kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока "Переходные и непереходные глаголы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели.

Для учителя

  • Актуализация знаний грамматических признаков глагола, нахождение нового признака, найти способы определения переходности (непереходности) глагола.
  • Способствовать развитию интеллектуальных, коммуникативных,  организационных общеучебных умений.
  • Воспитывать культуру поведения при фронтальной и индивидуальной работе.

Для уч-ся

  • Уч-ся должны знать,(познакомиться) какие глаголы называются переходными, а какие непереходными
  • Научиться отличать переходные глаголы от непереходных
  • Совершенствовать  свои знания в определении грамматических признаков глагола

Оборудование: учебник русского языка для 6 класса М.Т. Баранова, рабочие тетради, компьютер, проектор, экран, презентация в программе PowerPoint по теме.

Ход урока

  1. Мотивация к учебной деятельности (2 мин.) Презентация

Добрый день, добрый час!
Как я рада видеть вас.
Друг на друга посмотрели
И тихонечко все сели.

Я рада нашей новой встрече,
Мне с вами интересно, друзья!
Интересные ваши ответы
С удовольствием слушаю я.

Мы сегодня будем наблюдать,
Выводы делать и рассуждать.
А чтобы урок пошел каждому впрок,
Активно в работу включайся, дружок!

-Ребята, давайте настроимся на работу, а чтобы она была продуктивной, улыбнёмся друг другу, гостям, мне и пожелаем друг другу хорошей работы и отличных результатов

Мы продолжаем делать новые открытия по теме «Глагол», и поэтому работать мы будем под девизом

Не можешь – сумей.          Слайд1

Не знаешь – узнай.

Откройте тетради, запишите число, классная работа

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Переходные и непереходные глаголы" »

Конспект урока русского языка в 6-м классе по теме

"Переходные и непереходные глаголы"

Цели.

Для учителя

  • Актуализация знаний грамматических признаков глагола, нахождение нового признака, найти способы определения переходности (непереходности) глагола.

  • Способствовать развитию интеллектуальных, коммуникативных,  организационных общеучебных умений.

  • Воспитывать культуру поведения при фронтальной и индивидуальной работе.

Для уч-ся

  • Уч-ся должны знать,(познакомиться) какие глаголы называются переходными, а какие непереходными

  • Научиться отличать переходные глаголы от непереходных

  • Совершенствовать свои знания в определении грамматических признаков глагола

Оборудование: учебник русского языка для 6 класса М.Т. Баранова, рабочие тетради, компьютер, проектор, экран, презентация в программе PowerPoint по теме.

Ход урока

  1. Мотивация к учебной деятельности (2 мин.) Презентация

Добрый день, добрый час!
Как я рада видеть вас.
Друг на друга посмотрели
И тихонечко все сели.



Я рада нашей новой встрече,
Мне с вами интересно, друзья!
Интересные ваши ответы
С удовольствием слушаю я.


Мы сегодня будем наблюдать,
Выводы делать и рассуждать.
А чтобы урок пошел каждому впрок,
Активно в работу включайся, дружок!

-Ребята, давайте настроимся на работу, а чтобы она была продуктивной, улыбнёмся друг другу, гостям, мне и пожелаем друг другу хорошей работы и отличных результатов


Мы продолжаем делать новые открытия по теме «Глагол», и поэтому работать мы будем под девизом:


Не можешь – сумей. Слайд1

Не знаешь – узнай.

Откройте тетради, запишите число, классная работа.

Девиз урока (написан на слайде 2):

  1. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения (8 мин.)

Сегодняшний урок-это не первое наше знакомство с глаголом. Вы уже многому научились и многое знаете по этой теме. Поэтому я вам предлагаю сейчас вспомнить материал предыдущих уроков и хочу провести с вами небольшую игру «Верю-не верю»

У каждого из вас есть синие и красные карточки. Я вам задаю вопрос, а вы с помощью этих карточек отвечаете мне. Ответ «Да»-красная карточка, ответ «Нет»-синяя

Игра Верю-не верю.(синие и красные карточки:синие-нет, красные-да)


Верно ли?

  1. Глагол – это часть речи, которая обозначает признак предмета? (Нет.)

  2. Инфинитив – это неопределённая форма глагола. (Да.)

  3. Глаголы в предложении бывают сказуемым? (Да.)

  4. Что глаголы изменяются по временам? (Да.)

  5. Что глаголы изменяются по числам? (Да.)

  6. Что глаголы изменяются по родам во множественном числе? (Нет.)


- Я рада, что предыдущий теоретический материал вы усвоили успешно и надеюсь, что с новым вы также хорошо справитесь

-А теперь проверим ваши практические навыки.

Возьмите , пожалуйста, листы со стихотворением, прочитайте его, найдите и подчеркните в нем глаголы, вставьте пропущенные гласные в окончаниях глаголов, определите грамматические признаки глаголов

Тропинка продолжа..т..ся – слайд 3
Опять в траве теря..т..ся,
Опять в овраг спуска..т..ся,
Бежит через мосток,
И в поле выбира..т..ся,
И в поле вдруг конча..т..ся –
В родник большой влива..т..ся,
Как в реку ручеёк.

Время –

Число –

Лицо –

Спряжение –

Переходность-


Проверим ваши результаты:

-Скажите пожалуйста, какое будет окончание во всех этих глаголах?

-Почему? (гл.1 спр)

-Будет ли писать Ь в этих глаголах?(нет)

-Почему? ( отвечают на вопрос Что делает?, т.е 3 л, ед.ч

-Что общего в этих глаголах? (Единственное число, настоящее время, 3 лицо, несовершенный вид, I спряжение, есть -ся – возвратный глагол).

-какие орфограммы мы сейчас повторили? (правописание личных окончаний глагола, правописание тся-ться в глаголах)

-Какие грамматические признаки отметили в этих глаголах?(время, лицо, число, спряжение)

2. Что общего в этих глаголах? (Единственное число, настоящее время, 3 лицо, несовершенный вид, I спряжение, есть -ся – возвратный глагол).

3. Назовите все грамматические признаки глагола, которые вам известны?

В таблицу вносятся все признаки. Слайд 4.

4. Все ли грамматические признаки мы назвали? (Нет).

-Почему?

– У нас возникло затруднение. Да? (Проговаривают ученики).

III. Выявление места и причин затруднения (1 мин.)

– Какое затруднение возникло? (Не можем назвать ещё один грамматический признак глагола).

– Почему возникло затруднение? (Не изучали еще один признак глагола).

Назовите его, какой это признак? (Переходность)

IV. Построение проекта выхода из затруднения (2 мин.) слайд


  1. Какова будет тема нашего урока? Сформулируйте тему урока (Переходные и непереходные глаголы)


  1. Сформулируйте цели нашего урока? ( слайд)

Уч-ся должны знать,(познакомиться) какие глаголы называются переходными, а какие непереходными

Научиться отличать переходные глаголы от непереходных

Совершенствовать свои знания в определении грамматических признаков глагола


Хорошо, ребята, молодцы! Тема известна, цели поставлены, давайте наметим план наших действий:

– план наших действий: слайд

1) Найдём в учебнике новый грамматический признак глагола.

2) Устраним затруднение.

3) Составим алгоритм определения у глаголов нового признака.

4) Поупражняемся в определении нового признака у глаголов.



Что нам поможет в достижении целеи? (Учебник, учитель, работа в группах).

И ваша взаимопомощь, потому что работать вам предстоит в группах

Итак, работаем в соответствии с нашим планом. Откроем учебники на стр. 109



V. Реализация построенного проекта (15 мин.)

1) Откройте , пожалуйста, учебник на стр 109-111.Найдем новый , неизвестный нам пока признак глагола-переходность.

Наша задача-устранить наше затруднение-познакомиться с переходными и непереходными глаголами. И я вам сейчас предлагаю поработать в группах

Для каждой группы-свое задание

1 группе я предлагаю найти ответ на вопрос: Какие глаголы называются переходными и непереходными? Дать определение

2 группа- найдет информацию на стр. 110 о том, в каких падежах могут стоять существительные или местоимения при переходных глаголах?

3 группа- вспомнит, какие глаголы называются возвратными? И есть ли среди возвратных глаголов переходные? Стр111

Выполняют, ищут информацию-3 мин

Итак, ребята, поделимся друг с другом важной информацией

  1. Какой новый признак “открыли”? “переходность”. Дайте определение, какие глаголы называются переходными, а какие –непереходными?

Слайд



Глаголы, которые обозначают действие, переходящее на предмет, называются переходными.
Все остальные глаголы являются непереходными.



А какие условия обязательны, чтобы глагол являлся переходным?


Переходные глаголы имеют (или могут иметь) при себе имя существительное или местоимение в винительном падеже без предлога:

брал (что?) книгу (в.п.),             встречать (кого?) его (в.п.)



  1. Какие признаки переходности глаголов узнали? Какие условия переходности глагола должны быть обязательно? (Невозвратный, в.п. существительного без предлога, Р.п. существительного, если действие охватывает часть объекта, нет отрицания).



При переходных глаголах существительное или местоимение может стоять и в родительном падеже:

  1) при отрицании:
не купил (чего?) хлеба (р.п.),             не выпить (чего?) молока (р.п.);

  2) при указании на часть предмета:
отрезал (чего?) сыру (р.п.),             нарвать (чего?) цветов (р.п.)

3) какие глаголы называются возвратными? И есть ли среди возвратных глаголов переходные? (нет)

-Молодцы , ребята, а теперь обощим наши теоретические знания и составим вместе алгоритм определения переходности (непереходности) глаголов.

Обобщение. Слайд № 5 (алгоритм)

Итак, составим алгоритм определения переходности


  1. Найти глагол в предложении.


2) Найти существительное (мест, числит.), к которому он относится

3) Определить падеж (поставить вопрос кого? что?).



В.п. любой другой, кроме В.п.


непереходный глагол


4) Установить, есть ли предлог.



нет есть



переходный непереходный

глагол глагол

-Ребята, все ли понятно?Есть вопросы? Для чего нам необходим этот алгоритм?Этот алгоритм вам поможет при выполнении заданий.

А вам интересно попробовать свои силы в определении переходных и непереходных глаголов?Тогда перейдем к закреплению нашего материала выполним задание



1 ученик у доски



VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи (3 мин.)

Определение переходных и непереходных глаголов с проговариванием алгоритмов (по 1

человеку)

Итак, сделаем вывод: При каких условиях глагол будет являться переходным?


(Глагол является переходным, если имеют (или могут иметь) при себе имя существительное или местоимение в винительном падеже без предлога: или в Род.п


Устали? Вы славно потрудились, молодцы! Я думаю, вы заслужили минутку отдыха

Физминутка

У нас уже есть первые успехи, давайте друг друга поздравим, касаясь соседа ладошками и пожелая ему удачи в дальнейшей работе.


Я не сомневаюсь, ребята, что и со следующим заданием вы справитесь без затруднения.

V. Самостоятельная работа по группам с самопроверкой по эталону (5 мин.)

Самостоятельная работа с текстом.

В каждой группе есть листочки с текстом «Необычный стрелок». Прочитайте его и выполните задание в группах

1 группа- найдите и выпишите из текста переходные глаголы

2 группа-найдите и выпишите из текста непереходные глаголы (кроме возвратных глаголов)

3 группа-найдите и выпишите возвратные глаголы и определите, являются ли они переходными?


 



Самостоятельная работа с текстом.

Необычный стрелок

Однажды я гулял по песчаному берегу моря. Был жаркий, но ветреный летний день. Припекало солнце, и поверхность моря сверкала серебряными искрами.

Неширокая дорожка пролегла среди кустов с неяркими желто-белыми цветами. Чуть дальше выстроились в ряд высокие вечнозеленые сосны. У меня под ногами скрипели песчинки. Иногда ветер приносил с моря мелкие водяные брызги. Тишину нарушало только пение маленьких белогрудых птичек.

Вдруг раздался непродолжительный, но резкий шум. Он напоминал взрыв бумажной бомбочки. Я остановился и осмотрелся. Все вокруг дышало тишиной и спокойствием.

Я пошел по тропинке и через несколько минут вновь услышал шум. Он исходил из земли. Мое внимание привлекли мелкие темно-коричневые зернышки. Тогда я понял, что это цветок разбрасывает свои семена.

Я долго рассматривал это интересное растение. (По Г. Угарову)

Переходные глаголы


Непереходные глаголы

Возвратные глаголы

Припекало

Приносил

Нарушало

Напоминал

Услышал

Привлекли

Понял

Разбрасывает

Рассматривал



Гулял

Сверкала

Пролегла

Скрипели

Дышало

Пошел

Исходил



Выстроились

Раздался

Остановился

Осмотрелся




Проверим работу

1 группа назовите нам переходные глаголы. Почему они являются переходными.?

2 группа назовите нам непереходные глаголы в этом тексте. Почему они являются непереходными?

3 группа назовите возвратные глаголы и определите, являются ли они переходными?

Молодцы, ребята. Вы очень хорошо работаете. До конца урока остается совсем немного времени. И нам осталось проверить свои знания. И сделаем мы это с помощью игры-самооценки «Семафор»

VI. Включение в систему знаний и повторение (5 мин.)

Ну что же, ребята, в завершении нашего занятия небольшая игра-самооценка «Семафор», как вы усвоили материал нашего урока с помощью карточек (синих и красных)

Изложить рассказ-п

Списать предложение-п

Излагать мысли-п

Подчеркнуть суффикс-п

Прикасаться к печке-н

Запереть квартиру-п

Расстилать скатерть-п

Коснуться вопроса

Приложить старания

Загораем на пляже-н

Загорелась зарница-н

Соберём друзей-н

Располагать временем.

Отличные результаты! Я очень довольна сегодня вами!

Подведем итог урока. Вернемся к теме урока

Итог урока

1. – Какая тема урока была?

– Какую цель ставили?

– Достигли цели?

Назовите ключевые слова урока. (Переходный – непереходный). Дайте определение.

-Что нового узнали на уроке?

-Что показалось трудным?

VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (3 мин.)

А вам понравился урок? Если понравился-поднимите красные карточки, если нет-синие

На столах розовые листочки, продолжите начатые предложения

  • Сегодня я узнал…



  • Теперь я могу…



  • Было трудно



  • Было интересно…



Домашнее задание

Учитель: С детства вы задумывались о том, какую профессию выбрать. Помните стихотворение В.В. Маяковского «Кем быть»? Там есть такие строчки:

Книгу переворошив,

Намотай себе на ус -

Все работы хороши,

Выбирай на вкус!

 И я предлагаю вам выбрать какую-то профессию и описать действия, которые выполняет данный специалист. Подчеркните переходные глаголы в получившемся тексте (для сильных)

Или упр536

Оценки за урок

«Релаксация».

Закройте глаза и вспомните приятные моменты нашего занятия.

Я рада, что на протяжении всего занятия вы были внимательны.

Я хочу, чтобы все, кто работал хорошо – улыбнулись мне, гостям, а кто чувствует в себе потенциал работать еще лучше – поаплодировали себе.

В добрый час, ребята!

Будем, ребята, беречь доброту,

Будет, ребята, беречь красоту,

Будем дерзать, будем творить,

Улыбку познанья Уроку дарить!

Учитель: Пожелайте всего доброго друг другу!




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока "Переходные и непереходные глаголы"

Автор: Фесенко Наталия Валентиновна

Дата: 21.07.2015

Номер свидетельства: 223271

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(64) "Переходные и непереходные глаголы "
    ["seo_title"] => string(44) "pieriekhodnyie-i-niepieriekhodnyie-ghlagholy"
    ["file_id"] => string(6) "106054"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402937960"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Конспект урока по русскому языку "Наклонение глагола" "
    ["seo_title"] => string(57) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-naklonieniie-ghlaghola"
    ["file_id"] => string(6) "148499"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1419751303"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(136) "Конспект урока русского языка по теме "Переходные и непереходные глаголы" "
    ["seo_title"] => string(87) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-pieriekhodnyie-i-niepieriekhodnyie-ghlagholy"
    ["file_id"] => string(6) "176297"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424392523"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(108) "конспект урока "Действительные и страдательные причастия" "
    ["seo_title"] => string(63) "konspiekt-uroka-dieistvitiel-nyie-i-stradatiel-nyie-prichastiia"
    ["file_id"] => string(6) "103068"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402565695"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(126) "Конспект урока на тему "Страдательные причастия прошедшего времени" "
    ["seo_title"] => string(78) "konspiekt-uroka-na-tiemu-stradatiel-nyie-prichastiia-proshiedshiegho-vriemieni"
    ["file_id"] => string(6) "144211"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418666353"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства