Презентация к уроку \находится в файле\
Технологическая карта урока по русскому языку
Тема: «Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными»
(9 класс)
Выполнил:
учитель русского языка и литературы
МОУ СОШ № 9 г. Воскресенска
Рахманова Фаина Николаевна.
Школа_____МОУ «СОШ №9» г.Воскресенска________________________________
Класс____9______________________________
Предмет_____русский язык________________________________________
Автор УМК____ Ладыженская Т.А. (5-9)
________________________________________________________
Тема урока_:__Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными__________________________________________________________
Тип урока_:__Комбинированный / повторение пройденного и объяснение нового материала/__________________________________________________________
Технологии:
- _компьютерные технологии (презентаии,информационно-обучающие)__________________________________________________________________
- _технология личностно-ориентированного образования(обучение как исследование)__________________________________________________________________
- Диалоговые технологии________________________________________________________________
Планируемые образовательные результаты:
1. Предметные: расширение и систематизация знаний о базовых понятиях лингвистики ( пунктуация: тире в простом предложении); совершенствование умения применять изученную пунктограмму на практике; умение лингвистически грамотно делать выводы о постановке знаков препинания; развитие орфографической наблюдательности.
2. Метапредметные:
коммуникативные УУД ( владение видами речевой деятельности; построение продуктивного речевого взаимодействия; восприятие и создание письменной и устной речи; точное, правильное и логичное изложение своей позиции по поставленной проблеме; соблюдение в процессе коммуникации основных норм письменной и устной речи);
познавательные УУД ( формулирование проблемы, построение логической цепи рассуждения, приведение аргументов; применение методов информационного поиска ( включая компьютерные средства (использование гаджетов, выход в Интернет), извлечение необходимой информации, анализ, систематизация и предъявление ее разными способами);
регулятивные УУД (адекватно ставить и формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий, осуществлять самоконтроль, самооценку и коррекцию).
- Личностные: формирование ответственности за собственную языковую культуру (грамотность), обеспечивающую эффективность овладения различными учебными предметами и взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного общения;
стремление к речевому совершенствованию,
развитие умения видеть прекрасное рядом.
Ход урока:
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Форма организации деятельности обучающихся
Средства ИКТ
- Мотивация
(самоопределение)
к учебной
деятельности
Приветствие, создание положительного эмоционального настроя на урок, мотивация обучающихся к деятельности
К, Л
Приветствие,
Эмоционально – психологический настрой к учебной деятельности на уроке.
Слово учителя.
/Звучит мелодия. П.И.Чайковский. Времена года. Февраль.
-Узнали мелодию?
-Как вы думаете, почему именно эта музыка сейчас звучит?
Сейчас зима вступила в свои права. Для многих людей зима-любимое время года.И на этом уроке, вы правы, работа будет сопровождаться этой темой.
Слайд 2/Звучит музыка: Чайковский»Времена года.
2.
1)Повторение пройденного.
Диктует словарный диктант. Корректирует работу учащихся.
Совершенствование орфографических навыков.
Пишут диктант, проверяют работу своего партнера.
Словарный диктант с взаимопроверкой.
Зимний пейзаж, белоснежное покрывало, блестящий иней, ветреный день, на дороге гололедица, зимовать в берлоге, затянуло льдом, красногрудый снегирь, ледяная гора, большая прорубь, рождественские каникулы, новогодний карнавал, разноцветная гирлянда.
2)Повторение пройденного по теме «Виды придаточных предложений».
Построение проекта выхода из затруднения. Актуализация и фиксирование затруднения в пробном действии; выявление причины затруднения и способа выхода из ситуации
Ориентирует на выполнение и представление результата задания в группах; организует совместную деятельность обучающихся
П, Р, К, Л
Мотивация к целеполаганию: понимание значимости уровня усвоения ранее изученного по теме для совершенствования речевых (пунктуационных) умений и навыков; формулирование цели урока.
При фронтальной беседе – обращение к гаджетам ( выход в Интернет) для поиска выхода из проблемной ситуации.
Обозначить ГО и расставить знаки препинания, определить виды придаточных, аргументировать свой ответ.
1 группа представляет результат своей совместной деятельности (сложноподчиненные предложения с изъяснительными придаточными); 2 группа(сложноподчиненные предложения с определительными придаточными); 3 группа (сложноподчиненные предложения с обстоятельственными придаточными)
Анализ теоретического материала, обобщение и систематизация информации, подготовка представления наработок групп
Слайды учащихся/индивидуальная дом. работа по группам/
Подобрать примеры сложноподчиненных предложений с различными видами придаточных на тему «Зима»
4.Изучение нового материала.. Актуализация и фиксирование затруднения в пробном действии; выявление причины затруднения и способа выхода из ситуации
Направляет деятельность учащихся на развитие практических навыков использования информации по теме урока через выполнение сопутствующих заданий.
Изучают теорию по теме «Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными»,составляют схемы предложений, иллюстрирующих теоретический материал.
Запись темы урока
Работа по материалам учебной литературы (цель – обобщенные и приведенные в систему знания по теме)
Слайд 1
Слайд 3
5.
Первичное закрепление
Наблюдает, корректирует речь и содержательный аспект представленного материала; дает оценку результату совместной деятельности
П, Р, К, Л
Излагают самостоятельно изученный материал,
работают со схемами, аргументируют свои ответы.
Записывают предложения, иллюстрирующие изученный материал, объясняют попутные орфограммы, расставляют знаки препинания, определяют вид подчинения.
1.Всем хорошо известны синицы, которые обитают в городах и поселках, которые радуют нас своим оперением
2.Когда начинается зима, синицы собираются в стайки, чтобы вместе кочевать в поисках корма.
3.В зимние ночи стайки синиц забираются в дупла, где тесно прижимаются друг к другу, чтобы сохранить тепло.
Фронтальная беседа.
Слайд 4
Слайд 5
Слайд 6
6.
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Наблюдает, комментирует (в случае затруднения), словесно оценивает качество выполненных работ.
Выполняют задания по данному тексту, /выписывают сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными, находят грамматические основы, определяют виды придаточных, типы связи, объясняют сопутствующие орфограммы/; аргументируют свою позицию.
Объясняют написание попутных орфограмм.
/текст раздается каждому учащемуся /
Представление результата совместной деятельности
Зимний лес.
Удивительно красив зимний лес! Войдешь в него и попадешь в сказку, где живет Мороз-воевода, где властвует Снежная королева.
Словно корабельные мачты, стоят стройные сосны. Причудливые формы приобретают маленькие деревца, припорошенные снегом. Яркими крапинами бросаются в глаза ягоды рябины. А солнце из обсахаренных инеем веток сплетает радужные паутины.
Тихо кругом, но если прислушаться, то можно понять, что и зимой лес не спит.Вдалеке раздается дробь дятла, который долбит по коре дерева, чтобы добыть жука. То услышишь стрекот сороки, то хруст сухой ветки, то тонкий перезвон падающих льдинок. И невольно на память приходят строки стихотворения Рыленкова:
Здесь мало увидеть,
Здесь надо всмотреться,
Чтоб новой любовью
Наполнилось сердце.
Здесь мало услышать,
Здесь вслушаться нужно,
Чтоб в сердце созвучья
Нахлынули дружно…
Слайд 7
7.
Итог урока; ориентация на изучение следующей темы.
8.
Рефлексия учебной деятельности
Наблюдает, комментирует (в случае затруднения), мотивирует обучающихся на продолжение ( углубление) знаний по теме.
Задает вопросы содержания рефлексивного листа для осознания каждым качества знаний по теме и прогнозирования своей учебной деятельности
для дальнейшего совершенствования пунктуационной грамотности, речевых навыков письменной речи, культуры речи в целом
Словесно подводят итог, осознают содержательный аспект следующего урока
Л, Р
Каждый заполняет рефлексивный лист ( самооценка и прогнозирование деятельности по изученной теме на будущее) Рефлексивный лист:
- Знаю ли я все аспекты содержания изученной темы? ( да/нет);
- Владею ли в совершенстве навыками постановки тире в простом предложении? (да/нет);
- Умею ли применять знания по теме в своей письменной речи? (да/нет);
- Актуальна ли изученная тема для практического применения? (да/нет);
- Что мне нужно
сделать для совершенствования практического
применения
знаний изученной темы в реальной жизни и совершенствования своей пунктуационной грамотности:
Слайд 8
Слайд 9
9.Домашнее задание.
Поясняет домашнее задание, благодарит за урок.
Л, П
Дом. задание: Написать сочинение-миниатюру на тему «Вид из окна» с использованием сложноподчиненных предложений с несколькими придаточными.
Слово учителя: разъяснение содержания выполнении дом. задания
Слайд 10.
Литература: Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А., Дейкина А.Д. и др. Русский язык-М.; Просвещение, 2014. Автором текстов, предложений, использованных в конспекте, является сам учитель