kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Лексика повторение пройденного

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Повторение изученного по теме « Лексика» в 7 классе

Цель: закрепление понятия о лексикологии как разделе науки о языке, повторить общеупотребительные слова, профессионализмы, диалектизмы, неологизмы, заимствованные слова, дать их определение; активизировать творческие способности учащихся, развивать монологическую речь, научить определять слова по лексическому значению.

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация опорных знаний учащихся.
  1. Слово учителя. Мы закончили изучение раздела «Лексика» и сейчас вспомним все то, что изучили на прошлых уроках, проверим знания, умения, навыки по данной теме.

- Что изучает лексика? ( словарный состав языка)

Наша задача – расширить свой словарный запас- лексикон. А это значит узнавать новые слова. Послушайте стихотворение И.Токмаковой

Ложка – это ложка

Ложкой суп едят.

Кошка – это кошка.

У кошки семь котят.

Тряпка – это тряпка.

Тряпкой вытру стол.

Шапка – это шапка.

Оделся и пошел.

А я придумал слово.

Смешное слово – Плим.

Я повторяю снова-

Плим, плим, плим…

Вот прыгает искачет-

Плим, плим, плим…

И ничего не значит

Плим, плим, плим…

Удалось ли мальчику придумать новое слово? Почему? ( нет, потому что у этого слова нет смысла, то есть лексического значения. Состоит только из звуков). Выполните фонетический разбор слова плим.

  1. Работа по теме урока.

      1.Лексика общеупотребительная.

Многие слова русскогоязыка известны всему народу. Как они называются? И наша речь прежде всего строится из таких слов, и основу лексики литературного языка составляют общеупотребительные слова. Назовите мне их. ( по рядам: 1-ый ряд существительные, 2 – прилагательные, 3- глаголы)

На базе общеупотребительных слов происходит дальнейшее совершенствование и обогащение лексики русского языка.

  1. Заимствованные слова. Вопросы и задания.

- Каков основной путь пополнения словарного состава языка? ( способы образования слов)

- Какой еще путь обогащения словарного состава вам известен? ( заимствованные слова)

- Прочитайте текст.

 Утром, за завтраком, вы можете, сами того не зная, говорить на множестве самых различных языков. Вы попросили себе кофе – и произнесли арабское слово. Потребовали кофе с сахаром – и перешли на древнеиндийский язык. Если вас больше устраивает чай, вы начинаете говорить по-китайски. «Не хочу чая, хочу какао и шоколада!» Ну, в таком случае вы – потомок ацтеков далекой Мексики.

- Докажите, что слова « кофе, чай, какао, шоколад» являются заимствованными? (признаки заимствованных слов)

- Выясните значение слов «партер, эскиз, рояль, гуашь, акварель» по словарю иностранных слов и составьте с ними предложения.

- Из каких языков пришли к нам данные слова: диктофон, иллюстрация, меню, рецепт, интервью. ( самопроверка по словарю)

- Замените словосочетание заимствованными словами: меткий стрелок ( снайпер), бегун на длинные дистанции (стайер), наездник ( жокей), сосуд для рыб (аквариум), бьющая вверх струя воды (фонтан).

- Работа в группах: 1-я – составить словосочетания, 2-я – предложения с полученными словами.

3. Исконно руссские слова.

Мы с вами говорили, что русский язык сложился в 14-17 веках, образовавшись на базе общеславянского языка. В современном русском языке есть слова, которые возникли в пору существования единого языка. Их называют исконно русскими словами.

-Запишите слова, укажите слова славянского происхождения: вратарь, поворот, привратник; гласность, огласить, голосить, разногласие; увлекать, увлечь. (сочетание ра, ла, ре, ле в середине слова соответствуют древнерусским оро, оло, ере, еле)

4. Устаревшие слова.  Зрительный диктант: Мать, человек, берег, земля, чело, ланиты, аэробус, кольчуга, стол.

В словарном составе языка есть слова, активно употребляемые на протяжении многих веков. Они не старятся, хоть и возникли очень давно. В языке таких слов большинство и составляют активный запас лексики. Например: (из диктанта). Но в языке есть слова, которые постепенно устаревают и переходят в пассивный запас лексики. Например (из диктанта).

- Почему устаревают некоторые слова?

- Замените устаревшие слова синонимами, расположенными в правом столбике:

Очи, чело, ланиты, уста, перст, баталия, глаголет, брадобрей. ( щеки, глаза, губы, лоб, говорит, палец, битва, парикмахер).

- Найдите « четвертое лишнее» (устно):

Обувь: кеды, босоножки, ботфорты, кроссовки.

Одежда: пальто, плащ, шуба, кафтан.

Игры: шашки, бирюльки, шахматы, лото.

5. Неологизмы.

Какие слова называются неологизмами? Почему они появляются?

- Игра «Светофор». Определить неологизмы: зеленый- правильно, красный – не знаю.

Автомобильная магистраль, московские опричники, межконтинентальная ракета, прилуниться быстро, легкий челн, один как перст, развитие телевидения, расписной терем, большой монитор, в чертогах Снежной королевы.

- С последним словосочетанием придумать предложение и разобрать синтаксически. ( В чертогах Снежной королевы томился пленник молодой).

IV. Итог урока.

- Что нового открыли для себя в теме «Лексика»?

- Какими словарями вы пользуетесь при подготовке к урокам?

V. Домашняя работа

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Лексика повторение пройденного »

Тема: Повторение изученного по теме « Лексика» в 7 классе

Цель: закрепление понятия о лексикологии как разделе науки о языке, повторить общеупотребительные слова, профессионализмы, диалектизмы, неологизмы, заимствованные слова, дать их определение; активизировать творческие способности учащихся, развивать монологическую речь, научить определять слова по лексическому значению.

Ход урока

  1. Организационный момент.

  2. Актуализация опорных знаний учащихся.

  1. Слово учителя. Мы закончили изучение раздела «Лексика» и сейчас вспомним все то, что изучили на прошлых уроках, проверим знания, умения, навыки по данной теме.

- Что изучает лексика? ( словарный состав языка)

Наша задача – расширить свой словарный запас- лексикон. А это значит узнавать новые слова. Послушайте стихотворение И.Токмаковой

Ложка – это ложка

Ложкой суп едят.

Кошка – это кошка.

У кошки семь котят.

Тряпка – это тряпка.

Тряпкой вытру стол.

Шапка – это шапка.

Оделся и пошел.

А я придумал слово.

Смешное слово – Плим.

Я повторяю снова-

Плим, плим, плим…

Вот прыгает искачет-

Плим, плим, плим…

И ничего не значит

Плим, плим, плим…

Удалось ли мальчику придумать новое слово? Почему? ( нет, потому что у этого слова нет смысла, то есть лексического значения. Состоит только из звуков). Выполните фонетический разбор слова плим.

  1. Работа по теме урока.

1.Лексика общеупотребительная.

Многие слова русскогоязыка известны всему народу. Как они называются? И наша речь прежде всего строится из таких слов, и основу лексики литературного языка составляют общеупотребительные слова. Назовите мне их. ( по рядам: 1-ый ряд существительные, 2 – прилагательные, 3- глаголы)

На базе общеупотребительных слов происходит дальнейшее совершенствование и обогащение лексики русского языка.

  1. Заимствованные слова. Вопросы и задания.

- Каков основной путь пополнения словарного состава языка? ( способы образования слов)

- Какой еще путь обогащения словарного состава вам известен? ( заимствованные слова)

- Прочитайте текст.

Утром, за завтраком, вы можете, сами того не зная, говорить на множестве самых различных языков. Вы попросили себе кофе – и произнесли арабское слово. Потребовали кофе с сахаром – и перешли на древнеиндийский язык. Если вас больше устраивает чай, вы начинаете говорить по-китайски. «Не хочу чая, хочу какао и шоколада!» Ну, в таком случае вы – потомок ацтеков далекой Мексики.

- Докажите, что слова « кофе, чай, какао, шоколад» являются заимствованными? (признаки заимствованных слов)

- Выясните значение слов «партер, эскиз, рояль, гуашь, акварель» по словарю иностранных слов и составьте с ними предложения.

- Из каких языков пришли к нам данные слова: диктофон, иллюстрация, меню, рецепт, интервью. ( самопроверка по словарю)

- Замените словосочетание заимствованными словами: меткий стрелок ( снайпер), бегун на длинные дистанции (стайер), наездник ( жокей), сосуд для рыб (аквариум), бьющая вверх струя воды (фонтан).

- Работа в группах: 1-я – составить словосочетания, 2-я – предложения с полученными словами.

3. Исконно руссские слова.

Мы с вами говорили, что русский язык сложился в 14-17 веках, образовавшись на базе общеславянского языка. В современном русском языке есть слова, которые возникли в пору существования единого языка. Их называют исконно русскими словами.

-Запишите слова, укажите слова славянского происхождения: вратарь, поворот, привратник; гласность, огласить, голосить, разногласие; увлекать, увлечь. (сочетание ра, ла, ре, ле в середине слова соответствуют древнерусским оро, оло, ере, еле)

4. Устаревшие слова. Зрительный диктант: Мать, человек, берег, земля, чело, ланиты, аэробус, кольчуга, стол.

В словарном составе языка есть слова, активно употребляемые на протяжении многих веков. Они не старятся, хоть и возникли очень давно. В языке таких слов большинство и составляют активный запас лексики. Например: (из диктанта). Но в языке есть слова, которые постепенно устаревают и переходят в пассивный запас лексики. Например (из диктанта).

- Почему устаревают некоторые слова?

- Замените устаревшие слова синонимами, расположенными в правом столбике:

Очи, чело, ланиты, уста, перст, баталия, глаголет, брадобрей. ( щеки, глаза, губы, лоб, говорит, палец, битва, парикмахер).

- Найдите « четвертое лишнее» (устно):

Обувь: кеды, босоножки, ботфорты, кроссовки.

Одежда: пальто, плащ, шуба, кафтан.

Игры: шашки, бирюльки, шахматы, лото.

5. Неологизмы.

Какие слова называются неологизмами? Почему они появляются?

- Игра «Светофор». Определить неологизмы: зеленый- правильно, красный – не знаю.

Автомобильная магистраль, московские опричники, межконтинентальная ракета, прилуниться быстро, легкий челн, один как перст, развитие телевидения, расписной терем, большой монитор, в чертогах Снежной королевы.

- С последним словосочетанием придумать предложение и разобрать синтаксически. ( В чертогах Снежной королевы томился пленник молодой).

IV. Итог урока.

- Что нового открыли для себя в теме «Лексика»?

- Какими словарями вы пользуетесь при подготовке к урокам?

V. Домашняя работа


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Лексика повторение пройденного

Автор: Кривошей Ирина Степановна

Дата: 29.12.2014

Номер свидетельства: 148705

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(108) "Повторение по теме « Лексика» Омонимы , синонимы, антонимы. "
    ["seo_title"] => string(57) "povtorieniie-po-tiemie-lieksika-omonimy-sinonimy-antonimy"
    ["file_id"] => string(6) "178626"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424862804"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(154) "Подготовка учащихся к ЕНТ. Обобщение и повторение по разделам курса русского языка. "
    ["seo_title"] => string(99) "podghotovka-uchashchikhsia-k-ient-obobshchieniie-i-povtorieniie-po-razdielam-kursa-russkogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "156443"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421423390"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(202) "Конспект урока по немецкому языку во 2 классе на тему "Поиграем, споём. Повторение и обобщение по теме "Алфавит" "
    ["seo_title"] => string(126) "konspiekt-uroka-po-niemietskomu-iazyku-vo-2-klassie-na-tiemu-poighraiem-spoiom-povtorieniie-i-obobshchieniie-po-tiemie-alfavit"
    ["file_id"] => string(6) "160021"
    ["category_seo"] => string(8) "nemeckiy"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421994568"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(69) "Обобщающее повторение по теме "Школа" "
    ["seo_title"] => string(49) "obobshchaiushchieie-povtorieniie-po-tiemie-shkola"
    ["file_id"] => string(6) "163920"
    ["category_seo"] => string(8) "nemeckiy"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422549982"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(283) "Методическая разработка учебного занятия по дисциплине "Иностранный язык"(английский). Тема:"Экскурсия по городу Якутску" "Достопримечательности Якутска""
    ["seo_title"] => string(166) "mietodichieskaia-razrabotka-uchiebnogho-zaniatiia-po-distsiplinie-inostrannyi-iazyk-anghliiskii-tiema-ekskursiia-po-ghorodu-iakutsku-dostoprimiechatiel-nosti-iakutska"
    ["file_id"] => string(6) "259673"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448808505"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства