Конспект урока по русскому языку (3 класс)
Учитель начальных классов Котова Е.С.
Тема: «Обобщающий урок по теме «Части речи и словосочетания»
12.04.2011.
1. Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята! Садитесь. Сегодня к нам на урок пришли гости, чтобы посмотреть как вы работаете на уроке русского языка и как хорошо знаете материал.
2. Словарный диктант. Индивидуальная работа.
- Сегодня мы с вами обобщим знания по частям речи и словосочетаниям. А начнем наш урок со словарного диктанта. Откройте ваши тетради, запишите число, классная работа. На доске будет работать (…), остальные в тетрадях. (…) и (…) вам индивидуальная работа по карточкам.
- Итак, я диктую слова, а вы записываете их в 3 столбика, распределяя на группы по частям речи (сущ.,прил, глаг.) и подчеркиваете все орфограммы.
Диктант (С. 104, упр.2)
Выпрямился, радостный, шипеть, корабль, лежит, шапка, сказочный, посмотрел, местность, профессиональный, холода.
Сущ. Прил. Глаг.
Корабль радостный Выпрямился
Шапка сказочный шипеть
Местность профессиональный лежит
Холода посмотрел
3. Повторение частей речи.
- Как вы определили, что это существительные? Назовите признаки имен существительных.
- Отвечают на вопросы Кто? Что? и обозначают предмет.
- Какие еще части речи вы увидели?
- Прилагательные.
- Назовите признаки имен прилагательных?
- Отвечают на вопросы Какой? Какая? Какие? И обозначают признак предмета.
- Признаки глаголов?
- Отвечают на вопросы Что делать? Что сделать? И обозначают действие предмета.
- Какие еще части речи вы знаете?
- Союз, предлог, местоимение.
- Давайте вспомним, что мы умеем определять у сущ. Какие признаки?
- Одуш./неодуш., собств./нариц., число, род, склонение, падеж.
- У прилагательных?
- Число, род, падеж (по сущ., к которому оно относится).
- У глаголов?
- Время (наст., прош., буд.), число, лицо (наст. и буд.), род (прош.)
- Молодцы! Вспомнили.
4. Работа над предложением.
На доске слова на карточках:
ручейки По веселые дорогам побежали говорливые
- Посмотрите на доску. Скажите, что здесь составлено из слов. Это предложение?
- Нет.
- Почему это не предложение? Докажите. Назовите признаки предложения.
- В предложении все слова связаны между собой по смыслу, первое слово в предложении пишется с большой буквы и в конце предложения ставится точка.
- Давайте составим предложение.
Дети пишут верный вариант:
По дорогам побежали веселые говорливые ручейки. (Повествовательное, невосклицательное, распространенное).
Один ученик переставляет карточки на доске и записывает предложение, выполняет разбор предложения и дает его характеристику.
Слово побежали – разбор по составу.
Ставится оценка.
5. Работа над словосочетаниями в парах.
Детям раздаются листочки, по одному на парту.
- А сейчас мы поработаем в парах. Ваша задача - выписать из предложения все словосочетания и всё обозначить. Работаете в парах: один диктует, другой пишет. Затем мы все вместе проверим. Но для начала ответьте на вопрос: Главные члены предложения являются словосочетанием?
- Нет.
- Что мы обозначаем в словосочетаниях?
- Главное и зависимое слова, ставим вопрос и подписываем части речи.
Дети работают. Взаимопроверка. Оценивается работа в парах.
Словосочетания:
Говорливые ручейки, весёлые ручейки, побежали по дорогам.
6. Физкультминутка.
Упражнения для глаз.
- Встали, подравнялись, смотрим на меня. Наши глазки уже устали, давайте немного отдохнем. Не поворачивая головы, посмотрели глазками на окно, перевели взгляд на стену, теперь на потолок и в пол. Быстрее: на окно, стену, вверх, вниз. Крепко зажмурьте глаза, широко откройте. (4 раза). Быстро поморгали. Посмотрели друг на друга, улыбнулись. Садимся.
7. Развитие речи. Творческое задание.
- А теперь прежде чем приступить к следующему заданию, давайте посмотрим в окно. Какое время года сейчас?
- Весна.
- Расскажите, какие изменения в природе происходят с наступлением весны. Составьте красивые предложения.
Дети устно отвечают.
На доске написано начало текста:
Музыка весны.
Снег потемнел. Струйки серебристыми шариками стекали с крыш. Пела и звонко тикала весенняя капель. Падали остатки хрустальных сосулек.
- Задание: самостоятельно придумайте концовку этого текста, составив 2-3 предложения.
Дети пишут. Ответы учеников.
- Из 2-го предложения самостоятельно выпишите все словосочетания.
(Сверяются с доской).
Словосочетания:
Серебристыми шариками, стекали с крыш, стекали шариками.
Если остается время - работа с учебником (с.105, упр. 6)
- Какую орфограмму мы с вами сегодня не повторяли?
8. Итоги урока. Домашнее задание.
- Итак, ребята, наш урок уже подходит к концу. Что мы сегодня с вами повторили?
Ответы детей.
- Откройте дневники и запишите домашнее задание на след.урок: в учебнике с. 105, упр. 6.
Карточка № 6.
Спишите слова в 3 столбика, распределив их по частям речи (сущ., прил., глаг.) и вставляя пропущенные буквы. Подчеркните все орфограммы.
З.л.неть, со.нце, гиган.ский, к.рабль, п.см.треть, чудес(?)ный, об(?)явление, пр.гулят.ся, дож.ь, радос.ный.
Карточка № 6.
Спишите слова в 3 столбика, распределив их по частям речи (сущ., прил., глаг.) и вставляя пропущенные буквы. Подчеркните все орфограммы.
З.л.неть, со.нце, гиган.ский, к.рабль, п.см.треть, чудес(?)ный, об(?)явление, пр.гулят.ся, дож.ь, радос.ный.
Карточка № 6.
Спишите слова в 3 столбика, распределив их по частям речи (сущ., прил., глаг.) и вставляя пропущенные буквы. Подчеркните все орфограммы.
З.л.неть, со.нце, гиган.ский, к.рабль, п.см.треть, чудес(?)ный, об(?)явление, пр.гулят.ся, дож.ь, радос.ный.