Тема: Повторение изученного по теме « Лексика» в 7 классе
Цель: закрепление понятия о лексикологии как разделе науки о языке, повторить общеупотребительные слова, профессионализмы, диалектизмы, неологизмы, заимствованные слова, дать их определение; активизировать творческие способности учащихся, развивать монологическую речь, научить определять слова по лексическому значению.
Ход урока
- Организационный момент.
- Актуализация опорных знаний учащихся.
- Слово учителя. Мы закончили изучение раздела «Лексика» и сейчас вспомним все то, что изучили на прошлых уроках, проверим знания, умения, навыки по данной теме.
- Что изучает лексика? ( словарный состав языка)
Наша задача – расширить свой словарный запас- лексикон. А это значит узнавать новые слова. Послушайте стихотворение И.Токмаковой
Ложка – это ложка
Ложкой суп едят.
Кошка – это кошка.
У кошки семь котят.
Тряпка – это тряпка.
Тряпкой вытру стол.
Шапка – это шапка.
Оделся и пошел.
А я придумал слово.
Смешное слово – Плим.
Я повторяю снова-
Плим, плим, плим…
Вот прыгает искачет-
Плим, плим, плим…
И ничего не значит
Плим, плим, плим…
Удалось ли мальчику придумать новое слово? Почему? ( нет, потому что у этого слова нет смысла, то есть лексического значения. Состоит только из звуков). Выполните фонетический разбор слова плим.
- Работа по теме урока.
1.Лексика общеупотребительная.
Многие слова русскогоязыка известны всему народу. Как они называются? И наша речь прежде всего строится из таких слов, и основу лексики литературного языка составляют общеупотребительные слова. Назовите мне их. ( по рядам: 1-ый ряд существительные, 2 – прилагательные, 3- глаголы)
На базе общеупотребительных слов происходит дальнейшее совершенствование и обогащение лексики русского языка.
- Заимствованные слова. Вопросы и задания.
- Каков основной путь пополнения словарного состава языка? ( способы образования слов)
- Какой еще путь обогащения словарного состава вам известен? ( заимствованные слова)
- Прочитайте текст.
Утром, за завтраком, вы можете, сами того не зная, говорить на множестве самых различных языков. Вы попросили себе кофе – и произнесли арабское слово. Потребовали кофе с сахаром – и перешли на древнеиндийский язык. Если вас больше устраивает чай, вы начинаете говорить по-китайски. «Не хочу чая, хочу какао и шоколада!» Ну, в таком случае вы – потомок ацтеков далекой Мексики.
- Докажите, что слова « кофе, чай, какао, шоколад» являются заимствованными? (признаки заимствованных слов)
- Выясните значение слов «партер, эскиз, рояль, гуашь, акварель» по словарю иностранных слов и составьте с ними предложения.
- Из каких языков пришли к нам данные слова: диктофон, иллюстрация, меню, рецепт, интервью. ( самопроверка по словарю)
- Замените словосочетание заимствованными словами: меткий стрелок ( снайпер), бегун на длинные дистанции (стайер), наездник ( жокей), сосуд для рыб (аквариум), бьющая вверх струя воды (фонтан).
- Работа в группах: 1-я – составить словосочетания, 2-я – предложения с полученными словами.
3. Исконно руссские слова.
Мы с вами говорили, что русский язык сложился в 14-17 веках, образовавшись на базе общеславянского языка. В современном русском языке есть слова, которые возникли в пору существования единого языка. Их называют исконно русскими словами.
-Запишите слова, укажите слова славянского происхождения: вратарь, поворот, привратник; гласность, огласить, голосить, разногласие; увлекать, увлечь. (сочетание ра, ла, ре, ле в середине слова соответствуют древнерусским оро, оло, ере, еле)
4. Устаревшие слова. Зрительный диктант: Мать, человек, берег, земля, чело, ланиты, аэробус, кольчуга, стол.
В словарном составе языка есть слова, активно употребляемые на протяжении многих веков. Они не старятся, хоть и возникли очень давно. В языке таких слов большинство и составляют активный запас лексики. Например: (из диктанта). Но в языке есть слова, которые постепенно устаревают и переходят в пассивный запас лексики. Например (из диктанта).
- Почему устаревают некоторые слова?
- Замените устаревшие слова синонимами, расположенными в правом столбике:
Очи, чело, ланиты, уста, перст, баталия, глаголет, брадобрей. ( щеки, глаза, губы, лоб, говорит, палец, битва, парикмахер).
- Найдите « четвертое лишнее» (устно):
Обувь: кеды, босоножки, ботфорты, кроссовки.
Одежда: пальто, плащ, шуба, кафтан.
Игры: шашки, бирюльки, шахматы, лото.
5. Неологизмы.
Какие слова называются неологизмами? Почему они появляются?
- Игра «Светофор». Определить неологизмы: зеленый- правильно, красный – не знаю.
Автомобильная магистраль, московские опричники, межконтинентальная ракета, прилуниться быстро, легкий челн, один как перст, развитие телевидения, расписной терем, большой монитор, в чертогах Снежной королевы.
- С последним словосочетанием придумать предложение и разобрать синтаксически. ( В чертогах Снежной королевы томился пленник молодой).
IV. Итог урока.
- Что нового открыли для себя в теме «Лексика»?
- Какими словарями вы пользуетесь при подготовке к урокам?
V. Домашняя работа