.
.
. МОУ «Невидимковская ООШ»
Лысьвенский район
Пермский край.
.Учитель истории Низамова Н.Б.
Учитель литературы: Стратийчук Г.И.
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК
ИСТОРИИ И ЛИТЕРАТУРЫ В 7 КЛАССЕ.
Тема урока: Петр1: реформатор или антихрист?
Цели урока:
- Обобщение и систематизация знаний учащихся о Петре1, показать отношение Пушкина к Петру1;
- Развивать аналитическое мышление через оценку исторической личности с разных точек зрения;
- Воспитывать познавательную активность, интерес учащихся к предметам через нетрадиционную форму урока.
Тип урока: обобщающий.
.
Ход урока.
- Звук метронома.
- Звучит стихотворение:
Да ведают потомки православных
Земли родной, минувшую судьбу
Своих царей великих поминают
За их труды, за славу, за добро-
И за грехи, за темные деянья-
Спасителя смиренно умоляют
Деяния в трудах и на полях сражений.
3.Учитель ист. Вступительное слово: в 1672 году колокольный звон возвестил убогой и нищей Руси о рождении будущего императора великой и могучей страны.
4. Сообщение уч-ся о Петре1- необычном царе.
5.Учителя ист. и литер.:
Кто он? Воспетый потомками в поэмах и
Отлитый в бронзе,
Чудо или чудовище,
Реформатор или первый революционер,
Царь-плотник или антихрист,
Человек-личность или жестокий и деспотичный правитель.
Кто он?
Правитель, поставивший Россию на дыбы, вырвав Россию из тьмы средневековья,превратив страну в сильное европейское государство.
Кто он? Или на дыбу, козни, расстрелы, сократившие население на одну четверть, обезлюдившие деревни, многократный рост налогов.
Ребята, посмотрите на доску и скажите,
- Какая закономерность просматривается в высказываниях (см, Приложение)? (Уч-ся читают, отвечают на в-с),
- О ком они?
(Вывешивается портрет Петра1)
Учит.ист. Давайте, исходя из всего сказанного, сформулируем тему урока.
(Запись темы на доске)
Почему в конце темы стоит вопросительный знак? (Уч-ся отвечают)
В конце урока вы должны утвердительно ответить на вопрос: Петр1 реформатор или антихрист? Выбор за вами.
Посмотрите, какая закономерность просматривается в оформлении доски?
Почему висит портрет А.С.Пушкина?
Почему урок ведут два учителя?
А сейчас предлагаю последовать примеру русского историка С.М.Соловьева. Он рассматривал события и явления первой четверти 18 века в единстве и органической связи настоящего и предшествующего с последующим «народ собрался в дорогу, ждал вождя, вождь появился».
Следовательно, надо вспомнить то время, которое предшествовало правлению Петра.
6.Историческая справка о состоянии России на рубеже 16-17век. (Сообщение уч-ся).
7 Высказывания историков:
«России для того чтобы преодолеть путь, который она преодолела в годы реформ Петра, понадобилось бы 210лет»,-писал Щербаков.
«Немцы, французы, англичане были впереди русских шестью веками. Петр двинул нас своею мощною рукой, и мы в несколько лет почти догнали их»
8.Работа в группах. (Уч-ся получают рабочие листы с заданиями, выполняют их). ( см. Приложение). Пояснения к работе.
9 Физпауза-зарядка для глаз.
10.Учит. ист. Петр1-великий полководец, его блестящая победа в Северной войне позволила занять России главенствующее положение в Северо-Восточной Европе.
В конкурсе презентаций на тему:»Россия при Петре1» победили ученики 7кл. М.Гордеев и Р. Шувалов. Предлагаем посмотреть их работу.
Просмотр презентации.
11.Учит. лит. Продолжаем разговор, начатый на прошлом уроке. Скажите, пожалуйста, какое событие взял Пушкин за основу поэмы «Полтава»?
(Сражение под г. Полтавой в 1709году во время Северной войны между русским войском и шведами).
-В чем заключается значение этого сражения?
(Это был первый удар по шведам, непобедимая держава была сокрушена, Россия утвердила свой авторитет).
Но сам Петр долго колебался, избегая главного сражения «яко зело опасного дела»
12.Работа с текстом. «Полтавский бой».
-Какой же Петр? Опишите внешность Петра1.
-Заметили ли вы противоречие в изображении портрета царя? Попробуйте объяснить это противоречие.
-Какие художественные средства использует автор в описании Петра? (Работают в группах, ответы записывают в рабочие листы).
Проверка работы.
-А как выглядит противник Петра? Прочитайте описание появления Карла и его внешний облик. (Чтение отрывка).
-Какими эпитетами рисует поэт Карла12?
-Но почему же Пушкин называет его «героем»?
Чтение наизусть отрывка «Уж грянул бой…»
-Какой смысл несут в себе заключительные строчки?
И снова перед нами Петр.
-Каким мы видим Петра на пиру? (Чтение отрывка).
-Почему шведы-учителя Петра?
-Как же Пушкин относится к Петру1? Через какие художественные приемы мы видим отношение поэта к царю? (Проверка индивидуального домашнего задания).
Подведение итогов работы. Каким показан Петр в «Полтаве»?
(Защитник Отечества, мудрый государственный деятель,мужественный полководец).
Можно еще добавить: царь, который вздыбил Россию, заставил считаться с ней заморские державы.
Нравится вам такой царь? (Ответы уч-ся).
13.Почему Петра назвали Великим? Давайте посмотрим значение слова в словарях. (Уч-ся работают со словарями, делают записи на рабочих листах, зачитывают ответы).
-А в чем величие Петра? (ум выдающийся, поразительное трудолюбие,уникальная энергия и т.д.).
14. Учит. ист. –Великими рождаются или становятся? А вы хотели ли быть великими?
-А великий человек идеален во всем?
Так и у Петра были недостатки, которые мешали ему, не украшали его. Это проявлялось в его отношении к народу, к церкви, к государству.
15.Анализ таблиц по экономике.(см. приложение).
1)Какую функцию выполняет экономика в государстве?
2)Каким образом взаимосвязаны экономика и уровень благосостояния народа?
3)За счет чего в первой четверти 18века наблюдался быстрый рост мануфактур?
4)Какие мануфактуры создавались при Петре1 и почему?
5)Почему и как изменилась налоговая система?
6)Почему народ не слагал песен, прославляющих победы и деяния Петра?
16.Почему Екатерина2, не связанная с Петром родственными узами, повелела установить ему памятник? (Слайды с изображением Медного всадника).
Учит. лит. Памятник французского скульптора Фальконе стоит в г. Петербурге, в городе, который заложил Петр1.
О городе Петра вы прочитали дома во «Вступлении» еще к одной поэме, посвященной теме Петра, поэме «Медный всадник».
-Какое чувство вызвало у вас произведение? (Ответы уч-ся).
Прочитайте «Вступление» к поэме.
-Что прславляет Пушкин?
-Какой же он,град Петра?
-Какие противоречия можно отметить в тексте? (Работа в группах).
Вывод: город полон неразрешимых противоречий.
-Что еще удивляет в описании города?(Ответы уч-ся).
Петр создал холодный город, неуютный. Сам город-это тоже памятник Петру.Какому?Работнику? Преобразователю? Реформатору?
Какого Петра показал здесь Пушкин? (Ответы уч-ся).
Вывод: «…Пушкин так и умер, не достигши синтеза, не изобразив исторического Петра,…он мог обрисовать и обрисовал в «Медном всаднике» один из его ликов»,-писал исследователь творчества Пушкина Б.М.Энгельгард.
Таким образом, мы увидели разного Петра. Сейчас вам нужно выразить свое отношение к Петру, используя высказывания историков, цитаты из произведений А.С.Пушкина. (Работа в группах).
17.Выступления уч-ся.
18.Подведение итогов урока.
19.рефлексия.
20.Домашнее задание: 1) Составить тест, кроссворд на тему: «Петровские преобразования»; 2) написать мини- сочинение «Мой Петр1»; 3) подюбрать цитаты к теме урока.