kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Модель художественного мира. Литература и история. Образ и исторический прототип. Историческое и вымышленное в поэмах Пушкина «Полтава» и «Медный всадник»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка представляет собой конспект урока литературы в 7 классе на тему "Модель художественного мира. Литература и история. Образ и исторический прототип. Историческое и вымышленное в поэмах Пушкина «Полтава» и «Медный всадник». На уроке вводятся новые понятия, рассматриваются исторические образы в произведении А.С. Пушкина.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Модель художественного мира. Литература и история. Образ и исторический прототип. Историческое и вымышленное в поэмах Пушкина «Полтава» и «Медный всадник» »

Тема: Модель художественного мира. Литература и история. Образ и исторический прототип. Историческое и вымышленное в поэмах Пушкина «Полтава» и «Медный всадник»

Образовательная цель:

  1. показать основные черты литературы как вида искусства через сопоставление ее с историей как наукой

  2. показать роль воображения, фантазии художника

  3. учить видеть жизненную основу как материал для любого вида искусства

  4. формировать представление о историческом художественном мире

  5. формировать представление о понятиях образ и прототип, их сходствах и различиях

Развивающая цель:

  1. развивать устную и письменную монологическую и диалогическую речь

  2. развивать долговременную память в процессе деятельности

  3. развивать аналитические умения анализировать, выделять главное, сравнивать, делать выводы

Воспитательная цель: воспитывать культуру интеллектуального труда


  1. Постановка познавательных задач.

  2. Контроль усвоенного прошлого урока: типология авторов, ХМ, ХТ, их различия, читатель

  3. Изучение нового.

- Дома вы читали теоретический материал о взаимосвязи литературы и истории. в чем их близость?

их интересует человек, особенности отношений между людьми, своеобразие развития разных народов и государств.

- что разного между историей и литературой, несмотря на близость их интересов?

разные средства достижения целей, потому что история – наука, литература – искусство

  1. Составление конспекта с. 8-10

- В чем разница описания человека в истории и литературе?

человек

история

Литература

Опора на конкретные факты,

Аналитические схемы, графики, расчеты

Конкретные цифры

Интерес к закономерностям развития человечества, государства, в меньшей степени к конкретному человеку

Доказывает идеи, воздействуя на читателя или слушателя

Описывает яркие и живые картины

Интересуют исторические личности и любой человек

В показе исторических людей интересует и общественная деятельность, и личная жизнь

Возможен вымысел и фантазия

Возможны вымышленные персонажи

реальный исторический деятель и его образ в конкретном историческом художественном мире никогда не будут тождественными.

Образ, образ-персонаж – любой человек или одушевленный образ, который изображается и описывается в литературном пр-ии, участвует в развитии событий, становится объектом пристального внимания автора и читателей.

Типы образов: реалистические и романтические, условные, сказочные, исторические и вымышленные, жизнеподобные и фантастические.

Прототип (от греч. прообраз) – реально существовавший человек, который послужил автору моделью для создания образа.

исторические ХМ – построенная на материале исторических фактов и событий воображаемая реальность, в которой действуют исторические и вымышленные персонажи.

  1. Подведение итогов теории

- В чем особенность ХМ, построенного на историческом материале? Присутствуют ли в нем элементы вымысла и фантазии?

точные сведении сосуществуют в исторической памяти потомков с легендами, слухами, анекдотами?

- Что является явным вымыслом в ст-ии Пушкина «Песнь о вещем Олеге»?

6. Контроль домашнего задания

- в чем особенности сюжета в «Полтаве»?

соединение в одном пр-ии любовной сюжетной интриги и исторических событий, за что автора ругали современники. он наиболее тесно переплет частные судьбы героев и историей.

  1. Работа над сюжетными линиями поэмы

  1. описание богатства и пышного изобилия Кочубея

  2. портрет красавицы Марии

  3. изображение семейной драмы К

  4. рассказ об исторических событиях

  5. переплетение сюжетных линий: любовной, семейной, исторической

  6. вновь судьбы героев

  7. хутор К, контраст

сюжет

завязка

Развитие Д

кульминация

Развязка

Семей-

Ный

Сватовство женихов к дочери К

Сватовство Мазепы, отказ родителей, смятение Марии, похищение ее из дома, план мести и осуществление ее К

Известие матери о предстоящей казни К

Казнь К, опоздание Марии и ее матери к месту казни

Любов-

Ный

Сватовство Мазепы

Бегство Марии с Мазепой, ее преступная любовь

Разговор Марии и Мазепы, отец или супруг тебе дороже

Последняя встреча Марии и Мазепы

Исто-

Ричес-

кий

Поход Карла 12 на Москву

Мятежное настроение Украины, донос К на гетмана злодея Петру 1, перенос военных действий, измена Мазепы

Полтавский бой

Пир Петра 1, бегство Карла и Мазепы

- Как можно назвать такой сюжет? (многослойный)

- есть ли в поэме мотивы, повторяющиеся в разных сюжетах? (тиха украинская ночь – обращено и к К и к Мазепе, но с разным смыслом – тяжкие думы перед казнью и душевные муки совести

8. Групповая работа с образами и их прототипами

история

поэма

Кочубей Василий Леонтьевич с. 10

Богат, гордится дочерью

Мазепа с. 10

Нечестивый, хитрый, лживый, хитроумный, хищный, угрюмый, коварный, черный, мрачный, конь вороной

Петр с. 11

Излучает свет и сияние, светоносность как бы дана ему свыше

Мария в жизни Матрена, у К были другие дочери, но они не упоминаются

Возникает на фоне роскошных садов Полтавы, исключительно красива, дочь преступница, грешная дева

9. Контроль техники чтения и осмысленности

а) вслух с. 67

б) про себя с. 223-225

в) проверка осмысленности

1. когда герой впервые увидел необычайный город (1933)

2. какого цвета были тюльпаны (желтые)

3. как называют алмаатинцы необычный цветок с черными глянцевитыми листами (Марья Корена)

4. каково на самом деле название этого цветка (марьин корень)

5. что подумал герой о рощице белых акаций (восточные танцовщицы)

6. как расположена зелень а этом городе? (террасами)

7. без какого дерева, по мнению автора, невозможно ни рассказать, ни подумать об Алмате? (тополь)

8. как называют большую дорогу от Алматы до Ташкента (Ташкентская аллея)

9. какие деревья растут вдоль этой дороги (тополя)

10. какого цвета были вершины отрогов Тянь-Шанского хребта (нежно-розовые)

10. Самостоятельная работа по № 6 с. 10

11 .Обобщение и систематизация.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Автор: Брюховец Ольга Леонидовна

Дата: 14.10.2014

Номер свидетельства: 118788


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства