Тема: Главные и второстепенные члены предложения.
Цели урока: 1. Совершенствовать знания детей о предложении.
2. Развить умение распознавать главные члены предложения.
3. Учить правильно употреблять предложения в своей речи.
Ход урока.
I.Организационный момент и сообщение целей урока
На доске написаны два предложения.
МАТЬ ЛЮБИТ ДОЧЬ. ДОЧЬ ЛЮБИТ МАТЬ.
-Ребята, чем похожи эти два предложения? ( Состоят из тех же слов: МАТЬ,ДОЧЬ,ЛЮБИТ.)
-Чем они отличаются ? (Порядком слов в предложении.)
-Поменяв местами слова, смысл предложения изменится? (Изменится)
-А что ещё изменилось ?(Главный член предложения МАТЬ стал второстепенным.)
-Итак, тема нашего урока «Главные и второстепенные члены предложения».
II.Проверка домашнего задания
-Сколько предложений в упражнении 7, стр.6? (5 предложений)
-Какие орфограммы вам встретились?
-Назовите слова с проверяемыми безударными гласными в корне, подберите проверочные слова. (Золотая –золото-позолота; осень –осенний; лесов-лес; краснеют-красный, бегут-бег.)
-Назовите слова с непроверяемыми безударными гласными в корне. (Сентябрь, по опушкам, на полянах,рябины, облака.)
III. Чистописание
а) Стул чинил сегодня мастер.
Клеил он его и красил.
Мастер стул перевернул –
-Сегодня мы потренируемся писать букву Ц,ц.
Стал на «Ц» похожим стул.
б) Массаж пальцев.
-Погрейте ладони.
-Разогрейте каждый пальчик.
-«Скалка».
-«Готовим тесто».
-«Аплодисменты».
в) Письмо в тетради.
-Что такое цистерна ? (Большая ёмкость, а также вагон или автомобиль для хранения и перевозки жидкостей. Сцепщик- рабочий, который цепляет вагоны.)
Ц Ц Ц Ц ц ц ц ц Ц ц ц ЦЦ ц ц
Восемь сцепщиков цепляют цистерны.
г) Работа со скороговоркой.
IV.Работа по теме урока
а) На доске написаны два текста.
Птицы поют. Мухи висят. Мошки вьются. Дуб стоит.
В лесу мирно поют птицы. Большие мухи неподвижно висят в золотистом воздухе. Мошки вьются столбом. Могучий дуб стоит рядом с красивой липой.
-Чем схоже эти тексты? (Основным содержанием .)
-Чем различаются? (Второй текст позволяет более четко и определённо представить описываемые события.)
-Почему второй текст более точный, чем первый? (В нем есть второстепенные члены предложения.)
-Найдите во втором тексте главные члены предложения, прочитайте их. Что у вас получилось? (Первый текст.)
б) Работа по учебнику.
Упражнение 8,стр. 7.
Спишите первый текст. В каждом предложении подчеркните главные члены.
Упражнение 9, стр. 7.
. -Расскажите о членах предложения по плану
1.Назовите главные члены предложения. (Подлежащие и сказуемое.)
2.Что обозначает, подлежащее и на какие вопросы отвечает? (Подлежащее обозначает,о ком или о чем говорится в предложении и отвечает на вопросы «Кто? Что?»
3.Что обозначает сказуемое и на какие вопросы отвечает? (Сказуемое показывает то,что говорится о подлежащем,и отвечает на вопросы «Что делает? Что сделает?».)
4. Какие еще бывают члены предложения,кроме главных?(Второстепенные.)
в)Задание
Составьте и запишите предложения по вопросам.
КАКОЙ? КТО?ЧТО ДЕЛАЕТ?
ГДЕ? КАК? ЧТО СДЕЛАЛА? КАКАЯ ? ЧТО?
КТО? С КЕМ ? ЧТО ДЕЛАЛИ? КУДА? ЗАЧЕМ?
КОГДА? КАКОЙ? ЧТО? КАК? ЧТО СДЕЛАЛ?
(Грозовые тучи быстро плывут. в лесу звонко пела маленькая птичка. Бабушка с внучкой пошли в лес за грибами. Днем южный ветер слегка подул.)
V. Физкультминутка.
Эй, лошадки!
Эй, лошадки!
Все за мной!
Поспешим на водопой.
Вот широкая река,
В ней холодная вода.
Пейте!
Хороша водица!
Постучим копытцем,
Эй, лошадки
Все за мной
Отправляемся домой!
VI.Словарно –орфографическая работа.
а) Расшифруйте анаграммы.
ОЕЬВМС (восемь) ОИААЬДННДЦТ (одиннадцать)
ЕДЯТЬВ (девять) ЧТРЫЕЕ (четыре)
-Как вы думаете,какое слова может быть «лишним» ? (одиннадцать –это двузначное число.)
- Чтобы обозначить число 11,в древнерусском языке нужно было написать сразу три слова : ОДИН НА ДЕСЯТЕ, что означало «один сверх десятка». Стечением времени под влиянием произношения это сочетание слов преобразилось в одно слово ОДИННАДЦАТЬ. Так почему в этом слове надо писать две буквы нн ? И чтобы написать это слово,необходимо одиннадцать букв. Интересно,не правда ли ?
б) Спишите,вставляя пропущенные слова.
ЧЕТЫРЕ ПЛЮС СЕМЬ ПОЛЛУЧИТСЯ ……. .
ИЗ ОДИННАДЦАТИ ВЫЧЕСТЬ……… ПОЛУЧИТСЯ ………. .
К …………. ПРИБАВИТЬ ОДИН ПОЛУЧИТСЯ ДВЕНАДЦАТЬ.
VII. Домашнее задание.
Упражнение 10, стр.8.
VIII. итог урока.
_На какие две группы делятся члены предложения? (Главные и второстепенные.)
-Дополните определения:
………. и………. –ЭТО ГЛАВНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.
………… ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПОЯСНЯЮТ ГЛАВНЫЕ ИЛИ ДРУГИЕ ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ.