kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока на тему"Части речи (общее понятие)"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Русский язык по теме "Части речи (общее понятие)". 3-й класс

Цель: систематизировать имеющиеся у детей знания о частях речи, учить определять части речи

Задачи:

1.      Систематизировать знания учащихся о частях речи, общее, формировать умение осознанно распознавать слова, относящиеся к различным частям речи;

2.      Развивать орфографическую зоркость, внимание, мышление, речь, способствовать формированию навыков грамотного каллиграфического письма;

3.      Воспитывать интерес к изучению родного языка, любознательность, доброжелательное отношение друг к другу.

Оборудование:

1.      Презентация  Power Point “Части речи”

2.      Компьютер, проектор.

3.      Учебник русского языка (Канакина В.П.) 3 класс, I часть

Ход урока

I.                   Организационный момент.

                Придумано кем – то просто и мудро…

                При встрече здороваться: «Доброе утро!»

                Доброе утро солнцу и птицам!

                Доброе утро доверчивым лицам!

                И каждый становиться добрым, доверчивым.

                Доброе утро длится до вечера. (слайд 2)

II. Чистописание. Словарная работа.

1)      На минутке красивого письма предлагаю вам написать следующую букву: русский, работа, Россия, ребята. (слайд 3)

2)      Общее во всех словах? (буква Рр)

3)      Списать и вставить пропущенные буквы

Работа веселье любит.

4)      Словарная работа. Назови одним словом.

ü  птица семейства вороновых с белыми перьями в хвосте;

ü  второй месяц осени, десятый месяц года;

ü  столица России;

ü  высокая обувь, охватывающая голени;

ü  средство общения;

ü  сшитые листы чистой или разлинованной бумаги в обложке;

ü  отечество, родная сторона;

ü  человек, который учит кого – нибудь чему – нибудь. (слайд 4)

III. Постановка темы и цели урока.

С чем мы работали ?( со словами) А для чего они нужны? Чем отличаются и чем похожи.

Значит тема нашего урока….(слайд 5)

А какую проблему можем поставить для себя на этот урок?

IV. Работа по теме урока.

 А.        С какой части речи начнём?( работа со слайдом 6-7)

1.Имя существительное – это …

2.Отвечает на вопросы …

3.Обозначает …

4.Изменяется по …

5.Бывает …

6.Имеет …

7. Роль имени существительного в предложении ….            

Поиграем в игру «Что лишнее?» ( работа по слайду 8) Почему лишнее. Докажите.

Б.      Развитие речи

Работа со слайдом 9. Перед вами изображения животного. Как можно украсить предложение?

Какая часть речи помогла нам справиться с заданием?

В.       Что мы знаем о прилагательном? ( работа по слайду 10)

Имя прилагательное – это …

Отвечает на вопросы …

Обозначает …

Изменяется по …

Связано с….

Г.   Поиграем? Найдите каждому существительному пару.( слайд 11)

Д.  О какой части речи нам осталось вспомнить?(работа со слайдом 12)

Глагол – это …

Обозначает …

Роль глагола в предложении

Е. Вставить подходящие по смыслу глаголы. (слайд 13)

Самостоятельная работа. Списать, указать часть речи.

Книга, рисует, вечер, теплый, синий, карандаш, холодная, молоток, весёлый.

V. Закрепление изученного материала

Работа  по рядам: 1 ряд: записать имена существительные

                             2 ряд: записать имена прилагательные

                             3 ряд: записать глаголы

VI. Итог. ( слайд 14)

·         Какие части речи вы знаете?

·         Что общего у слов одной части речи ?

( Работа по слайду 15)

Сегодня на уроке я.

На уроке мне…

На уроке мне…

А мне сегодня…

Решили ли проблему сегодняшнего урока?

Спасибо за урок.

 Домашнее задание 95 упражнение

 

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока на тему"Части речи (общее понятие)"»

Урок-презентация.

Русский язык по теме "Части речи (общее понятие)". 3-й класс


Цель: систематизировать имеющиеся у детей знания о частях речи, учить определять части речи

Задачи:

  1. Систематизировать знания учащихся о частях речи, общее, формировать умение осознанно распознавать слова, относящиеся к различным частям речи;

  2. Развивать орфографическую зоркость, внимание, мышление, речь, способствовать формированию навыков грамотного каллиграфического письма;

  3. Воспитывать интерес к изучению родного языка, любознательность, доброжелательное отношение друг к другу.

Оборудование:

  1. Презентация  Power Point “Части речи”

  2. Компьютер, проектор.

  3. Раздаточные листы для обучающихся ( слайд 2,10)

  4. Цветные карандаши.

  5. Учебник русского языка (Канакина В.П.) 3 класс, I часть


Ход урока

  1. Организационный момент.

Придумано кем – то просто и мудро…

При встрече здороваться: «Доброе утро!»

Доброе утро солнцу и птицам!

Доброе утро доверчивым лицам!

И каждый становиться добрым, доверчивым.

Доброе утро длится до вечера. (слайд 2)

II. Чистописание. Словарная работа.

    1. На минутке красивого письма предлагаю вам написать следующую букву: русский, работа, Россия, ребята. (слайд 3)

    2. Общее во всех словах? (буква Рр)

    3. Списать и вставить пропущенные буквы

Работа веселье любит.

    1. Словарная работа. Назови одним словом.

  • птица семейства вороновых с белыми перьями в хвосте;

  • второй месяц осени, десятый месяц года;

  • столица России;

  • высокая обувь, охватывающая голени;

  • средство общения;

  • сшитые листы чистой или разлинованной бумаги в обложке;

  • отечество, родная сторона;

  • человек, который учит кого – нибудь чему – нибудь. (слайд 4)

III. Постановка темы и цели урока.

С чем мы работали ?( со словами) А для чего они нужны? Чем отличаются и чем похожи.

Значит тема нашего урока….(слайд 5)

А какую проблему можем поставить для себя на этот урок?

IV. Работа по теме урока.

А. С какой части речи начнём?( работа со слайдом 6-7)

1.Имя существительное – это …

2.Отвечает на вопросы …

3.Обозначает …

4.Изменяется по …

5.Бывает …

6.Имеет …

7. Роль имени существительного в предложении ….

Поиграем в игру «Что лишнее?» ( работа по слайду 8) Почему лишнее. Докажите.

Б. Развитие речи

Работа со слайдом 9. Перед вами изображения животного. Как можно украсить предложение?

Какая часть речи помогла нам справиться с заданием?

В. Что мы знаем о прилагательном? ( работа по слайду 10)

Имя прилагательное – это …

Отвечает на вопросы …

Обозначает …

Изменяется по …

Связано с….

Г. Поиграем? Найдите каждому существительному пару.( слайд 11)

Д. О какой части речи нам осталось вспомнить?(работа со слайдом 12)

Глагол – это …

Обозначает …

Роль глагола в предложении

Е. Вставить подходящие по смыслу глаголы. (слайд 13)

Самостоятельная работа. Списать, указать часть речи.

Книга, рисует, вечер, теплый, синий, карандаш, холодная, молоток, весёлый.

V. Закрепление изученного материала

Работа по рядам: 1 ряд: записать имена существительные

2 ряд: записать имена прилагательные

3 ряд: записать глаголы

VI. Итог. ( слайд 14)

  • Какие части речи вы знаете?

  • Что общего у слов одной части речи ?

( Работа по слайду 15)

Сегодня на уроке я..

На уроке мне…

На уроке мне…

А мне сегодня…

Решили ли проблему сегодняшнего урока?

Спасибо за урок.

Домашнее задание 95 упражнение









Разработка урока по математике на тему "Измерение площади фигуры с помощью палетки". 4-й класс

Технология: технология проблемного обучения

Цели:

  • Познакомить детей со способом нахождения площади фигур различной формы с помощью палетки.

  • Учить анализировать геометрические фигуры.

  • Развивать логическое мышление учащихся, умение точно и обоснованно аргументировать, выделять те стороны наблюдаемых явлений, которые необходимы для существа исследования и осмысления задачи.

  • Совершенствовать умение решать задачи.

  • Воспитать интерес к предмету, любознательность, дружеское отношение к одноклассникам в совместной работе.

Задачи урока: Создать условия для самостоятельного поиска знаний.

Оборудование: "Измерение площади фигуры с помощью палетки", презентация

Дидактические материалы к учебному занятию:

  • учебник "Математика", 4 класс, М. И. Моро;

  • палетки, цветная бумага для изготовления плана бассейна.


Ход учебного занятия

1.Организационный момент:

Вы проверили себя
Все ль на месте,
Все ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка? 
Все ли правильно сидят?
Закройте глаза и повторяйте за мной “Я все умею, у меня все получится”


2. Сообщение темы урока

Ребята, мы вновь погружаемся в мир нескучной математики. Сегодня познакомимся с геометрическими фигурами, площадь которых находим новым способом. А каким, узнаем на уроке. У нас всё получится.

3. Актуализация знаний

Посмотрите на изображение. .(Слайд 2)

1) Выбрать правильное утверждение, что такое площадь. (а.б,в)

2) Составь пять верных равенств.

3) Назовите, какие геометрические фигуры узнали? (Слайд 3)

Площадь каких фигур умеете находить?

4) Решение задачи. Найдите площадь прямоугольника. (Слайд 4)

15 см2, а у Оли -16 см2.

- Кто решил верно?

- Какую ошибку можно допустить и получит неверный ответ ?Проверка решения задачи на экране.

5) Задание

- Сколько кафельных плиток необходимо для того, чтобы отремонтировать пол. (Слайд 5)

Нужно ли для этого узнать площадь квадрата? (Проверка работы на экране)

Физминутка

- Вы наверное устали?
-Да!
- И поэтому все встали.
Дружно вытянули шеи
И как гуси зашипели: "Ш-ш-ш!"
Пошипели, помолчали
И как зайки, поскакали.
Поскакали, поскакали 
И за кустиком пропали.

4. Работа по теме урока

а) Постановка учебной задачи. (Слайд 6)

Связь с геометрией в старших классах

Как же находим площади следующих фигур? Могу сказать, что площади этих фигур в старших классах вычисляют по формулам. Но для нас это пока сложно.

На какие две группы они делятся? (Многоугольники и фигуры без углов)

Связь с жизнью (Слайд 7-9)

Где в окружающей жизни встречаем фигуры с кривой линией? Как понравился вам дизайн этих предметов?

Вывод.

б) Поиск решения проблемы (проверка гипотез, методов решения проблемы)

Возьмем овал.

Как же найти площадь овала?

На партах у учеников тоже овалы. Ученики предлагают свои варианты:

1) приблизительно считаем длину и ширину при помощи линейки;

2) площадь - это квадраты, берём тетрадный лист в клетку.

- Тетрадный лист можно брать, когда овал кладем на лист. А если наоборот, то через тетрадный лист (показываю) не видно фигуры. Как быть?

Вывод: Значит, квадраты чертим на прозрачную пленку.

- Ребята такая пленка называется: читаем определение на экране. (Слайд 10)

Работа с палетками.

- Измерьте, чему равна сторона квадрата?

- На какие квадратные единицы разделена ваша палетка?

- Можно ли изготовить палетки в мм 2, дм2, м2?

в) Первичное усвоение знаний (Слайд 11-13)

- Накладываем на фигуру палетку, как на экране.

- Гриша посчитал 25 полных клеток и решил, что площадь данной фигуры 25 см2. Как вы думаете, он прав?

- Коля решил к полным квадратам добавить количество неполных и у него площадь квадрата 53 см2.

Прав ли Коля? У него площадь получилась в 2 раза больше.

- Как тогда быть? Что делают ваши родители, когда нужна только половина плитки ?

- (Показываю неполные квадраты.) Вот два квадрата как один, вот ещё:

- Какой вывод можно сделать?

Ученики предлагают свои варианты, среди них нужный ответ:

- Плитки делят на 2 части

- Считаем все неполные квадраты и делим их на 2.

г) Решение проблемы (выбор метода решения, фиксирование алгоритма, моделирование) (Слайд 14)

№208. Повторяем ещё раз этапы вычисления площади фигур.

Вывод:

д) Закрепление (Слайд 15)

Практическая работа в группах (по 4 ученика.)

Письменное оформление решения задачи.

а) Задание :

- выбирают по цвету бумагу для пола и бассейна.

- вырезают форму бассейна из липкой бумаги и приклеивают на пол.

- считают площадь бассейна

- считают площадь пола

 Проверка работы: Складываем обе площади. Правильный ответ: около 81 см2 (бумаги для пола 9см х 9см).

б) Выполняют те, какая группа быстро справилась с работой.(Слайд 15-16)

Задание :

Вычислите площади фигур, используя:

1) смекалку и знания

2) палетку

Проверка: объяснение детей и показ слайда.

5. Работа над пройденным материалом

Самостоятельная работа с последующей проверкой.

Повторение соотношений между единицами длины:

- Где в этих таблицах ошибка?

1) Сравнение именованных чисел: №215.

2) Задача № 210.

6. Домашнее задание

№ 216,212

7. Рефлексия

- Что нового вы сегодня узнали? Что было самым важным? Кто доволен своей работой? Кому ещё нужно потрудиться?




















Окружающий мир в 4-м классе "Лесная зона России"

Задачи урока:

  • Сформировать у учащихся представление о лесной зоне. Познакомить с географическим положением зоны лесов, с частями зоны лесов: тайгой, смешанным и широколиственным лесом; познакомить с растительным миром.

  • Развивать познавательную активность детей, умение работать с картой, дополнительной литературой, гербарием.

Тип урока: объяснение нового материала.

Оборудование и наглядные пособия: учебники, печатная тетрадь, презентация, гербарии растений лесной зоны, настенная карта природных зон, фотографии с изображением изучаемых объектов, музыка.

Ход урока

I. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.

Звучит запись «Голоса птиц».

- Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чём шумишь листвою
Ночью тёмной, грозовою?
Что там шепчешь на заре,
Весь в росе как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Всё открой, не утаи:
Ты же видишь – мы свои!
С.Погореловский

- В этом стихотворении спрятаны тема и цели нашего урока. Как вы думаете, в какую природную зону мы с вами будем сегодня изучать?

- Да, это так. Тема, которую мы будем изучать – «Зона лесов. Растения зоны лесов». (Запись темы на доске.)

- А что мы будем изучать?

- Почему автор говорит дважды: «Здравствуй, лес, дремучий лес…»? Что значит «дремучий»? 

- Хорошие высказывания. Мы действительно должны найти ответ на вопрос: Почему одни леса тёмные, а другие – светлые? Но об этом немного позже. Мы не можем начать изучать тему, не приведя в систему знания, которые мы изучали в предыдущей теме.

II. Проверка знаний и умений.

- Какую природную зону мы изучали на предыдущем уроке? (Это была зона тундры.)

- Покажите на карте тундру и расскажите, что вы о ней знаете.

Работа с тестом по тундре (слайд 2)

- О каких растениях и животных вы бы хотели рассказать одноклассникам?

Заслушивание докладов, приготовленных дома.

- Какой доклад вам понравился больше и почему?

Работа в печатной тетради. Самостоятельная работа на странице 24-25 №39.

Соедини линиями причины и следствия природных явлений.

Зима в тундре долгая и морозная

Поэтому в тундре образуются болотца и озерки

Солнце в тундре поднимается выше, чем в Арктике

Поэтому животные имеют толстый слой жира

Слой вечной мерзлоты не пропускает воду

Поэтому в тундре, теплее чем в Арктике

III. Работа над новой темой.

1. Звучит первый куплет песни «Лесной марш» (сл. П.Синявского, муз. Ю.Чичикова).

2. Работа с картой и учебником страница 60-61.

- Найдите на карте природную зону лесов. Что вы можете рассказать о лесной зоне, глядя на карту?

Карточка – «Помогай-ка» (раздается на каждую парту):

  1. Где находится зона лесов относительно зоны тундры?

  2. В каком тепловом поясе она лежит? Что характерно для этого пояса?

  3. Какая у зоны лесов земная поверхность?

  4. Какая она в сравнении с другими природными зонами?

  5. Какие части лесной зоны вы увидели? Сравните их по площади.

- Каковы особенности неживой и живой природы зоны, расположенной южнее тундры?

Работа со слайдом 3.

Вот таким видел лес один из знаменитых художников И.И.Шишкин.

Зима в северной части зоны лесов еще суровая, но не такая долгая, а лето теплее и продолжительнее, чем в тундре. Как и в тундре, здесь есть слой вечной мерзлоты. Но он успевает за лето оттаять на большую глубину. Это важно для растений, особенно для деревьев, у которых корни располагаются довольно глубоко.Чем будет являться лес для животных?(слайд 4)

А в более южных районах лесной зоны вечной мерзлоты вообще нет. Зимой здесь промерзает лишь поверхностный слой земли. Чем больше растений, тем интенсивнее образуется почвенный слой. Толщина почвы в лесной зоне намного больше, чем в тундре. И ее верхний слой более плодородный.

Разным растениям требуется различное количество света, тепла и влаги, поэтому характер лесов при продвижении с севера на юг изменяется.(слайд 5)

3. Работа с иллюстрацией на стр.84-85 .

Художница Нина Юрьевна Карташова показывает, как изменяется характер лесов с севера на юг: хвойные деревья – смешанный лес – мелколиственные деревья – широколиственные деревья.

4. Работа с учебником стр. 84-85, чтение статьи.

Физкультминутка

Дует ветер нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише –
Деревцо все выше, выше.

IV. Продолжение новой темы.

1. Растения зоны лесов.

а) Рассказать о характерных особенностях каждой из частей природной зоны лесов.

- Чем отличается лесотундра от тайги.

В лесотундре много перелесков, состоящих из корявых сосен, елей и лиственниц. А тайга – это густой лес из хвойных деревьев. Тайга занимает большую часть Сибири и северные территории Европейской части России. В таежных лесах растут ель, пихта, сосна, лиственница, сосна сибирская (ее еще называют кедровой сосной).

Хвойные деревья менее требовательны к теплу, чем лиственные. Поэтому они лучше прижились на севере лесной зоны, где зима суровее, чем в южной части этой зоны, занятой лиственными лесами. Под хвойными деревьями произрастают мхи, папоротники, ягодные кустарнички: черника и брусника. Упавшая хвоя затрудняет рост травянистых растений и кустарников. На северо-востоке России таежные леса состоят в основном из лиственницы.

- Почему дерево получило такое название?

Южнее тайги зима гораздо мягче, а лето продолжительнее. Эти условия более благоприятны и для лиственных деревьев. Поэтому здесь расположены смешанные леса, в которых рядом с соснами и елями растут березы, осины и другие мелколиственные деревья.

- А какие деревья преобладают в широколиственных лесах?

-А для чего нужен лес?(слайд 6)

На территории этой зоны тоже есть заказники и заповедники(слайд 7)

б) Работа с учебником стр.87, чтение статьи учебника учениками.

Это теплолюбивые деревья с крупными листьями: дуб, клен, вяз, липа, ясень, бук.

Рассмотреть гербарий растений широколиственного леса.

в) Ярусное расположение растений в лиственном лесу (стр. 87 – рисунок).

V. Подготовка к викторине «Хорошо ли вы знаете растения леса?»

Тайгу образуют различные хвойные породы деревьев, что и объясняет разный внешний облик тайги. Часто встречаются темнохвойные елово-пихтовые леса, где к ним присоединяются кедровники. Кроны елей плотно сомкнуты, под ними селятся ковры изо мха, а другие растения в нижних ярусах плохо переносят постоянную тень и поэтому развиты слабо. Так же западносибирская тайга богата сосной, лиственницей, на местах пожарищ растут береза и осина.

Тайге свойственно отсутствие или слабое развитие подлеска (так как в лесу мало света), а также однообразие травяно-кустарникового яруса и мохового покрова (зелёные мхи). Виды кустарников (можжевельник, жимолость, смородина, ива и др.), кустарничков (черника, брусника и др.) и трав (кислица, грушанка) немногочисленны как в Евразии, так и в Северной Америке.( слайд 9)

Так же там много растений занесенных в красную книгу(слайд 10)

К югу на смену тайге приходит смешанный лес. В нем наряду с хвойными деревьями растут березы, осины, ольхи (показ гербария, закрепление карточек на карте). Зима в таком лесу мягче. У лиственных деревьев некрупные листья, которые они сбрасывают на зиму.

Ближе к югу зоны становится еще теплее, и смешанные леса сменяются широколиственными, в которых растут дуб, липа, клен, ясень, вяз. Это теплолюбивые деревья, поэтому они имеют крупные листья, на зиму сбрасывают листву, размножаются семенами (картина «Широколиственный лес»).(слайд 11)

Животный мир тайги богаче и разнообразнее, чем животный мир тундры: здесь можно встретить крупных и мелких животных, насекомых Многочисленны и широко распространены: рысь, норка, росомаха, бурундук, куница, соболь, белка, летяга и др. Бурый медведь (слайд12)

Какие деревья к каким зонам относятся?(работа по слайду 13)

VI. Закрепление.

- Какие три части можно выделить в лесной зоне? (Тайга, смешанный лес, широколиственный лес.)

- Запишем это в схеме:

- Запишите в каждый столбик названия деревьев, которые растут в том или ином лесу, которые вы запомнили (по 2-3 дерева).

VII. Подведение итогов урока.

Выставление оценок.

VIII. Домашнее задание.

- Следующий урок будет посвящен животным леса. Вам необходимо подготовить сообщение об одном животном. Сообщения должны содержать новые и интересные для одноклассников сведения. Сообщения можно проиллюстрировать рисунками.

Страница 84-87 учебника.

Урок изобразительного искусства в 3-м классе на тему "Красота в умелых руках"

Цели:

  1. Познакомить учащихся с историей промысла и произведениями народного декоративно-прикладного искусства, технологией выполнения росписи и особенностями рисунка Хохломы;

  2. Формировать умение выполнять элементы хохломской росписи, передавать форму и пропорции, объём предмета;

  3. Развивать творческое воображение, художественный вкус, фантазию;

  4. Воспитывать у учеников интерес и любовь к народному искусству; чувство гордости и патриотизма за богатое культурное наследие России.

Оборудование:

  1. Для учителя: набор открыток изображением изделий Хохломы, изделия Хохломы.

  2. Для учащихся: гуашь, кисти, баночка для воды, тряпочка, палитра, печатка.

Материально-техническое обеспечение урока:

  1. Компьютер;

  2. Экран;

  3. Мультимедийный проектор;

  4. Презентация «Золотые узоры Хохломы».

Ход урока

I. Организационный момент.

  1. Приветствие.

  2. Проверка готовности к уроку.

  3. Подготовка красок к работе.

II. Постановка темы урока.

- Тема нашего урока «Красота в умелых руках". "Остановись и ты в изумлении перед красотой, в твоем сердце тогда тоже расцветет красота." (В.А.Сухомлинский)

- Сегодня наш урок посвящён изучению творчества народных мастеров хохломской росписи.

Мир волшебной хохломы.

Удивляя,
Прорастая,
Как-то празднично жива
Молодая,
Непростая,
Чёрно-красная трава.
Листья рдеют,
Не редея
От дыхания зимы.
Входим в царство Берендея -
В мир волшебной Хохломы.

Б. Дубровский

- Мы познакомимся с историей промысла и произведениями этого искусства, технологией выполнения росписи и особенностями рисунка Хохломы.

III. Вводная беседа.

(Рассказ учителя сопровождается показом презентации )

- Послушайте стихотворение.

"Хохломская роспись,
Алых ягод россыпь,
Отголоски лета
В зелени травы,
Рощи, перелески,
Шелковые всплески,
Солнечно-медовой
Золотой листвы.
У красы точеной
Сарафан парчовый,
По волнам узоров
Яхонты горят.
Что за чародеи
Хохлому одели
В этот несказанный
Праздничный наряд?"

П. Синявский

1. Историческая справка.

Название "золотая хохлома" - очень точно определяет один из видов расписной деревянной посуды, изготовляемой в г. Семенове и деревнях Ковернинского района Нижегородской области. Золотой фон или золотой орнамент на цветном фоне обусловлен технологией росписи, которая родилась в Нижегородском крае в конце XVII века. Село Хохлома, где проходили ярмарки по продаже деревянной посуды и расписных ложек, дало название целому промыслу, ныне широко известному в нашей стране и за рубежом. (слайд 2,3)

2. Легенда о Хохломе.

- Откуда появилось это удивительное хохломское искусство? Разное рассказывают старики.

Говорят, будто давным-давно жил в давние времена в Москве мастер-иконописец. Царь высоко ценил его мастерство и щедро награждал за труды. Любил мастер своё ремесло, но больше всего любил он вольную жизнь и поэтому однажды тайно покинул царский двор и перебрался в глухие керженские леса.

Срубил он себе избу и стал заниматься прежним делом. Мечтал он о таком искусстве, которое стало бы родным всем, как простая русская песня, и чтобы отразилась в нём красота родной земли. Так и появились первые хохломские чашки, украшенные пышными цветами и тонкими веточками.

Слава о великом мастере разнеслась по всей земле. Отовсюду приезжали люди, чтобы полюбоваться на его мастерство. Многие рубили здесь избы и селились рядом.

Наконец, дошла слава мастера и до грозного государя, и повелел он отряду стрельцов найти беглеца и привести. Но быстрее стрелецких ног летела народная молва. Узнал мастер о своей беде, собрал односельчан и раскрыл им секреты своего ремесла. А утром, когда вошли в село царские посланцы, увидели все, как горит ярким пламенем изба чудо-художника. Сгорела изба, а самого мастера, как ни искали, нигде не нашли. Только остались на земле его краски, которые словно вобрали в себя и жар пламени, и чернь пепелища.

Исчез мастер, но не исчезло его мастерство, и до сих пор ярким пламенем горят хохломские краски, напоминая всем и о счастье свободы, и о жаре любви к людям, и о жажде красоты. Видно, не простой была кисть мастера - кисть из солнечных лучей. Это, конечно легенда, сказка. Но не оттуда ли, не из сказки ли появилась эта удивительная, сказочная, рукотворная красота! (слайд 4)

- Искусство Хохломы - это гордость нашей культуры. Золотые узоры Хохломы вобрали в себя всю красоту русской земли.

- Какие чувства вызывают эти предметы? (Ответы учащихся)

- Хохломская роспись радует яркими красками и сиянием золота. Своей красотой хохломские изделия могут поспорить даже с дорогой посудой из золота и серебра, хотя сделаны они из очень доступного материала - дерева. А эффект золота достигался без использования дорогостоящих материалов, благодаря технике, обеспечивающей получение золотого цвета в росписи без использования драгоценного металла.

В чем же состоял секрет получения золотой полуды на дереве?

3. Процесс изготовления хохломских изделий.

- Деревянную посуду вытачивают на токарном станке или выдалбливают из хорошо просушенной древесины. Такие заготовки называют «бельем». Готовое изделие хорошо просушивают. После сушки изделие грунтуют: разведенную водой до жидкого состояния глину втирают в белье с помощью тряпки очень тонким слоем. Сушат в течение нескольких часов. После этого изделия смачивают сырым льняным маслом и хорошо просушивают. Затем покрывают олифой и снова просушивают, повторяя эту операцию 3-4 раза. Следующий этап - лужение. Изделие покрывают полудой: порошок олова или алюминия втирается тампоном в изделие. Изделия становятся гладкими, блестящими и напоминают металлические. И только теперь за работу берётся красильщик (человек, который наносит узор). Роспись наносится масляными красками, в основном красной и черной. Все элементы росписи выполняют сразу кистью, без предварительного рисунка карандашом. Расписанное и просушенное изделие покрывают масляным лаком и закаливают в печи при температуре 270-300 градусов. Под воздействием температуры лак желтеет, и изделие приобретает золотистый цвет. Для получения более насыщенного золотого цвета операцию «лачения» повторяют несколько раз. Тогда и появляется этот восхитительный медово-золотой цвет, благодаря которому легкая деревянная посуда кажется массивной, расписанной золотом. Отсюда и возникло словосочетание «Золотая Хохлома».(слайд 5)

IV. Анализ произведений изобразительного искусства.

- Давайте внимательно рассмотрим изделия Хохломских мастеров и сравним их с другими предметами.

- Какие основные цвета в росписи? (красный, черный, зеленый, желтый, золотистый)

- Почему именно эти цвета? (Цвета природы)

- Какие чувства символизируют эти цвета? (Красный - радость, золотой - тепло, счастье, богатство, красота и чистота; зеленый - цвет жизни, природы; черный - торжественность)

- Какой орнамент лежит в основе росписи?

- Хохломская роспись делится на два основных вида: “верховое” письмо и “фоновое”. Как вы понимаете эти названия?

Особенность «верховой» росписи состоит в нанесении рисунка мазками поверх золотистого фона. К «верховому письму» относятся травная роспись («травка») и роспись «под листок». Оба эти типа основываются главным образом на применении растительных мотивов. Особенность «фоновой» росписи или росписи «под фон» заключается в том, что фон вокруг растительных мотивов орнамента окрашивается в какой – либо один цвет, на котором они эффектно выделяются в виде золотых силуэтов. ( слайды 6,7,8)

Главные элементы хохломской росписи - “осочки”, “травинки”, “капельки”, “усики”, “завитки”, “кустики”. Могут дополнить травную роспись “ягодки”. Используются “цветы”, “листья”.

Упражнение по выполнению хохломской росписи.

- Самый любимый у художников это «травный узор» или «травка», которая отдалённо напоминает осоку. Часто среди «травки» изображается цветок, птица, рыбка. Самые затейливые узоры называются «кудрина»: травка, превращается в крупные кудри - завитки. Рассмотрим простейшие приёмы выполнения хохломской травки.( слайды9-11)

Выполним ягодки. Можно нарисовать малинку, брусничку, клубничку, смородинку, рябинку. Для ягод бруснички, смородинки и рябинки используют печатку, скрученную из плотной ткани. А вот крыжовник, клубничку и малинку рисуют сразу кистью по часовой стрелке. После высыхания красной краски ягоды “разживляют” желтым цветом.

  1. Выполним травинку – это тонкий, плавно изгибающийся стебель, от которого во все стороны отходят изогнутые стебельки с завитками. Нажим кисточки приходится на самую широкую часть травинки.

  2. Выполним «кудрину». «Кудрина» - это цветочно-лиственный узор с округлыми широкими листьями, с завитками.

  3. Выполним листочек. Это чаще всего стилизованный лист смородины.

- Из таких элементов можно составить узор.

И сегодня мы с вами попробуем превратиться в мастеров Хохломской росписи, и выполним «травный» узор.

Физкультминутка.

V. Педагогический рисунок.

Учитель объясняет последовательность выполнения рисунка.

  1. Сначала изображаю стебель с крупными завитками;

  2. Пишем самые крупные травинки. Они наносятся лёгкими движениями без нажима;

  3. Пишем ягодки;

  4. Тонкой кистью прорабатываем отдельные элементы.

- Травный узор закончен.

VI. Самостоятельная работа учащихся.

Выполните рисунок самостоятельно.

VII. Итог урока.

Выставка работ учащихся.

Обобщение изученного материала.

- С каким художественным промыслом вы познакомились сегодня?

- Какие основные элементы хохломской росписи мы сегодня учились рисовать?

- Что бы вы хотели узнать, чему научиться на следующих уроках?





































Конспект открытого урока математики в 3-м классе по теме "Римские цифры с использованием мультимедиа-технологии"

1. Самоопределение к деятельности.

- Здравствуйте, ребята!

Этот урок у нас сейчас науке посвящается,
Что математикой всегда в школе называется.
Она поможет воспитать такую точность мысли,
Чтоб в нашей жизни все познать, измерить и исчислить!

- А девизом нашего урока будут слова знаменитого Пифагора:

“Мир построен на силе чисел!” и нам предстоит в этом убедиться.

2. Актуализация знаний и мотивация.

- Ребята, посмотрите на доску и скажите, какое слово лишнее?

Год час секунда месяц сутки минута литр век

- Почему? (Остальные - величины времени).

- Каких еще величин времени не хватает в списке? (неделя)

- Какая из них самая большая величина? (век)

- Сейчас мы будем работать в парах, у вас на партах конверты, № 1 - для 1 варианта, а № 2 - для второго. Вам необходимо вместе восстановить таблицу мер времени в порядке убывания величин.

- Два ученика будут работать у доски.

Век год месяц неделя сутки час минута секунда

100

365

12

7

24

60

60

366







- Проверим свою работу, сверив ответы. Спасибо!

3. Постановка учебной задачи.

– А теперь отгадайте загадку.

Что всегда идет,
А с места не сойдет? (часы)

- Посмотрите на циферблат и определите время: 2ч. 15 мин.

- Как еще можно прочитать это время?

- Какой угол образуют стрелки часов?

Учитель показывает часы с циферблатом из римских цифр и просит определить время (6ч. 45 мин.).

- Который сейчас час?

- Почему же возникло затруднение?

(Не знаем, какими цифрами записаны числа).

- Что же надо сделать, чтобы преодолеть трудности?

(Узнать, что это за числа и познакомиться с их построением)

- Вот сегодня на уроке мы познакомимся с Римским числами и научимся читать и записывать их. (Открывается запись темы урока. Слайд 1

4. “Открытие” детьми нового знания.

а) Работа с моделями.

- А знаете ли вы, почему цифры назвали римскими? (Они появились в Риме.)

- Что вы знаете про это? (Сообщения учащихся, показ слайдов слайд 2)

1. Заголовок “Римские цифры”. Древний храм в Риме, построенный в 1 веке до н.э.

2. Вид древнего города.

3. Помещение, где принимали гостей.

4. Жизнь города.

5. Трирема – военное судно римлян.

6. Так выглядели древние римляне.

- Представьте, что вы древние римляне и не знаете цифр. С помощью чего изобразили бы число 2? (С помощью пальцев.)

- Да, действительно пальцы сыграли немалую роль в истории счета. Вам понятны цифры римской нумерации I, II, III. А как дальше?

- На руке человека 5 пальцев. Чтобы не писать 5 палочек, стали изображать руку. Однако рисунки руки делали очень простыми. Догадались?

Вместо того чтобы рисовать всю руку, ее изображали знаком V , и этот значок стал обозначать цифру 5.

- Постройте из палочек цифру 5. Прибавьте 1 палочку справа. Какое число получилось? (6), две палочки (7). А сколько палочек надо прибавить, чтобы получилось 8?

- Ну, а как короче записать число 4? Ведь 4 палочки долго пересчитывать?

(надо записать V и слева поставить палочку 5-1=4)

- А как записать число 10? Мы знаем, что 10 состоит из двух пятерок, поэтому 10 в римской нумерации изображали двумя пятерками: одна пятерка стоит как обычно, а другая перевернута вниз - X . Иначе 10 можно записать двумя пересекающимися палочками.

- Постройте 10 с помощью палочек. Поставьте рядом еще одну палочку, получилось число 11, а если поставить слева палочку, получиться число 9.

Вывод: - какую особенность римской нумерации нужно запомнить?

(Меньшая цифра, стоящая справа от большей, прибавляется к ней, стоящая слева – отнимается.)

Запись на страничке ученика римских чисел

5. Первичное закрепление.

а) - А теперь поиграем в игру “Живые числа”. Она покажет, как вы запомнили римские числа.

Играют 10 чел. Я буду давать задания на вычисления, а вы, сосчитав ответ, покажите его римскими числами. Тот, у кого он окажется, сделает шаг вперед. Остальные ребята с помощью сигналов покажут, верно ли найден ответ?

– Сколько будет, если 18 : 6 ? (3);

– Чему равно произведение 5 и 2? (10)

– Сколько ног у двух петухов? (4)

– Я задумала число, отняла 2, получилось 6. Какое число я задумала? (8)

– Какой ответ всегда будет, если число разделить на самого себя? (1)

6) – Сколько дней в неделе?(7)

7) – 3 умножить на 4. (12)

8) – 81 уменьшить в 9 раз. (9)

9) – Какое число на один больше 10? (11)

10) – Частное 25 и 5. (5)

11) – 60 разделить 10. (6)

- Молодцы!

Физкультминутка (используются карточки с числами, которые называются)

Поднимайся дружно класс, это – раз!
Покрутилась голова, это два!
Руки вверх, вперед смотри, это три!
Руки в стороны, пошире, развернули на четыре!
С силой их к плечам прижать, это пять!
Всем ребятам тихо сесть, это шесть!

б) Работа в тетради.

-А теперь выполним письменные упражнения с римскими числами (Работа на страничке ученика, задание 2, 3, 4) Проверка по слайду

- Римляне изобрели свои числа более 2500 лет назад. Они и сейчас служат нам.

- Где мы можем встретиться с ними? (нумерация глав в книгах, в дневнике нумеруются четверти, нумерация собраний сочинений писателей)

Конструирование двузначных чисел 28, 36, 45.

- Да, действительно они служат для нумерации книг собраний сочинений писателей. Восстановите номера выданных книг (выполнение задания на слайде. )

в) Знакомство с новыми цифрами. Их запись.

- А вы знаете ,как записать число 55, 100?

- У римлян есть еще цифры, это – 50, 100. 500.Давайте познакомимся с их обозначением

Вывешивается опора.

50 - L

100 - C

500 - D

- Найдите их в своих наборах и расположите в порядке возрастания римские цифры: (X, L, C, D)

6. Самостоятельная работа в парах с взаимопроверкой .

34

XXIV

58

LVIII

65

LXV

70

LXX

300

CCC

7. Рефлексия деятельности.

- Что нового мы узнали?

- Каким способом?

- Где используются римские числа? Сколько цифр узнали?

Нарисуйте красный треугольник на лестнице знаний (слайд). На какую ступеньку вы поднялись в конце нашего урока? Молодцы!

8. Домашнее задание

Запишите возраст членов своей семьи, используя римские цифры.Придумайте занимательное задание для своих одноклассников, используя правило записи римских чисел.

3.* Узнайте, как записывали римляне многозначные числа и что означает это число - MDCCLVI?

Благодарю вас за урок!





Страничка ученика

Тема урока: “Римские цифры”

1. Запиши римские числа в таблице

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Сравни “ ”, “

III * V

IX * VIII

XII * VII

VI * IV

XI * IX

IV * IX

3. Выполни вычисления:

III + I =

VI – II =

XII – III =

IX + II =

IV + III =

III + III =

4. В выложенных из палочек равенствах с римскими цифрами допущены ошибки. Как надо переложить по одной палочке в каждом равенстве, чтобы исправить ошибку? Покажи.

VI +I = V

X + III = XI

IX – I = X

VI – IV = IX

Домашнее задание

  1. Запишите возраст членов своей семьи, используя римские цифры.

  2. Придумайте занимательное задание для своих одноклассников, используя правило записи римских чисел.

  3. * Узнайте, как записывали римляне многозначные числа и что означает это число - MDCCLVI?




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Разработка урока на тему"Части речи (общее понятие)"

Автор: Артюх Марина Владимировна

Дата: 02.10.2016

Номер свидетельства: 347159


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства