Цели: углубить знания учащихся об эпистолярном жанре, закрепить навыки написания частного, неофициального письма;
развивать логическое мышление, коммуникативные способности
учащихся;
воспитывать интерес к эпистолярному жанру, творчески активную, духовно богатую личность.
Тип урока — развитие речи.
Эпиграф:
Прошу тебя, пиши мне
письма!
В наш громкий век им нет цены.
(Н. Кузовлёва)
1.А листок в конверте
чист,
Нет на нём ни букв, ни строчек,
Пахнет осенью листочек-
С дерева опавший лист.
Только адрес твой да имя
На конверте напишу,
Синий ящик отыщу,
Свой листочек опущу.
Ты письмо моё получишь
И обрадуешься вдруг:
Жить на свете много лучше,
Если друга вспомнил друг.
(Я. Аким)
-Прочитайте стихотворение про себя.
-Какова главная мысль этого стихотворения?
2.-прочитайте эпиграф
-как эпиграф связан со стихотворением? (общая тема)
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«урок развития речи "Урок письма" »
Урок письма
Выполнила:
Учитель русского языка и литературы МОУ СОШ Мо10 Кузнецова Ирина Вячеславовна
Урок письма
Цели: углубить знания учащихся об эпистолярном жанре, закрепить навыки написания частного, неофициального письма;
развивать логическое мышление, коммуникативные способности учащихся;
воспитывать интерес к эпистолярному жанру, творчески активную, духовно богатую личность.
Тип урока — развитие речи.
Эпиграф:
Прошу тебя, пиши мне
письма! В наш громкий век им нет цены... (Н. Кузовлёва)
1.А листок в конверте
чист, Нет на нём ни букв, ни строчек,
Пахнет осенью листочек-
С дерева опавший лист. Только адрес твой да имя
На конверте напишу,
Синий ящик отыщу,
Свой листочек опущу.
Ты письмо моё получишь
И обрадуешься вдруг:
Жить на свете много лучше,
Если друга вспомнил друг.
(Я. Аким)
-Прочитайте стихотворение про себя. -Какова главная мысль этого стихотворения?
2.-прочитайте эпиграф
-как эпиграф связан со стихотворением? (общая тема)
На сегодняшнем уроке мы будем говорить об эпистолярном жанре, вспомним, какие виды письма существуют, каковы особенности письма, какова структура письма, вспомним историю появления письма, почтового ящика, конверта, отработаем навык написания адреса, навык
написания письма.
Запишите в тетрадях число, тему урока.
Вам кажется, что писать письма — неактуально, сейчас можно отправить письмо по электронной почте, написать смс. Но всегда приятно получать письма, написанные от руки родным человеком. В таких письмах много тепла, душевности. Читаешь письмо — будто разговариваешь с близким тебе человеком.
-в чём смысл эпиграфа?
З.-давайте послушаем сообщение о возникновении письменности, узнаем, какими были первые письма
Сообщение учащегося.
-дома вы должны были прочитать сказку Редьярда Киплинга «Как было написано письмо?». -Почему произошла такая нелепая история с Тэффи?
-Какое открытие она сделала?
-Как вы понимаете фразу: «Написать письмо — это только полдела, нужно уметь его прочитать»?
-пришло время, и люди научились писать и посылать друг другу письма. А как вы думаете, каким образом письма доставлялись адресатам?
Сообщение учащегося о появлении почтового ящика.
-не сразу был придуман почтовый конверт, давайте послушаем сообщение о том, как был придуман почтовый конверт.
Сообщение учащегося.
-знаете ли вы, что является символом российской почты? ( почтовый рожок) -давайте послушаем сообщение о символе российской почты
Сообщение учащегося.
4.-вы услышали много знакомых и незнакомых слов, давайте поиграем в игру «Одним словом», вы по значению слова отгадываете это слово и записываете его в тетрадь.
1)сообщение, поздравление, просьба, написанные на бумаге,
предназначенные для отправки на расстоянии. (письмо).
З.-теперь познакомимся ещё с несколькими словами, связанными с эпистолярным жанром.
Давайте поработаем со «Словарём иностранных слов» и запишем в тетрадях значение следующих слов: эпистола, эпистолярный, адресат, адрес, адресант.
Словарная работа.
Эпистола (греч.) — письмо, послание.
Эпистолярный (греч.) — свойственный письмам, написанный в форме писем, состоящий из писем.
Адресат (нем.) — получатель, лицо, которому адресовано почтовое отправление, телеграмма.
Адрес (фр.) — местожительство определённого лица или местонахождение учреждения, предприятия, организации и т.д., обозначение местожительства или местонахождение на
почтовом отправлении.
Адресант (нем.) — отправитель, лицо, посылающее почтовое или телеграфное отправление.
б.-чтобы письмо дошло до адресата, очень важно, чтобы адрес на конверте был написан правильно.
-что такое индекс? Что означают шесть цифр, входящих в него? (первые три — область, город, три других — почтовое отделение)
-запишем памятку по правильному оформлению адреса.
1) город или другой населённый пункт.
2) область, район.
3) улица (площадь, проспект, переулок).
4)дом № корпус № квартира №.
5) фамилия, имя, отчество адресата.
-фамилия, имя, отчество адресата должны употребляться в дательном падеже, а адресата — в родительном падеже.
-обратите внимание на знаки препинания при написании адреса.
Куда: г. Москва,
ул. Циолковского, д. 28, кв. 5.
Кому: Петровой Юлии Геннадьевне
440013 г. Пенза,
ул. Чаадаева, д. 97, кв. 12, Кузнецовой Ирины Вячеславовны
7.-напишите правильно адрес родственников, куда бы вы отправили письмо, и обратный адрес (свой домашний адрес).
8.-важно написать правильно не только адрес, но и само письмо.
-какие типы писем вы знаете? (деловые, официальные, и частные, неофициальные).
-из скольких частей состоит письмо? (из трёх частей).
-это зачин, основная часть и концовка.
-о чём можно написать в зачине? (место, дата написания, приветствие, обращение).
-о чём можно написать в основной части? (основную информацию, которую нужно изложить).
-о чём можно написать в заключении? (приветы, прощание, благодарность, подпись).
9.-сейчас давайте разделимся на группы, каждая группа должна написать личное письмо.
1 группа пишет письмо другу
2 группа пишет письмо бабушке
3 группа пишет письмо учительнице начальной школы Обсуждение написанных писем.
10.-на ваших столах лежат лепестки — красный и синий. Если вам всё ясно, на доску прикрепляйте синий лепесток, если остались вопросы, то красный.
-у нас получился цветок из синих лепестков, среди них несколько красных. Значит, у некоторых ребят остались вопросы. На следующем уроке развития речи мы продолжим говорить об эпистолярном жанре. Тема следующего урока — «Письмо литературному герою».