kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок в 6 классе по теме "Части речи"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Повторение по теме части речи.Подходит для подготовки к ВПР

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок в 6 классе по теме "Части речи"»

Урок в 6 классе по теме «Части речи»

Цель:   обобщить и углубить сведения о самостоятельных и служебных  

                    частях речи.

Задачи:

               1) повторение названий частей речи;

2) умение различать  самостоятельные и служебные части речи;

3)закрепление алгоритма определения частей речи;

4)определение частей речи, учитывая морфологические и                                  синтаксические признаки;

5)подготовка к всероссийской проверочной работе (ВПР).

Ход урока.

  1. МОТИВАЦИЯ.

Приветствие:

Друзья мои! Я очень рада

Войти в приветливый ваш класс.

И для меня уже награда

Сиянье ваших умных глаз!

Я знаю: каждый в классе гений,

Но без труда талант не впрок.

Скрестите шпаги ваших мнений,

Мы начинаем наш урок!

Присаживайтесь, пожалуйста.







Части речи

Таблица 1



Прокомментируй, что ты видишь в таблице

Таблица 2

Что ты видишь в этой таблице?

Ещё одну часть речи мы с тобой сегодня повторим

Таблица 3

Рассмотри таблицу.

Задание 1



























Частица
Дефисное и раздельное написание частиц

Раскройте скобки.

1.

1) Он успел(бы) приехать, если(бы) не пробки.

2) Сделал(бы) уроки — не получил(бы) двойку.

3) Пришёл(ли) учитель?

4) Я справился с той(же) задачей в два раза быстрее.

5) Она только помыла посуду, я(же) убрала квартиру, вытерла пыль и постирала вещи.

6) Сегодня прекрасная погода, не так(ли)?

7) Если(бы) я знала, что сегодня будут гости, я обязательно испекла(бы) пирог.

8) Нужно(ли) нам обращаться к произведениям русских классиков, что(бы) найти ответы на насущные вопросы?

Ответ:

1) Он успел бы приехать, если бы не пробки.

2) Сделал бы уроки — не получил бы двойку.

3) Пришёл ли учитель?

4) Я справился с той же задачей в два раза быстрее.

5) Она только помыла посуду, я же убрала квартиру, вытерла пыль и постирала вещи.

6) Сегодня прекрасная погода, не так ли?

7) Если бы я знала, что сегодня будут гости, я обязательно испекла бы пирог.

8) Нужно ли нам обращаться к произведениям русских классиков, чтобы найти ответы на насущные вопросы?







2.

1) Он успел(таки) на поезд.

2) (Кое)кто не верит в успех нашего проекта.

3) Где(то) на просторах нашей Родины есть места, куда не ступала нога человека.

4) Подойди(ка) сюда и объясни(ка) мне, что ты имел в виду.

5) Мы(то) знаем, что произошло на самом деле.

6) Говорят, что он(де) спал и ничего не видел.

7) Летом хочется уехать куда(нибудь) в тихое место и отдохнуть от жары.

8) Дай(ка) мне ножницы, а то чёлка чуть(ли) не закрывает мне глаза.

Ответ:

1) Он успел-таки на поезд.

2) Кое-кто не верит в успех нашего проекта.

3) Где-то на просторах нашей Родины есть места, куда не ступала нога человека.

4) Подойди-ка сюда и объясни-ка мне, что ты имел в виду.

5) Мы- то знаем, что произошло на самом деле.

6) Говорят, что он-де спал и ничего не видел.

7) Летом хочется уехать куда-нибудь в тихое место и отдохнуть от жары.

8) Дай-ка мне ножницы, а то чёлка чуть ли не закрывает мне глаза.

3.

1) Мне нужно (кое)(с)кем посоветоваться.

2) (Кое)(в)чём она действительно сильнее меня.

3) (Кое)где были обнаружены новые месторождения нефти.

4) Я должен сообщить вам (кое)что необыкновенное и совершенно секретное.

5) (Кое)(у)кого были свои интересы.

6) Платье должно быть сшито не кое-как, а качественно.

7) В кои(то) веки мы выбрались за город.

8) Я хотела бы вам (кое)(о)чём рассказать.

Ответ:

1) Мне нужно кое с кем посоветоваться.

2) Кое в чём она действительно сильнее меня.

3) Кое-где были обнаружены новые месторождения нефти.

4) Я должен сообщить вам кое-что необыкновенное и совершенно секретное.

5) Кое у кого были свои интересы.

6) Платье должно быть сшито не (кое)как, а качественно.

7) В кои-то веки мы выбрались за город.

8) Я хотела бы вам кое о чём рассказать.

5.

1) У кого(нибудь) есть запасная ручка?

2) Кто(то) постучал в дверь.

3) Обращаться куда(либо) бесполезно, нужно самим искать решение.

4) У нас есть хотя бы сколько(нибудь) вариантов решения?

5) Как(то) раз мы решили провести эксперимент.

6) Они не станут нам в чём(либо) препятствовать.

7) Вы(то) успели подать заявку на конкурс, а наша куда(то) пропала.

8) Какой(нибудь) остроумный комментарий сможет разрядить обстановку.

Ответ:

1) У кого-нибудь есть запасная ручка?

2) Кто-то постучал в дверь.

3) Обращаться куда-либо бесполезно, нужно самим искать решение.

4) У нас есть хотя бы сколько-нибудь вариантов решения?

5) Как-то раз мы решили провести эксперимент.

6) Они не станут нам в чём-либо препятствовать.

7) Вы то успели подать заявку на конкурс, а наша куда-то пропала.

8) Какой-нибудь остроумный комментарий сможет разрядить обстановку.

Упражнение 1

-Запиши слова и распределите их на группы.

-Какие умения вам понадобятся? (знать на какие вопросы отвечают части речи и что они обозначают).

 Комната, праздник, учиться,  сентябрьский, подарить, дружная, юбилей,  весёлое, поздравить.

Имя существительное                 прилаг                                               Глагол                

комната                                                сентябрьский                                                 учиться

праздник                                                дружная                                                      подарить

юбилей                                                   весёлое                                                      поздравить


-Как называются слова 1 группы, 2 группы,  3  группы?

-Какое общее название можно дать этим словам? ( части речи).


Упражнение 2

Запиши существительные и образуй от них прилагательные и глаголы


-Как называются слова каждой строчки? (однокоренные, родственные). Выделить корень в словах.

Имя существительное

Имя прилагательное

Глагол

друзья

дружный

дружить

мир

мирный

мириться

звонок

звонкий

звонить

Выдели в них корень. Как называются такие слова? (однокоренные)


Тест

  1. Какая часть речи отвечает на вопрос кто? И что? и обозначает предмет?
    А) Местоимение
    Б) Имя числительное
    В) Имя прилагательное
    Г) Имя существительное



2. Количество частей речи в русском языке?
А) 10
Б) 11
В) 8
Г) 9

3. Выберите строку, в которой указаны служебные части речи:
А) Местоимение, союз, предлог
Б) Междометие, глагол, частица
В) Предлог, союз, частица
Г) Частица, союз, наречие

4. Выберите вариант, где указаны самостоятельные части речи.
А) Глагол, частица, имя числительное
Б) Наречие, местоимение, предлог
В) Имя существительное, частица, предлог
Г) Глагол, наречие, местоимение

5. Какой раздел русского языка изучает части речи?
А) Синтаксис
Б) Фонетика
В) Морфология
Г) Словообразование

6. Отметьте, какие части речи склоняются?
А) Местоимение, деепричастие, имя числительное
Б) Причастие, наречие, союз
В) Имя прилагательное, местоимение, предлог
Г) Имя существительное, имя числительное, местоимение

7.Какие части речи являются неизменяемыми и самостоятельными?
А) Наречие, местоимение
Б) Наречие, деепричастие
В) Глагол, местоимение
Г) Имя существительное

9. Каким образом появляются страдательные причастия прошедшего времени
А) с помощью суффиксов –нн, -енн, -т.
Б) с помощью суффиксов –вш, -ш.
В) с помощью суффиксов –ущ, -ющ, -ащ, -ящ.
Г) с помощью суффиксов –ем, -им.

10. Для какой части речи характерны следующие морфологические признаки: качественное, относительное, притяжательное.
А) имя числительное
Б) местоимение
В) наречие
Г) имя прилагательное

11. Выберите из данных слов качественные прилагательные
А) золотой, крутой, картинный
Б) сочный, мрачный, весёлый
В) волчий, мамин, прелестный
Г) медвежий, стальной, красный

12. Выберите то предложение, которое содержит прилагательное в сравнительной степени
А) Выпал белый снежок на тонкий ледок
Б) В лесу берёза выше и стройнее.
В) Золотой человек был найден вблизи Алматы.
Г) Сегодня у меня счастливый день.

13. Какая часть речи обозначает количество, порядок предметов при счёте?
А) местоимение
Б) имя числительное
В) имя прилагательное
Г) глагол

14. Причастия, образующиеся от основы настоящего времени глагола при помощи суффиксов: -ущ, ющ, ащ, ящ:
А) действительные причастия прошедшего времени
Б) действительные причастия настоящего времени
В) страдательные причастия прошедшего времени
Г) страдательные причастия настоящего времени.

15. Как называется часть речи, обозначающая признак действия, признак предмета, признак другого признака.
А) имя прилагательное
Б) наречие
В) глагол
Г) причастие

16. Какое из данных местоимений — притяжательное?
А) себя, своих, чьи?
Б) свой, он, мне.
В) что? какой? Мне

Г) наш, мой, твой.

17. Какой из данных разрядов местоимений включает только одно слово?
А) вопросительное
Б) возвратное
В) указательное
Г) относительное

















Ответы на тест

Тест

  1. Какая часть речи отвечает на вопрос кто? И что? и обозначает предмет?
    А) Местоимение
    Б) Имя числительное
    В) Имя прилагательное
    Г) Имя существительное+



2. Количество частей речи в русском языке?
А) 10+
Б) 11
В) 8
Г) 9

3. Выберите строку, в которой указаны служебные части речи:
А) Местоимение, союз, предлог
Б) Междометие, глагол, частица
В) Предлог, союз, частица+
Г) Частица, союз, наречие

4. Выберите вариант, где указаны самостоятельные части речи.
А) Глагол, частица, имя числительное
Б) Наречие, местоимение, предлог
В) Имя существительное, частица, предлог
Г) Глагол, наречие, местоимение+

5. Какой раздел русского языка изучает части речи?
А) Синтаксис
Б) Фонетика
В) Морфология+
Г) Словообразование

6. Отметьте, какие части речи склоняются?
А) Местоимение, деепричастие, имя числительное
Б) Причастие, наречие, союз
В) Имя прилагательное, местоимение, предлог
Г) Имя существительное, имя числительное, местоимение+

7.Какие части речи являются неизменяемыми и самостоятельными?
А) Наречие, местоимение
Б) Наречие, деепричастие+
В) Глагол, местоимение
Г) Имя существительное

9. Каким образом появляются страдательные причастия прошедшего времени
А) с помощью суффиксов –нн, -енн, -т.+
Б) с помощью суффиксов –вш, -ш.
В) с помощью суффиксов –ущ, -ющ, -ащ, -ящ.
Г) с помощью суффиксов –ем, -им.

10. Для какой части речи характерны следующие морфологические признаки: качественное, относительное, притяжательное.
А) имя числительное
Б) местоимение
В) наречие
Г) имя прилагательное+

11. Выберите из данных слов качественные прилагательные
А) золотой, крутой, картинный
Б) сочный, мрачный, весёлый+
В) волчий, мамин, прелестный
Г) медвежий, стальной, красный

12. Выберите то предложение, которое содержит прилагательное в сравнительной степени
А) Выпал белый снежок на тонкий ледок
Б) В лесу берёза выше и стройнее.+
В) Золотой человек был найден вблизи Алматы.
Г) Сегодня у меня счастливый день.

13. Какая часть речи обозначает количество, порядок предметов при счёте?
А) местоимение
Б) имя числительное+
В) имя прилагательное
Г) глагол

14. Причастия, образующиеся от основы настоящего времени глагола при помощи суффиксов: -ущ, ющ, ащ, ящ:
А) действительные причастия прошедшего времени
Б) действительные причастия настоящего времени+
В) страдательные причастия прошедшего времени
Г) страдательные причастия настоящего времени.

15. Как называется часть речи, обозначающая признак действия, признак предмета, признак другого признака.
А) имя прилагательное
Б) наречие+
В) глагол
Г) причастие

16. Какое из данных местоимений — притяжательное?
А) себя, своих, чьи?
Б) свой, он, мне.
В) что? какой? Мне.
Г) наш, мой, твой.+

17. Какой из данных разрядов местоимений включает только одно слово?
А) вопросительное
Б) возвратное+
В) указательное
Г) относительное

Повторить изученные орфограммы. (Жёлтая презентация)



Примеры действительных причастий:

  • получающий подарок именинник (действие совершает сам именинник);

  • получивший подарок именинник (действие совершил сам именинник).



Примеры страдательных причастий:

  • книга, читаемая мальчиком (книга подвергается действиям мальчика, сам подарок действие не выполняет);

  • дом, спроектированный архитектором (дом, который спроектировал архитектор);

  • дверь, открытая мамой (дверь, которую открыла мама).

Домашнее задание

  • (1) Дети отдыхали, купались и загорали. (2) Метафизика хочет стать наукой, походить во всем на науку, хотя это мало ей удается. (3) Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. (4) Он сделал лишних двести верст, зато увидел Ермолова. (5) Купи в магазине яблоки или апельсины. (6) Старое общество было основано на следующем принципе: либо ты грабишь другого, либо другой грабит тебя.

  • (7) Это слова одинаково звучащие, то есть омонимы. (8) Володя даже привстал, чтобы закрыть окно. (9) Если придётся защищать свою страну, в глубине сердца я буду помнить родной дом. (10) Когда мне исполнилось десять лет, меня стали оставлять одного. (11) Он повторил свои обвинения слабым, но смелым голосом. (12) Тут все засмеялись, доктор тоже засмеялся. (13) На улице шел не то дождь, не то снег. (14) То гремел гром, то ярко вспыхивала молния. (15) Мы узнали, что завтра гости не приедут. (16) Во время чтения я испытывал приятное чувство, как будто плыву по морю. (17) Он не уйдет, пока не закончит работу. (18) Ничего не сказала рыбка, // Лишь хвостом по воде плеснула. (19) Всегда у них в комнате тихо и смирно, словно и не живет никто. (20) Петр Евсе́евич ежедневно следил за ростом сооружений, потому что в теплоте их крова приютятся тысячи трудящихся семейств. (21) Я взял с собой зонтик, так как на улице шёл дождь.

  • Союз

    Разряд союза по значению и функции

    1.

    и

    сочинительный

    2.

    хотя

    подчинительный

    3.

    да

    сочинительный

    4.

    зато

    сочинительный

    5.

    или

    сочинительный

    6.

    либо... либо

    сочинительный

    7.

    то есть

    сочинительный

    8.

    чтобы

    подчинительный

    9.

    Если

    подчинительный

    10.

    Когда

    подчинительный

    11.

    но

    сочинительный

    12.

    тоже

    сочинительный

    13.

    не то... не то...

    сочинительный

    14.

    то... то

    сочинительный

    15.

    что...

    подчинительный

    16.

    как будто

    подчинительный

    17.

    пока

    подчинительный

    18.

    Лишь

    подчинительный

    19.

    словно

    подчинительный

    20.

    потому что

    подчинительный

    21.

    так как

    подчинительный

  • Дополнительно

  • Запиши предложения и охарактеризуй их.

  • (1) Ветер стряхивал капельки росы, они срывались и, радужно сверкая, падали на землю.

  • [ ], [ и, , ].

  • (2) Когда ветер стряхивал капельки росы, они срывались и, радужно сверкаяпадали на землю.

  • (Когда ), [ и , , ].

  • (3) Капельки росысрываясьпадали на землю, потому что ветер стряхивал их с листьев.

  • [ , , ], (потому что ).


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Урок в 6 классе по теме "Части речи"

Автор: Тибейкина Нелли Николаевна

Дата: 17.10.2025

Номер свидетельства: 675600

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(64) "Конспект урока на тему "Части речи" "
    ["seo_title"] => string(40) "konspiekt-uroka-na-tiemu-chasti-riechi-1"
    ["file_id"] => string(6) "141692"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418149560"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "Тема: «Обобщающий урок по теме «Части речи и словосочетания»"
    ["seo_title"] => string(72) "tiema-obobshchaiushchii-urok-po-tiemie-chasti-riechi-i-slovosochietaniia"
    ["file_id"] => string(6) "258685"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448549757"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(64) "Конспект урока по теме: "Части речи""
    ["seo_title"] => string(41) "konspiekt-uroka-po-tiemie-chasti-riechi-1"
    ["file_id"] => string(6) "190882"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427223116"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(86) "Урок русского языка по теме "Части речи" 2 класс "
    ["seo_title"] => string(53) "urok-russkogho-iazyka-po-tiemie-chasti-riechi-2-klass"
    ["file_id"] => string(6) "212339"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1431835217"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "Разработка урока на тему"Части речи (общее понятие)""
    ["seo_title"] => string(60) "razrabotka_uroka_na_tiemu_chasti_riechi_obshchieie_poniatiie"
    ["file_id"] => string(6) "347159"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1475424696"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства