Модель художественного мира. Литература и история. Образ и исторический прототип. Историческое и вымышленное в поэмах Пушкина «Полтава» и «Медный всадник»
Модель художественного мира. Литература и история. Образ и исторический прототип. Историческое и вымышленное в поэмах Пушкина «Полтава» и «Медный всадник»
Данная разработка представляет собой конспект урока литературы в 7 классе на тему "Модель художественного мира. Литература и история. Образ и исторический прототип. Историческое и вымышленное в поэмах Пушкина «Полтава» и «Медный всадник». На уроке вводятся новые понятия, рассматриваются исторические образы в произведении А.С. Пушкина.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Модель художественного мира. Литература и история. Образ и исторический прототип. Историческое и вымышленное в поэмах Пушкина «Полтава» и «Медный всадник» »
Тема: Модель художественного мира. Литература и история. Образ и исторический прототип. Историческое и вымышленное в поэмах Пушкина «Полтава» и «Медный всадник»
Образовательная цель:
показать основные черты литературы как вида искусства через сопоставление ее с историей как наукой
показать роль воображения, фантазии художника
учить видеть жизненную основу как материал для любого вида искусства
формировать представление о историческом художественном мире
формировать представление о понятиях образ и прототип, их сходствах и различиях
Развивающая цель:
развивать устную и письменную монологическую и диалогическую речь
развивать долговременную память в процессе деятельности
развивать аналитические умения анализировать, выделять главное, сравнивать, делать выводы
Воспитательная цель: воспитывать культуру интеллектуального труда
Постановка познавательных задач.
Контроль усвоенного прошлого урока: типология авторов, ХМ, ХТ, их различия, читатель
Изучение нового.
- Дома вы читали теоретический материал о взаимосвязи литературы и истории. в чем их близость?
их интересует человек, особенности отношений между людьми, своеобразие развития разных народов и государств.
- что разного между историей и литературой, несмотря на близость их интересов?
разные средства достижения целей, потому что история – наука, литература – искусство
Составление конспекта с. 8-10
- В чем разница описания человека в истории и литературе?
человек
история
Литература
Опора на конкретные факты,
Аналитические схемы, графики, расчеты
Конкретные цифры
Интерес к закономерностям развития человечества, государства, в меньшей степени к конкретному человеку
Доказывает идеи, воздействуя на читателя или слушателя
Описывает яркие и живые картины
Интересуют исторические личности и любой человек
В показе исторических людей интересует и общественная деятельность, и личная жизнь
Возможен вымысел и фантазия
Возможны вымышленные персонажи
реальный исторический деятель и его образ в конкретном историческом художественном мире никогда не будут тождественными.
Образ, образ-персонаж – любой человек или одушевленный образ, который изображается и описывается в литературном пр-ии, участвует в развитии событий, становится объектом пристального внимания автора и читателей.
Типы образов: реалистические и романтические, условные, сказочные, исторические и вымышленные, жизнеподобные и фантастические.
Прототип (от греч. прообраз) – реально существовавший человек, который послужил автору моделью для создания образа.
исторические ХМ – построенная на материале исторических фактов и событий воображаемая реальность, в которой действуют исторические и вымышленные персонажи.
Подведение итогов теории
- В чем особенность ХМ, построенного на историческом материале? Присутствуют ли в нем элементы вымысла и фантазии?
точные сведении сосуществуют в исторической памяти потомков с легендами, слухами, анекдотами?
- Что является явным вымыслом в ст-ии Пушкина «Песнь о вещем Олеге»?
6. Контроль домашнего задания
- в чем особенности сюжета в «Полтаве»?
соединение в одном пр-ии любовной сюжетной интриги и исторических событий, за что автора ругали современники. он наиболее тесно переплет частные судьбы героев и историей.
Работа над сюжетными линиями поэмы
описание богатства и пышного изобилия Кочубея
портрет красавицы Марии
изображение семейной драмы К
рассказ об исторических событиях
переплетение сюжетных линий: любовной, семейной, исторической
вновь судьбы героев
хутор К, контраст
сюжет
завязка
Развитие Д
кульминация
Развязка
Семей-
Ный
Сватовство женихов к дочери К
Сватовство Мазепы, отказ родителей, смятение Марии, похищение ее из дома, план мести и осуществление ее К
Известие матери о предстоящей казни К
Казнь К, опоздание Марии и ее матери к месту казни
Любов-
Ный
Сватовство Мазепы
Бегство Марии с Мазепой, ее преступная любовь
Разговор Марии и Мазепы, отец или супруг тебе дороже
Последняя встреча Марии и Мазепы
Исто-
Ричес-
кий
Поход Карла 12 на Москву
Мятежное настроение Украины, донос К на гетмана злодея Петру 1, перенос военных действий, измена Мазепы
Полтавский бой
Пир Петра 1, бегство Карла и Мазепы
- Как можно назвать такой сюжет? (многослойный)
- есть ли в поэме мотивы, повторяющиеся в разных сюжетах? (тиха украинская ночь – обращено и к К и к Мазепе, но с разным смыслом – тяжкие думы перед казнью и душевные муки совести