Питенина Людмила Федоровна, учитель русского языка.
МБОУ СОШ №5, г.Боготола, Красноярского края
Урок по теме « Лексика» в 6 классе.
Цель урока:
- Повторение и обобщение изученного материала по теме «Лексика и фразеология»
Задачи:
- формировать умение применять полученные знания на практике
- развивать творческое мышление, активность учащихся
- совершенствовать коммуникативные речевые умения и навыки учащихся
- привить любовь к слову, повысить интерес к русскому языку
воспитывать бережное отношение к родному языку
Оборудование: персональный компьютер, бумажные кораблики, которые вруча-
ются детям за правильные ответы.
Урок проходит в форме морского путешествия по океану Лексикология.
За правильный ответ ребятам вручаются бумажные кораблики.
Слово учителя:
- Слово - основная единица языка. Свое знание о мире, свое понимание явлений
действительности человек выразил в слове. Он назвал всякое действие и состояние, определил признаки и свойства всего, что окружает, словом. Слов в
русском языке сотни тысяч, но не все они становятся достоянием каждого человека. Известно, чем большим количеством слов владеет человек, тем легче ему выразить самую сложную мысль… Словарный запас зависит от начитанности, образованности человека. Сколько мудрых слов сказано о силе и величии русского слова!
Слова умеют плакать и смеяться,
Приказывать, молить и заклинать,
И, словно сердце, кровью обливаться,
И равнодушно холодно дышать.
Призывом стать, и отзывом, и зовом
Способно слово, изменяя лад.
И проклинают, и клянутся словом,
Напутствуют, и славят, и чернят.
(Я.Козловский)
Учитель говорит о цели урока, о том, как будет проходить морское путешествие.
Слайд № 1 ( Океан Лексикология)
Учитель: наш корабль приплывает к рифу Заимствованные слова
Слайд 2 риф Заимствованные слова
Учитель:
1. Культура Древней Греции оставила неизгладимый след в истории человечества, Сохранился он и в нашем языке. Мы пользуемся древнегреческими, математическими, астрономическими и прочими словами. Многие из вас сами того не подозревая, носят греческие имена; Андрей - мужественный, храбрый, Алексей- защитник, Макар- счастливый. Часто на нашем столе бывает кушанье, название которого восходит к греческому и означает, что отведать его- это испытать удовольствие, счастье. Назовите это блюдо. (Макароны. Счастливый- макариос).
2. Испания. Яркое солнце, бой быков… Как далеко это от нас! Однако, входя в квартиру, каждый из нас непременно проходит через такое место, которое могло бы напомнить ему об Испании и ее традициях. Что это за место? ((Коридор. Коррида- бег (быков). Мы пробегаем коридор)
3.Указать заимствованные слова
( секция, юбилей, занавеска, кофта)
Учитель: наш корабль направляется к острову Диалектные слова
Слайд 3
Почему приходится переводить с русского на русский?
Читает текст слайда
« Казак седлал утопорь, посадил бесконного товарища на забедры…»
Перевод « Казак оседлал коня как можно поспешнее, посадил товарища, у которого не было коня, на круп …»
( В первом предложении использованы диалектные слова)
Подобрать диалектные слова к словам дом- изба, хата, курень, хоромина.
Найти в тексте диалектные слова
Как доехал казак до станицы,
Напоил он конька из криницы.
(Станица- село, криница- колодец)
Учитель;
Корабль приплывает к хребту Фразеологизмы
Слайд 4
Читаются задания на слайдах.
Задания классу:
Подберите фразеологизмы-синонимы
Ни рыба ни мясо – ни то ни се.
Один на один – с глазу на глаз
В поте лица – до седьмого пота.
И след простыл – как в воду канул
Что это? Ее толкут в ступе или носят решетом те, кто занимается бесполезным делом; ее набирают в рот, когда молчат; ею нельзя разлить неразлучных друзей; в нее прячут концы нечестные люди, иногда они выходят из нее сухими. (Вода).
Назвать фразеологизмы со словом « ум».
( Без ума от чего-либо, в своем уме, браться за ум, сойти с ума, раскидывать умом, ума не приложу, ум за разум заходит.)
Почему так говорят. (Выступают дети.)
Шуточные вопросы Какого цвета бывает скука? (Зеленая)
Есть ли у земли лицо?( Стереть с лица земли)
Закончи фразеологизмы
Зарубить…на носу.
Как снег… на голову
Тише воды…ниже травы.
Заменить выражение фразеологизмом
Очень быстро бежать- сломя голову.
Хорошо, свободно себя чувствовать- как рыба в воде.
Слайд 6 Полуостров Профессиональные слова.
Читается задание слайдов
Слайд 7 остров Устаревшие слова
Историзмы Архаизмы
Крепостной брег
Жандарм златой
Царь стезя
Маленьких детей часто просят: « Покажите, где у вас глазки, носик…»
А вы покажите: чело -лоб, персты – пальцы, десница – правая рука, выя – шея,
Ланиты – щеки, очи – глаза, длань – рука.
Итоги урока. Учительница ставит оценки ребятам в зависимости от того, сколько у каждого бумажных корабликов.