kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Своеобразие жанра исторического романа. Образ Петра

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок по технологии проблемного обучения в 12 классе по роману А. Н. Толстого « Петр Первый». Тема: Своеобразие жанра исторического романа. Образ Петра 1. Народ в романе.

Цели и задачи урока:

Показать значение исторического романа А. Н. Толстого « Петр Первый» в осмыслении Петровской эпохи, личности Петра Первого; охарактеризовать художественное мастерство писателя; раскрыть сущность понимания А. Н. Толстым Петровской эпохи, личности Петра 1; классифицировать использованные писателем художественные средства; систематизировать и углубить теоретические сведения, отработать знания на уроке: петровская тема в русской литературе и творчестве А. Н. Толстого; изображение русского народа, истории; авторская позиция в отношении Петра 1, народа, истории, художественное воплощение ее; развивать читательские умения ( выразительное и комментированное чтение, анализ художественного текста), память логическое мышление, устную и письменную речь; стимулировать творчество детей на уроке, добиваться единства образного и логического восприятия всего романа, отдельных персонажей; при обсуждении романа вызвать эстетическое сопереживание и эмоциональный отклик у детей.

                                               Ход урока.

  1. Объявив тему ( записана на доске), цель, задачи урока, работаем с эпиграфом: « С первых же месяцев февральской революции я обратился к теме Петра Великого. Должно быть, скорее инстинктом художника, чем сознательно, я искал в этой теме разгадки русского народа и русской государственности».

Объясняя причины своего увлечения исторической темой, писатель связал Петра, эпоху и народ. « Я избрал ту эпоху для проекции современности. Меня увлекло ощущение « непричесанности» и творческой силы той жизни, когда с особенной яркостью раскрывался русский характер. 4 эпохи влекут меня к изображению по тем же причинам: эпоха Ивана Грозного, Петра, гражданской войны 1918-20г.г. и наша сегодняшняя- небывалая по размаху и значительности. Чтобы понять тайну русского народа, его величие, нужно хорошо и глубоко узнать его прошлое: нашу историю, коренные узлы ее, трагические и исторические эпохи, в которых завязывался русский характер».

2. Тема Петра Великого волновала не одного Толстого: А. Кантемир « Петриада», М. В. Ломоносов « Петр Великий», А.С. Пушкин. Роман « Арап Петра Великого», поэмы « Медный всадник», « Полтава», Д.С. Мережковский « Петр и Алексей», А. Белый « Петербург». т.д. Петр 1 является точкой расхождения современных славянофилов и западников.

Учащиеся составляют и записывают в тетради план урока в соответствии с ходом рассуждений о писателе и его романе.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Своеобразие жанра исторического романа. Образ Петра »

Открытый урок по технологии проблемного обучения в 12 классе по роману А. Н. Толстого « Петр Первый». Тема: Своеобразие жанра исторического романа. Образ Петра 1. Народ в романе.

Цели и задачи урока:

Показать значение исторического романа А. Н. Толстого « Петр Первый» в осмыслении Петровской эпохи, личности Петра Первого; охарактеризовать художественное мастерство писателя; раскрыть сущность понимания А. Н. Толстым Петровской эпохи, личности Петра 1; классифицировать использованные писателем художественные средства; систематизировать и углубить теоретические сведения, отработать знания на уроке: петровская тема в русской литературе и творчестве А. Н. Толстого; изображение русского народа, истории; авторская позиция в отношении Петра 1, народа, истории, художественное воплощение ее; развивать читательские умения ( выразительное и комментированное чтение, анализ художественного текста), память логическое мышление, устную и письменную речь; стимулировать творчество детей на уроке, добиваться единства образного и логического восприятия всего романа, отдельных персонажей; при обсуждении романа вызвать эстетическое сопереживание и эмоциональный отклик у детей.

Ход урока.

    1. Объявив тему ( записана на доске), цель, задачи урока, работаем с эпиграфом: « С первых же месяцев февральской революции я обратился к теме Петра Великого. Должно быть, скорее инстинктом художника, чем сознательно, я искал в этой теме разгадки русского народа и русской государственности».

Объясняя причины своего увлечения исторической темой, писатель связал Петра, эпоху и народ. « Я избрал ту эпоху для проекции современности. Меня увлекло ощущение « непричесанности» и творческой силы той жизни, когда с особенной яркостью раскрывался русский характер. 4 эпохи влекут меня к изображению по тем же причинам: эпоха Ивана Грозного, Петра, гражданской войны 1918-20г.г. и наша сегодняшняя- небывалая по размаху и значительности. Чтобы понять тайну русского народа, его величие, нужно хорошо и глубоко узнать его прошлое: нашу историю, коренные узлы ее, трагические и исторические эпохи, в которых завязывался русский характер».

2. Тема Петра Великого волновала не одного Толстого: А. Кантемир « Петриада», М. В. Ломоносов « Петр Великий», А.С. Пушкин. Роман « Арап Петра Великого», поэмы « Медный всадник», « Полтава», Д.С. Мережковский « Петр и Алексей», А. Белый « Петербург». т.д. Петр 1 является точкой расхождения современных славянофилов и западников.

Учащиеся составляют и записывают в тетради план урока в соответствии с ходом рассуждений о писателе и его романе.

3. Подумайте ад причинами повышенного внимания писателей к эпохе и личности Петра, над причинами обострения этого интереса в XX столетии.

Историческая ( Петровская тема у Толстого). « С Октябрьской революции я снова возвращаюсь к прозе и осуществляю первый набросок « День Петра». В 1929 году я вернулся к теме Петра « На дыбе». В 1934 году пьеса была мною коренным образом переработана и в 1937- в 3- ий раз, уже окончательно. Постановка первого варианта « Петра» во втором МХАТе была встречена РАППом в штыки, и ее спас товарищ Сталин, тогда еще, в 1929 году, давший правильную установку петровской эпохи. В 1930 году я написал первую часть романа «Петр 1» Вторую часть « Петра я закончил в 1934 году…»

4. На доске написаны проблемные вопросы, на которые учащиеся должны ответить в конце урока:

1. Каким предстал Петр в романе?

2. С помощью каких художественных средств А. Н. Толстой создал образ Петра?

3. В чем заключается суть позиции А. Н. Толстого по отношению к Петру, его эпохе, русскому народу?

4. В чем и как убедил нас Толстой?

II.1 Разберем особенности жанра исторический роман. М. Горький писал Толстому: « « Петр»- первый в нашей литературе настоящий исторический роман, книга- надолго».

Образ Петра, изображение Толстым русского народа, истории рассматривается в комплексе со всеми компонентами художественного целого, этому подчиняется сюжет и композиция, система образов, детали, интерьер, пейзаж.

2. Работаем над содержанием романа..

Читаем, комментируем, анализируем следующие фрагменты.

Начало романа: морозное зимнее утро, появление солнца. « Большое малиновое солнце повисло в конце дороги над бугром, над высокими частоколами, крутыми кровлями и дымами волковской усадьбы…» ( часть 1, гл. 1). Тревожно встающее солнце освещает трудную дорогу крестьянина Ивана Бровкина ( символический трудный путь русского народа), ставшего одним из тех, на кого обопрется Петр в своих преобразованиях. За дворянина Волкова ( к нему сейчас едет Бровкин) царь выдаст дочь крестьянина, Александру; его сын, Алеша, вместе с Меньшиковым станет сподвижником Петра. Но дорогу Бровкину пересечет Цыган, с которым будет связана иная сюжетная линия- смуты, раскола, бунта. Пейзажная деталь ( малиновое солнце) реалистична и символична.

Читаем начало второй книги ( гл. 1, ч. 1): « Кричали петухи в мутном рассвете. Неохотно занималось февральское утро… Неохотно просыпалась Москва…Медленно, тяжело плыл мглистыми улицами великопостный звон». Обращаем внимание учащихся на перекличку столь отдаленных друг от друга в тексте пейзажей. Через пейзаж рождается ощущение нелегко рождающейся новой эпохи, нового дня истории.

3. Подробно разбираем эпизод ( книга1, гл. 7, ч. 1): « Трудно начинался новый век…»

Учащимся предлагается ответить на вопросы:

  1. Какие сюжетные, тематические линии романа здесь перекликаются?

  2. Как автор говорит о преобразующей роли Петра, о его делах?

  3. Что узнаем о силах, поддерживавших Петра внутри России и вне ее, о сопротивлении реформам?

  4. Как оценивали Петра и его дела разные политические, социальные слои, кем они представлены на этих двух страницах?

  5. Что думал Петр о причинах победы над турками?

  6. Чем стала эта победа для него , как изменился сам Петр? ( « Кукуйский кутилка сразу возмужал»; « В первую очередь это была победа над своими…»)

4. Представим Петра на основании текста романа.

- Каким вы видите его?

- Какие чувства он у вас вызывает? Почему?

- Не противоречат ли они ранее сложившемуся у вас представлению об этом человеке, государственном деятеле?

Вспомним строчки А. С. Пушкина:

Стансы.

То академик, то герой,/ То мореплаватель, то плотник,/ Он всеобъемлющей душой/ на троне вечный был работник.

5. Какие черты характера Пера 1 сделал Алексей Толстой доминирующими? ( Петр прежде всего фигура, личность, царь- действующий, нацеленный на преобразования; он порывист, энергичен, не знает ни минуты отдыха. Портретная характеристика скупа. Жест, движение передают через слово внутреннее состояние, суть характера. « Положил кулаки на стол», « выпрямил спину», « сел на кровать», « закурил от свечи», « зло открыл зубы». Прочтя письмо, « взял себя ногтями за подбородок», « стремительно зашагал в столовую палату». « Петр тряхнул головой, положил челобитную», « Петр… вылез на мостки, потянулся, распрямился…». « Петр стремительно вошел в сводчатую рыцарскую залу… Взглянул бешено на Александра Даниловича».

6. Благодаря какой части речи образ становится выразительным? Какое качество в портрете является главным? ( Благодаря глаголу. Главное качество- движение).

7. Кому противопоставлен Петр по линии « движение- покой»? Василию Голицину, боярам.

8. Какой художественный прием использовал здесь автор? ( Прием сопоставления героев, сравнения с другими.

Кому противопоставлен Петр по линии « старое- новое»? ( Брату Ивану, Софье, боярам, всем бывшим правителям России).

9. Автор показывает не только положительные, но и отрицательные качества Петра, не боится снизить образ, говоря о его слабости. Вспомним ситуации, где проявился страх Петра: Петр- мальчик во время волнения в Кремле накануне воцарения Софьи, бегство Петра- юноши из Преображенского в Троицу; страх молодого царя во время первого Азовского похода. Нельзя забывать его кутежи в Немецкой слободе.

10. Что построил Петр? Как он обновил Россию? ( Петр- царь реформатор. Он строил страну в прямом смысле, освоил 14 ремесел, был плотником, корабельщиком, столяром, кузнецом, лоцманом, навигатором, бомбардиром…

11. Из «оппонентов» Петра возьмем двух- князя Василия Голицына и шведского императора Карла XII. Соратников- Александра Меньшикова и Франца Лефорта. ( Голицын не покорил Крым- Петр это задачу выполнил. Планы Голицына изменить Россию остались прожектами на бумаге- Петр преобразил страну. Карл- большой ребенок, Петр- государственный муж.

12. Читаем, не называя книгу и главу: « Впервые Петр видел такие просторы полноводных рек, такую мощь беспредельных лесов. Земля раздвигалась перед взором,- не было ей края. Хмурыми грядами плыли облака. Караваны птиц снимались перед карбасами. Суровые волны били в борта, полным ветром надувались паруса, скрипели мачты. В прибрежных монастырях звонили во Сретенье. А из лесов, таясь за чащобами, недремлющие глаза раскольников следили за антихристовыми ладьями».

13. Строительство новой столицы ( символично, что первую сваю в основание новой столицы вдохновенно забивает беглый каторжник, Федька Умойся Грязью.

Преобразования названы здесь «кровавыми», но оценка автора и в другом слове ( найдите его): « Открытое море отсюда было- подать рукой. Ветер покрывал его веселой зябью».

Петр сделал Россию морской державой. Отсюда- детали морского пейзажа, тугие паруса, морские волны, корабль- образ- символ будущей России.

Петр разбудил в людях творческое начало. Эпизод « Петр и кузнец Жёмов», « Петр и Никита Демидов», судьба Ивана Бровкина и его сыновей.

14. Представим себя рядом с Петром на поле боя у стен Азова, в боярской думе, в Немецкой слободе, на казни стрельцов, на государственной верфи, в кузне, на корабле под тугим парусом… Представим дух эпохи. Сможем ли однозначно оценить великую роль царя- преобразователя в этом движении?

Д.з. Написать сочинение- ответ на заданный вопрос.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Своеобразие жанра исторического романа. Образ Петра

Автор: Шевченко Татьна Трофимовна

Дата: 28.06.2015

Номер свидетельства: 221623


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства