Урок русской словесности (5класс)
Тема: Всепобеждающая сила любви (по сказке Х. К. Андерсена «Дикие лебеди»).
Цель: познакомить с особенностями литературной сказки, анализ текста.
Задачи:
обогатись представления учащихся об особенностях литературной сказки;
познакомиться с новым методом «Горы и долины»;
развивать образное мышление, устную речь;
помочь учащимся извлечь уроки нравственности, размышляя о добре и зле, душевной красоте, силе любви.
Оборудование: ИКТ (презентация, проектор, компьютер).
I . Эвокация
1. Настрой на позитивные мысли (хором)
Слайд №1
Мир, Мир, Мир везде: Мир в тебе, Мир во мне.
Свет, Свет, Свет везде: Свет в тебе, Свет во мне.
Любовь, Любовь, Любовь везде: Любовь в тебе, Любовь во мне.
2. Объявление темы (Слайд №2):
Всепобеждающая сила любви (по сказке Х.К.Андерсена «Дикие лебеди»)
3.Целеполагание.
4. Проблема урока (Слайд №3):
Действительно ли большая любовь способна преодолеть все преграды и победить трудности?
5. Запись эпиграфа (Слайд №4):
Добро, Истина, Красота побеждают.
Х.К.Андерсен.
II . Реализация.
Учитель: Ребята, посмотрите на иллюстрации (Слайд №5). Знакомы ли вам они?
К какому жанру относятся эти произведения? Чем литературная сказка отличается от народной?
Посмотрите на портреты писателей. Можете ли вы среди них узнать автора этих сказок (Слайд №6: Бунин, Гоголь, Андерсен, Тютчев, Чехов, Тургенев)?
А сейчас мы познакомимся с автором этих сказок
1. Х. К. Андерсен (Слайд №7, Слайд №8).
Учитель: дома вы прочли сказку «Дикие лебеди». Вам встретились незнакомые слова.
2. Словарная работа.
Архиепископ – лицо высшего священного сана
исповедальня–помещение для исповеди
исповедь – откровенное признание
лозняк – ивовый кустарник
знамение – предупреждение
3. Краткий пересказ и составление плана сказки.
Назовите имя главной героини сказки, определите тему.
Составление плана сказки методом «Горы и долины» (Слайд №9). (Учащиеся кратко пересказывают текст, выделяя главные события в жизни героини).
Относительно прямой обозначим все, что произошло с Элизой.
Плюс (+) – хорошее, вверх; минус (–) – плохое, тяжелое, неприятное, вниз.
Учитель: Ребята, что напоминает вам этот график? Да, горы, а метод так и называется « Горы и долины».
4. Работа в группах.
Карточка №1.
1 группа: Какую смысловую нагрузку несут пейзажные зарисовки?
2 группа: Какие человеческие качества помогли Элизе спасти братьев?
3 группа: «Добро, Истина, Красота побеждают», – говорил Андерсен. А как считаете вы?
4 группа: Какой образ незримо присутствует в сказке? Почему нет его описания?
Карточка №2.
Каковы ваши ассоциативные восприятия героев? Обоснуйте.
1 группа – злой королевы;
2 группа – Элизы;
3 группа – молодого короля;
4 группа – короля-отца.
III . Рефлексия.
1. Народная мудрость гласит: «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». А какой урок преподал вам великий сказочник?
2. Вернемся к проблеме урока (Слайд №3). Решили мы её на уроке?
3. Выставление оценок.
4. Домашнее задание: Подготовить монолог одного героя сказки.
Завершение урока.
Учитель: Андерсен много испытал на своем веку, тем не менее, никогда не утрачивал оптимизма. Вера в человеческую доброту, любовь к людям помогла ему жить и преодолевать беды. По Андерсену, мир прекрасен, поэтому величайшим злом для человека является его состояние, в котором он перестает радоваться жизни. Надо уметь жить, надо бороться за человеческое в себе, воспитывать душевную красоту и верить во всепобеждающую силу любви.