Тема урока: «Переходные и непереходные глаголы».
Цель урока: изучить понятие о переходности и непереходности глаголов, вывести способ проверки глаголов на переходность и непереходность, развить внимание, речь.
Задачи:
образовательная: создать условия для осмысления блока новой учебной информации, применяя их в знакомой и новой учебной ситуации, проверка уровня усвоения системы знаний и умений;
развивающая: формировать умение находить глаголы, определять переходность и непереходность; развивать навыки внимания, речевой связности и последовательности изложения мыслей;
воспитательная: создать условия для самостоятельной работы и самостоятельного добывания знаний; воспитывать речевую культуру.
Оборудование:
Ход урока
1.Орг.момент.
Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами продолжим увлекательное путешествие по стране, которая называется Глагол.
2.Актуализация знаний.
2.1 Лексическая работа.
-Ребята, а какой раздел науки о языке изучает словарный состав слова?
Посмотрите на доску. Что вы видите?
Правильно, это дом. А какое значение у этого слова?
Дом- жилое здание; семья; учреждение, обслуживающее какие-либо общественные нужды (Дом творчества, Дом отдыха).
2.2 Лингвистическая разминка.
-Ребята, на доске вы видите предложения.
-В каком предложении слово ДОМ употреблено в значении «семья»?
- Мы знакомы домами.
- В одном переулке стояли дома.
- Родина - наш общий дом.
- Летом мы были в доме отдыха.
Ответ: Мы знакомы домами — слайд 4.
2.3. Подготовка к восприятию нового материала
-Давайте прослушаем стихотворение А.Барто «Дом».
Дома
На улице дождь непрерывный,
А дома тепло и светло.
И можно на бурые ливни
Спокойно смотреть сквозь стекло.
Тут можно укрыться от зноя,
Спастись от морозного дня.
В хорошее место родное –
Домой так и тянет меня. А. Барто
Хорошо, когда у человека есть крепкая семья, дом, где тебя любят и понимают. Каждому из нас очень важно, какие отношения в семье, но еще хочется, чтобы наш дом был просторным, светлым, уютным. Большой красивый дом будет цениться во все времена, поэтому профессия строителя никогда не устареет. Что же делает строитель, какие виды работ он выполняет? (Слайд 6).
Посмотрите на картинки и запишите словосочетания глагол + существительное. (В слабом классе предварительно можно повторить, что такое словосочетание, напомнить, что грамматическая основа не является словосочетанием, предостерегая от возможных ошибок типа: маляр красит, каменщик строит и т.д.- слайды 7 -11).
Задание: в записанных словосочетаниях обозначить главное слово и указать часть речи и падеж зависимого слова (слайд 12).
Строит дом (сущ., В.п)., кладет кирпич (сущ., В.п)., штукатурит стены (сущ., В.п)., белит потолок (сущ., В.п)., клеит обои (сущ., В.п)., настилает линолеум (сущ., В.п)., прибивает плинтус (сущ., В.п).
Что общего в значении всех этих глаголов? (Действие направлено на какой-то предмет - слайд 13).
Действительно, действие, производимое одним предметом, переходит на другой предмет, поэтому такие глаголы и называются переходными. Сегодня мы познакомимся с новым для вас явлением переходности и непереходности глаголов.
3.Изучение нового материала
3.1 Чтение § 82 стр. 199
Обратить внимание выписанные вами словосочетания -слайд 14.
Вывод: Переходными называются глаголы, выражающие действие, которое переходит или может переходить на другой предмет, название которого ставится в винительном падеже без предлога.
Но есть и особые случаи, когда дополнение может стоять при переходном глаголе в родительном падеже (см. стрелку на с. 199) - слайд 15.
Дополнение (существительное или местоимение) может стоять при переходном глаголе в родительном падеже:
- при отрицании (слайд 16),
- при указании на часть предмета (слайд 17).
-Ребята, давайте вспомним, как называются глаголы с суффиксом- ся? (Возвратными - слайд 18).
В чем особенность возвратных глаголов? (Действие возвращается на предмет, который его производит).
Как вы думаете, возвратные глаголы могут быть переходными? (Нет, потому что у переходных глаголов действие переходит на другой предмет - слайд 19).
Учитель: К непереходным относятся все глаголы с суффиксом -ся (ср.: убедить - убедиться) - слайды 20.
Обратите внимание, что суффикс -ся прибавляется после согласных, а -сь - после гласных: умылась, причесалась, оделась; пригляделись, познакомились.
4. Тренировочные упражнения.
4.1.Орфографическая работа.
МАЛЯР - рабочий, занимающийся окраской зданий, помещений.
ШТУКАТУР- специалист по штукатурным работам.
4.2.Игра «Семафор»
Красная карточка – переходный глагол, синяя – непереходный.
Взял пилу, встречаться с друзьями, остановить трамвай, обидеть товарища, принести дрова, стоять на носочках, строить дом, танцевали вальс, плыву по течению, вернулся домой.
Запишите глаголы, данные на доске в две колонки: 1)переходные, 2)непереходные.
Читаю, знаю, рассмешил, смеялись, говорит, бежит, устал, перешел, пришел, забыл, вернулся, умоюсь, оденусь, танцевали, встретил, встретились, рассказываю, плыву, пою, вижу, зависел,
верю, надеюсь.
5. Итоги урока
-Какие глаголы называются переходными?
-От чего может зависеть переходность глаголов?
- Как соотносятся категории переходности и возвратности?
6. Домашнее задание
-С детства вы задумывались о том, какую профессию выбрать. Помните стихотворение В.В. Маяковского «Кем быть»? Там есть такие строчки:
Книгу переворошив,
Намотай себе на ус -
Все работы хороши,
Выбирай на вкус!
И я предлагаю вам выбрать какую-то профессию и описать действия, которые выполняет данный специалист. Подчеркните переходные глаголы в получившемся тексте
Просмотр содержимого документа
«Переходные и непереходные глаголы»
Тема урока: «Переходные и непереходные глаголы».
Цель урока: изучить понятие о переходности и непереходности глаголов, вывести способ проверки глаголов на переходность и непереходность, развить внимание, речь.
Задачи:
образовательная: создать условия для осмысления блока новой учебной информации, применяя их в знакомой и новой учебной ситуации, проверка уровня усвоения системы знаний и умений;
развивающая: формировать умение находить глаголы, определять переходность и непереходность; развивать навыки внимания, речевой связности и последовательности изложения мыслей;
воспитательная: создать условия для самостоятельной работы и самостоятельного добывания знаний; воспитывать речевую культуру.
Оборудование:
Ход урока
1.Орг.момент.
Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами продолжим увлекательное путешествие по стране, которая называется Глагол.
2.Актуализация знаний.
2.1 Лексическая работа.
-Ребята, а какой раздел науки о языке изучает словарный состав слова?
Посмотрите на доску. Что вы видите?
Правильно, это дом. А какое значение у этого слова?
Дом- жилое здание; семья; учреждение, обслуживающее какие-либо общественные нужды (Дом творчества, Дом отдыха).
2.2 Лингвистическая разминка.
-Ребята, на доске вы видите предложения.
-В каком предложении слово ДОМ употреблено в значении «семья»?
Мы знакомы домами.
В одном переулке стояли дома.
Родина - наш общий дом.
Летом мы были в доме отдыха.
Ответ: Мы знакомы домами — слайд 4.
2.3. Подготовка к восприятию нового материала
-Давайте прослушаем стихотворение А.Барто «Дом».
Дома
На улице дождь непрерывный,
А дома тепло и светло.
И можно на бурые ливни
Спокойно смотреть сквозь стекло.
Тут можно укрыться от зноя,
Спастись от морозного дня.
В хорошее место родное –
Домой так и тянет меня. А. Барто
Хорошо, когда у человека есть крепкая семья, дом, где тебя любят и понимают. Каждому из нас очень важно, какие отношения в семье, но еще хочется, чтобы наш дом был просторным, светлым, уютным. Большой красивый дом будет цениться во все времена, поэтому профессия строителя никогда не устареет. Что же делает строитель, какие виды работ он выполняет? (Слайд 6).
Посмотрите на картинки и запишите словосочетания глагол + существительное. (В слабом классе предварительно можно повторить, что такое словосочетание, напомнить, что грамматическая основа не является словосочетанием, предостерегая от возможных ошибок типа: маляр красит, каменщик строит и т.д.- слайды 7 -11).
Задание: в записанных словосочетаниях обозначить главное слово и указать часть речи и падеж зависимого слова (слайд 12).
Строит дом (сущ., В.п)., кладет кирпич (сущ., В.п)., штукатурит стены (сущ., В.п)., белит потолок (сущ., В.п)., клеит обои (сущ., В.п)., настилает линолеум (сущ., В.п)., прибивает плинтус (сущ., В.п).
Что общего в значении всех этих глаголов? (Действие направлено на какой-то предмет - слайд 13).
Действительно, действие, производимое одним предметом, переходит на другой предмет, поэтому такие глаголы и называются переходными. Сегодня мы познакомимся с новым для вас явлением переходности и непереходности глаголов.
3.Изучение нового материала
3.1 Чтение § 82 стр. 199
Обратить внимание выписанные вами словосочетания -слайд 14.
Вывод: Переходными называются глаголы, выражающие действие, которое переходит или может переходить на другой предмет, название которого ставится в винительном падеже без предлога.
Но есть и особые случаи, когда дополнение может стоять при переходном глаголе в родительном падеже (см. стрелку на с. 199) - слайд 15.
Дополнение (существительное или местоимение) может стоять при переходном глаголе в родительном падеже:
при отрицании (слайд 16),
при указании на часть предмета (слайд 17).
-Ребята, давайте вспомним, как называются глаголы с суффиксом- ся? (Возвратными - слайд 18).
В чем особенность возвратных глаголов? (Действие возвращается на предмет, который его производит).
Как вы думаете, возвратные глаголы могут быть переходными? (Нет, потому что у переходных глаголов действие переходит на другой предмет - слайд 19).
Учитель: К непереходным относятся все глаголы с суффиксом -ся (ср.: убедить - убедиться) - слайды 20.
Обратите внимание, что суффикс -ся прибавляется после согласных, а -сь - после гласных: умылась, причесалась, оделась; пригляделись, познакомились.
4. Тренировочные упражнения.
4.1.Орфографическая работа.
МАЛЯР - рабочий, занимающийся окраской зданий, помещений.
ШТУКАТУР- специалист по штукатурным работам.
4.2.Игра «Семафор»
Красная карточка – переходный глагол, синяя – непереходный.
Взял пилу, встречаться с друзьями, остановить трамвай, обидеть товарища, принести дрова, стоять на носочках, строить дом, танцевали вальс, плыву по течению, вернулся домой.
Запишите глаголы, данные на доске в две колонки: 1)переходные, 2)непереходные.
Читаю, знаю, рассмешил, смеялись, говорит, бежит, устал, перешел, пришел, забыл, вернулся, умоюсь, оденусь, танцевали, встретил, встретились, рассказываю, плыву, пою, вижу, зависел,
верю, надеюсь.
5. Итоги урока
-Какие глаголы называются переходными?
-От чего может зависеть переходность глаголов?
- Как соотносятся категории переходности и возвратности?
6. Домашнее задание
-С детства вы задумывались о том, какую профессию выбрать. Помните стихотворение В.В. Маяковского «Кем быть»? Там есть такие строчки:
Книгу переворошив,
Намотай себе на ус -
Все работы хороши,
Выбирай на вкус!
И я предлагаю вам выбрать какую-то профессию и описать действия, которые выполняет данный специалист. Подчеркните переходные глаголы в получившемся тексте
Просмотр содержимого презентации
«презентация на тему Переходные и непереходные глаголы»
Переходные и непереходные глаголы
В каком предложении слово ДОМ употреблено в значении «семья»?
- Мы знакомы домами.
- В одном переулке стояли дома.
- Родина – наш общий дом.
- Летом мы были в доме отдыха.
В каком предложении слово ДОМ употреблено в значении «семья»?
Д о ма
На улице дождь непрерывный, А дома тепло и светло. И можно на бурые ливни Спокойно смотреть сквозь стекло.
Тут можно укрыться от зноя, Спастись от морозного дня. В хорошее место родное – Домой так и тянет меня.
Агния Барто
Какие виды работ выполняет строитель?
Посмотрите на фотографии и запишите словосочетания глагол + существительное , укажите падеж зависимого слова .
строит дом
кладёт кирпич
штукатурит стены
белят потолок
- Строит дом
- Кладёт кирпич
- Штукатурит стены
- Белит потолок
- Клеит обои
(В.п.)
(В.п.)
(В.п.)
(В.п.)
(В.п.)
Что общего в значении всех этих глаголов?
Действие направлено на какой-то предмет.
Особые случаи
Дополнение может стоять при переходном глаголе в родительном падеже:
- при отрицании,
- при указании на часть целого
Распилил доски –
не распилил досок.
В.п.
Р.п.
Налить бензин –
налить бензина.
В.п.
Р.п.
- Прочитайте фрагмент из ворчалки Винни-Пуха, объясните языковое явление, которого он не знает .
Собака кусает ся , что ж, не беда,
Тогда почему же собака
Хотя и кусает ся , но никогда
Себя не кусает, однако?
- В чём особенность возвратных глаголов?
- Действие возвращается на предмет, который его производит.
- Как вы думаете, возвратные глаголы могут быть переходными?
- Нет, потому что у переходных глаголов действие переходит на другой предмет.
Читаю, знаю, рассмешил, смеялись,
говорит, бежит, устал, перешел, пришел,
забыл, вернулся, умоюсь, оденусь,
танцевали, встретил, встретились,
рассказываю, плыву, пою, вижу, зависел,
верю, надеюсь.
«Проверь себя»
Переходные
Непереходные
- Читаю
- Знаю
- Рассмешил
- Говорит
- Перешел
- Забыл
- Танцевали
- Встретил
- Рассказываю
- Пою
- вижу
- Смеялись
- Бежит
- Устал
- Пришел
- Вернулся
- Умоюсь
- Оденусь
- Встретились
- Плыву
- Зависел
- Верю
- надеюсь
Домашнее задание
- Выбрать профессию и описать действия, которые выполняет данный специалист. Подчеркните переходные глаголы в получившемся тексте.
Итоги урока
- Какие глаголы называются переходными?
- Как соотносятся категории переходности и возвратности?