Открытый урок на тему: "Глагол".
Цели: Создать условия для формирования понятия «Глагол как часть речи»;
Создать условия для активизации познавательной деятельности учащихся;?
Способствовать развитию умения определять глагол в тексте, работать по алгоритму;?
Способствовать развитию умения работать самостоятельно и в группе;?
Воспитывать умение слушать и слышать соседа.?
Оборудование: критерии оценивания, листы самооценивания, листы А-4, фломастеры, презентация
Ход урока
1.Оргмомент. Психологический настрой.
Учащиеся поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев и говорят:
• желаю (соприкасаются большими пальцами);
• успеха (указательными);
• большого (средними);
• во всём (безымянными);
• и везде (мизинцами);
• Здравствуйте! (прикосновение всей ладонью)
2. Деление на группы по карточкам (сущ. ж. и м.р.) Дети выбирают карточки, определяют род сущ-го и попадают в группы. 1 группа – сущ.ж.р., 2 группа – сущ.м.р. 3. Вспомним правила работы в группе (слайд)
- Смотрю на собеседника.
- Я слышу, я вижу.
- Я согласен или не согласен.
- Говорю свой ответ.
- Доказываю свое мнение.
- Приходим к согласию.
Девиз сегодняшнего урока: (слайд)
«Вместе не трудно,
вместе не тесно,
вместе легко
и всегда интересно!»
3. Проверка дом. работы "Веселый мач"
-Ребята, сегодня мы проведем вместе волшебные 45 минут. Давайте вместе поколдуем: сложите пальчики щепоткой и напишите в воздухе три раза букву Г. Теперь на ваших партах – не простые листочки, а заколдованные,они помогут вам достать из уголков памяти все ваши знания и умения, и, наконец, помогут открыть тайну. Запишите сегодняшнее число. Что следует написать дальше? (Классная работа) А вот и не угадали! Мы запишем ВОЛШЕБНАЯ РАБОТА, ведь я сегодня не просто учительница, я – фея из волшебной страны Речь! (записали).
Закройте глаза и прислушайтесь. (Звучит волшебная музыка, я надеваю головной убор феи)
Ну какая же фея без волшебной палочки! Наблюдайте за ней. Она многое может рассказать! (палочка при правильном ответе детей светится).
4. Выход на тему и цель урока.
- Когда я готовилась к уроку я нашла интересную сказку, она называется «Чужак» и решила вам её прочитать. А вы должны послушать и продумать ответ на мой вопрос: Кто же оказался «чужаком» среди гостей?
Проблемная ситуация. Собрались у слова ход гости. Поход с переходом беседуют. Находка на солнышке греется. Ходить на гармошке наигрывает. Ходьба по камушкам на одной ножке скачет. Даже сама выходка пожаловала. Все слово ход ждут. Вышло слово ход на крыльцо, глянуло на гостей, сразу чужака приметило. Велело ему прочь к своим идти!
- Сейчас каждый из вас подумает самостоятельно.
- Так кто же оказался чужаком?(ходить) Почему?
- Почему гости не сразу его приметили?
- Чем он похож на всех остальных гостей, и чем отличается от них?
( общая часть –ход-,отличается вопросом)
- Какой вопрос вы задали к слову ходить? (что делать?)
- Я, что делаю? (хожу)
- Что обозначает слово хожу? (мое действие)
-Чтобы узнать, как называется эта часть речи, надо разгадать филворды (таблица на «заколдованных» листочках)
Ф Л Г О Т В Ь Н
А А А Л С И Л О
В Г Л Щ Е Т Е Е
И Т С У Ь Ч Е Р
Работа в парах.
- Кто знаком с ними? Слова в филвордах могут читаться вверх, вниз, вправо и влево, но не пересекаться.
Итак, ищем и вычеркиваем в таблице первое слово:
Тридцать три родных сестрицы,
Писаных красавицы,
На одной живут странице,
А повсюду славятся. (Алфавит)
- Ищем второе слово:
Кто спешит так рано в школу?
Все спешат ученики!
Что несут они в портфелях?
Книги, ручки, дневники.
Как вы сделали открытие
Это удивительное?
Помогло нам всем ответить
Имя… (существительное).
- Следующее слово:
Она помогает людям понимать друг друга, много знать и дружно жить.
(Она бывает письменная и устная). (Речь).
Какое слово составили и прочитали из оставшихся букв? (Глагол) Итак, наша часть Речь называется Глагол. Запишите это слово на заколдованном листе с большой буквы, поставьте точку. Глагол всегда в движении
На месте не сидит
Он прыгает и бегает, смеется и шалит
То красит, то рисует, то песенки поет
Как маленький ребенок спокойно не живет
Эту часть речи заселяют добрые гномики, зовутся они Глаголики.
Гномики-глаголики большие непоседы! Гномы очень разговорчивы. Они любят рассказывать, разглагольствовать о том, что делают их друзья – имена Существительные. Стоит спросить: что делать предмету, что сделать с предметом, что будут делать предметы? – гномики – глаголики тут как тут.
5. Усвоение новых знаний.
- А вот их первый верный друг! (рисунки собаки в разных действиях)
Кто это? (собака) Что вы можете сказать о слове “собака”? (имя существительное, словарное, с непроверяемой безударной гласной) Запишем это слово с красной строки. (1 у доски) Со-ба-ка ––что делает? Стоит, сидит, бежит, лежит, спит, лает, ест, играет. (запись слов)
- Что называют все эти слова? (действия предмета). А как же эти слова назвать одним словом? Надо на помощь позвать мудрую Сову!
Сова принесла какую-то мудрую мысль! Давайте поищем ее в Книге Заклинаний! Откройте волшебную Книгу Заклинаний (учебник)на странице 162. Найдите Мудрую Сову и прочитайте ее заклинание!
(сначала я, потом про себя, потом 1 ученик):
Глагол- часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать?, Что сделать?, что делает?
- На какие вопросы отвечает глагол?
- Что называют глаголы?
- На какие вопросы отвечают слова, называющие действия предметов?
- Так как же мы назовем одним словом слова стоит, сидит, лежит…? (Глаголы)
6.Работа по учебнику
На странице 130 Книги Заклинаний найдите заклинание упр 436,
прочитайте про себя.
Групповая работа "Составление кластера"
«Подбери глагол». Дана картинка, к нему подобрать глаголы.
Собака, зебра, лиса, мальчик, мама, кошка, заяц, воробей
Обмен между группами - взаимопроверка.
Задание – составить предложение с данными словами. пару».
Соединить подходящие пары слов.
Самолет лечит Учитель лечит
Маляр плавает Птица тает
Конь прыгает Снег ползет
Врач красит Ребенок учит
Рыба скачет Врач играет
Кузнечик летит Таракан летит
Работа по карточкам
Прочитай. Как называются слова каждой группы? Найди глаголы, подчеркни их.
1) зелёный, зелень, зеленеет.
2) старичок, старый, стареет.
3) петь, пение, певец, певучий.
4) звон, звонит, звонкий.
5) кричат, крикливый, крикун.
7. Закрепление
Игра «Укрась дерево». ( дерево )
В одной волшебной долине росло необыкновенное дерево: красивое и разноцветное. Оно очень гордилось своими нарядными листочками. Но как-то налетел сильный ветер, оборвал с дерева все листья и бросил их на землю яркой кучкой. Как помочь дереву снова стать нарядным?
- Вы должны придумать глаголы, относящиеся к слову дерево. Дерево что делает? (стоит, растёт, живёт, питается, ломается, пьёт, погибает, расцветает, даёт, зеленеет, засыпает,желтеет, засыхает, цветет, греет, и т.д.)
- Посмотрите какое красивое и яркое у нас получилось дерево.
– Что мы делали? (украшали дерево)
- Чем мы украшали? А листочки, что обозначали? (глаголы) Что такое глагол? Что обозначает глагол? На какие вопросы отвечает?
8. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
Ребята, дома запомните волшебное заклинание мудрой Совы из Книги Заклинаний на с.162, и запишите в тетради 8 слов, которые называют ваши любимые действия. Кто что любит делать?
9. Рефлексия.
Ребята, так какие же тайны Речи открыла наша Волшебная работа? Гномики-глаголики рады знакомству с вами. Они решили не уходить и еще немного погостить у вас в классе. Вы умеете работать дружно, уважаете мнение каждого. Моя волшебная палочка в награду за старание исполнит ваши желания. Но только желание должно быть добрым и принести пользу людям, живущим в нашей стране.
А теперь возьмите фломастеры и выразите свое настроение после посещения Волшебной страны Речи.! На заколдованных листочках осталось расколдовать последнее задание. Нарисуйте свое настроение, которое увидели гномики в подзорную трубу!
Если вы радостны, настроение прекрасное, нарисуйте вот такое личико.
Если вы невеселы, вы не рады знакомству с Феей из Волшебной страны, нарисуйте вот такое личико.
И если вы огорчены, и думаете, что лучше бы вы сегодня остались дома, поспали, нарисуйте такое лицо.
А я с вами не прощаюсь, я говорю вам ДО СВИДАНИЯ! В моей стране еще много тайн!
10. Итог урока
- Что мы делали на уроке?