kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок русского языка "Второстепенные члены предложения"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: «Второстепенные члены предложения»

Тип урока Урок открытия новых знаний.

Цель урока:   обеспечить формирование умения узнавать и отличать второстепенные члены предложения, умения характеризировать предложение по наличию главных и второстепенных членов,   ценностного отношения к совместной познавательной деятельности.

Предметные результаты:

Научатся: определять  виды второстепенных членов предложения,

Получат возможность научиться:  анализировать  предложения  с точки зрения структурной организации. 

Метапредметные результаты: умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачами коммуникации для выражения своих мыслей; планирование и регуляция  своей деятельности.   

Личностные результаты: использование грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка "Второстепенные члены предложения"»

Заика Елена Васильевна

МБОУ СОШ сельского поселения «Поселок Монгохто»


Технологическая карта урока

Выполнила : Заика Елена Васильевна

учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ сельского поселения

«Поселок Монгохто»

Учебный предмет: Русский язык

Класс: 5

Автор УМК : М.М. Разумовкая ,С.И.Львова, В.И Капинос. Русский язык.5 класс: учебник в 2 частях - М: Дрофа,2020

Тема урока: «Второстепенные члены предложения»

Тип урока Урок открытия новых знаний.

Цель урока: обеспечить формирование умения узнавать и отличать второстепенные члены предложения, умения характеризировать предложение по наличию главных и второстепенных членов, ценностного отношения к совместной познавательной деятельности.

Предметные результаты:

Научатся: определять виды второстепенных членов предложения,

Получат возможность научиться: анализировать предложения с точки зрения структурной организации.

Метапредметные результаты: умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачами коммуникации для выражения своих мыслей; планирование и регуляция своей деятельности.

Личностные результаты: использование грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей.

УУД личностные: ориентирование в системе моральных норм и ценностей

УУД регулятивные: целеполагание и планирование своей деятельности; принятие решения в проблемных ситуациях на основе переговоров; осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме; контролируют и оценивают свои действия как по результату, так и по способу действия.

УУД познавательные: проводят сравнение и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным критериям; выбирают смысловые единицы предложения и устанавливать отношения между ними; определяют основную и второстепенную информациюстроят логические рассуждения, представляют информацию в наглядно-символической форме (в виде схем).

УУД коммуникативные: приобретают опыт работы в группе; практическое усвоение морально-этических принципов общения и сотрудничества; действуют с учётом позиции другого, умеют согласовывать свои действия.

Методы и формы обучения : поисковый; приемы ТРКМ; проблемное обучение, индивидуальная, групповая

Оборудование:

  • проектор;

  • компьютер;

  • презентация к уроку

Организационная структура урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД


I Этап мотивации к учебной деятельности


Включение обучающихся

в деятельность

( Учитель приветствует, проверяет готовность класса к уроку, создает эмоциональный настрой, желает успеха.)

Если хорошее рабочее настроение, поднимите - зеленый цвет, если не очень – то красный.


Отвечают на приветствие учителя.

Определяют свою готовность к уроку. Включаются в деловой ритм.

Познавательные: осознают учебно-познавательную деятельность.

Коммуникативные: обмениваются мнениями

Личностные: настрой на позитивное начало урока

II Этап актуализации знаний и пробного учебного действия


Подготовка мышления обучающихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий.










Просмотр презентации.


Я рада, что вы вместе со мной готовы совершать новые открытия в замечательной науке Синтаксис.

Прежде повторим то, что изучали на прошлом уроке. Проверка д/з

  1. Прием «Щадящий опрос» в парах (рассказывают правила о главных членах предложения)

  2. Проверка Синквейнов, составленных на понятия «Сказка» и «Пушкин».

Давайте посмотрим на экран. Перед вами текст. О чем он? Назовите грамматические основы. Объясните, чем они выражены.


Слайд№1

Сказки Пушкина знакомы нам с детства. Каждая строка хранит частицу души поэта.

Слова в них скупы. Чувства щедры.

Пушкинская сказка – наследница народных сказок


Отвечают в парах на вопросы

(о главных членах)
















Устно называют грамматическую основу предложений и объясняют, чем она выражена.

Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог

Познавательные: умение  строить речевое высказывание;














Познавательные: выбор смысловых единиц предложения и установление отношений между ними

Регулятивные: - осознанное построение речевых высказываний в устной речи.



III Выявление места и причины затруднений


Организация ситуации, которая актуализирует необходимые для последующего открытия знания.


Выпишите второстепенные члены: дополнения, обстоятельства, определения. А этого вы не знаете? Это для вас новые знания. Второстепенные члены бывают трех видов: дополнение, определение, обстоятельство.

А зачем нужно знать второстепенные члены? Где мы их можем применять?



Ребята затрудняются ответить


Ответы учащихся:


(При создании устных и письменных текстов на разных уроках, в любой жизненной ситуации, для более точного выражения своих мыслей, для лучшего взаимопонимания с окружающими людьми).



Познавательные: строят логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей

Регулятивные: осознанное построение речевых высказываний в устной речи

Личностные: усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения

IV Целеполагание


Постановка учебной задачи (определение темы, цели урока)

Итак, чем же мы сегодня будем заниматься на уроке?

Какова тема нашего урока? (второстепенные члены предложения)

Давайте поставим цели нашего урока.

Слайд№2

(- Вспомнить все, что известно о второстепенных членах из курса начальной школы;

- Узнать что-то новое о второстепенных членах;

- Научиться их находить и подчеркивать;

- уметь составлять предложения с второстепенными членами)

Формулируют тему и цель урока

Познавательные: строят логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей

Регулятивные : целеполагание и планирование своей деятельности

V Поиск решений . Открытие новых знаний.


Открытие новых знаний:

- работа с информацией в учебнике


-А теперь проведем поиск новых знаний , самостоятельно в группах при поддержке учителя и учебника. Давайте вспомним, как нужно работать в группах.

Слайд №3


ПРАВИЛА РАБОТЫ В ГРУППЕ

1.Внимательно прочитайте задания.

2.Выполняя задания, чётко следуйте инструкции

3.Работайте дружно.

4.Уважайте мнение товарищей.

5. Работайте так, чтоб не мешать другим группам.

5.Выберите выступающего.


Для проведения поисковой работы я предлагаю вам использовать строки из сказок Александра Сергеевича Пушкина.

Слайд№ 4

Перед вами лежат карточки.

Группа №1

Кто-то терем приб..рал.

Грусть-тоска меня с..едает.

Ты гоняешь стаи туч

Группа №2

Дверь т..хонько заскр..пела.

В св…тлицу входит царь.

Ветер по морю гуляет.

Группа №3

Лебедь белая плывет.

Ядра – чистый изумруд.

Пол..тел наш удалец.


Вам нужно определить, каким членом предложения являются выделенные слова в предложенных вам отрывках из сказок Пушкина.

Прочитайте предложения.

У каждой группы подобраны примеры на один вид второстепенного члена. Вы должны установить - какой. Для этого нужно выделить признаки второстепенных членов предложения.

Но вначале давайте все вместе составим алгоритм определения Второстепенных членов предложения.

Слайд №5

Алгоритм рассуждения:

  1. От какого слова зависит?

  2. На какой вопрос отвечает?

  3. Что обозначает?

  4. Какой частью речи может быть выражен?

  5. Как подчеркивается в предложении.

  6. Как называется?

Итогом вашей работы будет открытие нового знания, которым вы должны поделиться с остальными группами.

Свои выводы запишите в таблицу №1

Один человек от группы объясняет классу, что вы узнали нового. Все ребята заполняют

(Приложение)

Выступление групп.


Обсудите, как поработали в группах и поставьте за работу значки:



А теперь оцените свою работу в группе


Словесная оценка учителя работы групп, уч-ся.

.

Выполняют задания

(в группах )

Читают

1 группа: параграф 56

2 группа : параграф 58

3 группа: параграф 57

перерабатывают информацию и делают выводы, какой член предложения у группы
































































Самооценка в маршрутном листе.


Личностные: понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей

Познавательные: выбор оснований и критериев для сравнения;

Регулятивные: определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата

Коммуникативные: приобретают опыт работы в группе; умеют согласовывать свои действия



.





























Регулятивные: принятие решения в проблемных ситуациях на основе переговоров;

Познавательные: проводят классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным критериям

Личностные: формирование ценностных ориентаций

Коммуникативные:

действуют с учётом позиции товарища, умеют распределять функции в группе



Личностные:

Регулятивные: контроль и оценка своих действий




VI Физкультминутка

Дать возможность отдохнуть мышцам спины, рук, глаз

Потрудились – отдохнём!

Станем – глубоко вздохнём,

Руки в стороны, вперёд,

Влево, вправо поворот.

Три наклона, прямо встать.

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили,

Всем улыбки подарили

Повторяют за учителем упражнения.


VII Первичное закрепление с комментированием.


Организация деятельности для отработки навыков.

Давайте закреплять новые знания.

Вставьте второстепенный член в предложение. Составьте схему.

  • 1. Там лес и дол (чего?)… полны.

  • 2. Русалка (где?)… сидит.

  • 3. Там королевич мимоходом пленяет (какого?)… царя.

Откуда строки? (Поэма «Руслан и Людмила»)

Словарная работа.

В предложениях встречаются устаревшие слова, что они обозначают?

мимоходом, дол, видений







Разминка.

Прием «Светофор»

Учитель задает вопросы по новой теме, а ребята сигнализируют зеленым цветом правильный ответ, красным неверный.


  1. Определение, Обстоятельство, Дополнение – второстепенные члены предложения?

  2. Дополнение отвечает на вопросы косвенных падежей?

  3. Определение обозначает признак предмета?

  4. Обстоятельства отвечают на вопросы Где? Куда? Откуда? Почему? Зачем? и Как?

  5. Предложение всегда состоит только

из главных членов?

  1. Второстепенные члены дополняют, украшают, уточняют нашу речь?

Ребята пишут в тетрадях, выполняют задание. Три ученика записывают предложения на доске и объясняют.




( « Мимоходом» обозначает

заодно, попутно, по дороге, по пути, мЕльком, вскользь, на бегу, на скаку, проездом, , мимолетно, бегло, на лету.)

«Дол» Обращаемся к словарю. (устар.). То же, что долина. - Пространство без деревьев )










Ребята с помощью сигнальных знаков сообщают учителю об усвоении новой темы.















Личностные: усвоение грамматических средств для свободного выражения мыслей в письменной форме;

Регулятивные: контролируют и оценивают свои действия

Познавательные: осознание значимости знаний; представление информации в наглядно-символической форме (в виде схем).

















Познавательные: умение структурировать знания;

Коммуникативные: передавать информацию посредством сигналов.

VIII Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.


Мониторинг планируемых результатов усвоения новых знаний

Выполнение разноуровневых заданий.

Задание 1.

Подчеркните второстепенные члены предложения, расставив, где надо, знаки препинания.

( Арина Родионовна зам..чательно ра…казывала сказки.

Задания 2.

Определите выделенные второстепенные члены.

(Отв..чает золотая рыбка.

И царевна к ним сошла.

Ветер весело шумит

Задания 3.

Определите выделенные второстепенные члены.

Царь (кого?) г…стей сажает.

Чернавка (куда?) в лес пошла.

Братья милую девицу полюбили.


Самопроверка.

Проверяем по эталону на экране.
























Самооценка в оценочном листе.



Личностные: Проявление волевых качеств при выборе задания;

Регулятивные: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено;

Познавательные: умение структурировать знания;


IX Включение нового знания в систему знаний.


Контроль за процессом и результатом учебной деятельности

Составьте предложение и продолжите его.

Возьмите из предложений

  • 1. Мы перечитываем любимые книги. (определение)

  • 2. Я люблю народные сказки. (дополнение)

  • 3. Они нас многому учат. ( сказуемое)

У вас получилось незаконченное предложение. Добавьте второстепенные члены и закончите мысль.

Любимые сказки учат…

Подведем итог.

Зачем нужны второстепенные члены?



Самостоятельная работа.

Личностные: ориентирование в системе моральных норм и ценностей;

Регулятивные: саморегуляция как способность к мобилизации сил при выполнении задания;

Познавательные: решение проблемы творческого характера

X Домашнее задание

Закрепить полученные знания.

Развить творческие способности.



с.25- 30 , теория


Упр.437,447,452




Познавательные: построение логических рассуждений, включающих установление причинно-следственных связей;

Регулятивные: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения.

ХI Рефлексия

Обобщение ценностного отношения к деятельности, к совместной деятельности, её оценка.


  • Сегодня я узнал(а)…

  • Было интересно…

  • Было трудно…

  • Я выполнял(а) задания…

  • Я понял(а) ,что…

  • Теперь я могу…

  • Я научил(а)(ся,сь)…

  • Я смог(ла)…

  • Я попробую…

  • Меня удивило…

  • Мне захотелось

  • Подберите определения к слову «Урок»…

Мне важно знать, что вы ощущали на уроке. Давайте украсим наше Дерево Знаний и Настроений яблоками.

Красное яблоко, если тему поняли, на уроке было интересно, уходите с хорошим настроением

Желтое яблоко – тему поняли, но не можете объяснить пока другим, хорошее настроение.

Зеленое – тему плохо поняли, было неинтересно


Отвечают на вопросы.

Дают оценку своей деятельности, оценивают работу группы.

Личностные: владение достаточным словарным запасом для выражения своих мыслей и чувств.

Познавательные: рефлексия способов и условий действий; контроль и оценка процесса и результатов действия.



Подходит к концу наш урок. Мне хочется закончить его словами : читайте сказки А.С.Пушкина. Они научат вас добру, мудрости и прекрасному русскому языку.

Спасибо всем за урок!








3



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок русского языка "Второстепенные члены предложения"

Автор: Заика Елена Васильевна

Дата: 07.05.2023

Номер свидетельства: 630951

Похожие файлы

object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "Презентация к уроку русского языка "Второстепенные члены предложений""
    ["seo_title"] => string(74) "priezientatsiiakurokurusskoghoiazykavtorostiepiennyiechlienypriedlozhienii"
    ["file_id"] => string(6) "256667"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1448195796"
  }
}
object(ArrayObject)#905 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "Урок русского языка " Второстепенные члены предложения" 4 класс "
    ["seo_title"] => string(71) "urok-russkogho-iazyka-vtorostiepiennyie-chlieny-priedlozhieniia-4-klass"
    ["file_id"] => string(6) "195057"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427860125"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(128) "Конспект урока по русскому языку : " Второстепенные члены предложения""
    ["seo_title"] => string(78) "konspiekt_uroka_po_russkomu_iazyku_vtorostiepiennyie_chlieny_priedlozhieniia_1"
    ["file_id"] => string(6) "425457"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1502821323"
  }
}
object(ArrayObject)#905 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "Презентация к уроку русского языка "Второстепенные члены предложения"."
    ["seo_title"] => string(80) "priezientatsiia_k_uroku_russkogho_iazyka_vtorostiepiennyie_chlieny_priedlozhie_1"
    ["file_id"] => string(6) "429491"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1506245051"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) "Конспект урока русского языка "Второстепенные члены предложения. Определение" "
    ["seo_title"] => string(90) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-vtorostiepiennyie-chlieny-priedlozhieniia-opriedielieniie"
    ["file_id"] => string(6) "145308"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418895469"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства