kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Понятие о сложноподчиненном предложении

Нажмите, чтобы узнать подробности

МАОУ СОШ № 17 г. Липецк

Учитель: Беллаш Елена Владимировна

Предмет: русский язык

Класс: 9 – общеобразовательный

Программно-методическое обеспечение: планирование составлено на основе авторского планирования В.В.Бабайцевой

Учебник: В.В.Бабайцева, «Русский язык. Практика. М.: Дрофа, 2010.

Тема: Понятие о сложноподчиненном предложении

                                                       (Урок №1)

Тип урока: урок усвоения новых знаний

УЭ

Учебный материал с указанием задания

Руководство по освоению учебного материала

УЭ 0

По завершению работы над УЭ вы должны : знать

главные признаки определения СПП;  уметь  находить СПП в тексте, отличать от ССП.

Теория: параграф 205;

Практика: упр. .№ 64-70

Цель: снятие психологического напряжения, настрой на работу.

Слово учителя.

- Ребята, посмотрите, какой сегодня хороший день за окном. И настроение у нас приподнятое. И вот на этой ноте давайте начнем с вами урок. Я уверена, что у нас с вами все обязательно получится. Будут на уроке только хорошие и отличные оценки. Вы, пожалуйста, не волнуйтесь, настраивайтесь на работу.

I. Лингвистическая разминка

1Словарный диктант ( самопроверка по образцу)

Участник, прочувствованный, расчет, карьерист, адъютант, искусство, артиллерист, интеллигентный, возлагать, искусный, рассчитав, притворяться, прибытие, бескорыстный, безыдейный, асфальтированный, гигантский, оптимист, расспросить.

2. Грамматическое задание.

1 вариант: выделить слова с приставками;

2 вариант: подчеркнуть слова, в которых есть непроизносимые согласные

Цель: формулировка темы урока.

О СПП вам многое известно из курсов предыдущих лет, кроме того, дома вы прочитали параграф №205 о строении СПП. Поэтому сейчас мы посмотрим на доску, где записан текст, и поработаем с ним.

Милосердие, приветливость, доброта делает человека красивым. Лицо человека, которое часто искажается злобой, становится безобразным. Дело в том, что злая реакция на окружающее, грубость и непонимание окружающего- это признак душевной и духовной слабости, неспособности жить. Человек, который не умеет понять другого, обедняет свою жизнь и мешает жить другому.

                                         ( По Д.С.Лихачеву)

Задания к тексту.

  1. Определите тему и основную мысль статьи.
  2. Выпишите ключевые слова, отражающие тему текста.
  3. Определите стиль. Докажите свое мнение.
  4. К какому типу речи относится данный текст?

Давайте запишем в тетрадь предложение: «Лицо человека, часто искажающееся злобой, становится безобразным».

 - Что вы можете сказать о нем?

- Найдите аналогичное в тексте. Отличаются ли они по смыслу? А по структуре? Докажите.

- Что мы должны знать, чтобы правильно найти СПП в тексте?

- А теперь попытайтесь сформулировать тему урока.

- А какова цель урока?

- Что мы должны знать в конце урока?

- А что уметь?

- Вернемся к тексту. Есть ли в нем еще СПП? Ответ аргументируйте.

- А что общего у 2 и 4 предложений?

Сделаем вывод о строении СПП и запишем тему урока в тетрадь.

Цель: совершенствование практических умений и навыков, закрепление изученного материала.

  1. Цель: Запишем афоризм.

Трудно жить людям, когда они не знают, зачем живут, а есть также люди, которые так уверены в том, что это никак нельзя знать, что даже хвастаются этим.

( Л.Н.Толстой)

- Что такое афоризм? Как вы понимаете смысл данного афоризма?

- Попробуйте найти придаточные и взять их в круглые скобки. В чем необычность строения данного СПП?

- При помощи чего придаточное присоединяется к главному?

Цель: выявление степени понимания теоретического материала.

1.  Выпишите из упражнения №68 СПП, расставляя недостающие знаки препинания. Обозначьте в главном и придаточном предложениях грамматические основы и заключите в овал средства связи- союз или союзное слово

 ( относительное местоимение).

Давайте обратим особое внимание на 1 предложение.

В главном предложении есть указательное слово, найдите его. Определите связь между указательным словом и придаточным предложением.

2. Цель: работа с текстом ( на доске записан текст)

На русском языке публикуется почти половина всей издаваемой в мире научной литературы и технической документации. Он открывает доступ к духовным богатствам, накопленным и создаваемым человечеством.

По словам французского писателя Проспера Мериме, русский язык, «богатый, звучный, живой, отличающийся гибкостью ударений и бесконечно разнообразный в звукоподражаниях, способный к передаче тончайших оттенков, наделенный, подобно греческому, почти безграничной творческой мощью, кажется созданным для поэзии».

Современные зарубежные поэты отмечают не только высокие качества русского языка, но и его роль как проводника богатой многовековой культуры.

                                    ( Р. Кавецкая)

1. Озаглавьте текст.

2. Объясните значение слов и словосочетаний «духовные богатства», «творческая мощь», «звукоподражания», «тончайшие оттенки».

3. Запишите второй абзац, подчеркните грамматическую основу предложения, объясните знаки препинания. Какие качества русского языка отмечает П. Мериме?

4. Найдите в тексте предложения, в которых используются распространенные определения, выраженные причастными оборотами, объясните знаки препинания. Подберите к этим предложениям их синтаксические синонимы- СПП с придаточными определительными. Запишите их, подчеркните грамматические основы предложений.

5. Обведите овалом средства связи.

Цель: рефлексия, самооценка уровня овладения практическими умениями и навыками по изученной теме.

- вы формулировали задачу урока- определить главные признаки СПП. Мы решили ее?

- Чему научились?  Сделайте выводы.

- Оцените свои знания, полученные на сегодняшнем уроке.

 Цель: оценивание работы учащихся, определение Д/З

«3»- обязательный минимум: упр.№69, словарь

«4»- продвинутый уровень: упр.№69, словарь + 2-3предложения со ССП.

«5»- творческий уровень: Написать о каком- либо событии своей жизни, которое вам особенно запомнилось, используя СПП.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Понятие о сложноподчиненном предложении »

МАОУ СОШ № 17 г. Липецка

Учитель: Беллаш Елена Владимировна

Предмет: русский язык

Класс: 9 – общеобразовательный

Программно-методическое обеспечение: планирование составлено на основе авторского планирования В.В.Бабайцевой

Учебник: В.В.Бабайцева, «Русский язык. Практика. М.: Дрофа, 2010.


Тема: Понятие о сложноподчиненном предложении

(Урок №1)

Тип урока: урок усвоения новых знаний


УЭ

Учебный материал с указанием задания

Руководство по освоению учебного материала

УЭ 0

По завершению работы над УЭ вы должны : знать

главные признаки определения СПП; уметь находить СПП в тексте, отличать от ССП.

Теория: параграф 205;

Практика: упр. .№ 64-70

УЭ 1























УЭ 2









































УЭ 3


















УЭ 4























































УЭ 5








УЭ 6

Цель: снятие психологического напряжения, настрой на работу.

Слово учителя.

- Ребята, посмотрите, какой сегодня хороший день за окном. И настроение у нас приподнятое. И вот на этой ноте давайте начнем с вами урок. Я уверена, что у нас с вами все обязательно получится. Будут на уроке только хорошие и отличные оценки. Вы, пожалуйста, не волнуйтесь, настраивайтесь на работу.

I. Лингвистическая разминка

1Словарный диктант ( самопроверка по образцу)

Участник, прочувствованный, расчет, карьерист, адъютант, искусство, артиллерист, интеллигентный, возлагать, искусный, рассчитав, притворяться, прибытие, бескорыстный, безыдейный, асфальтированный, гигантский, оптимист, расспросить.

2. Грамматическое задание.

1 вариант: выделить слова с приставками;

2 вариант: подчеркнуть слова, в которых есть непроизносимые согласные


Цель: формулировка темы урока.

О СПП вам многое известно из курсов предыдущих лет, кроме того, дома вы прочитали параграф №205 о строении СПП. Поэтому сейчас мы посмотрим на доску, где записан текст, и поработаем с ним.

Милосердие, приветливость, доброта делает человека красивым. Лицо человека, которое часто искажается злобой, становится безобразным. Дело в том, что злая реакция на окружающее, грубость и непонимание окружающего- это признак душевной и духовной слабости, неспособности жить. Человек, который не умеет понять другого, обедняет свою жизнь и мешает жить другому.

( По Д.С.Лихачеву)

Задания к тексту.

  1. Определите тему и основную мысль статьи.

  2. Выпишите ключевые слова, отражающие тему текста.

  3. Определите стиль. Докажите свое мнение.

  4. К какому типу речи относится данный текст?

Давайте запишем в тетрадь предложение: «Лицо человека, часто искажающееся злобой, становится безобразным».

- Что вы можете сказать о нем?

- Найдите аналогичное в тексте. Отличаются ли они по смыслу? А по структуре? Докажите.

- Что мы должны знать, чтобы правильно найти СПП в тексте?

- А теперь попытайтесь сформулировать тему урока.

- А какова цель урока?

- Что мы должны знать в конце урока?

- А что уметь?

- Вернемся к тексту. Есть ли в нем еще СПП? Ответ аргументируйте.

- А что общего у 2 и 4 предложений?

Сделаем вывод о строении СПП и запишем тему урока в тетрадь.



Цель: совершенствование практических умений и навыков, закрепление изученного материала.

  1. Цель: Запишем афоризм.

Трудно жить людям, когда они не знают, зачем живут, а есть также люди, которые так уверены в том, что это никак нельзя знать, что даже хвастаются этим.

( Л.Н.Толстой)

- Что такое афоризм? Как вы понимаете смысл данного афоризма?

- Попробуйте найти придаточные и взять их в круглые скобки. В чем необычность строения данного СПП?

- При помощи чего придаточное присоединяется к главному?



Цель: выявление степени понимания теоретического материала.

1. Выпишите из упражнения №68 СПП, расставляя недостающие знаки препинания. Обозначьте в главном и придаточном предложениях грамматические основы и заключите в овал средства связи- союз или союзное слово

( относительное местоимение).

Давайте обратим особое внимание на 1 предложение.

В главном предложении есть указательное слово, найдите его. Определите связь между указательным словом и придаточным предложением.

2. Цель: работа с текстом ( на доске записан текст)

На русском языке публикуется почти половина всей издаваемой в мире научной литературы и технической документации. Он открывает доступ к духовным богатствам, накопленным и создаваемым человечеством.

По словам французского писателя Проспера Мериме, русский язык, «богатый, звучный, живой, отличающийся гибкостью ударений и бесконечно разнообразный в звукоподражаниях, способный к передаче тончайших оттенков, наделенный, подобно греческому, почти безграничной творческой мощью, кажется созданным для поэзии».

Современные зарубежные поэты отмечают не только высокие качества русского языка, но и его роль как проводника богатой многовековой культуры.

( Р. Кавецкая)


1. Озаглавьте текст.

2. Объясните значение слов и словосочетаний «духовные богатства», «творческая мощь», «звукоподражания», «тончайшие оттенки».

3. Запишите второй абзац, подчеркните грамматическую основу предложения, объясните знаки препинания. Какие качества русского языка отмечает П. Мериме?

4. Найдите в тексте предложения, в которых используются распространенные определения, выраженные причастными оборотами, объясните знаки препинания. Подберите к этим предложениям их синтаксические синонимы- СПП с придаточными определительными. Запишите их, подчеркните грамматические основы предложений.

5. Обведите овалом средства связи.


Цель: рефлексия, самооценка уровня овладения практическими умениями и навыками по изученной теме.

- вы формулировали задачу урока- определить главные признаки СПП. Мы решили ее?

- Чему научились? Сделайте выводы.

- Оцените свои знания, полученные на сегодняшнем уроке.


Цель: оценивание работы учащихся, определение Д/З

«3»- обязательный минимум: упр.№69, словарь

«4»- продвинутый уровень: упр.№69, словарь + 2-3предложения со ССП.

«5»- творческий уровень: Написать о каком- либо событии своей жизни, которое вам особенно запомнилось, используя СПП.

Внимательно слушайте учителя, настройтесь на работу, не волнуйтесь























Объясняют, анализируют, делают выводы, доказывают, дописывают в тетрадь предложение текста и строят схемы 1и 2 предложений,

формулируют тему урока, ставят цели, строят схемы, выделяют главное и придаточное, задают от главного предложения к придаточному вопрос, ставят знаки препинания

















Объяснение по цепочке.




Работает у доски 1 человек.










Отвечают, делают вывод о том, что вопрос к указательному слову совпадает с вопросом к придаточному.






Физкультминутка








Объяснение с места, запись в тетради с выделением ГО, объяснением знаков препинания





























Самостоятельно оценивают свои знания, отвечают на вопросы






















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Понятие о сложноподчиненном предложении

Автор: Беллаш Елена Владимировна

Дата: 09.11.2014

Номер свидетельства: 128402

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными"
    ["seo_title"] => string(66) "slozhnopodchinennye_predlozheniia_s_pridatochnymi_iziasnitelnymi_1"
    ["file_id"] => string(6) "543724"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1584859981"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(176) "Разработка урока русского языка на тему: "Сложноподчиненное предложение с придаточным условия" "
    ["seo_title"] => string(104) "razrabotka-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-slozhnopodchiniennoie-priedlozhieniie-s-pridatochnym-usloviia"
    ["file_id"] => string(6) "107821"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403457741"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными "
    ["seo_title"] => string(72) "slozhnopodchiniennyie-priedlozhieniia-s-pridatochnymi-iziasnitiel-nymi-1"
    ["file_id"] => string(6) "186930"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426435880"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "Сложноподчиненные предложения с придаточными изьяснительными "
    ["seo_title"] => string(71) "slozhnopodchiniennyie-priedlozhieniia-s-pridatochnymi-iz-iasnitiel-nymi"
    ["file_id"] => string(6) "186934"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426436090"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(156) "Разработка урока по теме: сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными "
    ["seo_title"] => string(93) "razrabotka-uroka-po-tiemie-slozhnopodchiniennyie-priedlozhieniia-s-nieskol-kimi-pridatochnymi"
    ["file_id"] => string(6) "169986"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423491077"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства