Урок русской словесности.
5 класс. Учитель: Чу С.В.
Тема: Мир сказок С.Я.Маршака
Цель: развивать у учащихся умение характеризовать главных героев произведения.
Задачи: -повторить знание биографии поэта;
-развивать творческие способности;
-прививать качество хорошего человека.
I. Приветствие
II.Беседа-повторение
- фильм - презентация о С.Я.Маршаке
III.Работа над произведением
-Назовите главных героев пьесы
-Где происходят действие пьесы?
(ярмарка, царский двор, загородный дом, полянка)
-Где начинается действие?
IV. Инсценировка действий (Действие 1., картина 1)
I действие
V.
II действие -Где происходит 2 действие?
-Кто является действующими лицами?
-О чем идет речь?
III действие - Где происходит 3 действие?
-Кто является главными героями?
- Каким является эпилог?
-Каким вы представляете царя?
-Героя какой сказки напоминает царь и его придворные?
(Андерсен «Новое платье короля»)
- Что их объединяет?
(Ни тот, ни другой, не интересовались делами государства, оба невежественны, чванливы.)
-Почему волшебные вещи старик называл «умными вещами»? В чём
их хитрость?
- Что вы можете сказать о характере людей, которые ведут разговор
о купле-продаже умных вещей?
VI. Работа на доске
-Выпишите в два столбика название вещей, которые продавали на
ярмарке.
РЕАЛЬНЫЕ ВОЛШЕБНЫЕ
1.чашки 1.волшебное зеркало
2.блюдца 2.скатерть-самобранка
3.чайники 3.сапоги-скороходы
4.кофейники 4.дудка-самогудка
5.медные ошейники 5.мечь-100голов с плеч
6.шелковые шали 6.ковер-самолет
7.годовалую свинью 7.шапка-нивидимка
8.кабана
9.певчии птицы
10.набивные ситцы
11.посуда глиняная
12.пряники
13.пироги
14.пышки
-Какая это по виду сказка? (Волшебная)
-Почему?
-А из реального мира что взято?
VII. Какие еще произведения Маршака вы знаете?
(отрывки из произведений)
VIII. Рефлексия.
ВИКТОРИНА
1.Где учился С.Я.Маршак? (в Англии)
2.Кого из русских поэтов и писателей он ценил? (Пушкина, Блока)
3.В чём его заслуга? (Основал «Детский городок» в Краснодаре в 20-х годах)
4.Кого «перебирал» умный мышонок из сказки? (Нянек)
5.Как называлась первая пьеса Маршака? («Кошкин дом»)
6.Чему был обучен книгоноша из пьесы «Умные вещи»? (Грамоте)
7.Назовите профессию музыканта? (Плотник)
8.Чем не понравились барыне сапоги? (Старомодные)
9.Сколько заплатил барин за «умные вещи»? (500тыс.золотом нисколько)
10.Сколько раз оббежал вокруг земли старый лакей?
11.Кому нагрубили «умные вещи»: (Царю)
12.Кто заступился за музыканта? (Эхо)
13. Чему нас учит сказка? (Мораль)