kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок в 11 классе. Тема: «Понятие о сложноподчиненном предложении»

Нажмите, чтобы узнать подробности

- формирование:

а) понятия о сложноподчиненном предложении;

б)знаний о структуре СПП;

в) умения составлять схемы СПП

- развитие: а)орфографической и пунктуационной грамотности;

б)мыслительных операций: исследования, наблюдения, анализа, обобщения.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок в 11 классе. Тема: «Понятие о сложноподчиненном предложении»»

Тема: «Понятие о сложноподчиненном предложении»

Тип урока: урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков

Цели:

- формирование:

а) понятия о сложноподчиненном предложении;

б)знаний о структуре СПП;

в) умения составлять схемы СПП

- развитие: а)орфографической и пунктуационной грамотности;

б)мыслительных операций: исследования, наблюдения, анализа, обобщения.

Метапредметные результаты:

1) владение всеми видами речевой деятельности:

• адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;

• владение разными видами чтения;

• способность извлекать информацию из различных источников(работа со словарем);

• овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор(нахождение СПП среди других видов предложений.)

• способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

• способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы, краеведения, истории и др.);

3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.





Раздаточный материал: карточки с текстами.

Необходимое оборудование: учебник, проектор.

Демонстративный материал: презентация.

Ход урока:

1. Мотивация к учебной деятельности. Мобилизация.

- Добрый день, дорогие ребята. Я очень рада вновь видеть вас! Перед тем, как начать, я хотела бы всем пожелать, чтобы наш сегодняшний урок запомнился вам надолго и стал полезным в жизни. Мне бы хотелось, чтобы вы унесли с собой лишь положительные эмоции и много интересной информации. Итак, начнем… Прошу садиться. Откроем тетради. Запишем сегодняшнее число, классная работа.

- Чтобы правильно писать слова и использовать их в своей речи, не нарушая орфографических и речевых норм русского языка, сейчас мы напишем небольшой словарный диктант.

Силуэт, искусственный, наотмашь, территория, аттестат, компромисс, стационар, инициатива, сувенир.

А теперь поменяйтесь тетрадями с соседом по парте. Взаимопроверка.

Оцените друг друга.

0 ошибок-оценка 5

1 ошибка-4

  1. ошибки-3.

  • А теперь скажите мне, что же обозначает слово компромисс?

(разрешение некой конфликтной ситуации путём взаимных уступок; уступка ради достижения какой-либо цели)

  • Хорошо. Искусственный?

(созданный руками человека, неестественный)

  • Инициатива?

(принятие человеком самостоятельного решения, форма проявления его общественной активности)

  • Молодцы! А сейчас я попрошу вас прочитать только начальные буквы слов, которые мы записали. Что у вас получилось?.

- А что изучает синтаксис?

- Какие виды предложений вам известны?

- А какими бывают сложные предложения?



II Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном

- Совершенно верно! А теперь сравним 2 предложения. Какое из этих предложений не вызовет у вас затруднений при синтаксическом разборе?

Ее сердце сильно билось, и мысли ни на чем одном не могли остановиться.

Мысли ни на чем одном не могли остановиться, потому что ее сердце сильно билось.

- Так как мы знаем, к какому виду оно относится. Это сложносочиненное предложение. Его особенности нам хорошо известны.

- А второе предложение? Знаем ли мы его особенности?

- Нет. Это сложноподчиненное предложение. И мы этот вид еще не изучали.

- Так какова же тема нашего сегодняшнего урока?

- Сложноподчиненное предложение.

- Запишем тему нашего урока: «Понятие о сложноподчиненном предложении.(СПП)»



III.Выявление места и причины затруднения. Целеполагание.

- Так как мы еще не знаем этого вида предложений, какие цели поставим перед собой?

-дать понятие СПП.

-узнать о строении СПП.

-узнать правила постановки знаков препинания в СПП.

Вам необходимо сегодня составить буклет сложноподчинённого предложения.

Решение главного проблемного вопроса. Как определить, что перед нами СПП?

1 группа – понятие о СПП, нахождение придаточной части

2 группа – чем соединяется, отличие союзов от союзных слов

  1. группа – виды СПП

4 группа – работа с СПП (практическая часть)



- Что такое СПП?

- Из чего оно состоит?

- Где может стоять придаточная часть?

- Какими схемами можно обозначить СПП?



- Чем соединяются СПП?

- Чем отличаются союзы от союзных слов?

- Где стоит союз или союзное слово?



- На какие виды делятся СПП?



- А теперь проверим работу 4 группы. Вы должны были разобрать предложения, указать главную часть и придаточную и их место по отношению друг к другу, выделить союз или союзное слово и составить схему.

VI. Сделаем выводы о признаках СПП (делают учащиеся).

  1. Наличие двух или более грамматических основ в СПП.

  2. Придаточное предложение поясняет то, о чём говорится в главном и, как правило, может занимать любое положение по отношению к главному.

  3. Средства связи: подчинительный союз или союзное слово и интонация.

  4. Подчинительный союз или союзное слово находятся в придаточной части.

  5. Знаки препинания в СПП – выделительные.

V. Самостоятельное освоение изученного (работа в микрогруппах).

Группа №1. Соедините половинки, чтобы получились СПП.

  1. Облачко обратилось в белую тучу которая тяжело подымалась росла и постепенно облегала всё небо.

  2. Мы вышли в дорогу когда рассеялся туман.

  3. Если вы хотите понравиться людям, чаще улыбайтесь.

  4. Кто может знать, что ждёт меня?

  5. Запела птица голосом блаженным о том, как мы друг друга берегли.

  6. Делайте всё возможное, чтобы наш город становился краше.

Группа №2. Вставьте подходящие по смыслу союзы или союзные слова, расставьте знаки препинания.

    1. Работа так и не была закончена в срок (...) все материалы привезли вовремя. 2)В горах быстро смеркалось (...) нам пришлось задуматься о ночлеге.3)Туристы не сразу увидели дом (...) он был скрыт за деревьями.4)Мы успеем вернуться к утру в том случае (...) нас не задержат непредвиденные обстоятельства. 5) Каждому из нас мила и люба своя родина (...) ты родился вырос или живёшь. 6) Старик не сумел ответить (…) он будет делать с кладом.

Для справок: если, где, потому что, хотя, поэтому, что.

Группа №3. Продолжить предложения, чтобы получились СПП.

  1. Книгу надо беречь (почему?).

  2. Будешь много знать (при каком условии?).

  3. Перечитывают те книги (какие?).

  4. Друзья часто спрашивают о том ( о чем?).

  5. Я посмотрел в бинокль и увидел (что?) .

  6. Наконец мы увидели дом (какой?).

Группа №4. Из пар простых предложений составить СПП:

  1. Мемориальная доска установлена на доме. Здесь родился А.В.Кольцов. (Который.)

  2. Воронежская кондитерская фабрика тоже связана с именем поэта. На ней выпускают конфеты «Песни Кольцова». (Потому что.)

  3. Начался урок. Ученики приступили к выполнению самостоятельной работы. (Когда)

  4. Кончился письменный экзамен по русскому языку. Девятиклассники стали с нетерпением ожидать результатов. (Когда)

  5. В аудитории стало душно. Нам пришлось открыть форточку. (Поэтому)

  6. Рядом стояло дерево. На ветвях дерева серебрился иней. (Который)

VI. закрепление материала

Работа с текстом.

(1) Всё самое важное и интересное, о чём могли бы рассказать вам писатели, вы найдете в их книгах. (2) В библиотеке, где книги стоят рядом на полках, всегда бывает очень тихо. (3) Но прислушайтесь: книги говорят с вами. (4) Они могут рассказать вам замечательную сказку, от которой у вас будут гореть щеки и уши...
(5) Из книг вы узнаете, как живут народы разных стран... (6) Что бы вы ни делали, чем бы вы ни занимались, вам всегда понадобится умный и верный помощник – книга. (7) С ней вы облетите нашу необъятную страну и весь земной шар, побываете на далеких планетах, совершите путешествие из настоящего в прошлое и будущее, научитесь понимать и любить людей. (8) Приобретайте самые широкие знания, читайте много и упорно. (По С.Маршаку)

  1. Прочтите про себя текст нашего земляка.

  2. Какова проблема данного текста? (Роль книги в жизни человека.)

  3. Назовите авторскую позицию. (Книга поможет не только приобрести самые широкие знания, но и научит «понимать и любить людей».)

  4. Укажите, какие средства выразительности использованы в предложении №4. (Олицетворение, эпитет, метафора, фразеологизм.)

  5. Найдите СПП. (1, 2, 4, 5, 6.)

  6. В предложении №1: выделить главное и придаточное, задать вопрос, средство связи.

  7. Укажите предложение, соответствующее схеме: [ ... , ( где ... ), ... ]. (№2.)

  8. Изобразите схему предложения №4. ([ ... ] , ( от которой ... ).)

VII. Подведение итогов:

Учитель: Вернёмся к началу урока.

- Как определить, что перед нами СПП?

- Теперь я прошу предоставить полученный буклет.

- Где пригодятся нам все полученные сегодня на уроке знания?

Подготовка к ОГЭ.

Задание 12. В приведённом ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложноподчинённого предложения:

  • Я посмотрел на его веснушчатый нос и подумал, (1) что ему, (2) конечно же, (3) нечего бояться. Мальчик, (4) у которого такая сильная воля и такое крепкое слово, (5) не испугается темноты, (6) не испугается и более страшных вещей.

Скучная у меня жизнь,(1) но,(2) если ты меня приручишь,(3) моя жизнь изменится,(4) солнцем озарится,(5) – продолжал Лис. – Твои шаги я стану различать среди тысяч других.

Аниска вдруг почувствовала,(1) что сердце у неё большое-большое,(2) во всю грудь,(3) что всё оно такое живое и тёплое. Скорей бы отец пришёл с работы,(4) она сразу расскажет ему,(5) какая к бабушке Тумановой приехала внучка,(6) как она сразу заступилась за Аниску.



VIII.Рефлексия учебной деятельности.

- Я узнал…

- Я научился…

- Мне понравилось...,

- Мне было трудно, когда...,

- На что обратим внимание на следующем уроке?

- Наш урок подошел к концу, спасибо всем за работу.

Запишем домашнее задание.

Написать сочинение-рассуждение на тему «Роль книги в жизни человека»

Или

Выполнить упр. 11 стр.204




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Урок в 11 классе. Тема: «Понятие о сложноподчиненном предложении»

Автор: Боева Галина Тимофеевна

Дата: 24.01.2022

Номер свидетельства: 598678

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(192) "Конспект урока " Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными" 9 класс.  Презентация к уроку."
    ["seo_title"] => string(102) "konspiekturokaslozhnopodchiniennyiepriedlozhieniiasnieskolkimipridatochnymi9klasspriezientatsiiakuroku"
    ["file_id"] => string(6) "277444"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1452903159"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) ""Сложноподчиненные предложения с придаточными цели""
    ["seo_title"] => string(60) "slozhnopodchiniennyie_priedlozhieniia_s_pridatochnymi_tsieli"
    ["file_id"] => string(6) "383497"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1485314325"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(131) "презентация урока в 9 классе  "Сложноподчиненное предложение"  (понятие) "
    ["seo_title"] => string(81) "priezientatsiia-uroka-v-9-klassie-slozhnopodchiniennoie-priedlozhieniie-poniatiie"
    ["file_id"] => string(6) "182881"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1425634757"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) "Сложноподчиненные предложения   с   придаточными  времени."
    ["seo_title"] => string(60) "slozhnopodchiniennyiepriedlozhieniiaspridatochnymivriemieni1"
    ["file_id"] => string(6) "290700"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1455014015"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Конспект урока на тему: "Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему" "
    ["seo_title"] => string(81) "konspiekt-uroka-na-tiemu-sochinieniie-rassuzhdieniie-na-linghvistichieskuiu-tiemu"
    ["file_id"] => string(6) "213171"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1431983811"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства