Урок по теме "Глаголы переходные и непереходные"
Цель:
1. Познакомить учащихся с переходными и непереходными глаголами, научить различать их и доказывать переходность или непереходность глагола;
2. Развивать диалогическую речь учащихся, формировать умение слушать, понимать сказанное, говорить, общаться, обогащать словарь учащихся;
3. Воспитывать внимательное отношение друг к другу, умение выслушивать своего товарища, быть культурным, воспитанным.
Оборудование:
1. На доске: “Успех дарит радость”.
2. На левой половине доски записаны два предложения:
3. Микула пахал поле.
4. Вольга увидел его (Микулу).
5. На левой половине доски записаны два предложения:
6. Микула работал.
7. Вольга ехал.
Ход урока
I. Организационный момент. Создание позитивного настроения.
Слово учителя: Я уверена, что сегодня мы все вместе хорошо поработаем, и нас ждет успех, а успех подарит радость.
– Прочитайте про себя это предложение, написанное на доске.
– А теперь его же, но с радостью вслух.
– Поделитесь своей радостью с другими. Кто попробует?
– И все вместе. Молодцы!
– А как вы понимаете, что такое успех? (Ответы учащихся.)
– А радость? (Ответы учащихся.)
Давайте же сегодня на уроке порадуем друг друга, почувствуем удовлетворение от того, что мы знаем и умеем делать, а помогут нам в этом глаголы: видеть, слышать, чувствовать. Запишите тему нашего урока: “Глаголы переходные и непереходные”. Мы должны выяснить, какие глаголы называются переходными, а какие непереходными, научиться различать их, доказывать, какой перед нами глагол. Но сначала вспомним, что мы знаем о глаголе.
II. Этап повторения, актуализации знаний:
Верите ли вы, что?
Глагол – это часть речи, которая обозначает признак предмета? (Нет.)
Глаголы бывают совершенного и несовершенного вида? (Да.)
Глаголы в предложении бывают сказуемым? (Да.)
Что у глагола бывает III спряжения? (Нет.)
Что глаголы изменяются по по временам? (Да.)
Что глаголы изменяются по числам? (Да.)
Что глаголы изменяются по родам во множественном числе? (Нет.)
III. Объяснение нового материала.
Я рада, что предыдущий материал вы усвоили успешно и надеюсь, что с новым вы так же хорошо справитесь. Итак, глаголы бывают переходными и непереходными. Но как их различить?
– Давайте сравним эти два предложения (открывается левая половина доски):
Микула пахал поле.
Вольга увидел его (Микулу).
Прочитайте эти предложения, найдите глагол. А теперь с помощью вопроса установим смысловую связь между глаголом и дополнением, которое его поясняет: пахал что? поле; увидел кого? его.
В каком падеже стоит существительное? А местоимение? Верно, в винительном.
А теперь посмотрим на другие предложения. (Открывает правую половину доски.)
Микула работал.
Вольга ехал.
Можно ли к данным глаголам подобрать существительные-дополнения, ставя вопросы: кого? что? (Нет.)
А с другими вопросами?
Попробуем сделать вывод, чем же отличаются глаголы с правой и левой сторон доски. (Дети делают вывод, что одни сочетаются с существительными в вин. падеже без предлога, другие нет.)
Правильно, ребята, глаголы, которые сочетаются или могут сочетаться с существительными вин. п. без предлога, называются переходными. Остальные глаголы – непереходными.
Давайте увидим это правило. Откройте учебник на стр. 192. Прочитайте про себя.
Давайте услышим это правило, прочитаем его вслух, (чтение вслух). А сейчас попробуем почувствовать его(поворачиваются друг к другу лицом, хлопают в ладоши, проговаривают вслух).
Попытаемся определить переходный или непереходный глагол, подставляя вопросы: кого, что?
Для примера возьмем фразеологические обороты, которые в будущем могут украсить нашу речь.
Ученики выполняют задание, по очереди выходя к доске, остальные записывают в тетрадь. Например: Бить (что?) баклуши. Глагол бить – переходный.
Отбился от рук.
Идти в гору.
Выйти из себя.
Подвести черту.
Корова языком слизала.
Гора с плеч свалилась.
Не пробьешь пушкой.
Тряхнуть стариной.
Блоху подковать
Бросить перчатку
Играть в бирюльки
Высунуть язык
Витать в облаках
Втирать очки
Встать с левой ноги
Кормить обещаниями
IV. Физминутка – закрепление материала.
А сейчас совместим полезное с приятным. Попробуйте определить переходный глагол или непереходный на слух. Если глагол переходный, руки поднимаем вперед, если непереходный – вверх.
Зачитываются фразеологизмы:
Купить кота в мешке.
Гора с плеч свалилась.
Из мухи делать слона.
Родился под счастливой звездой.
Знать на зубок.
Подобрать ключик.
Жить на широкую ногу
Задать головоломку
Жить бирюком
Отложить в долгий ящик
Вдохнуть жизнь
Душа в пятки ушла
Задеть за живое
Держать нос по ветру
Если дети ошибаются останавливаем и говорим: “большинство решило, что глагол… переходный, непереходный, докажите. Таким образом, исправляем неверные ответы.
V. Контроль. Самостоятельная работа с текстом.
Распределить глаголы из текста в два столбика: в левый переходные глаголы, в правый – непереходные.
Необычный стрелок
Однажды я гулял по песчаному берегу моря. Был жаркий, но ветреный летний день. Припекало солнце, и поверхность моря сверкала серебряными искрами.
Неширокая дорожка пролегла среди кустов с неяркими желто-белыми цветами. Чуть дальше выстроились в ряд высокие вечнозеленые сосны. У меня под ногами скрипели песчинки. Иногда ветер приносил с моря мелкие водяные брызги. Тишину нарушало только пение маленьких белогрудых птичек.
Вдруг раздался непродолжительный, но резкий шум. Он напоминал взрыв бумажной бомбочки. Я остановился и осмотрелся. Все вокруг дышало тишиной и спокойствием.
Я пошел по тропинке и через несколько минут вновь услышал шум. Он исходил из земли. Мое внимание привлекли мелкие темно-коричневые зернышки. Тогда я понял, что это цветок разбрасывает свои семена.
Я долго рассматривал это интересное растение. (По Г. Угарову.)
Переходные
Непереходные
припекало
приносил
нарушало
напоминал
услышал
привлекли
понял
разбрасывает
рассматривал
гулял
сверкала
пролегла
выстроились
скрипели
раздался
остановился
осмотрелся
дышало
пошел
исходил
VI. Подведение итогов. Наш урок подошел к концу, что нового вы узнали на уроке.
Что получилось? Что не получилось? Почувствовали ли вы радость ?
VII. Домашнее задание.
Из фразеологического словаря выписать по 10 фразеологических оборотов с переходными и непереходными глаголами.