kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок литературы: А.С. Пушкин. Поэма "Полтава". Образы поэмы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Уроки 15–16 А. С. Пушкин. поэма «полтава». образы поэмы

Цели: показать интерес поэта к историческому прошлому страны, к деятельности полководцев, диктуемой необходимостью; определить авторское отношение к героям, к назначению поэта; отметить внимание к судьбе маленького человека» и искреннее сочувствие ему; развивать внимание, устную речь, воображение.

Методические приемы:  аналитическая  беседа,  чтение  произведений.

Ход уроков

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Рассказ учащегося о Г. Р. Державине, чтение стихотворений поэта.

III. Изучение новой темы.

1. Вступительное слово учителя.

Александр сергеевич пушкин
(1799–1837)

«У  каждого  возраста  свой  Пушкин»,  –  писал  С. Я. Маршак.  Мы привыкаем к чуду поэзии А. С. Пушкина если не с детства, то с младших классов. Седьмой класс приоткроет нам еще одну страницу, введет нас в круг  мыслей  и  переживаний  юного  поэта,  познакомит  с  пушкиным-лицеистом.

2. Рассказ подготовленного ученика (индивидуальное домашнее задание) О Пушкине-лицеисте, сопровождаемый разбором картины И. Е. Репина и показом фотографий царскосельского парка.

Учитель. Именно тогда, в лицее, Пушкин понял, что музой его станет Свобода. Тема Родины, ее судьба, историческое прошлое России, желание воскресить минувший век, вновь и вновь заставят поэта обратиться к изучению «дел давно минувших дней».

3. Работа над поэмой «Полтава».

1) Особый интерес Пушкин проявил к жизни и деятельности Петра I, который был его любимым героем. Став царем (1696 г.), Петр поставил перед собой задачу: усилить военную мощь России и повысить ее роль на международной арене. В результате Азовских походов (1695–1696) был занят Азов, Россия вышла на берега Азовского моря (до этих походов она имела выход только в Белое море, которое замерзало на полгода).

Для связей с Западом необходим был выход к Балтийскому морю. Для этого надо было вернуть захваченные Швецией в начале XVII в. земли. В долголетней Северной войне (1700–1721) Россия добилась победы.

Но с этим не мог смириться шведский король Карл XII, который долгое время одерживал победы над слабыми, неподготовленными войсками противника.

В 1709 году он вторгся в Россию с запада. Произошло сражение под Полтавой.

2) Рассматривание репродукций.

Учебник, с. 77. «Полтавская баталия». В поэме «Полтава» описывается эта баталия.

3) Чтение отрывка из поэмы, беседа по вопросам.

– Какие картины предстают перед нами, когда мы читаем слова и выражения: «Горит восток зарею новой», «Дым багровый кругами всходит, к небесам», «рассыпались стрелки», поле «роковое», «счастье… служить… начинает нам»? (Чуть озаренный восток, пушки уже грохочут. Темно-красный дым, густой, не развеваемый ветром, поднимается к небесам. Полки сплотили ряды свои, отдельные стрелки замаскировались в кустах. Шлепаются о землю ядра, свистят пули, солдаты готовы в штыковую  атаку  «нависли  хладные  штыки». Шведы рвутся вперед. Поле битвы – поле «роковое» (рок – судьба). От победы на поле или поражения зависит судьба солдат, страны.

Но русские солдаты сдерживают натиск врага и оттесняют противника «Уходит …», «сдается Шлиппенбах». Бог Брани (войны, Марс) на стороне русских.)

– Объяснить: «Как пахарь, битва отдыхает»? (наступает затишье перед боем, готовятся к главному сражению, как пахарь отдыхают перед началом тяжелой и необходимой работы (пахоты), пахарь – труженик и воин – труженик. Идет перегруппировка сил, молчит боевая музыка, молчат пушки «голодный рев» – требование жертв.)

– Как  автор  рисует  начало генерального сражения? («Сошлись в дыму», «под градом раскаленным» – пули, ядра; стена наступающих и отражающих нападение падает, следующая стена смыкает штыки – вступает в рукопашный бой, «летучая» конница – быстрое перемещение, звенят сабли,  рубят,  «бросая  груду  тел  на  груду» – новых  погибших  на  уже погибших. Горячие ядра шлепаются в погибших, шипят в крови. Жестокость  боя  и  его  стремительность  усиливаются  употреблением глаголов – «колет, рубит, режет», а затем только существительных – «бой», «клики», «скрежет», «гром», «топот», «ржанье», «стон».)

– Какие строчки, какое сравнение еще более подчеркивают жестокость сражения? (Мечи «тупятся», «падшими», «роем саранчи».)

– Каким  мы  видим  Петра  I,  Карла  XII?  Как  автор  относится  к ним? (Автор влюблен в своего героя, в Петра I. Петр возбужден перед боем. Эпитет «ужасен» рифмуется с «прекрасен», ужасен – необыкновенен, грозен для врага. Глаголы передают волнение – «мчится», «промчался», «вослед неслись». Глаза сияют, лик его ужасен, «он весь, как божия гроза» – сравнение, готов метать и гром и молнии, движения порывисты. Полки рады видеть своего полководца. Даже верный конь гордится седоком.

Карл,  накануне  вечером  осматривая  издалека  лагерь  русских,  на-ткнулся на дозор казаков. Одного казака он убил, другой тяжело ранил его в ногу. Поэтому он «бледен», «недвижим» в «качалке… несомый верными слугами».  «Слабым  манием  руки» – неуверенное,  слабое  движение руки, казалось, что он не понимает, что происходит, у него нет сил, боль не дает ему возможности сделать то, что нужно  – воодушевить свои войска.)

– Как понимаете «В шатре своем он (Петр) угощает… вождей чужих…»? (Гордость испытывает Петр за силу русского оружия, смелость солдата. Одолеть Карла XII и его воинов («сквозь огнь окопов рвутся шведы») – великая честь. Петр великодушен к побежденным шведским генералам, которые, побеждая, учили его воевать!)

Вывод. А. С. Пушкин не сторонник войн: он знал, какие беды они несут стране, народу. Но победу Петра I под Полтавой он приветствовал, потому что от нее зависела судьба России, ее роль в мире. Поэт славит русского солдата, его полководца Петра, его сподвижников.

Домашнее задание: выучить наизусть отрывок из поэмы «Полтава» А. С. Пушкина.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы: А.С. Пушкин. Поэма "Полтава". Образы поэмы»

Уроки 15–16 А. С. Пушкин. поэма «полтава». образы поэмы

Цели: показать интерес поэта к историческому прошлому страны, к деятельности полководцев, диктуемой необходимостью; определить авторское отношение к героям, к назначению поэта; отметить внимание к судьбе маленького человека» и искреннее сочувствие ему; развивать внимание, устную речь, воображение.

Методические приемы:  аналитическая  беседа,  чтение  произведений.

Ход уроков

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Рассказ учащегося о Г. Р. Державине, чтение стихотворений поэта.

III. Изучение новой темы.

1. Вступительное слово учителя.

Александр сергеевич пушкин
(1799–1837)

«У  каждого  возраста  свой  Пушкин»,  –  писал  С. Я. Маршак.  Мы привыкаем к чуду поэзии А. С. Пушкина если не с детства, то с младших классов. Седьмой класс приоткроет нам еще одну страницу, введет нас в круг  мыслей  и  переживаний  юного  поэта,  познакомит  с  пушкиным-лицеистом.

2. Рассказ подготовленного ученика (индивидуальное домашнее задание) О Пушкине-лицеисте, сопровождаемый разбором картины И. Е. Репина и показом фотографий царскосельского парка.

Учитель. Именно тогда, в лицее, Пушкин понял, что музой его станет Свобода. Тема Родины, ее судьба, историческое прошлое России, желание воскресить минувший век, вновь и вновь заставят поэта обратиться к изучению «дел давно минувших дней».

3. Работа над поэмой «Полтава».

1) Особый интерес Пушкин проявил к жизни и деятельности Петра I, который был его любимым героем. Став царем (1696 г.), Петр поставил перед собой задачу: усилить военную мощь России и повысить ее роль на международной арене. В результате Азовских походов (1695–1696) был занят Азов, Россия вышла на берега Азовского моря (до этих походов она имела выход только в Белое море, которое замерзало на полгода).

Для связей с Западом необходим был выход к Балтийскому морю. Для этого надо было вернуть захваченные Швецией в начале XVII в. земли. В долголетней Северной войне (1700–1721) Россия добилась победы.

Но с этим не мог смириться шведский король Карл XII, который долгое время одерживал победы над слабыми, неподготовленными войсками противника.

В 1709 году он вторгся в Россию с запада. Произошло сражение под Полтавой.

2) Рассматривание репродукций.

Учебник, с. 77. «Полтавская баталия». В поэме «Полтава» описывается эта баталия.

3) Чтение отрывка из поэмы, беседа по вопросам.

– Какие картины предстают перед нами, когда мы читаем слова и выражения: «Горит восток зарею новой», «Дым багровый кругами всходит, к небесам», «рассыпались стрелки», поле «роковое», «счастье… служить… начинает нам»? (Чуть озаренный восток, пушки уже грохочут. Темно-красный дым, густой, не развеваемый ветром, поднимается к небесам. Полки сплотили ряды свои, отдельные стрелки замаскировались в кустах. Шлепаются о землю ядра, свистят пули, солдаты готовы в штыковую  атаку  «нависли  хладные  штыки». Шведы рвутся вперед. Поле битвы – поле «роковое» (рок – судьба). От победы на поле или поражения зависит судьба солдат, страны.

Но русские солдаты сдерживают натиск врага и оттесняют противника «Уходит …», «сдается Шлиппенбах». Бог Брани (войны, Марс) на стороне русских.)

– Объяснить: «Как пахарь, битва отдыхает»? (наступает затишье перед боем, готовятся к главному сражению, как пахарь отдыхают перед началом тяжелой и необходимой работы (пахоты), пахарь – труженик и воин – труженик. Идет перегруппировка сил, молчит боевая музыка, молчат пушки «голодный рев» – требование жертв.)

– Как  автор  рисует  начало генерального сражения? («Сошлись в дыму», «под градом раскаленным» – пули, ядра; стена наступающих и отражающих нападение падает, следующая стена смыкает штыки – вступает в рукопашный бой, «летучая» конница – быстрое перемещение, звенят сабли,  рубят,  «бросая  груду  тел  на  груду» – новых  погибших  на  уже погибших. Горячие ядра шлепаются в погибших, шипят в крови. Жестокость  боя  и  его  стремительность  усиливаются  употреблением глаголов – «колет, рубит, режет», а затем только существительных – «бой», «клики», «скрежет», «гром», «топот», «ржанье», «стон».)

– Какие строчки, какое сравнение еще более подчеркивают жестокость сражения? (Мечи «тупятся», «падшими», «роем саранчи».)

– Каким  мы  видим  Петра  I,  Карла  XII?  Как  автор  относится  к ним? (Автор влюблен в своего героя, в Петра I. Петр возбужден перед боем. Эпитет «ужасен» рифмуется с «прекрасен», ужасен – необыкновенен, грозен для врага. Глаголы передают волнение – «мчится», «промчался», «вослед неслись». Глаза сияют, лик его ужасен, «он весь, как божия гроза» – сравнение, готов метать и гром и молнии, движения порывисты. Полки рады видеть своего полководца. Даже верный конь гордится седоком.

Карл,  накануне  вечером  осматривая  издалека  лагерь  русских,  на-ткнулся на дозор казаков. Одного казака он убил, другой тяжело ранил его в ногу. Поэтому он «бледен», «недвижим» в «качалке… несомый верными слугами».  «Слабым  манием  руки» – неуверенное,  слабое  движение руки, казалось, что он не понимает, что происходит, у него нет сил, боль не дает ему возможности сделать то, что нужно  – воодушевить свои войска.)

– Как понимаете «В шатре своем он (Петр) угощает… вождей чужих…»? (Гордость испытывает Петр за силу русского оружия, смелость солдата. Одолеть Карла XII и его воинов («сквозь огнь окопов рвутся шведы») – великая честь. Петр великодушен к побежденным шведским генералам, которые, побеждая, учили его воевать!)

Вывод. А. С. Пушкин не сторонник войн: он знал, какие беды они несут стране, народу. Но победу Петра I под Полтавой он приветствовал, потому что от нее зависела судьба России, ее роль в мире. Поэт славит русского солдата, его полководца Петра, его сподвижников.

Домашнее задание: выучить наизусть отрывок из поэмы «Полтава» А. С. Пушкина.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Урок литературы: А.С. Пушкин. Поэма "Полтава". Образы поэмы

Автор: Ешимишева Кульжан Саметовна

Дата: 26.03.2016

Номер свидетельства: 310368

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(287) "Модель художественного мира. Литература и история. Образ и исторический прототип. Историческое и вымышленное в поэмах Пушкина «Полтава» и «Медный всадник» "
    ["seo_title"] => string(165) "modiel-khudozhiestviennogho-mira-litieratura-i-istoriia-obraz-i-istorichieskii-prototip-istorichieskoie-i-vymyshliennoie-v-poemakh-pushkina-poltava-i-miednyi-vsadnik"
    ["file_id"] => string(6) "118788"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413253041"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(169) "Интегрированный урок истории и литературы в 7 классе "Пётр Первый: реформатор или антихрист?""
    ["seo_title"] => string(85) "intieghrirovannyiurokistoriiilitieraturyv7klassiepiotrpiervyirieformatoriliantikhrist"
    ["file_id"] => string(6) "303372"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1457514861"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(203) ": А.С.Пушкин. Вступление к поэме «Медный всадник». Авторское отношение к Петру  I  и созданному им городу на Неве. "
    ["seo_title"] => string(118) "a-s-pushkin-vstuplieniie-k-poemie-miednyi-vsadnik-avtorskoie-otnoshieniie-k-pietru-i-i-sozdannomu-im-ghorodu-na-nievie"
    ["file_id"] => string(6) "173979"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424073899"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(90) "Герои и проблематика поэмы А.С.Пушкина «Полтава» "
    ["seo_title"] => string(49) "gieroi-i-probliematika-poemy-a-s-pushkina-poltava"
    ["file_id"] => string(6) "133729"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416573774"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(97) "Своеобразие жанра исторического романа. Образ Петра "
    ["seo_title"] => string(57) "svoieobraziie-zhanra-istorichieskogho-romana-obraz-pietra"
    ["file_id"] => string(6) "221623"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1435489145"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства