МАОУ СОШ № 17 г. Липецк
Учитель: Беллаш Елена Владимировна
Предмет: русский язык
Класс: 9 – общеобразовательный
Программно-методическое обеспечение: планирование составлено на основе авторского планирования В.В.Бабайцевой
Учебник: В.В.Бабайцева, «Русский язык. Практика. М.: Дрофа, 2010.
Тема: Понятие о сложноподчиненном предложении
(Урок №1)
Тип урока: урок усвоения новых знаний
УЭ
Учебный материал с указанием задания
Руководство по освоению учебного материала
УЭ 0
По завершению работы над УЭ вы должны : знать
главные признаки определения СПП; уметь находить СПП в тексте, отличать от ССП.
Теория: параграф 205;
Практика: упр. .№ 64-70
Цель: снятие психологического напряжения, настрой на работу.
Слово учителя.
- Ребята, посмотрите, какой сегодня хороший день за окном. И настроение у нас приподнятое. И вот на этой ноте давайте начнем с вами урок. Я уверена, что у нас с вами все обязательно получится. Будут на уроке только хорошие и отличные оценки. Вы, пожалуйста, не волнуйтесь, настраивайтесь на работу.
I. Лингвистическая разминка
1Словарный диктант ( самопроверка по образцу)
Участник, прочувствованный, расчет, карьерист, адъютант, искусство, артиллерист, интеллигентный, возлагать, искусный, рассчитав, притворяться, прибытие, бескорыстный, безыдейный, асфальтированный, гигантский, оптимист, расспросить.
2. Грамматическое задание.
1 вариант: выделить слова с приставками;
2 вариант: подчеркнуть слова, в которых есть непроизносимые согласные
Цель: формулировка темы урока.
О СПП вам многое известно из курсов предыдущих лет, кроме того, дома вы прочитали параграф №205 о строении СПП. Поэтому сейчас мы посмотрим на доску, где записан текст, и поработаем с ним.
Милосердие, приветливость, доброта делает человека красивым. Лицо человека, которое часто искажается злобой, становится безобразным. Дело в том, что злая реакция на окружающее, грубость и непонимание окружающего- это признак душевной и духовной слабости, неспособности жить. Человек, который не умеет понять другого, обедняет свою жизнь и мешает жить другому.
( По Д.С.Лихачеву)
Задания к тексту.
- Определите тему и основную мысль статьи.
- Выпишите ключевые слова, отражающие тему текста.
- Определите стиль. Докажите свое мнение.
- К какому типу речи относится данный текст?
Давайте запишем в тетрадь предложение: «Лицо человека, часто искажающееся злобой, становится безобразным».
- Что вы можете сказать о нем?
- Найдите аналогичное в тексте. Отличаются ли они по смыслу? А по структуре? Докажите.
- Что мы должны знать, чтобы правильно найти СПП в тексте?
- А теперь попытайтесь сформулировать тему урока.
- А какова цель урока?
- Что мы должны знать в конце урока?
- А что уметь?
- Вернемся к тексту. Есть ли в нем еще СПП? Ответ аргументируйте.
- А что общего у 2 и 4 предложений?
Сделаем вывод о строении СПП и запишем тему урока в тетрадь.
Цель: совершенствование практических умений и навыков, закрепление изученного материала.
- Цель: Запишем афоризм.
Трудно жить людям, когда они не знают, зачем живут, а есть также люди, которые так уверены в том, что это никак нельзя знать, что даже хвастаются этим.
( Л.Н.Толстой)
- Что такое афоризм? Как вы понимаете смысл данного афоризма?
- Попробуйте найти придаточные и взять их в круглые скобки. В чем необычность строения данного СПП?
- При помощи чего придаточное присоединяется к главному?
Цель: выявление степени понимания теоретического материала.
1. Выпишите из упражнения №68 СПП, расставляя недостающие знаки препинания. Обозначьте в главном и придаточном предложениях грамматические основы и заключите в овал средства связи- союз или союзное слово
( относительное местоимение).
Давайте обратим особое внимание на 1 предложение.
В главном предложении есть указательное слово, найдите его. Определите связь между указательным словом и придаточным предложением.
2. Цель: работа с текстом ( на доске записан текст)
На русском языке публикуется почти половина всей издаваемой в мире научной литературы и технической документации. Он открывает доступ к духовным богатствам, накопленным и создаваемым человечеством.
По словам французского писателя Проспера Мериме, русский язык, «богатый, звучный, живой, отличающийся гибкостью ударений и бесконечно разнообразный в звукоподражаниях, способный к передаче тончайших оттенков, наделенный, подобно греческому, почти безграничной творческой мощью, кажется созданным для поэзии».
Современные зарубежные поэты отмечают не только высокие качества русского языка, но и его роль как проводника богатой многовековой культуры.
( Р. Кавецкая)
1. Озаглавьте текст.
2. Объясните значение слов и словосочетаний «духовные богатства», «творческая мощь», «звукоподражания», «тончайшие оттенки».
3. Запишите второй абзац, подчеркните грамматическую основу предложения, объясните знаки препинания. Какие качества русского языка отмечает П. Мериме?
4. Найдите в тексте предложения, в которых используются распространенные определения, выраженные причастными оборотами, объясните знаки препинания. Подберите к этим предложениям их синтаксические синонимы- СПП с придаточными определительными. Запишите их, подчеркните грамматические основы предложений.
5. Обведите овалом средства связи.
Цель: рефлексия, самооценка уровня овладения практическими умениями и навыками по изученной теме.
- вы формулировали задачу урока- определить главные признаки СПП. Мы решили ее?
- Чему научились? Сделайте выводы.
- Оцените свои знания, полученные на сегодняшнем уроке.
Цель: оценивание работы учащихся, определение Д/З
«3»- обязательный минимум: упр.№69, словарь
«4»- продвинутый уровень: упр.№69, словарь + 2-3предложения со ССП.
«5»- творческий уровень: Написать о каком- либо событии своей жизни, которое вам особенно запомнилось, используя СПП.