Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к самостоятельному построению новых способов действия на основе метода рефлексивной самоорганизации.
Образовательная цель: расширение понятийной базы по учебному предмету за счет включения в нее новых элементов.
№ | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Планируемый результат |
1 | Организационный момент | Приветствие. Проверка готовности к уроку. Создание условий для осознанного вхождения учащихся в пространство деятельности на уроке. Предлагаю улыбнуться соседу по парте и отправиться в путешествие с друзьями за знаниями (слайд) | Приветствуют учителя. | Личностные Положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения. |
2 | Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности | Беседа по уточнению и конкретизации первичных знаний. -С какими морфологическими признаками глагола вы уже знакомы? -Проверим на слайде. - Какой признак не назвали? -Почему? Могли бы вы его назвать? -Значит, о чем сегодня пойдет речь? Назовите тему урока. -На доске вы видите цифры и комментарии к ним Ничего не знаю Что-то слышал Имею неполные знания Знаю эту тему Обведите в кружочек цифру, обозначив тот уровень знаний, на котором вы находитесь в настоящее время. Посмотрим, что изменится к концу урока | Отвечают на вопрос учителя -Спряжение, время, вид, число, род, -Переходность-непереходность. Объясняют свой выбор - Нет, потому что не изучали. - Переходные и непереходные глаголы | Коммуникативные УУД взаимодействуют с учителем и друг с другом во фронтальном режиме, слушают и слышат собеседника Познавательные УУД Осуществляют сериацию. По вызову учителя (или по желанию) отвечают на поставленные вопросы Регулятивные УУД Слушают в соответствии с целевой установкой. Осуществляют пошаговый самоконтроль результатов. |
2.1 | Постановка цели и задач урока | - Какую вы поставите перед собой цель? - А какие задачи? | - Научиться отличать переходные и непереходные глаголы - узнать: что такое Переходность? Почему так называется признак? Правильно употреблять глаголы в речи. | Познавательные УУД По вызову учителя (или по желанию) отвечают на поставленные вопросы. Анализируют вербальную информацию. Коммуникативные УУД Владеют монологической речью; адекватно используют речевые средства для решения учебных задач. Осуществляют речевой самоконтроль в процессе речевой деятельности. Регулятивные УУД Принимают и сохраняют учебную цель и задачу Высказывают предположения на основе наблюдений. Формулируют проблему (цель, задачи) урока. |
3. | Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии (определение основной проблемы урока) | - Посмотрите на две колонки словосочетаний, что между ними общего и чем они отличаются? | - В обеих колонках словосочетания глагол +существительное. У всех вид связи управление. Но в первой колонке все существительные в винительном падеже стоят, а во второй в косвенных падежах. В первой колонке нет предлогов | Регулятивные УУД Слушают в соответствии с целевой установкой. Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. Высказывать предположения на основе наблюдений. Познавательные УУД Сравнивают, анализируют, делают выводы, устанавливают закономерности, выдвигают гипотезу, строят рассуждения. Коммуникативные УУД Взаимодействуют с учителем, слушают и слышат собеседника, владеют монологической речью; адекватно используют речевые средства для решения учебных задач. Осуществляют речевой самоконтроль в процессе речевой деятельности. |
везти санки увидеть мальчика написать письмо учу уроки | бродить по лесу стоять на носочках помогать маме руководить командой |
- Как вы думаете, как эти две колонки связаны с темой нашего урока? | -В одной колонке переходные глаголы, а в другой непереходные |
4 | Этап построения проекта выхода из затруднения | -Давайте выяснять, что же такое переходность? Обратите внимание смысл слова. -Правильно. Вспомните, что обозначает глагол? -Значит, что должно переходить? -Действие кто выполняет? - Действительно, действие, производимое одним предметом, переходит на другой предмет, поэтому такие глаголы и называются переходными. - Вернемся к словосочетаниям. В какой колонке действие переходит на другой предмет? - Обратите внимание и скажите, в каком падеже стоят существительные в первой колонке? Сделайте вывод, в первой колонке какие глаголы? - Обратимся к слайду, какие перед вами глаголы? Везти (что?) санки Увидеть (кого?) мальчика (сущ.) Увидеть (кого?) их (мест.) - обратите внимание - ПЕРЕХОДНЫЙ глагол всегда имеет при себе существительное или местоимение без предлога, которое не просто стоит в В.п., а является объектом того действия, которое называет глагол. - А вот у НЕПЕРЕХОДНЫХ глаголов действие не переходит прямо на предмет. От непереходных глаголов мы можем задать любые вопросы, кроме вопросов КОГО? ЧТО? т.е. кроме вопросов В.п. без предлога. Плакать (что?) … а ничего. Просто плакать и всё. Действие ни на что не переходит. Бродить (что?) … опять ничего! - Действие ни на что не переходит, следовательно, что можем сказать о таких глаголах? ( Слайд) | - Что-то должно куда-то переходить. - глагол обозначает действие предмета. -Действие. - Предмет. - В первой колонке. - в винительном падеже без предлога. - в первой колонке переходные глаголы - переходные глаголы -глаголы НЕПЕРЕХОДНЫЕ | Познавательные УУД Устанавливают закономерности, выдвигают гипотезу, строят логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей Регулятивные УУД Слушают в соответствии с целевой установкой. Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. Высказывают предположения на основе наблюдений. Адекватно самостоятельно оценивают правильность выполнения действия и вносят необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации. Коммуникативные УУД Взаимодействуют с учителем, слушают и слышат собеседника, владеют монологической речью; адекватно используют речевые средства для решения учебных задач. Осуществляют речевой самоконтроль в процессе речевой деятельности. |
5 | Этап реализации построенного проекта | -К непереходным относятся глаголы, обозначающие движение и положение в пространстве, физическое и нравственное состояние, например: лететь, болеть, стоять, страдать (слайд) -определите, что обозначают, данные слова - Обратите внимание на словосочетание Простоять час (В.п.) Жить неделю (В.п.) - является ли существительные объектом действия, которое называется глаголом? -Переходный ли глагол в словосочетаниях? Несмотря на то, что существительное в обоих словосочетаниях стоит в В.п. без предлога глагол является НЕПЕРЕХОДНЫМИ, потому что существительное не является объектом действия, которое называется глаголом. Жить неделю (В.п.) глагол непереходный, так как «неделя» не испытывает воздействие со стороны субъекта. | Лететь - движение в пространстве Болеть - физическое состояние стоять - положение в пространстве страдать - нравственное состояние - существительные не являются объектом действия, которое называется глаголом, хотя стоят в Винительном падеже, глагол непереходный. | Познавательные УУД Устанавливают закономерности, строят логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. Владеют приемами отбора и систематизации материала. Регулятивные УУД Слушают в соответствии с целевой установкой. Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. Коммуникативные УУД Взаимодействуют с учителем, слушают и слышат собеседника, владеют монологической речью; адекватно используют речевые средства для решения учебных задач. Осуществляют речевой самоконтроль в процессе речевой деятельности |
6 | Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи | -Попробуем узнать, переходными или непереходными являются следующие глаголы, подберем к ним существительные. - Запишите в тетради глаголы строить читать подавать помогать стоять работать - Сделайте вывод: как определить глагол переходный или нет? - Обратите внимание на данные словосочетания, в чем их особенность? Гордиться сестрой Учиться в школе -В чем особенность возвратных глаголов? Ребята, мы часто слышим выражение: Извиняюсь. -правильно ли так говорить? -Как вы думаете, возвратные глаголы могут быть переходными? - Обратимся к слайду Ваня одевается. Ваня одевает брата. -Скажите, ребята, каким членом предложения является существительное, на которое переходит действие? -Ребята, при определении переходности на что в первую очередь нужно обратить внимание? -где мы можем проверить полученную информацию? - Обратимся к учебнику, проверим, всю ли информацию мы получили. | Записывают задание в тетрадях, объясняют свой выбор Вывод: если при глаголе может стоять сущ. В вин. пад. без предлога, является объектом действия, которое называется глаголом, то глагол - переходный - Они возвратные. - Действие возвращается на предмет, который его производит. - правильно говорить: извините - (Нет, потому что суффикс -ся не даёт ПЕРЕХОДИТЬ на другой предмет. Он как бы возвращает действие к самому человеку или предмету, который это действие выполняет. - Существительное, на которое переходит действие, является в предложении дополнением. В данном предложении это прямое дополнение. - Надо выяснить возвратный или невозвратный глагол, если невозвратный, то зададим вопрос к существительному - в учебнике Читают правила в учебнике. | Познавательные УУД Устанавливают закономерности, строят логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. Владеют приемами отбора и систематизации материала. Регулятивные УУД Слушают в соответствии с целевой установкой. Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. Коммуникативные УУД Взаимодействуют с учителем, слушают и слышат собеседника, владеют монологической речью; адекватно используют речевые средства для решения учебных задач. Осуществляют речевой самоконтроль в процессе речевой деятельности |
7 | Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону (Работа в группах) | - Пользуясь полученными знаниями, составьте алгоритм определения переходности (работа в группах). - выберите представителя из каждой группы, чтобы представить алгоритм. - А теперь посмотрим составленный мною алгоритм и сравним. (слайд) | Учащиеся в группах составляют алгоритм определения переходности, объясняют свой выбор. Учащиеся сравнивают составленный в группах алгоритм с алгоритмом, представленным на слайде учителем. Формулируют выводы наблюдений. | Познавательные УУД Устанавливают закономерности, строят логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. Владеют приемами отбора и систематизации материала. Регулятивные УУД Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. Адекватно самостоятельно оценивают правильность выполнения действия и вносят необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации. В группах самостоятельно контролируют свое время и управляют им. Принимают решения в проблемной ситуации на основе переговоров. Коммуникативные УУД Взаимодействуют в группе для решения задания. Устанавливают и сравнивают разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выводы. |
8 | Этап включения в систему знаний и повторения (Применение новых знаний) | - вернемся к учебнику, выполним упр. 684 по вариантам - Ну а теперь поиграем в 4 –й лишний с последующей проверкой на слайде Страдать, купить, белеть, стоять. Любит, учится, стонет, сидит. Волноваться, одеваться, падать, косить Подошёл, научился, взял, исчез Найдите ошибки в определении переходности глаголов (представлены на слайде): 1) Постучались в дверь (переходный) 2) Открыл дверь (переходный) 3) Спросил их (непереходный) 4) Взял пилу (непереходный) 5) Отвечают мне (непереходный) - Скажите переходность это постоянный или непостоянный признак? - Ребята, нужно ли нам уметь отличать переходные и непереходные глаголы? Пять лет учились в школе, не знали ничего о переходности, может, и не надо ничего знать? Посмотрите на слайд Озёра обезрыбели. Браконьеры обезрыбили озёра. Путники обессилели от жажды. Испытания обессилили путников. - Посоветуйтесь в парах, определите переходность глаголов и сделайте вывод, почему в одном случае буква е, в другом - и | выполняют по вариантам. Выписывают 4-лишний глагол 1)Постучались в дверь (непереходный) 2) Открыл дверь (переходный) 3) Спросил их (переходный) 4) Взял пилу (переходный) 5)Отвечают мне (непереходный) Высказывают своё мнение Работают в парах. Высказывают свои предположения. Формулируют выводы наблюдений. Объясняют свой выбор. | Познавательные УУД Владеют приемами отбора и систематизации материала. Анализируют, сравнивают, устанавливают сходства и различия, группируют. Устанавливают закономерности, выдвигают гипотезу, строят логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей Коммуникативные УУД Взаимодействуют с учителем, слушают и слышат собеседника, владеют монологической речью; адекватно используют речевые средства для решения учебных задач. Формулируют собственное мнение и позицию, аргументируют её и координируют её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности. Регулятивные УУД Слушают в соответствии с целевой установкой. Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. Адекватно самостоятельно оценивают правильность выполнения действия и вносят необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации. |
| Физминутка (Задача: способствовать сохранению здоровья учащихся) | Организация и проведение физминутки. Слайд Зарядка для глаз. | Упражнения для снятия усталости глаз. | Психологическая и физическая разгрузка. |
8.1 | Тренинг освоенного способа действия (Применение новых знаний) | 1.Самостоятельная работа (буквенный диктант) с последующей самооценкой 1 печатать 2 познакомиться 3 подойти 4 выучить 5 написать 6 продавать 7 спеть 8 выйти 9 прибежать 10 подружиться Критерии оценивания: Нет ошибок -«5» 1-2 ошибки - «4» 3-5 ошибок - «3» 2. Дифференцированная работа Учащиеся сами решают, выполнить творческую работу (написать ли им сочинение-миниатюру) или определить в представленном тексте переходные и непереходные глаголы и привести по 3 своих примера переходных и непереходных глаголов. Сочинение-миниатюра (слайд) Продолжите текст. Какие глаголы вы будете использовать переходные или непереходные? Весенние ручейки бегут, торопятся... У каждого ручья свой голос. Один чуть шепчет, другой звонко кричит. И каждый о своём. Хочешь узнать лесные, полевые, болотные тайны - сядь у ручья и послушай... | 1 | п | | | 2 | н | | | 3 | н | | | 4 | п | | | 5 | п | | | 6 | п | | | 7 | п | | | 8 | н | | | 9 | н | | | 10 | н | | | Учащиеся выполняют задание, обмениваются листочками, проверяют, сравнивают ответы с ответами на слайде, оценивают. Самостоятельно в тетрадях выполняют выбранное задание. Презентуют полученный текст. | Регулятивные УУД Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. Адекватно самостоятельно оценивают правильность выполнения действия и вносят необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации. Познавательные УУД Структурируют текст, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста. Выстраивать последовательность событий. Коммуникативные УУД Адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач. Владеют письменной речью. |
9. | Этап рефлексии учебной деятельности на уроке и информирования учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
| Подведем итоги: -Что нового узнали на уроке? - Какие глаголы являются переходными? - Удалось ли нам ответить на вопросы, которые задали в начале урока? - Достигли своей цели? Д/з. всем учащимся прочитать материал учебника на стр. 126-127. Дифференцированная работа (Учащимся предлагаю выполнить задания на выбор) 1) Вспомните стихотворение В.В. Маяковского «Кем быть»? Там есть такие строчки: Книгу переворошив, Намотай себе на ус - Все работы хороши, Выбирай на вкус! - Предлагаю вам выбрать какую-либо профессию и описать действия, которые выполняет данный специалист. Укажите переходные и непереходные глаголы в получившемся тексте Или 2) Упр. 686. На основе фотоколлажа составить предложения, отвечая на вопрос: что делают с помощью этих предметов? Указать, переходный или непереходный использован в каждом случае. - В заключение урока посмотрите на слайд, закончите высказывания Я вспомнил, что… Я узнал… Я понял… Было интересно… Особенно понравилось… Вызвало затруднение… Было сложно… Я ничего не понял… - Вернемся к шкале знаний, оцените себя: 0 – ничего не понял 1 – что-то понял 2 – понял, но есть вопросы 3 – хорошо понял На доске изображена шкала знаний от 0 до 3. На партах учащихся лежат самоклеящиеся закладки зеленого и желтого цвета. Учащиеся подходят к доске и крепят закладки на шкале знаний. Желтые показывают уровень знаний учащихся в начале урока, зелёные являются результатом знаний учащихся на конец урока. | Подводят итоги своей работы | Регулятивные УУД: Соотносят цели и результаты своей деятельности. Определяют степень успешности работы. Коммуникативные УУД Адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач. Познавательные УУД Владеют приемами отбора и систематизации материала. |