1. | Организационный момент. Цель: подготовить учащихся к работе на уроке Задачи: - проверить подготовленность учащихся к уроку; - организация внимания и внутренней готовности; - создать благоприятную психологическую атмосферу. Методы: словесный (слово учителя). Оборудование: доска экран, компьютер, презентация. | Учитель: Здравствуйте, ребята. Пожалуйста, садитесь. Перед тем, как мы начнем урок, проверьте, все ли у вас есть на столе для работы – тетрадь, ручка, учебник, дневник (на слайде вертикально записаны буквы: ТРУД, на которые последовательно указывает учитель), все это поможет нам трудиться. |
2. | Введение в тему урока Цель: подготовить учащихся к сознательному усвоению материала. Задачи: - поставить перед учащимися учебную проблему (какую часть речи будем изучать?); - сообщить цели, тему урока; - вызвать эмоциональный интерес к уроку. Методы: словесный (эвристическая беседа), наглядный (слайд) Оборудование: проектор, экран, компьютер, презентация. | Учитель. Ребята, давайте послушаем музыку. ( Звучит быстрая музыка) Это музыка красивая! Правда! Скажите, что можно делать под эту музыку? (Ответы учеников) Те слова, которые вы назвали, что обозначают? (Ответы учеников) Тему нашего урока вы определите по высказыванию. Слайд – высказывание (1) «… (Глаголы) – самая огнепышущая, самая живая часть речи. В…(глаголе) струится самая алая, самая свежая, артериальная кровь языка. И назначение … (глагола) –выражать само действие!» Учитель: Ой, я для вас приготовила высказывание, но видно что – то случилось со слайдами и пропали ключевые слова. Как вы думаете, о какой части речи говорится здесь? (Ответы учеников) Слайд со вставленными словами « глагол…» Учитель: Итак, цель нашего урока - повторить и обобщить изученный материал в 5 классе по теме «Глагол». Запишите число, классная работа и тему урока. Конечно, запишем это высказывание. |
3. | Актуализация имеющихся знаний по теме. Работа по теме урока. Цель: актуализировать имеющиеся у учащихся знания по теме: «Глагол». Задачи: - поставить перед учащимися эвристические вопросы, требующие их активной мыслительной деятельности; - выявить в ходе эвристической беседы пробелы в знаниях и устранить их; - совершенствовать умения и навыки учащихся через выполнение заданий. Методы: словесный (эвристическая беседа), наглядные (работа учащихся у доски, запись в тетради). Оборудование: доска, проектор, экран, компьютер, портреты глагола. | Учитель: Ребята, я вас просила нарисовать портрет глагола. Давайте посмотрим на ваши рисунки. Скажите, почему вы глагол видите именно таким? (Ответы учащихся: демонстрация и защита рисунка на тему : «Портрет Глагола»). Учитель: Сегодня мы начнём работать над общим портретом глагола. Вспомним его морфологические и грамматические признаки. Учитель: О каком морфологическом признаке глагола говорится в следующем стихотворении? Как начнёшь ты меня гнать, Перестану я дышать, Перестанут уши слышать, Ну а руки всё держать, На меня начнёшь смотреть, Будешь мною ты вертеть, Буду всё равно терпеть, Буду от тебя зависеть, Раз ты смог меня обидеть, Я тебя не буду видеть, Лишь открыто ненавидеть. (Ответы учеников) Учитель: Какие глаголы относятся к I и II спряжению? Какие личные окончания у глаголов I и II спряжения? Выполните задание: определите спряжение следующих глаголов. Цифровой диктант: ходить, летать, кормить, учиться, писать, любить, ненавидеть, смотреть, кричать. Учитель : Следующий признак глагола, нам знаком, - вид. Какого вида глаголы бывают? (Ответы учеников) Как определить вид глагола? (Ответы учеников) Задание: подберите к данным глаголам глаголы другого вида: 1 группа: 2 группа: 3 группа: завершать - расти - рисовать - вспахивать - строить - ловить - объединять - пить - говорить - посещать - учить - брать - улыбаться - мыть - играть - Учитель: Cделайте вывод: при помощи чего образуется видовая пара глагола.(Ответы учеников) Учитель: « Бедный глагол! Век живи, век наклоняйся!» О чём это я?(Ответы учеников) Какие наклонения есть у глагола? (Ответы учеников) Учитель: Изъявительное наклонение – явь (что обозначают глаголы изъявительного наклонения?) Условное наклонение– условие (что обозначают глаголы условного наклонения? как образуются?) Повелительное наклонение – повелеваю, приказываю (что обозначают глаголы повелительного наклонения?) (Ответы учеников) Учитель: Определите наклонение глаголов, которые есть в тексте. В пути много бед ждет перелетных птиц. Вот стаю ласточек застал ураган над морем - далеко от берега. Свирепый ветер ломает перья, сбивает крылья, гонит птиц совсем не в ту сторону, куда им надо. Если бы показался какой-нибудь пароход! Птицы опустились бы прямо на палубу, прижались бы к ней, спрятались бы под брезентом. Летите, ласточки, к людям, они вам помогут.(По В.Бианки) Учитель: Вы проделали большую, серьезную работу, поэтому необходимо отдохнуть. Тихо встаньте, оглянитесь И друг другу улыбнитесь, Руки вытянув вперед, Посмотрите вправо, влево, А теперь их поднимите, А сейчас наоборот. Подбоченясь, вы присядьте, Поклонившись, встаньте в ряд, Лихо топните ногой Да притопните другой Мы, играя, отдыхали, А глаголы вы считали? Учитель: Ребята, а вы обратили внимание, глаголы какого наклонения преобладали в этом шуточном стихотворении? (Ответы учеников) Учитель: Время… Какие времена имеет глагол? (Ответы учеников) На какой вопрос отвечают глаголы настоящего времени? (Ответы учеников) Как образуются глаголы будущего времени? (Ответы учеников) На какие вопросы отвечают глаголы прошедшего времени. (Ответы учеников) Как образуются глаголы прошедшего времени? (Ответы учеников) Учитель: На доске записаны 3 предложения, в скобках даны глаголы в неопределенной форме, необходимо раскрыть скобки, правильно записать формы глаголов прошедшего времени. (1 учащийся к доске. На своих рабочих местах ребята пишут все предложения целиком): В тихие дни береза (сбрасывать) листья ровным кругом. (Краснеть) стройный клен. Желтыми листьями осень щедро (выстлать) дороги и поляны. |
4. | Закрепление материала Цель: - закрепить у учащихся знания и умения по теме: «Глагол» Задачи: - определить роль глаголов в системе языка (на примере предложений) ; -повторить грамматические категории глагола, морфологические признаки, синтаксическую функцию; -закрепить навык различения частей речи и членов предложения; Методы: словесный (проблемный вопрос, частичный лингвистический анализ текста, наглядный (запись у доски, презентация) Оборудование: доска, проектор, экран, компьютер, учебники. | Учитель: Применить наши теоретические знания поможет работа с текстом. В пути много бед ждет перелетных птиц. Вот стаю ласточек застал ураган над морем - далеко от берега. Свирепый ветер ломает перья, сбивает крылья, гонит птиц совсем не в ту сторону, куда им надо. Если бы показался какой-нибудь пароход! Птицы опустились бы прямо на палубу, прижались бы к ней, спрятались бы под брезентом. Летите, ласточки, к людям, они вам помогут.(По В.Бианки) Учитель: Спишите последние предложение, разобрав его по членам и указав все части речи. Дайте характеристику этому предложению, укажите морфологические признаки глаголов. (устно) (Ответы учеников) Учитель: Итак, мы с вами прочитали текст, его вступительную часть, поработали над его грамматической стороной. Следующее задание – творческое. Закончить рассказа вам предстоит самим. Учитель: Я вам решила помочь. Концовка текста практически готова, но не хватает некоторых слов. Вам необходимо восстановить текст. Почему люди … птицам? Птицы … большую пользу природе и … украшением нашей планеты. Мы должны … всё, чтобы пернатые друзья постоянно … нашу заботу. Охрана природы – дело народа. |
5. | Итог урока (фронтальный контроль – тест по теме: «Глагол », рефлексия) Цель: проконтролировать уровень усвоения учащимися материала по теме урока. Задачи: - выявить уровень сформированности теоретических понятий по теме; - выявить пробелы учащихся по изучаемой теме; - оценить знания учащихся по теме. Методы: фронтальный контроль (тест). | Учитель: Ребята, сегодня вы поработали очень хорошо, мы выполнили почти все, что запланировали. Последнее задание на сегодня – это небольшой тест, который поможет мне оценить то, что вы знаете по теме «Глагол как часть речи». В листах, которые я вам выдаю, нужно вписать свою фамилию в отведенной графе и кружочком обвести номер правильного ответа. Будьте внимательны. Я надеюсь, вы порадуете хорошими отметками. (работа учащихся) Учитель: Теперь листочки нужно передать с последних парт на первые, а один человек с первой парты каждого ряда пересчитает все листочки и сдаст их мне. Учитель: Над чем мы сегодня работали? (Ещё раз обратимся к портрету, перечислим все элементы портрета глагола.) Что мы повторили? (Ответы учащихся) Что мы делали? (Ответы учащихся) Повторили признаки этой части речи, но работа на этом не закончилась… |