- воспитывать внимательное отношение друг к другу, умение выслушивать своего товарища, быть культурным, воспитанным.
Ход урока
I Организационный момент. Создание позитивного настроения.
Я уверена, что сегодня мы с вами хорошо поработаем, и нас ждет успех. Прочитайте про себя предложение , которое записано на доске, а теперь его же с радостью вслух.
НАС ЖДЁТ УСПЕХ.
II Этап повторения и актуализации знаний:
Тест
В-1
Верным определением глагола является:
А) Глагол – это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать?
Б) Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета или состояние предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать?
В) Глагол – это член предложения, который обозначает действие предмета или состояние предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать?
Верным утверждением является:
А) Глагол обозначает действие или состояние предмета.
Б) Вид, переходность/непереходность, возвратность/невозвратность являются непостоянными признаками глагола.
В) В предложении глагол обычно является сказуемым.
Г) От глаголов можно образовать существительные, прилагательные, числительные, местоимения, наречия.
3. Глагол имеет морфологические признаки:
А) род,
Б) одушевлённость/неодушевлённость,
В) вид,
Г) степень сравнения,
Д) лицо.
4. Все слова являются глаголами в рядах:
А) тосковать, идти, перезвон;
Б) белеть, нести, стеречь;
В) вдогонку, увеличить, двигаться;
Г) строительный, вращать, везти;
Д) перейти, обсохнуть, увидеть.
5. Верными утверждениями являются:
А) Вид – постоянный признак глагола.
Б) Глаголы совершенного вида отвечают на вопрос что делать?
В) Глаголы несовершенного вида обозначают действия длительные, совершающиеся
в настоящее время или повторяющееся.
Г) Глаголы совершенного вида имеют три формы времени: прошедшее, настоящее и
будущее простое.
6. Глаголы, имеющие один и тот же вид, расположены в рядах:
А) посмотреть, бросить, уйти;
Б) шагать, замереть, покорить;
В) отдать, пообедать, заболевал;
Г) перевести, петь, терпеть;
Д) стараться, цвести, терять.
7. Формы одного и того же глагола представлены в рядах:
А) замечаю, замечал, замечу;
Б) догорает, догорал, будут догорать;
В) буду бежать, бежал, бегаю;
Г) убеждал, убедил, буду убеждать;
Д) прячу, прятал, буду прятать.
8.Сохраняя вид глагола, образуйте и запишите их неопределённую форму:
А) говорю,
Б) положу,
В) ловлю,
Г) испеку,
Д) стерегу,
Е) стригу.
В-2
Верным определением глагола является:
А) Глагол – это главный член предложения, который обозначает действие или состояние предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать?
Б) Глагол – это часть речи, которая указывает на действие или состояние предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать?
В) Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета или состояние предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать?
Верным утверждением является:
А) Глагол отвечает на вопросы что делать? что сделать?
Б) Глаголы изменяются по наклонениям, временам, лицам, числам и родам.
В) В предложении глагол может быть только сказуемым.
Г) Все глаголы в русском языке являются производными.
3. Глагол имеет морфологические признаки:
А) наклонение,
Б) склонение,
В) число,
Г) степень сравнения,
Д) время.
4. Все слова являются глаголами в рядах:
А) выплата, скрипеть, чинить;
Б) вприпрыжку, умничать, беречь;
В) овальный, окучивать, пастись;
Г) удвоить, расцвести, испечь;
Д) зависеть, найти, сжечь.
5. Верными утверждениями являются:
А) Каждый глагол в русском языке может быть охарактеризован по виду.
Б) Глаголы несовершенного вида отвечают на вопрос что сделать?
В) Глаголы совершенного вида указывают на завершённость действия, его результат,
конец действия или его начало.
Г) Глаголы несовершенного вида имеют только две формы времени: прошедшее и
будущее сложное.
6. Глаголы, имеющие один и тот же вид, расположены в рядах:
А) узнать, догадаться, предложить;
Б) удивлять, нестись, спрашивать;
В) потухнуть, привлечь, молчать;
Г) скользить, заметить, гонять;
Д) спрятаться, взглянуть, звонить.
7. Формы одного и того же глагола представлены в рядах:
А) решал, решу, решаю;
Б) исчез, исчезну, исчезаю;
В) буду покупать, покупаю, покупал;
Г) мерю, буду мерить, мерил;
Д) принёс, принесу, приношу.
8.Сохраняя вид глагола, образуйте и запишите их неопределённую форму:
А) поймаю,
Б) скажу,
В) берегу,
Г) кладу,
Д) запрягу,
Е) сожгу.
III Объяснение нового материала
1) Я надеюсь, что предыдущий материал вы усвоили успешно и думаю, что с новым вы так же хорошо справитесь. Итак, тема нашего урока переходные и непереходные глаголы. Но как же различать?
- давайте посмотрим на предложение (на доске)
Страшный грохот сотряс огромную гору, и чёрно-серая туча дыма и пепла поднялась над её вершинами.
- составьте схему предложения
- выпишете глаголы: сотряс и поднялась
-определите вид этих глаголов
-разберите глагол поднялась по составу
- с какими словами в предложении сочетаются эти глаголы
Сотряс гору (В.п) поднялась туча (И.п)
(Поднялась где? куда? откуда?...)
Делаем вывод, что одни глаголы сочетаются с существительными в вин.падеже без предлога, другие нет.
Итак, глаголы, которые сочетаются или могут сочетаться с существительными вин. п. без предлога, называются переходными. Остальные глаголы – непереходными.
2)Запись правила в конспект:
Переходные глаголы – глаголы, которые обозначают действие, переходящее на предмет. Такие глаголы имеют (или могут иметь) при себе имена существительные или местоимение в вин.падеже без предлога: читать газету
При переходных глаголах существительное или местоимение может стоять в род.падеже:
- при отрицании : не купил молоко, не увидел ошибки;
- при указании на часть предмета: налил молока, принёс цветов.
4) А знаете, ребята, как можно из непереходного глагола сделать переходный? В этом нам могут помочь приставки. Попробуйте с помощью приставок непереходные глаголы, написанные на доске, превратить в переходные и придумать с ними словосочетания.
На доске написаны глаголы:
Лететь – облететь полземли
Ходить – обходить свои владения
Звонить – обзвонить друзей
Служить – заслужить награду
Светить – осветить тему
Ступить – преступить закон
5) физминутка
А сейчас совместим полезное с приятным. Попробуйте определить переходный глагол или непереходный на слух. Если глагол переходный, руки поднимаем вперед, если непереходный – вверх.
Зачитываются фразеологизмы:
Купить кота в мешке. Гора с плеч свалилась. Из мухи делать слона. Родился под счастливой звездой. Знать на зубок. Подобрать ключик. Жить на широкую ногу
Задать головоломку Жить бирюком Отложить в долгий ящик Вдохнуть жизнь Душа в пятки ушла Задеть за живое Держать нос по ветру
6) Упражнение 83 (самостоятельная работа)
Преобразовать данные словосочетания:
Записать адрес – не записать адреса……..
IV Контроль. Работа в парах по тексту.
Распределить глаголы из текста в два столбика: в левый переходные глаголы, в правый – непереходные.
Необычный стрелок
Однажды я гулял по песчаному берегу моря. Был жаркий, но ветреный летний день. Припекало солнце, и поверхность моря сверкала серебряными искрами.
Неширокая дорожка пролегла среди кустов с неяркими желто-белыми цветами. Чуть дальше выстроились в ряд высокие вечнозеленые сосны. У меня под ногами скрипели песчинки. Иногда ветер приносил с моря мелкие водяные брызги. Тишину нарушало только пение маленьких белогрудых птичек.
Вдруг раздался непродолжительный, но резкий шум. Он напоминал взрыв бумажной бомбочки. Я остановился и осмотрелся. Все вокруг дышало тишиной и спокойствием.
Я пошел по тропинке и через несколько минут вновь услышал шум. Он исходил из земли. Мое внимание привлекли мелкие темно-коричневые зернышки. Тогда я понял, что это цветок разбрасывает свои семена.
Я долго рассматривал это интересное растение. (По Г. Угарову.)
V. Подведение итогов. Рефлексия. Наш урок подошел к концу, что нового вы узнали на уроке. Что получилось? Что не получилось? Почувствовали ли вы радость ?