• адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
• владение разными видами чтения;
• способность извлекать информацию из различных источников(работа со словарем);
• овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор(нахождение СПП среди других видов предложений.)
• способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
• способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы, краеведения, истории и др.);
3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Раздаточный материал: карточки с текстами.
Необходимое оборудование: учебник, проектор.
Демонстративный материал: презентация.
Ход урока:
1. Мотивация к учебной деятельности. Мобилизация.
- Добрый день, дорогие ребята. Я очень рада вновь видеть вас! Перед тем, как начать, я хотела бы всем пожелать, чтобы наш сегодняшний урок запомнился вам надолго и стал полезным в жизни. Мне бы хотелось, чтобы вы унесли с собой лишь положительные эмоции и много интересной информации. Итак, начнем… Прошу садиться. Откроем тетради. Запишем сегодняшнее число, классная работа.
- Чтобы правильно писать слова и использовать их в своей речи, не нарушая орфографических и речевых норм русского языка, сейчас мы напишем небольшой словарный диктант.
А теперь поменяйтесь тетрадями с соседом по парте. Взаимопроверка.
Оцените друг друга.
0 ошибок-оценка 5
1 ошибка-4
ошибки-3.
А теперь скажите мне, что же обозначает слово компромисс?
(разрешение некой конфликтной ситуации путём взаимных уступок; уступка ради достижения какой-либо цели)
Хорошо. Искусственный?
(созданный руками человека, неестественный)
Инициатива?
(принятие человеком самостоятельного решения, форма проявления его общественной активности)
Молодцы! А сейчас я попрошу вас прочитать только начальные буквы слов, которые мы записали. Что у вас получилось?.
- А что изучает синтаксис?
- Какие виды предложений вам известны?
- А какими бывают сложные предложения?
II Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном
- Совершенно верно! А теперь сравним 2 предложения. Какое из этих предложений не вызовет у вас затруднений при синтаксическом разборе?
Ее сердце сильно билось, и мысли ни на чем одном не могли остановиться.
Мысли ни на чем одном не могли остановиться, потому что ее сердце сильно билось.
- Так как мы знаем, к какому виду оно относится. Это сложносочиненное предложение. Его особенности нам хорошо известны.
- А второе предложение? Знаем ли мы его особенности?
- Нет. Это сложноподчиненное предложение. И мы этот вид еще не изучали.
- Так какова же тема нашего сегодняшнего урока?
- Сложноподчиненное предложение.
- Запишем тему нашего урока: «Понятие о сложноподчиненном предложении.(СПП)»
III.Выявление места и причины затруднения. Целеполагание.
- Так как мы еще не знаем этого вида предложений, какие цели поставим перед собой?
-дать понятие СПП.
-узнать о строении СПП.
-узнать правила постановки знаков препинания в СПП.
Вам необходимо сегодня составить буклет сложноподчинённого предложения.
Решение главного проблемного вопроса. Как определить, что перед нами СПП?
1 группа – понятие о СПП, нахождение придаточной части
2 группа – чем соединяется, отличие союзов от союзных слов
группа – виды СПП
4 группа – работа с СПП (практическая часть)
- Что такое СПП?
- Из чего оно состоит?
- Где может стоять придаточная часть?
- Какими схемами можно обозначить СПП?
- Чем соединяются СПП?
- Чем отличаются союзы от союзных слов?
- Где стоит союз или союзное слово?
- На какие виды делятся СПП?
- А теперь проверим работу 4 группы. Вы должны были разобрать предложения, указать главную часть и придаточную и их место по отношению друг к другу, выделить союз или союзное слово и составить схему.
VI. Сделаем выводы о признаках СПП (делают учащиеся).
Наличие двух или более грамматических основ в СПП.
Придаточное предложение поясняет то, о чём говорится в главном и, как правило, может занимать любое положение по отношению к главному.
Средства связи: подчинительный союз или союзное слово и интонация.
Подчинительный союз или союзное слово находятся в придаточной части.
Знаки препинания в СПП – выделительные.
V. Самостоятельное освоение изученного (работа в микрогруппах).
Группа №1. Соедините половинки, чтобы получились СПП.
Облачко обратилось в белую тучу которая тяжело подымалась росла и постепенно облегала всё небо.
Мы вышли в дорогу когда рассеялся туман.
Если вы хотите понравиться людям, чаще улыбайтесь.
Кто может знать, что ждёт меня?
Запела птица голосом блаженным о том, как мы друг друга берегли.
Делайте всё возможное, чтобы наш город становился краше.
Группа №2. Вставьте подходящие по смыслу союзы или союзные слова, расставьте знаки препинания.
Работа так и не была закончена в срок (...) все материалы привезли вовремя. 2)В горах быстро смеркалось (...) нам пришлось задуматься о ночлеге.3)Туристы не сразу увидели дом (...) он был скрыт за деревьями.4)Мы успеем вернуться к утру в том случае (...) нас не задержат непредвиденные обстоятельства. 5) Каждому из нас мила и люба своя родина (...) ты родился вырос или живёшь. 6) Старик не сумел ответить (…) он будет делать с кладом.
Для справок: если, где, потому что, хотя, поэтому, что.
Группа №3. Продолжить предложения, чтобы получились СПП.
Книгу надо беречь (почему?).
Будешь много знать (при каком условии?).
Перечитывают те книги (какие?).
Друзья часто спрашивают о том ( о чем?).
Я посмотрел в бинокль и увидел (что?) .
Наконец мы увидели дом (какой?).
Группа №4. Из пар простых предложений составить СПП:
Мемориальная доска установлена на доме. Здесь родился А.В.Кольцов. (Который.)
Воронежская кондитерская фабрика тоже связана с именем поэта. На ней выпускают конфеты «Песни Кольцова». (Потому что.)
Начался урок. Ученики приступили к выполнению самостоятельной работы. (Когда)
Кончился письменный экзамен по русскому языку. Девятиклассники стали с нетерпением ожидать результатов. (Когда)
В аудитории стало душно. Нам пришлось открыть форточку. (Поэтому)
Рядом стояло дерево. На ветвях дерева серебрился иней. (Который)
VI. закрепление материала
Работа с текстом.
(1) Всё самое важное и интересное, о чём могли бы рассказать вам писатели, вы найдете в их книгах. (2) В библиотеке, где книги стоят рядом на полках, всегда бывает очень тихо. (3) Но прислушайтесь: книги говорят с вами. (4) Они могут рассказать вам замечательную сказку, от которой у вас будут гореть щеки и уши... (5) Из книг вы узнаете, как живут народы разных стран... (6) Что бы вы ни делали, чем бы вы ни занимались, вам всегда понадобится умный и верный помощник – книга. (7) С ней вы облетите нашу необъятную страну и весь земной шар, побываете на далеких планетах, совершите путешествие из настоящего в прошлое и будущее, научитесь понимать и любить людей. (8) Приобретайте самые широкие знания, читайте много и упорно. (По С.Маршаку)
Прочтите про себя текст нашего земляка.
Какова проблема данного текста? (Роль книги в жизни человека.)
Назовите авторскую позицию. (Книга поможет не только приобрести самые широкие знания, но и научит «понимать и любить людей».)
Укажите, какие средства выразительности использованы в предложении №4. (Олицетворение, эпитет, метафора, фразеологизм.)
Найдите СПП. (1, 2, 4, 5, 6.)
В предложении №1: выделить главное и придаточное, задать вопрос, средство связи.
Изобразите схему предложения №4. ([ ... ] , ( от которой ... ).)
VII. Подведение итогов:
Учитель: Вернёмся к началу урока.
- Как определить, что перед нами СПП?
- Теперь я прошу предоставить полученный буклет.
- Где пригодятся нам все полученные сегодня на уроке знания?
Подготовка к ОГЭ.
Задание 12. В приведённом ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложноподчинённого предложения:
Я посмотрел на его веснушчатый нос и подумал, (1) что ему, (2) конечно же, (3) нечего бояться. Мальчик, (4) у которого такая сильная воля и такое крепкое слово, (5) не испугается темноты, (6) не испугается и более страшных вещей.
Скучная у меня жизнь,(1) но,(2) если ты меня приручишь,(3) моя жизнь изменится,(4) солнцем озарится,(5) – продолжал Лис. – Твои шаги я стану различать среди тысяч других.
Аниска вдруг почувствовала,(1) что сердце у неё большое-большое,(2) во всю грудь,(3) что всё оно такое живое и тёплое. Скорей бы отец пришёл с работы,(4) она сразу расскажет ему,(5) какая к бабушке Тумановой приехала внучка,(6) как она сразу заступилась за Аниску.
VIII.Рефлексия учебной деятельности.
- Я узнал…
- Я научился…
- Мне понравилось...,
- Мне было трудно, когда...,
- На что обратим внимание на следующем уроке?
- Наш урок подошел к концу, спасибо всем за работу.
Запишем домашнее задание.
Написать сочинение-рассуждение на тему «Роль книги в жизни человека»