Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | УУД |
I Этап мотивации к учебной деятельности |
Включение обучающихся в деятельность | ( Учитель приветствует, проверяет готовность класса к уроку, создает эмоциональный настрой, желает успеха.) Если хорошее рабочее настроение, поднимите - зеленый цвет, если не очень – то красный. | Отвечают на приветствие учителя. Определяют свою готовность к уроку. Включаются в деловой ритм. | Познавательные: осознают учебно-познавательную деятельность. Коммуникативные: обмениваются мнениями Личностные: настрой на позитивное начало урока |
II Этап актуализации знаний и пробного учебного действия |
Подготовка мышления обучающихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий. Просмотр презентации. | Я рада, что вы вместе со мной готовы совершать новые открытия в замечательной науке Синтаксис. Прежде повторим то, что изучали на прошлом уроке. Проверка д/з Прием «Щадящий опрос» в парах (рассказывают правила о главных членах предложения) Проверка Синквейнов, составленных на понятия «Сказка» и «Пушкин». Давайте посмотрим на экран. Перед вами текст. О чем он? Назовите грамматические основы. Объясните, чем они выражены. Слайд№1 Сказки Пушкина знакомы нам с детства. Каждая строка хранит частицу души поэта. Слова в них скупы. Чувства щедры. Пушкинская сказка – наследница народных сказок | Отвечают в парах на вопросы (о главных членах) Устно называют грамматическую основу предложений и объясняют, чем она выражена. | Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог Познавательные: умение строить речевое высказывание; Познавательные: выбор смысловых единиц предложения и установление отношений между ними Регулятивные: - осознанное построение речевых высказываний в устной речи. |
III Выявление места и причины затруднений |
Организация ситуации, которая актуализирует необходимые для последующего открытия знания. | Выпишите второстепенные члены: дополнения, обстоятельства, определения. А этого вы не знаете? Это для вас новые знания. Второстепенные члены бывают трех видов: дополнение, определение, обстоятельство. А зачем нужно знать второстепенные члены? Где мы их можем применять? | Ребята затрудняются ответить Ответы учащихся: (При создании устных и письменных текстов на разных уроках, в любой жизненной ситуации, для более точного выражения своих мыслей, для лучшего взаимопонимания с окружающими людьми). | Познавательные: строят логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей Регулятивные: осознанное построение речевых высказываний в устной речи Личностные: усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения |
IV Целеполагание |
Постановка учебной задачи (определение темы, цели урока) | Итак, чем же мы сегодня будем заниматься на уроке? Какова тема нашего урока? (второстепенные члены предложения) Давайте поставим цели нашего урока. Слайд№2 (- Вспомнить все, что известно о второстепенных членах из курса начальной школы; - Узнать что-то новое о второстепенных членах; - Научиться их находить и подчеркивать; - уметь составлять предложения с второстепенными членами) | Формулируют тему и цель урока | Познавательные: строят логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей Регулятивные : целеполагание и планирование своей деятельности |
V Поиск решений . Открытие новых знаний. |
Открытие новых знаний: - работа с информацией в учебнике | -А теперь проведем поиск новых знаний , самостоятельно в группах при поддержке учителя и учебника. Давайте вспомним, как нужно работать в группах. Слайд №3 ПРАВИЛА РАБОТЫ В ГРУППЕ 1.Внимательно прочитайте задания. 2.Выполняя задания, чётко следуйте инструкции 3.Работайте дружно. 4.Уважайте мнение товарищей. 5. Работайте так, чтоб не мешать другим группам. 5.Выберите выступающего. Для проведения поисковой работы я предлагаю вам использовать строки из сказок Александра Сергеевича Пушкина. Слайд№ 4 Перед вами лежат карточки. Группа №1 Кто-то терем приб..рал. Грусть-тоска меня с..едает. Ты гоняешь стаи туч… Группа №2 Дверь т..хонько заскр..пела. В св…тлицу входит царь. Ветер по морю гуляет. Группа №3 Лебедь белая плывет. Ядра – чистый изумруд. Пол..тел наш удалец. Вам нужно определить, каким членом предложения являются выделенные слова в предложенных вам отрывках из сказок Пушкина. Прочитайте предложения. У каждой группы подобраны примеры на один вид второстепенного члена. Вы должны установить - какой. Для этого нужно выделить признаки второстепенных членов предложения. Но вначале давайте все вместе составим алгоритм определения Второстепенных членов предложения. Слайд №5 Алгоритм рассуждения: От какого слова зависит? На какой вопрос отвечает? Что обозначает? Какой частью речи может быть выражен? Как подчеркивается в предложении. Как называется? Итогом вашей работы будет открытие нового знания, которым вы должны поделиться с остальными группами. Свои выводы запишите в таблицу №1 Один человек от группы объясняет классу, что вы узнали нового. Все ребята заполняют (Приложение) Выступление групп. Обсудите, как поработали в группах и поставьте за работу значки: А теперь оцените свою работу в группе Словесная оценка учителя работы групп, уч-ся. . | Выполняют задания (в группах ) Читают 1 группа: параграф 56 2 группа : параграф 58 3 группа: параграф 57 перерабатывают информацию и делают выводы, какой член предложения у группы Самооценка в маршрутном листе. | Личностные: понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей Познавательные: выбор оснований и критериев для сравнения; Регулятивные: определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата Коммуникативные: приобретают опыт работы в группе; умеют согласовывать свои действия . Регулятивные: принятие решения в проблемных ситуациях на основе переговоров; Познавательные: проводят классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным критериям Личностные: формирование ценностных ориентаций Коммуникативные: действуют с учётом позиции товарища, умеют распределять функции в группе Личностные: Регулятивные: контроль и оценка своих действий |
VI Физкультминутка |
Дать возможность отдохнуть мышцам спины, рук, глаз | Потрудились – отдохнём! Станем – глубоко вздохнём, Руки в стороны, вперёд, Влево, вправо поворот. Три наклона, прямо встать. Руки вниз и вверх поднять. Руки плавно опустили, Всем улыбки подарили | Повторяют за учителем упражнения. | |
VII Первичное закрепление с комментированием. |
Организация деятельности для отработки навыков. | Давайте закреплять новые знания. Вставьте второстепенный член в предложение. Составьте схему. 1. Там лес и дол (чего?)… полны. 2. Русалка (где?)… сидит. 3. Там королевич мимоходом пленяет (какого?)… царя. Откуда строки? (Поэма «Руслан и Людмила») Словарная работа. В предложениях встречаются устаревшие слова, что они обозначают? мимоходом, дол, видений Разминка. Прием «Светофор» Учитель задает вопросы по новой теме, а ребята сигнализируют зеленым цветом правильный ответ, красным неверный. Определение, Обстоятельство, Дополнение – второстепенные члены предложения? Дополнение отвечает на вопросы косвенных падежей? Определение обозначает признак предмета? Обстоятельства отвечают на вопросы Где? Куда? Откуда? Почему? Зачем? и Как? Предложение всегда состоит только из главных членов? Второстепенные члены дополняют, украшают, уточняют нашу речь? | Ребята пишут в тетрадях, выполняют задание. Три ученика записывают предложения на доске и объясняют. ( « Мимоходом» обозначает заодно, попутно, по дороге, по пути, мЕльком, вскользь, на бегу, на скаку, проездом, , мимолетно, бегло, на лету.) «Дол» Обращаемся к словарю. (устар.). То же, что долина. - Пространство без деревьев ) Ребята с помощью сигнальных знаков сообщают учителю об усвоении новой темы. | Личностные: усвоение грамматических средств для свободного выражения мыслей в письменной форме; Регулятивные: контролируют и оценивают свои действия Познавательные: осознание значимости знаний; представление информации в наглядно-символической форме (в виде схем). Познавательные: умение структурировать знания; Коммуникативные: передавать информацию посредством сигналов. |
VIII Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. |
Мониторинг планируемых результатов усвоения новых знаний | Выполнение разноуровневых заданий. Задание 1. Подчеркните второстепенные члены предложения, расставив, где надо, знаки препинания. ( Арина Родионовна зам..чательно ра…казывала сказки. Задания 2. Определите выделенные второстепенные члены. (Отв..чает золотая рыбка. И царевна к ним сошла. Ветер весело шумит Задания 3. Определите выделенные второстепенные члены. Царь (кого?) г…стей сажает. Чернавка (куда?) в лес пошла. Братья милую девицу полюбили. Самопроверка. Проверяем по эталону на экране. | Самооценка в оценочном листе. | Личностные: Проявление волевых качеств при выборе задания; Регулятивные: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено; Познавательные: умение структурировать знания; |
IX Включение нового знания в систему знаний. |
Контроль за процессом и результатом учебной деятельности | Составьте предложение и продолжите его. Возьмите из предложений 1. Мы перечитываем любимые книги. (определение) 2. Я люблю народные сказки. (дополнение) 3. Они нас многому учат. ( сказуемое) У вас получилось незаконченное предложение. Добавьте второстепенные члены и закончите мысль. Любимые сказки учат… Подведем итог. Зачем нужны второстепенные члены? | Самостоятельная работа. | Личностные: ориентирование в системе моральных норм и ценностей; Регулятивные: саморегуляция как способность к мобилизации сил при выполнении задания; Познавательные: решение проблемы творческого характера |
X Домашнее задание |
Закрепить полученные знания. Развить творческие способности. | с.25- 30 , теория Упр.437,447,452 | | Познавательные: построение логических рассуждений, включающих установление причинно-следственных связей; Регулятивные: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения. |
ХI Рефлексия |
Обобщение ценностного отношения к деятельности, к совместной деятельности, её оценка. | Мне важно знать, что вы ощущали на уроке. Давайте украсим наше Дерево Знаний и Настроений яблоками. Красное яблоко, если тему поняли, на уроке было интересно, уходите с хорошим настроением Желтое яблоко – тему поняли, но не можете объяснить пока другим, хорошее настроение. Зеленое – тему плохо поняли, было неинтересно | Отвечают на вопросы. Дают оценку своей деятельности, оценивают работу группы. | Личностные: владение достаточным словарным запасом для выражения своих мыслей и чувств. Познавательные: рефлексия способов и условий действий; контроль и оценка процесса и результатов действия. |
| Подходит к концу наш урок. Мне хочется закончить его словами : читайте сказки А.С.Пушкина. Они научат вас добру, мудрости и прекрасному русскому языку. Спасибо всем за урок! | | |