличаются короткие электронные сообщения или мобильные звонки от писем? (Ответы учащихся)
Изучение нового материала
Вступительное слово учителя.
-Между первой весточкой в бумажном конверте и современной электронной почтой – столетия, а сегодня они рядом. С нетерпением ждут и электронное послание (не сводя взгляда с монитора компьютера), и традиционный почтовый конверт (открывая каждый день почтовый ящик). Прошлое, настоящее и будущее – рядом в нашей жизни.
В письмо человек вкладывает душу. По письму можно узнать характер его автора. Англия. Оттуда берут начало основные правила – этикет составления корреспонденции. Но эпистолярное искусство ( от латинского слова «эпистола» - письмо, послание) существует с древних времен.
Словарная работа.
Давайте посмотрим, какие термины нам могут встретиться в эпистолярном жанре, объясним их. Словарную работу мы проведем в форме игры «Соотнеси понятия»
( слайд №1).
Сообщение учащихся.
- Но откуда же пришло это явление – письмо?
- Об истории письма, о первом почтовом ящике и конверте расскажет Мельникова Арина. (Слайд №2).
- Когда же появился первый почтовый ящик?
- (Слайд №3). Слово предоставим Снегову Даниилу.
- А теперь послушайте об истории возникновения конверта. (Слайд №4).
Ознакомление с видами письма.
Учитель. Существуют несколько видов писем. Давайте посмотрим, какими бывают письма:
- Деловое;
- Личное;
- Поздравление;
- Просьба;
- Любовное;
- Благодарственное;
- Обращение;
- Рассказ.
Как вы видите, видов писем достаточно много, все они отличаются друг от друга по тематике, содержанию и адресатам. Но есть правила, которые являются общими для написания любого письма.
Правила написания письма.
Учитель. Итак, посмотрим, какие же есть правила написания современного письма (Слайд №5).
- Для чего мы пишем письма( какие задачи ставим перед собой и стремимся решить при общении с другими людьми)?
- Запись в тетрадях.
- Сообщить, оповестить,
- Поздравить,
-
- Извиниться,
- Поделиться чувствами, впечатлениями,
- Поблагодарить.
- Как нужно правильно написать адрес, чтобы письмо дошло по назначению? (Ответы учащихся и демонстрирование конверта - слайд №6).
- В каком падеже следует употреблять фамилию, имя, отчество адресата? Адресанта? (ответы учащихся)
- Где находится почтовый индекс? Что он обозначает? (ответы учащихся)
- Подписывать конверт вы научились, а что представляет собой текст письма? Каковы его основные признаки? (ответы учащихся)
(Слайд №7).
План письма.
- Зачин. Вступление.
- Информационная часть. Основная часть.
- Концовка. Заключение.
- PS. («после написанного»).
ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА.
Практическая работа. Работа с текстами (у каждого на парте).
- В этом году у меня были необычные каникулы. Я летом много путешествовала. Мы с мамой ездили на экскурсию в Санкт-Петербург, а потом в Пушкинский заповедник. Везде было очень интересно. Особенно запомнились комнаты поэта и домик его няни. Я многое узнала этим летом и хорошо отдохнула.
- Мой дорогой друг! Задача перед тобой стоит важная, трудная – учиться.
Все люди на земле: летчики, агрономы, рабочие и моряки, колхозники и артисты – начинали учиться с первой буквы на доске, с первого слова в букваре.
Но в школе ты станешь не только грамотным человеком – ты научишься дружить. Стать дружными вам помогут учителя, товарищи. И тогда класс будет не просто классом, а коллективом. Коллектив может многое сделать. В коллективе все болеют друг за друга, один за всех и все за одного. Есть такое хорошее правило у людей.
Дорогой друг! Желаю тебе счастья, здоровья, успехов в учебе!
Твой друг Юрий Гагарин.
Задания.
Прочитайте тексты. Определите, какой из них можно назвать письмом и почему?
- Кто отправитель (адресант) письма?
- Что вы знаете об этом человеке?
Учитель. Молодцы! Вы верно определили, что здесь два текста писем и они имеют схожую структуру: обращение, зачин письма (начало письма), основную часть письма (текст), концовку, подпись, дату.
Творческая работа.
Учитель. Теперь, когда вы знаете, какие бывают письма, каким стилем их надо писать, вы сами пробуете написать письмо. Но письмо не простое, а поздравительное.
- Какой праздник отмечает наша страна 9МАЯ?
Памятка для написания поздравительного письма (слайд № 8).
Работа над планом текста. (слайд №9)
Самостоятельная работа по написанию письма.
(Учащиеся пишут письмо ветерану Хайбуллиной Миннибике Абдулловне, ветерану нашей школы, которые будут переданы в канун праздника.)
Подведение итогов урока.
Рефлексия.
- Кому из вас понравилось работать в эпистолярном жанре?
- С каким видом письма познакомились на уроке?
- Где пригодится нам умение писать поздравительные письма?
- Карточкой покажите свое настроение в конце урока.
Самоанализ урока.
Урок проводился в 7 классе. В этом классе я работаю третий год. Для открытого мероприятия я выбрала урок развития речи на тему «Письмо ветерану». Цели, поставленные перед классным коллективом, были достигнуты. Главный этап – познакомить учащихся с особенностями композицией и историей эпистолярного жанра, показать значение переписки в жизни человека. Другие этапы: развитие навыков логически последовательной устной и письменной речи и обогащение словарного запаса по данной теме помогли для раскрытия нового материала. Были применены разные формы обучения: цветные карточки и компьютерная презентация, подготовленная ученицей самостоятельно, что обеспечило высокую работоспособность учащихся на уроке.
Урок поддерживался хорошей психологической атмосферой, доброжелательным общением и рациональным использованием времени. Все поставленные задачи удалось реализовать полностью.
Просмотр содержимого документа
«Письмо ветерану 7 класс»
Урок-конспект «Развитие речи. «Письмо ветерану». 7 класс
А.З. Зиганшина, учитель русского языка и литературы МАОУ- СОШ №17
г. Альметьевск
Цель урока: дать учащимися представление об эпистолярном жанре и о письме как о тексте, его видах по цели общения; ознакомить с правилами написания письма и особенностями, композицией и историей развития этого жанра; показать значение переписки в жизни человека; развивать навыки логически последовательной устной и письменной речи, обогащать словарный запас по данной теме; воспитывать интерес к предмету и эпистолярному жанру, бережное отношение к родному языку, любовь и уважение к своей стране.
Оборудование: цветные карточки; компьютерная презентация.
Тип урока: урок развития речи.
Ход урока.
Организационный момент.
Эмоциональный настрой.
Учитель. Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас урок развития речи. Перед нами две карточки фиолетового и желтого цвета. Поднимите ту, которая соответствует вашему настроению сегодня. Фиолетовая карточка – хорошее настроение, желтая карточка – плохое.
(Звучит стихотворение С.Я.Маршака «Кто стучится в дверь ко мне…» аудиозапись в исполнении автора.)
Актуализация опорных знаний. Сообщение темы и цели урока.
Обращение учителя к детям.
-Ребята, в рамках знакомства с разными жанрами и стилями сегодня мы познакомимся с эпистолярным жанром.
( Запись темы урока.)
Что такое эпистолярный жанр? ( Это жанр писем.)
Зачем нам знакомиться с эпистолярным жанром? Ведь в век электронной почты и мобильной связи этот жанр, кажется, становится неактуальным. Правда… Скажите, вы любите получать письма от родных и близких? Вам нравится их читать?
Чем отличаются короткие электронные сообщения или мобильные звонки от писем? (Ответы учащихся)
Изучение нового материала
Вступительное слово учителя.
-Между первой весточкой в бумажном конверте и современной электронной почтой – столетия, а сегодня они рядом. С нетерпением ждут и электронное послание (не сводя взгляда с монитора компьютера), и традиционный почтовый конверт (открывая каждый день почтовый ящик). Прошлое, настоящее и будущее – рядом в нашей жизни.
В письмо человек вкладывает душу. По письму можно узнать характер его автора. Англия. Оттуда берут начало основные правила – этикет составления корреспонденции. Но эпистолярное искусство ( от латинского слова «эпистола» - письмо, послание) существует с древних времен.
Словарная работа.
Давайте посмотрим, какие термины нам могут встретиться в эпистолярном жанре, объясним их. Словарную работу мы проведем в форме игры «Соотнеси понятия»
( слайд №1).
Сообщение учащихся.
Но откуда же пришло это явление – письмо?
Об истории письма, о первом почтовом ящике и конверте расскажет Мельникова Арина. (Слайд №2).
Когда же появился первый почтовый ящик?
(Слайд №3). Слово предоставим Снегову Даниилу.
А теперь послушайте об истории возникновения конверта. (Слайд №4).
Ознакомление с видами письма.
Учитель. Существуют несколько видов писем. Давайте посмотрим, какими бывают письма:
Деловое;
Личное;
Поздравление;
Просьба;
Любовное;
Благодарственное;
Обращение;
Рассказ.
Как вы видите, видов писем достаточно много, все они отличаются друг от друга по тематике, содержанию и адресатам. Но есть правила, которые являются общими для написания любого письма.
Правила написания письма.
Учитель. Итак, посмотрим, какие же есть правила написания современного письма (Слайд №5).
Для чего мы пишем письма( какие задачи ставим перед собой и стремимся решить при общении с другими людьми)?
Запись в тетрадях.
Сообщить, оповестить,
Поздравить,
Извиниться,
Поделиться чувствами, впечатлениями,
Поблагодарить.
Как нужно правильно написать адрес, чтобы письмо дошло по назначению? (Ответы учащихся и демонстрирование конверта - слайд №6).
В каком падеже следует употреблять фамилию, имя, отчество адресата? Адресанта? (ответы учащихся)
Где находится почтовый индекс? Что он обозначает? (ответы учащихся)
Подписывать конверт вы научились, а что представляет собой текст письма? Каковы его основные признаки? (ответы учащихся)
(Слайд №7).
План письма.
ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА.
Практическая работа. Работа с текстами (у каждого на парте).
В этом году у меня были необычные каникулы. Я летом много путешествовала. Мы с мамой ездили на экскурсию в Санкт-Петербург, а потом в Пушкинский заповедник. Везде было очень интересно. Особенно запомнились комнаты поэта и домик его няни. Я многое узнала этим летом и хорошо отдохнула.
Мой дорогой друг! Задача перед тобой стоит важная, трудная – учиться.
Все люди на земле: летчики, агрономы, рабочие и моряки, колхозники и артисты – начинали учиться с первой буквы на доске, с первого слова в букваре.
Но в школе ты станешь не только грамотным человеком – ты научишься дружить. Стать дружными вам помогут учителя, товарищи. И тогда класс будет не просто классом, а коллективом. Коллектив может многое сделать. В коллективе все болеют друг за друга, один за всех и все за одного. Есть такое хорошее правило у людей.
Дорогой друг! Желаю тебе счастья, здоровья, успехов в учебе!
Твой друг Юрий Гагарин.
Задания.
Прочитайте тексты. Определите, какой из них можно назвать письмом и почему?
Кто отправитель (адресант) письма?
Что вы знаете об этом человеке?
Учитель. Молодцы! Вы верно определили, что здесь два текста писем и они имеют схожую структуру: обращение, зачин письма (начало письма), основную часть письма (текст), концовку, подпись, дату.
Творческая работа.
Учитель. Теперь, когда вы знаете, какие бывают письма, каким стилем их надо писать, вы сами пробуете написать письмо. Но письмо не простое, а поздравительное.
Памятка для написания поздравительного письма (слайд № 8).
Работа над планом текста. (слайд №9)
Самостоятельная работа по написанию письма.
(Учащиеся пишут письмо ветерану Хайбуллиной Миннибике Абдулловне, ветерану нашей школы, которые будут переданы в канун праздника.)
Подведение итогов урока.
Рефлексия.
Кому из вас понравилось работать в эпистолярном жанре?
С каким видом письма познакомились на уроке?
Где пригодится нам умение писать поздравительные письма?
Карточкой покажите свое настроение в конце урока.
Самоанализ урока.
Урок проводился в 7 классе. В этом классе я работаю третий год. Для открытого мероприятия я выбрала урок развития речи на тему «Письмо ветерану». Цели, поставленные перед классным коллективом, были достигнуты. Главный этап – познакомить учащихся с особенностями композицией и историей эпистолярного жанра, показать значение переписки в жизни человека. Другие этапы: развитие навыков логически последовательной устной и письменной речи и обогащение словарного запаса по данной теме помогли для раскрытия нового материала. Были применены разные формы обучения: цветные карточки и компьютерная презентация, подготовленная ученицей самостоятельно, что обеспечило высокую работоспособность учащихся на уроке.
Урок поддерживался хорошей психологической атмосферой, доброжелательным общением и рациональным использованием времени. Все поставленные задачи удалось реализовать полностью.
Рецензия учителя русского языка и литературы СОШ №24 Агафоновой Т.В.
Урок построен методически грамотно. Все этапы урока продуманы, каждый вид деятельности логически переходит в следующий. Речь учащихся грамотная и правильная. Чувствуется целенаправленная подготовка к ОГЭ.