kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Переходные и непереходные глаголы" урок русского языка в 5 классе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предмет: русский язык УМК под ред. С.И. Львовой Класс: 5 «З» Технология деятельностного метода Тема: Переходные и непереходные глаголы. Цель: создать условия для успешного усвоения знаний о переходных и непереходных глаголах. Задачи: Личностные: воспитывать внимательное отношение друг к другу, умение выслушивать своего товарища, быть культурным, воспитанным. Метапредметные: формировать умение видеть задачу в контексте проблемной ситуации и в самой жизни; умение находить способы решения поставленной цели по определению переходности и непереходности глагола; умение планировать, контролировать и оценивать свои действия; умение слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения, правильно говорить; умение провести рефлексию своих действий на уроке. Предметные: познакомить учащихся с переходными и непереходными глаголами, научить различать их в тексте и использовать в речи. Тип урока: урок первичного предъявления новых знаний. Целевое назначение: первичное усвоение новых предметных знаний, умений, навыков. Результативность обучения: воспроизведение своими силами правил, понятий, алгоритмов, выполнение действий по образцу. Необходимое техническое оборудование: мультимедийное оборудование. Формы работы учащихся: парная, групповая, фронтальная. Понятия: глагол, переходность и непереходность, возвратность, прямое дополнение. Планируемые результаты: Личностные: осмыслить значение общения для передачи и получения информации; понимать необходимость учения; формировать уважительное отношение к русскому языку как родному языку русского народа и как к государственному языку; формировать интерес к языковой и речевой деятельности, осваивать правила общения; Метапредметные: принимать и сохранять цель и учебную задачу, соответствующую этапу обучения (определённому этапу урока) с помощью учителя; высказывать своё предположение относительно способов решения учебной задачи; проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности; оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы; целенаправленно слушать учителя и одноклассников, участвовать в обсуждении и решении познавательных задач; ориентироваться в учебнике и использовать условные обозначения при усвоении материала урока; Предметные: различать переходные и непереходные глаголы, использовать в своей речи.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«урок в 5 классе Переходные и непереходные глаголы, технология деятельностного метода»

Учитель русского языка и литературы Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа» с.Визинга Сысольского района Республики Коми (Визингская СОШ)

Беляева Ольга Жораевна

Предмет: русский язык

УМК под ред. С.И. Львовой

Класс: 5

Технология деятельностного метода

Тема: Переходные и непереходные глаголы.

Цель деятельности педагога:  создать условия для успешного усвоения знаний о переходных и непереходных глаголах.

Задачи:

Личностные: воспитывать внимательное отношение друг к другу, умение выслушивать своего товарища, быть культурным, воспитанным.

Метапредметные: формировать умение  видеть задачу в контексте проблемной ситуации и в самой жизни; умение находить способы решения поставленной цели; умение планировать, контролировать и оценивать  свои действия; умение слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения, правильно говорить; умение провести рефлексию своих действий на уроке.

Предметные: познакомить учащихся с переходными и непереходными глаголами, научить различать их в тексте и использовать в речи.

Тип урока: урок первичного предъявления новых знаний.

Целевое назначение:

Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к самостоятельному построению новых способов действия на основе метода рефлексивной самоорганизации.

Образовательная цель: расширение понятийной базы по учебному предмету за счет включения в нее новых элементов.

Результативность обучения: воспроизведение своими силами правил, понятий, алгоритмов, выполнение действий по образцу.

Необходимое техническое оборудование: мультимедийное оборудование.

Формы работы учащихся: парная, групповая, фронтальная.

Понятия:  глагол, переходность и непереходность, возвратность, прямое дополнение.

Планируемые результаты:

Личностные: осмыслить значение общения для передачи и получения информации;  формировать ответственное отношение к учению с учетом устойчивых познавательных интересов; формировать уважительное отношение к русскому языку как родному языку русского народа  и как к государственному языку; формировать интерес к языковой и речевой деятельности, осваивать правила общения;

Метапредметные: принимать и сохранять цель  и учебную задачу, соответствующую этапу обучения (определённому этапу урока) с помощью учителя;  высказывать своё предположение относительно способов решения учебной задачи;  проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу  осваиваемой деятельности; оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий,  вносить соответствующие коррективы;  целенаправленно слушать учителя и одноклассников, участвовать в обсуждении и  решении познавательных задач;  ориентироваться в учебнике  и использовать условные обозначения при усвоении материала урока;

Предметные: различать переходные и непереходные глаголы, использовать в своей речи.



Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика


Планируемый результат

1

Организационный момент


Приветствие. Проверка готовности к уроку. Создание условий для осознанного вхождения учащихся в пространство деятельности на уроке.

Предлагаю улыбнуться соседу по парте и отправиться в путешествие с друзьями за знаниями (слайд)

Приветствуют учителя.

Личностные

Положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения.



2

Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности


Беседа по уточнению и конкретизации первичных знаний.

-С какими морфологическими признаками глагола вы уже знакомы?



-Проверим на слайде. - Какой признак не назвали?



-Почему? Могли бы вы его назвать?



-Значит, о чем сегодня пойдет речь? Назовите тему урока.



-На доске вы видите цифры и комментарии к ним

  1. Ничего не знаю

  2. Что-то слышал

  3. Имею неполные знания

  4. Знаю эту тему

Обведите в кружочек цифру, обозначив тот уровень знаний, на котором вы находитесь в настоящее время.

Посмотрим, что изменится к концу урока

Отвечают на вопрос учителя


-Спряжение, время, вид, число, род,




-Переходность-непереходность.





Объясняют свой выбор

- Нет, потому что не изучали.


- Переходные и непереходные глаголы


Коммуникативные УУД

взаимодействуют с учителем и друг с другом во фронтальном режиме, слушают и слышат собеседника

Познавательные УУД

Осуществляют сериацию.

По вызову учителя (или по желанию) отвечают на поставленные вопросы

Регулятивные УУД

Слушают в соответствии с целевой установкой.

Осуществляют пошаговый самоконтроль результатов.



2.1

Постановка цели и задач урока

- Какую вы поставите перед собой цель?



- А какие задачи?

- Научиться отличать переходные и непереходные глаголы


- узнать: что такое Переходность?

Почему так называется признак?

Правильно употреблять глаголы в речи.


Познавательные УУД

По вызову учителя (или по желанию) отвечают на поставленные вопросы.

Анализируют вербальную информацию.

Коммуникативные УУД 

Владеют монологической речью; адекватно используют речевые средства для решения учебных задач.

 Осуществляют речевой самоконтроль в процессе речевой деятельности.

Регулятивные УУД

Принимают и сохраняют учебную цель и задачу

Высказывают предположения на основе наблюдений.

Формулируют проблему (цель, задачи) урока.


3.












Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии

(определение основной проблемы урока)

- Посмотрите на две колонки словосочетаний, что между ними общего и чем они отличаются?

- В обеих колонках словосочетания глагол +существительное. У всех вид связи управление. Но в первой колонке все существительные в винительном падеже стоят, а во второй в косвенных падежах. В первой колонке нет предлогов

Регулятивные УУД

 Слушают в соответствии с целевой установкой.

Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.

Высказывать предположения на основе наблюдений.

Познавательные УУД

 Сравнивают, анализируют, делают выводы, устанавливают закономерности, выдвигают гипотезу, строят рассуждения.

Коммуникативные УУД 

Взаимодействуют с учителем, слушают и слышат собеседника, владеют монологической речью; адекватно используют речевые средства для решения учебных задач.

 Осуществляют речевой самоконтроль в процессе речевой деятельности.

везти санки

увидеть мальчика

написать письмо

учу уроки

бродить по лесу

стоять на носочках

помогать маме

руководить командой

- Как вы думаете, как эти две колонки связаны с темой нашего урока?


-В одной колонке переходные глаголы, а в другой непереходные

4

Этап построения проекта выхода из затруднения


-Давайте выяснять, что же такое переходность? Обратите внимание смысл слова.


-Правильно. Вспомните, что обозначает глагол?


-Значит, что должно переходить?


-Действие кто выполняет?


- Действительно, действие, производимое одним предметом, пере­ходит на другой предмет, поэтому такие глаголы и называются пере­ходными.


- Вернемся к словосочетаниям. В какой колонке действие переходит на другой предмет?


- Обратите внимание и скажите, в каком падеже стоят существительные

в первой колонке?

Сделайте вывод, в первой колонке какие глаголы?


- Обратимся к слайду, какие перед вами глаголы?


Везти (что?) санки

Увидеть (кого?) мальчика (сущ.)

Увидеть (кого?) их (мест.)

- обратите внимание

- ПЕРЕХОДНЫЙ глагол всегда имеет при себе существительное или местоимение без предлога, которое не просто стоит в В.п., а является объектом того действия, которое называет глагол.



- А вот у НЕПЕРЕХОДНЫХ глаголов действие не переходит прямо на предмет. От непереходных глаголов мы можем задать любые вопросы, кроме вопросов КОГО? ЧТО? т.е. кроме вопросов В.п. без предлога.


Плакать (что?) … а ничего. Просто плакать и всё. Действие ни на что не переходит.

Бродить (что?) … опять ничего!

- Действие ни на что не переходит, следовательно, что можем сказать о таких глаголах? ( Слайд)

- Что-то должно куда-то переходить.




- глагол обозначает действие предмета.



-Действие.


- Предмет.







- В первой колонке.





- в винительном падеже без предлога.

- в первой колонке переходные глаголы








- переходные глаголы





















-глаголы НЕПЕРЕХОДНЫЕ

Познавательные УУД

Устанавливают закономерности, выдвигают гипотезу, строят логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей

Регулятивные УУД

 Слушают в соответствии с целевой установкой.

Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.

Высказывают предположения на основе наблюдений.

Адекватно самостоятельно оценивают правильность выполнения действия и вносят необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации.

Коммуникативные УУД 

Взаимодействуют с учителем, слушают и слышат собеседника, владеют монологической речью; адекватно используют речевые средства для решения учебных задач.

 Осуществляют речевой самоконтроль в процессе речевой деятельности.

5

Этап реализации построенного проекта


-К непереходным относятся глаголы, обозначающие движение и положение в пространстве, физическое и нравственное состояние,

например: лететь, болеть, стоять, страдать (слайд)

-определите, что обозначают, данные слова




- Обратите внимание на словосочетание

Простоять час (В.п.)

Жить неделю (В.п.)

- является ли существительные объектом действия, которое называется глаголом?

-Переходный ли глагол в словосочетаниях?


Несмотря на то, что существительное в обоих словосочетаниях стоит в В.п. без предлога глагол является НЕПЕРЕХОДНЫМИ, потому что существительное не является объектом действия, которое называется глаголом.

Жить неделю (В.п.)

глагол непереходный, так как «неделя» не испытывает воздействие со стороны субъекта.






Лететь - движение в пространстве

Болеть - физическое состояние

стоять - положение в пространстве

страдать - нравственное состояние





- существительные не являются объектом действия, которое называется глаголом, хотя стоят в Винительном падеже, глагол непереходный.










Познавательные УУД

Устанавливают закономерности, строят логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Владеют приемами отбора и систематизации материала.

Регулятивные УУД

 Слушают в соответствии с целевой установкой.

Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.

Коммуникативные УУД 

Взаимодействуют с учителем, слушают и слышат собеседника, владеют монологической речью; адекватно используют речевые средства для решения учебных задач.

 Осуществляют речевой самоконтроль в процессе речевой деятельности

6

Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи


-Попробуем узнать, переходными или непереходными являются следующие глаголы, подберем к ним существительные.

- Запишите в тетради глаголы


строить читать
подавать помогать
стоять работать


- Сделайте вывод: как определить глагол переходный или нет?





- Обратите внимание на данные словосочетания, в чем их особенность? Гордиться сестрой

Учиться в школе


-В чем особенность возвратных глаголов?



Ребята, мы часто слышим выражение: Извиняюсь.

-правильно ли так говорить?



-Как вы думаете, возвратные глаголы могут быть переходными?



- Обратимся к слайду

Ваня одевается.

Ваня одевает брата.


-Скажите, ребята, каким членом предложения является существительное, на которое переходит действие?



-Ребята, при определении переходности на что в первую очередь нужно обратить внимание?




-где мы можем проверить полученную информацию?

- Обратимся к учебнику, проверим, всю ли информацию мы получили.






Записывают задание в тетрадях, объясняют свой выбор





Вывод: если при глаголе может стоять сущ. В вин. пад. без предлога, является объектом действия, которое называется глаголом, то глагол - переходный




- Они возвратные.




- Действие возвращает­ся на предмет, который его производит.




- правильно говорить: извините



- (Нет, потому что суффикс -ся не даёт ПЕРЕХОДИТЬ на другой предмет. Он как бы возвращает действие к самому человеку или предмету, который это действие выполняет.




- Существительное, на которое переходит действие, является в предложении дополнением. В данном предложении это прямое дополнение.


- Надо выяснить возвратный или невозвратный глагол, если невозвратный, то зададим вопрос к существительному



- в учебнике


Читают правила в учебнике.


Познавательные УУД

Устанавливают закономерности, строят логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Владеют приемами отбора и систематизации материала.

Регулятивные УУД

 Слушают в соответствии с целевой установкой.

Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.

Коммуникативные УУД 

Взаимодействуют с учителем, слушают и слышат собеседника, владеют монологической речью; адекватно используют речевые средства для решения учебных задач.

 Осуществляют речевой самоконтроль в процессе речевой деятельности

7

Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

(Работа в группах)

- Пользуясь полученными знаниями, составьте алгоритм определения переходности (работа в группах).

- выберите представителя из каждой группы, чтобы представить алгоритм.


- А теперь посмотрим составленный мною алгоритм и сравним. (слайд)


Учащиеся в группах составляют алгоритм определения переходности, объясняют свой выбор.




Учащиеся сравнивают составленный в группах алгоритм с алгоритмом, представленным на слайде учителем. Формулируют выводы наблюдений.

Познавательные УУД

Устанавливают закономерности, строят логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Владеют приемами отбора и систематизации материала.

Регулятивные УУД

 Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.

Адекватно самостоятельно оценивают правильность выполнения действия и вносят необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации.

В группах самостоятельно контролируют свое время и управляют им.

Принимают решения в проблемной ситуации на основе переговоров.

Коммуникативные УУД 

Взаимодействуют в группе для решения задания.

Устанавливают и сравнивают разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выводы.

8

Этап включения в систему знаний и повторения

(Применение новых знаний)

- вернемся к учебнику, выполним упр. 684 по вариантам


- Ну а теперь поиграем в 4 –й лишний с последующей проверкой на слайде

Страдать, купить, белеть, стоять.

Любит, учится, стонет, сидит.

Волноваться, одеваться, падать, косить

Подошёл, научился, взял, исчез

Найдите ошибки в определении переходности глаголов (представлены на слайде):

1) Постучались в дверь (переходный)

2) Открыл дверь (переходный)

3) Спросил их (непереходный)

4) Взял пилу (непереходный)

5) Отвечают мне (непереходный)


- Скажите переходность это постоянный или непостоянный признак?

- Ребята, нужно ли нам уметь отличать переходные и непереходные глаголы? Пять лет учились в школе, не знали ничего о переходности, может, и не надо ничего знать?

Посмотрите на слайд

Озёра обезрыбели.

Браконьеры обезрыбили озёра.

Путники обессилели от жажды.

Испытания обессилили путников.

 

- Посоветуйтесь в парах, определите переходность глаголов и сделайте вывод, почему в одном случае буква е, в другом - и

выполняют по вариантам.




Выписывают 4-лишний глагол








1)Постучались в дверь (непереходный)

2) Открыл дверь (переходный)

3) Спросил их (переходный)

4) Взял пилу (переходный)

5)Отвечают мне (непереходный)


Высказывают своё мнение











Работают в парах.

Высказывают свои предположения.

Формулируют выводы наблюдений.

Объясняют свой выбор.

Познавательные УУД

Владеют приемами отбора и систематизации материала.

Анализируют, сравнивают, устанавливают сходства и различия, группируют.

Устанавливают закономерности, выдвигают гипотезу, строят логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей

Коммуникативные УУД 

Взаимодействуют с учителем, слушают и слышат собеседника, владеют монологической речью; адекватно используют речевые средства для решения учебных задач.

Формулируют собственное мнение и позицию, аргументируют её и координируют её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.

Регулятивные УУД

 Слушают в соответствии с целевой установкой.

Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.

Адекватно самостоятельно оценивают правильность выполнения действия и вносят необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации.


Физминутка (Задача: способствовать сохранению здоровья учащихся)

Организация и проведение физминутки.

Слайд

Зарядка для глаз.

Упражнения для снятия усталости глаз.

Психологическая и физическая разгрузка.

8.1

Тренинг освоенного способа действия

(Применение новых знаний)


1.Самостоятельная работа (буквенный диктант) с последующей самооценкой

1 печатать 2 познакомиться 3 подойти

4 выучить 5 написать 6 продавать

7 спеть 8 выйти 9 прибежать 10 подружиться


Критерии оценивания: Нет ошибок -«5»

1-2 ошибки - «4»

3-5 ошибок - «3»








2. Дифференцированная работа

Учащиеся сами решают, выполнить творческую работу (написать ли им сочинение-миниатюру) или определить в представленном тексте переходные и непереходные глаголы и привести по 3 своих примера переходных и непереходных глаголов.

Сочинение-миниатюра (слайд)

Продолжите текст. Какие глаголы вы будете использовать переходные или непереходные?


Весенние ручейки бегут, торопятся... У каждого ручья свой голос. Один чуть шепчет, другой звонко кричит. И каждый о своём. Хочешь узнать лесные, полевые, болотные тайны - сядь у ручья и послушай...

1

п



2

н



3

н



4

п



5

п



6

п



7

п



8

н



9

н



10

н




Учащиеся выполняют задание, обмениваются листочками, проверяют, сравнивают ответы с ответами на слайде, оценивают.



Самостоятельно в тетрадях выполняют выбранное задание.

Презентуют полученный текст.






Регулятивные УУД

Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.

Адекватно самостоятельно оценивают правильность выполнения действия и вносят необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации.


Познавательные УУД

Структурируют текст, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста.

Выстраивать последовательность событий.

Коммуникативные УУД 

Адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

Владеют письменной речью.


9.

Этап рефлексии учебной деятельности на уроке и информирования учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению




Подведем итоги:

-Что нового узнали на уроке?

- Какие глаголы являются переходными?

  • - Как соотносятся категории переходности и возвратности?

- Удалось ли нам ответить на вопросы, которые задали в начале урока?

- Достигли своей цели?


Д/з. всем учащимся прочитать материал учебника на стр. 126-127.

Дифференцированная работа

(Учащимся предлагаю выполнить задания на выбор)

1) Вспомните стихотворение В.В. Маяковского «Кем быть»? Там есть такие строчки:

Книгу переворошив,

Намотай себе на ус -

Все работы хороши,

Выбирай на вкус!

- Предлагаю вам выбрать какую-либо профессию и описать дейс­твия, которые выполняет данный специалист. Укажите переход­ные и непереходные глаголы в получившемся тексте

Или

2) Упр. 686. На основе фотоколлажа составить предложения, отвечая на вопрос: что делают с помощью этих предметов? Указать, переходный или непереходный использован в каждом случае.


- В заключение урока посмотрите на слайд, закончите высказывания

Я вспомнил, что…

Я узнал…

Я понял…

Было интересно…

Особенно понравилось…

Вызвало затруднение…

Было сложно…

Я ничего не понял…


- Вернемся к шкале знаний, оцените себя:

0 – ничего не понял

1 – что-то понял

2 – понял, но есть вопросы

3 – хорошо понял

На доске изображена шкала знаний от 0 до 3. На партах учащихся лежат самоклеящиеся закладки зеленого и желтого цвета. Учащиеся подходят к доске и крепят закладки на шкале знаний. Желтые показывают уровень знаний учащихся в начале урока, зелёные являются результатом знаний учащихся на конец урока.



Подводят итоги своей работы

Регулятивные УУД:

Соотносят цели и результаты своей деятельности.

Определяют степень успешности работы.

Коммуникативные УУД 

Адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

Познавательные УУД

Владеют приемами отбора и систематизации материала.










Просмотр содержимого презентации
«урок в 5 классе Переходные и непереходные глаголы»

улыбкою

улыбкою

Морфологические признаки глагола:

Морфологические признаки глагола:

  • Вид (совершенный и несовершенный)
  • Переходность (переходный или непереходный)
  • Возвратность (возвратный или невозвратный)
  • Спряжение ( I или II )
  • Число (единственное или множественное)
  • Время (прошедшее, настоящее, будущее)
  • Лицо (1-е, 2-е, 3-е)
  • Род (в прошедшем времени)
Тема урока  Глаголы переходные и непереходные

Тема урока

Глаголы переходные и непереходные

везти санки бродить по лесу увидеть мальчика стоять на мосту написать письмо помогать маме учить уроки руководить командой

везти санки

бродить по лесу

увидеть мальчика

стоять на мосту

написать письмо

помогать маме

учить уроки

руководить командой

Переходные глаголы Непереходные глаголы везти санки бродить по лесу увидеть мальчика стоять на мосту написать письмо помогать маме учу уроки руководить командой

Переходные глаголы

Непереходные глаголы

везти санки

бродить по лесу

увидеть мальчика

стоять на мосту

написать письмо

помогать маме

учу уроки

руководить командой

Увидеть (что? кого?)  Привезти (что? кого?)  Везти (что? кого?)

Увидеть (что? кого?)

Привезти (что? кого?)

Везти (что? кого?)

Плакать (что? кого?) …  Бродить (что? кого?) …  Болеть (что? кого?)…  Стоять (что? кого?)…  Страдать (что? кого?)…

Плакать (что? кого?) …

Бродить (что? кого?) …

Болеть (что? кого?)…

Стоять (что? кого?)…

Страдать (что? кого?)…

Непереходные глаголы могут обозначать  ДВИЖЕНИЕ, ПОЛОЖЕНИЕ В ПРОСТРАНСТВЕ, ФИЗИЧЕСКОЕ И ПСИХИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ

Непереходные глаголы могут обозначать

ДВИЖЕНИЕ, ПОЛОЖЕНИЕ В ПРОСТРАНСТВЕ, ФИЗИЧЕСКОЕ И ПСИХИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ

простоять час (В.п.)   жить неделю  (В.п.)

простоять час (В.п.)

жить неделю  (В.п.)

Составьте словосочетания с глаголами. Определите, переходные или непереходные глаголы? Сделайте вывод: как определить глагол переходный или нет?  строить читать  подавать помогать  стоять работать

Составьте словосочетания с глаголами. Определите, переходные или непереходные глаголы? Сделайте вывод: как определить глагол переходный или нет?

строить читать подавать помогать стоять работать

Обратите внимание на глаголы в словосочетаниях, в чем их особенность?  Гордиться сестрой   Учиться в школе

Обратите внимание на глаголы в словосочетаниях, в чем их особенность?

  • Гордиться сестрой

  • Учиться в школе

В чём особенность возвратных глаголов?  Действие возвращается на предмет, который его производит.  Как вы думаете, возвратные глаголы могут быть переходными?  Нет, потому что у переходных глаголов действие переходит на другой предмет, а суффикс -ся в возвратных глаголах не даёт действию ПЕРЕХОДИТЬ на другой предмет

В чём особенность возвратных глаголов?

Действие возвращается на предмет, который его производит.

Как вы думаете, возвратные глаголы могут быть переходными?

Нет, потому что у переходных глаголов действие переходит на другой предмет, а суффикс -ся в возвратных глаголах не даёт действию ПЕРЕХОДИТЬ на другой предмет

- Сравните:  Ваня одевает ся .  Ваня одевает брата. Запомни: все возвратные глаголы – непереходные

-

Сравните:

Ваня одевает ся .

Ваня одевает брата.

Запомни:

все возвратные глаголы – непереходные

Найти глагол в предложении  невозвратный возвратный Непереходный глагол  Установите, возможно ли сущ. при нем в Вин. пад . да нет непереходный глагол  Установите, есть ли предлог. нет есть переходный глагол непереходный глагол

Найти глагол в предложении

невозвратный

возвратный

Непереходный глагол

Установите, возможно ли сущ. при нем в Вин. пад .

да

нет

непереходный глагол

Установите, есть ли предлог.

нет

есть

переходный глагол

непереходный глагол

Игра «Четвёртое лишнее» Страдать, купить, белеть, стоять. Любит, учится, стонет, сидит. Волноваться, одеваться, падать, косить. Подошёл, научился, взял, исчез

Игра «Четвёртое лишнее»

Страдать, купить, белеть, стоять.

Любит, учится, стонет, сидит.

Волноваться, одеваться, падать, косить.

Подошёл, научился, взял, исчез

Найдите ошибки в определении переходности глаголов  Постучались в дверь(переходный).  Открыл дверь (переходный).  Спросил их (непереходный).  Греметь игрушкой (непереходный).  

Найдите ошибки в определении переходности глаголов

Постучались в дверь(переходный).

Открыл дверь (переходный).

Спросил их (непереходный).

Греметь игрушкой (непереходный).

 

Постучались в дверь (непереходн.)  Открыл дверь (переходный).  Спросил их (переходный).  Греметь игрушкой (непереходный).

Постучались в дверь (непереходн.)

Открыл дверь (переходный).

Спросил их (переходный).

Греметь игрушкой (непереходный).

Озёра обезрыб е ли. Браконьеры обезрыб и ли озёра. Путники обессил е ли от жажды. Испытания обессил и ли путников.  

Озёра обезрыб е ли.

Браконьеры обезрыб и ли озёра.

Путники обессил е ли от жажды.

Испытания обессил и ли путников.

 

1 П 2 Н 3 Н 4 П 5 6 П П 7 П 8 Н 9 Н 10 Н

1

П

2

Н

3

Н

4

П

5

6

П

П

7

П

8

Н

9

Н

10

Н

Весенние ручейки бегут, торопятся... У каждого ручья свой голос. Один чуть шепчет, другой звонко кричит. И каждый о своём. Хочешь узнать лесные, полевые, болотные тайны - сядь у ручья и послушай...

Весенние ручейки бегут, торопятся... У каждого ручья свой голос. Один чуть шепчет, другой звонко кричит. И каждый о своём. Хочешь узнать лесные, полевые, болотные тайны - сядь у ручья и послушай...

-Что нового узнали на уроке?  - Какие глаголы являются переходными?

-Что нового узнали на уроке?

- Какие глаголы являются переходными?

  • Как соотносятся категории переходности и возвратности?
Я вспомнил, что… Я узнал… Я понял… Было интересно… Особенно понравилось… Вызвало затруднение… Было сложно… Я ничего не понял…

Я вспомнил, что…

Я узнал…

Я понял…

Было интересно…

Особенно понравилось…

Вызвало затруднение…

Было сложно…

Я ничего не понял…

  • Я вспомнил, что… Я узнал… Я понял… Было интересно… Особенно понравилось… Вызвало затруднение… Было сложно… Я ничего не понял…


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Переходные и непереходные глаголы" урок русского языка в 5 классе

Автор: Беляева Ольга Жораевна

Дата: 16.03.2015

Номер свидетельства: 187634

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(153) "Урок русского языка в 6 классе по теме: "Глаголы переходные и непереходные". ФГОС ООО "
    ["seo_title"] => string(96) "urok-russkogho-iazyka-v-6-klassie-po-tiemie-glagholy-pieriekhodnyie-i-niepieriekhodnyie-fgos-ooo"
    ["file_id"] => string(6) "167386"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423071260"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(154) "Урок русского языка по теме «Гласные в суффиксах глаголов –ова-(-ева-) и –ыва-(-ива-)» "
    ["seo_title"] => string(83) "urok-russkogho-iazyka-po-tiemie-glasnyie-v-suffiksakh-ghlagholov-ova-ieva-i-yva-iva"
    ["file_id"] => string(6) "152008"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420796959"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(77) "Урок русского языка в 6 классе. Самоанализ."
    ["seo_title"] => string(38) "urokrusskoghoiazykav6klassiesamoanaliz"
    ["file_id"] => string(6) "270565"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1451199281"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "Конспект урока "Переходные и непереходные глаголы" "
    ["seo_title"] => string(60) "konspiekt-uroka-pieriekhodnyie-i-niepieriekhodnyie-ghlagholy"
    ["file_id"] => string(6) "223271"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1437478372"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Конспект урока по русскому языку "Наклонение глагола" "
    ["seo_title"] => string(57) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-naklonieniie-ghlaghola"
    ["file_id"] => string(6) "148499"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1419751303"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства