kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок в 6 классе по теме "Глагол"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обобщающий урок по теме.Подходит для подготовки к ВПР,ОГЭ

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок в 6 классе по теме "Глагол"»

Открытый  урок  по  русскому  языку  в  6 классе.

Тема  урока:  «Глагол»  (повторение и обобщение изученного в 5 классе)

Цели:  повторить  и  обобщить  изученный  материал в 5 классе  по  теме  «Глагол».

 Задачи:           

1)Продолжить  развитие  у  детей  орфографические  и  речевые  навыки,  умения  определять  морфологические  признаки  глагола  и    его   роль  в  тексте.

2) Воспитывать  любовь  к  родному  языку  и  красоте  родной  природы;

воспитывать в учениках доброжелательность, коллективизм, тактичное отношение к окружающим, учить помогать друг другу;

3) развивать творческие способности учащихся.

Оборудование:  музыкальное  оформление,  карточки,  ролевые  игры, презентация.

Ход  урока:

  1.  Организационный  момент.

  2. Постановка  цели,  эмоциональный  настрой.





Таблица 1



Расскажи о глаголе по схеме

Что без меня предметы?
Лишь названья.
А я приду -
Все в действие придет.
Летит ракета.
Люди строят зданья.
Цветут сады.
И хлеб в полях растет.
Я свою задачу вижу в том,
Чтоб сказать о действии любом.
И счастливый мой удел таков –
В речи быть одним из главных слов.

-Знаешь ли ты, что…
По частоте употребления занимает второе место после имён существительных. На 9 тысяч слов приходится 2,5 тысячи глаголов. Самыми частыми из них являются: мочь, сказать, говорить, знать, стать, видеть, хотеть, пойти, дать, есть, стоять, жить, иметь, смотреть, казаться, взять, понимать, сделать, делать, значить.
-А знаешь ли ты, откуда у нас появилось это странное слово – «глагол»? Слово глагол: означало по-старославянски слово, существовало и слово глаголати. У Пушкина: «И обходя моря и земли, глаголом жги сердца людей». Буква Г в азбуке называлась «глаголь».
б) Глаголы нужно уметь употреблять в речи, поэтому начнём мы урок с орфоэпического диктанта.

Задание 1

Прочти правильно слова-красным обозначено ударение!

Звонит, баловать, премировать, создала, положил, повторит, поняла, прибыл, нажил, руководит. 

Задание 2



Игра «Образуй глагол»



Лётчик –                            Будильник – 
отдых –                             деление – 
грызун –                                дружба – 
подкова –                      постель – 
свет –                                    шалунья – 
шумный –                               укус – 
чисто –                                посылка – 

___________________________________________________________________________________

Игра «Образуй глагол»

Лётчик – летает                               Будильник – будить
отдых – отдыхает                            деление – делить
грызун – грызёт                                дружба – дружить
подкова – подковывает                    постель – постелить
свет – светит                                    шалунья – шалить
шумный – шумит                              укус – укусить
чисто – чистит                                  посылка – посылать



Порядок морфологического анализа глагола:

  1. Определить часть речи, общее грамматическое значение

  2. Поставить глагол в начальную форму (инфинитив)

  3. Определить постоянные морфологические признаки: вид, возвратность, переходность, спряжение.

  4. Определить непостоянные морфологические признаки: наклонение, время, число, лицо, род.

  5. Определить синтаксическую роль в предложении

ВИД

Совершенный и несовершенный-Что сделать? Что делать?

Задание 3. Подберите к каждому глаголу однокоренной глагол, который отвечает на вопрос что сделать ?

Писать - написать, учить- ….., решать-.., лететь-…, ехать-…, строить-…, спрашивать- …, везти-…., говорить-…, стричь-…, бегать-…, хотеть-….

Правильный ответ:

  • учить — выучить;

  • решать — решить;

  • лететь — слетать;

  • ехать — съездить;

  • строить — построить;

  • спрашивать — спросить;

  • везти — привезти;

  • говорить — сказать;

  • стричь — подстричь;

  • бегать — прибежать;

  • хотеть — захотеть.

ВОЗВРАТНОСТЬ

Если глагол имеет на конце суффиксы (постфиксы)-СЯ и СЬ

«мыться», «одеваться», «учиться»

Задание 4. Образовать и записать возвратные глаголы, выделить суффикс –ся, -сь:

  • мирить —

  • рассердить —

  • обнимать —

  • удивлять —

  • глядеть —

  • радуешь —

  • обнимаешь —

  • двигает —

  • закрывает —

  • трясти —

  • спасти —

  • __________________________________________________________________

Ответ 4. Образовать и записать возвратные глаголы, выделить суффикс –ся, -сь:

  • мирить — мириться;

  • рассердить — рассердиться;

  • обнимать — обниматься;

  • удивлять — удивляться;

  • глядеть — приглядеться;

  • радуешь — радоваться;

  • обнимаешь — обниматься;

  • двигает — двигаться;

  • закрывает — закрываться;

  • трясти — трястись;

  • спасти — спастись.

ПЕРЕХОДНОСТЬ

Таблица 2



СПРЯЖЕНИЕ

Таблица 3

Задание 5

    1. Читаешь
      2. Борется
      3. Стирает
      4. Терпишь
      5. Строит
      6. Стелется
      7. Клеит
      8. Растает
      9. Услышит


Спряжение глаголов:

  1. Читаешь — I спряжение (инфинитив «читать» — (-ать)).

  2. Борется — I спряжение (инфинитив «бороться» — (-оться)).

  3. Стирает — I спряжение (инфинитив «стирать» — (-ать)).

  4. Терпишь — II спряжение (инфинитив «терпеть» — (-еть), глагол-исключение).

  5. Строит — II спряжение (инфинитив «строить» — (-ить)).

  6. Стелется — I спряжение (инфинитив «стелить» — (-ить), глагол-исключение).

  7. Клеит — II спряжение (инфинитив «клеить» — (-ить)).

  8. Растает — I спряжение (инфинитив «растаять» — (-ять)).

  9. Услышит — II спряжение (инфинитив «услышать» — (-ать), глагол-исключение).



Задание 6

  1. Лото «Антонимы»

Закончите пословицы антонимами-глаголами. Объясните смысл пословиц.

Мир строит, а война……..

Смелый побеждает, а трус…….

Труд кормит, а лень……..

Человек от лени болеет, а от труда……

Лето припасает, а зима…….

Лентяй ест – греется, а работает -……..

Сумел завязать, сумей и …….

Чем зря кричать, лучше ……

Декабрь год кончает, а зиму….

Легко друга потерять, но трудно …..

По одёжке встречают, а по уму ……



  1. Лото «Антонимы»

Закончите пословицы антонимами-глаголами. Объясните смысл пословиц.

Мир строит, а война……..(разрушает).

Смелый побеждает, а трус…….(погибает).

Труд кормит, а лень……..(портит).

Человек от лени болеет, а от труда……(здоровеет).

Лето припасает, а зима…….(подъедает).

Лентяй ест – греется, а работает -……..(мёрзнет).

Сумел завязать, сумей и …….(развязать).

Чем зря кричать, лучше ……(помолчать).

Декабрь год кончает, а зиму…..(начинает).

Легко друга потерять, но трудно …..(найти).

По одёжке встречают, а по уму ……(провожают).

Это интересно!

  1. Глагол, в котором нет корня

Такой глагол существует в русском языке! Это глагол вынуть. В нём есть приставка вы-, формообразовательный суффикс -ть и словообразовательный суффикс -ну- (выражает однократность действия), а корня, как видите, нет! Он исчез в результате звуковых изменений, которые претерпело слово.



Задание 7

Фразеологизмы

Замени одним словом



Клевать носом --
Зарубить на носу --
Водить за нос --
Унести ноги --
Надуть губы --
Показывать зубы --
Чесать языком --
Повесить нос --
Держать нос по ветру --
Стричь под одну гребёнку --
Высасывать из пальца --
Водой не разольёшь –



Клевать носом -- засыпать, дремать.
Зарубить на носу -- запомнить, уяснить.
Водить за нос -- обманывать.
Унести ноги -- убежать.
Надуть губы -- обидеться.
Показывать зубы -- огрызаться.
Чесать языком -- болтать.
Повесить нос -- опечалиться, огорчиться.
Держать нос по ветру -- приспосабливаться.
Стричь под одну гребёнку -- уравнивать.
Высасывать из пальца -- сочинять, придумывать, выдумывать.
Водой не разольёшь -- дружить, не разлучаться.

Таблица 4







Таблица 5

Таблица 6

Таблица 7


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок в 6 классе по теме "Глагол"

Автор: Тибейкина Нелли Николаевна

Дата: 17.10.2025

Номер свидетельства: 675604

Похожие файлы

object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(167) "Конспект урока по теме: "Глагол. Обобщение и систематизация изученного о глаголе в 5 классе" "
    ["seo_title"] => string(107) "konspiekt-uroka-po-tiemie-glaghol-obobshchieniie-i-sistiematizatsiia-izuchiennogho-o-ghlagholie-v-5-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "221554"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1435410042"
  }
}
object(ArrayObject)#895 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(36) "урок по теме Глагол "
    ["seo_title"] => string(22) "urok-po-tiemie-glaghol"
    ["file_id"] => string(6) "118027"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413013599"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(86) "План-конспект урока по теме «Глагол» в 4 классе "
    ["seo_title"] => string(50) "plan-konspiekt-uroka-po-tiemie-glaghol-v-4-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "245468"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446132153"
  }
}
object(ArrayObject)#895 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(55) "Открытый урок на тему "Глагол" "
    ["seo_title"] => string(30) "otkrytyi-urok-na-tiemu-glaghol"
    ["file_id"] => string(6) "195610"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427944484"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(87) "Конспект урока на тему:"Глагол" во втором классе"
    ["seo_title"] => string(43) "konspiekturokanatiemuglagholvovtoromklassie"
    ["file_id"] => string(6) "288984"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454698270"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства