kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок на тему: "Главные и второстепенные члены предложения"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Главные и второстепенные члены предложения.

Цели урока:  1. Совершенствовать знания детей о предложении.

2. Развить умение распознавать главные члены предложения.

3. Учить правильно употреблять  предложения в своей речи.

Ход урока.

I.Организационный момент и сообщение целей урока

На доске написаны два предложения.

МАТЬ ЛЮБИТ ДОЧЬ. ДОЧЬ ЛЮБИТ МАТЬ.

-Ребята, чем  похожи эти  два  предложения? ( Состоят из тех же слов: МАТЬ,ДОЧЬ,ЛЮБИТ.)

-Чем  они  отличаются ? (Порядком слов в предложении.)

-Поменяв местами слова, смысл предложения изменится? (Изменится)

-А что ещё изменилось ?(Главный член предложения МАТЬ стал второстепенным.)

-Итак, тема нашего урока  «Главные и второстепенные члены предложения».

II.Проверка домашнего задания

-Сколько предложений в упражнении 7, стр.6? (5 предложений)

-Какие орфограммы вам встретились?

-Назовите слова с проверяемыми безударными гласными в корне, подберите проверочные слова. (Золотая –золото-позолота; осень –осенний; лесов-лес; краснеют-красный, бегут-бег.)

-Назовите слова с непроверяемыми безударными гласными в корне. (Сентябрь, по опушкам, на полянах,рябины, облака.)

III. Чистописание

а)                Стул чинил сегодня мастер.

                    Клеил он его и красил.

                    Мастер стул перевернул –

-Сегодня мы потренируемся писать букву Ц,ц.

                    Стал на «Ц» похожим стул.

б)  Массаж пальцев.

-Погрейте ладони.

-Разогрейте каждый пальчик.

-«Скалка».

-«Готовим тесто».

-«Аплодисменты».

в) Письмо в тетради.

-Что такое цистерна ? (Большая ёмкость, а также вагон или автомобиль для хранения и перевозки  жидкостей. Сцепщик- рабочий, который цепляет вагоны.)

Ц Ц Ц Ц        ц ц ц ц       Ц ц ц ЦЦ ц ц

Восемь сцепщиков цепляют цистерны.

г) Работа со скороговоркой.

IV.Работа по теме урока

а) На доске написаны два текста.

Птицы поют. Мухи висят. Мошки вьются. Дуб стоит.

В лесу мирно поют птицы. Большие мухи неподвижно висят в золотистом воздухе. Мошки вьются столбом. Могучий дуб стоит рядом с красивой липой.

-Чем схоже эти тексты? (Основным содержанием .)

-Чем различаются?  (Второй текст позволяет более четко и определённо представить описываемые события.)

-Почему второй текст более точный, чем первый? (В нем есть второстепенные члены предложения.)

-Найдите во втором тексте главные члены предложения, прочитайте их. Что у вас получилось? (Первый текст.)

б) Работа по учебнику.

Упражнение 8,стр. 7.

Спишите первый текст. В  каждом предложении подчеркните главные члены.

Упражнение 9, стр. 7.

. -Расскажите о членах предложения по плану

1.Назовите главные члены предложения. (Подлежащие и сказуемое.)

2.Что обозначает, подлежащее и на какие вопросы отвечает? (Подлежащее обозначает,о ком или о чем говорится в предложении и отвечает на вопросы «Кто? Что?»

3.Что обозначает сказуемое и на какие вопросы отвечает? (Сказуемое показывает то,что говорится о подлежащем,и отвечает на вопросы «Что делает? Что сделает?».)

4. Какие еще бывают члены предложения,кроме главных?(Второстепенные.)

в)Задание

Составьте и запишите предложения по вопросам.

КАКОЙ? КТО?ЧТО ДЕЛАЕТ?

ГДЕ? КАК? ЧТО СДЕЛАЛА? КАКАЯ ? ЧТО?

КТО? С КЕМ ? ЧТО ДЕЛАЛИ? КУДА? ЗАЧЕМ?

КОГДА? КАКОЙ? ЧТО? КАК? ЧТО СДЕЛАЛ?

(Грозовые тучи быстро плывут. в лесу звонко пела маленькая птичка. Бабушка с внучкой пошли в лес за грибами. Днем южный ветер слегка подул.) 

V. Физкультминутка.

Эй, лошадки!

Эй, лошадки!

Все за мной!

Поспешим на водопой.

Вот широкая река,

В ней холодная вода.

Пейте!

Хороша водица!

Постучим копытцем,

Эй, лошадки

Все за мной

Отправляемся домой!

VI.Словарно –орфографическая работа.

а) Расшифруйте анаграммы.

ОЕЬВМС (восемь)                     ОИААЬДННДЦТ (одиннадцать) 

ЕДЯТЬВ (девять)                        ЧТРЫЕЕ (четыре)

-Как вы думаете,какое слова может быть «лишним» ? (одиннадцать –это двузначное число.)

- Чтобы обозначить число 11,в древнерусском языке нужно было написать сразу три слова : ОДИН НА ДЕСЯТЕ, что означало «один сверх десятка». Стечением времени под влиянием произношения это сочетание слов преобразилось в одно слово ОДИННАДЦАТЬ. Так почему в этом слове надо писать две буквы нн ?  И чтобы написать это слово,необходимо одиннадцать букв. Интересно,не правда ли ?

б) Спишите,вставляя пропущенные слова.

ЧЕТЫРЕ ПЛЮС СЕМЬ ПОЛЛУЧИТСЯ ……. .

ИЗ ОДИННАДЦАТИ ВЫЧЕСТЬ……… ПОЛУЧИТСЯ ………. .

К …………. ПРИБАВИТЬ ОДИН ПОЛУЧИТСЯ ДВЕНАДЦАТЬ.

VII. Домашнее задание.

Упражнение 10, стр.8.

VIII. итог урока.

_На какие две группы делятся члены предложения? (Главные и второстепенные.)

-Дополните определения:

………. и………. –ЭТО ГЛАВНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

………… ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПОЯСНЯЮТ ГЛАВНЫЕ ИЛИ ДРУГИЕ ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок на тему: "Главные и второстепенные члены предложения"»

Тема: Главные и второстепенные члены предложения.


Цели урока: 1. Совершенствовать знания детей о предложении.

2. Развить умение распознавать главные члены предложения.

3. Учить правильно употреблять предложения в своей речи.


Ход урока.


I.Организационный момент и сообщение целей урока

На доске написаны два предложения.

МАТЬ ЛЮБИТ ДОЧЬ. ДОЧЬ ЛЮБИТ МАТЬ.

-Ребята, чем похожи эти два предложения? ( Состоят из тех же слов: МАТЬ ,ДОЧЬ,ЛЮБИТ.)

-Чем они отличаются ? (Порядком слов в предложении.)

-Поменяв местами слова, смысл предложения изменится? (Изменится)

-А что ещё изменилось ?(Главный член предложения МАТЬ стал второстепенным.)

-Итак, тема нашего урока «Главные и второстепенные члены предложения».


II.Проверка домашнего задания

-Сколько предложений в упражнении 7 , стр.6? (5 предложений)

-Какие орфограммы вам встретились?

-Назовите слова с проверяемыми безударными гласными в корне, подберите проверочные слова. (Золотая –золото-позолота; осень –осенний; лесов-лес; краснеют-красный, бегут-бег.)

-Назовите слова с непроверяемыми безударными гласными в корне. (Сентябрь, по опушкам , на полянах ,рябины, облака.)


III. Чистописание

а) Стул чинил сегодня мастер.

Клеил он его и красил.

Мастер стул перевернул –

-Сегодня мы потренируемся писать букву Ц ,ц.

Стал на «Ц» похожим стул.

б) Массаж пальцев.

-Погрейте ладони.

-Разогрейте каждый пальчик.

-«Скалка».

-«Готовим тесто».

-«Аплодисменты».

в) Письмо в тетради.

-Что такое цистерна ? (Большая ёмкость, а также вагон или автомобиль для хранения и перевозки жидкостей. Сцепщик- рабочий, который цепляет вагоны.)



Ц Ц Ц Ц ц ц ц ц Ц ц ц ЦЦ ц ц


Восемь сцепщиков цепляют цистерны.

г) Работа со скороговоркой.


IV.Работа по теме урока

а) На доске написаны два текста.

Птицы поют. Мухи висят. Мошки вьются. Дуб стоит.

В лесу мирно поют птицы. Большие мухи неподвижно висят в золотистом воздухе. Мошки вьются столбом. Могучий дуб стоит рядом с красивой липой.

-Чем схоже эти тексты? (Основным содержанием .)

-Чем различаются? (Второй текст позволяет более четко и определённо представить описываемые события.)

-Почему второй текст более точный, чем первый? (В нем есть второстепенные члены предложения.)

-Найдите во втором тексте главные члены предложения, прочитайте их. Что у вас получилось? (Первый текст.)

б) Работа по учебнику .

Упражнение 8,стр. 7.

Спишите первый текст. В каждом предложении подчеркните главные члены.

Упражнение 9, стр. 7.

. -Расскажите о членах предложения по плану

1.Назовите главные члены предложения. (Подлежащие и сказуемое.)

2.Что обозначает, подлежащее и на какие вопросы отвечает? (Подлежащее обозначает ,о ком или о чем говорится в предложении и отвечает на вопросы «Кто? Что?»

3.Что обозначает сказуемое и на какие вопросы отвечает? (Сказуемое показывает то ,что говорится о подлежащем ,и отвечает на вопросы «Что делает? Что сделает?».)

4. Какие еще бывают члены предложения ,кроме главных?(Второстепенные.)

в)Задание

Составьте и запишите предложения по вопросам .

КАКОЙ? КТО?ЧТО ДЕЛАЕТ?

ГДЕ? КАК? ЧТО СДЕЛАЛА? КАКАЯ ? ЧТО?

КТО? С КЕМ ? ЧТО ДЕЛАЛИ? КУДА? ЗАЧЕМ?

КОГДА? КАКОЙ? ЧТО? КАК? ЧТО СДЕЛАЛ?

(Грозовые тучи быстро плывут . в лесу звонко пела маленькая птичка . Бабушка с внучкой пошли в лес за грибами. Днем южный ветер слегка подул.)


V. Физкультминутка.

Эй, лошадки!

Эй, лошадки!

Все за мной!

Поспешим на водопой.

Вот широкая река,

В ней холодная вода.

Пейте!

Хороша водица!

Постучим копытцем,

Эй, лошадки

Все за мной

Отправляемся домой!

VI.Словарно –орфографическая работа.

а) Расшифруйте анаграммы.

ОЕЬВМС (восемь) ОИААЬДННДЦТ (одиннадцать)


ЕДЯТЬВ (девять) ЧТРЫЕЕ (четыре)

-Как вы думаете ,какое слова может быть «лишним» ? (одиннадцать –это двузначное число.)

- Чтобы обозначить число 11 ,в древнерусском языке нужно было написать сразу три слова : ОДИН НА ДЕСЯТЕ, что означало «один сверх десятка». Стечением времени под влиянием произношения это сочетание слов преобразилось в одно слово ОДИННАДЦАТЬ. Так почему в этом слове надо писать две буквы нн ? И чтобы написать это слово ,необходимо одиннадцать букв. Интересно ,не правда ли ?

б) Спишите ,вставляя пропущенные слова.

ЧЕТЫРЕ ПЛЮС СЕМЬ ПОЛЛУЧИТСЯ …….. .

ИЗ ОДИННАДЦАТИ ВЫЧЕСТЬ……… ПОЛУЧИТСЯ ………. .

К …………. ПРИБАВИТЬ ОДИН ПОЛУЧИТСЯ ДВЕНАДЦАТЬ.


VII. Домашнее задание.

Упражнение 10, стр.8.


VIII. итог урока.

_На какие две группы делятся члены предложения? (Главные и второстепенные .)

-Дополните определения:

……….. и……….. –ЭТО ГЛАВНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

………… ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПОЯСНЯЮТ ГЛАВНЫЕ ИЛИ ДРУГИЕ ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ.








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Урок на тему: "Главные и второстепенные члены предложения"

Автор: Шайхеденова Гульнар Мирамовна

Дата: 29.01.2016

Номер свидетельства: 285069

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(251) "Урок русского языка в 5 классе по теме: Второстепенные члены предложения (с использованием современных технологий) в соответствии с ФГОС "
    ["seo_title"] => string(155) "urok-russkogho-iazyka-v-5-klassie-po-tiemie-vtorostiepiennyie-chlieny-priedlozhieniia-s-ispol-zovaniiem-sovriemiennykh-tiekhnologhii-v-sootvietstvii-s-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "179070"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424943199"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(86) "Второстепенные члены предложения. Определение"
    ["seo_title"] => string(57) "vtorostiepiennyie_chlieny_priedlozhieniia_opriedielieniie"
    ["file_id"] => string(6) "417094"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1495249834"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(81) "Дополнение.Второстепенный член предложения"
    ["seo_title"] => string(54) "dopolnieniie-vtorostiepiennyi-chlien-priedlozhieniia-1"
    ["file_id"] => string(6) "257421"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448309451"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(101) "Урок русского языка "Второстепенные члены предложения""
    ["seo_title"] => string(58) "urok_russkogo_iazyka_vtorostepennye_chleny_predlozheniia_1"
    ["file_id"] => string(6) "630951"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1683447249"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(152) "Конспект урока русского языка в 5 классепо теме "Второстепенные члены предложения" "
    ["seo_title"] => string(95) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-5-klassiepo-tiemie-vtorostiepiennyie-chlieny-priedlozhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "134520"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416757192"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства