kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка серии последовательных уроков русской словесности в 5 классе по творчеству А.С.Пушкина

Нажмите, чтобы узнать подробности

Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию разработку серии последовательных уроков русской словесности в 5 классе. В серию входит 6 уроков по творчеству А.С.Пушкина и урок внеклассного чтения по сказке  В.Гауфа "Маленький Мук". Разработки уроков составлены в соответствии с требованиями семи модулей, где ведущая форма работы-групповая. Расписаны смарт-цели, стратегии критического мышления, наглядность и предлагаемый видеоматериал для ИКТ.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка серии последовательных уроков русской словесности в 5 классе по творчеству А.С.Пушкина»

Урок № 28-29 ( ______ )

Тема урока: А.С.Пушкин «Песнь о вещем Олеге»

SMART цель:

  • учащиеся знают биографию А.С.Пушкина;

  • понимают, как взаимодействует характер человека и его судьба в  произведении;

  • умеют отличать содержание легенды от летописного источника.

Оборудование к уроку: учебник, раб. тетрадь, мр-3

Ход урока.

1. Организационный момент

Позитивный настрой.

2. Задание для ТиО.

     «Песнь» была написана Пушкиным в 1822 году, когда он жил в ссылке на юге. Поэт всегда глубоко интересовался историей своего народа, изучал летописи (исток древнерусской литературы) и исторические труды своего времени. Живя на юге, Пушкин побывал в Киеве, богатом памятниками старины. Там он посетил гору Щекавицу, где, по одной из версий, похоронен князь Олег. Там же похоронена княгиня Ольга, жена киевского князя Игоря, правившего после Олега.       

В 862 году в Новгород со своей дружиной прибывает князь Рюрик. Прокняжив 17 лет, Рюрик умер, оставив малолетнего сына Игоря, который не мог ещё управлять государством. Бразды правления принял родственник малолетнего князя – Олег. Именно Олег установил сильную княжескую власть, объединив северные и южные земли, и образовал могучее государство – Киевскую Русь. В народе его называли Вещим, т.е. мудрым, проницательным, дальновидным. Защищая молодую Русь, Олег водил дружины на хазар и в Константинополь (Царьград), к стенам которого прибил свой щит, что означало: «Мы взяли этот город под свою защиту». Он правил Русью ровно тридцать лет и три года. Именно столько правят  сказочные герои. После смерти Олега власть перешла к его воспитаннику – Игорю, а позже к его жене – княгине Ольге.


3. ИКТ. Прослушивание «Песни о вещем Олеге» мр-3

4. Словарная работа  

Перун-бог грома у славянских народов
Кудесник-волшебник
Волхв-чародей, колдун

Бранный -поле боя

Отроки-мальчики-подростки
Тризна-пиршество в память умершего
Секира-оружие в виде топора с длинной рукояткой
Попона- покрывало для лошади

Пращ- древнее ручное боевое оружие для метания камней


5. ТРКМ. «Тонкие и толстые вопросы»

- О каких сторонах жизни древней Руси здесь рассказывается?( о многовековой борьбе Руси с кочевниками, об их набегах,)

-  Как вы понимаете  значение эпитета «неразумным хазарам»? (хазары потерпят отмщение.)

 -Кем является князь? Почему он назван «вещим»?                                                                 

(он вещий, что значит мудрый, хитрый, дальновидный политик)

-О каком древнем обычае рассказано в эпизоде встречи князя с кудесником?(обычай гадания о своей судьбе перед боем.)

- Каким  Пушкин рисует кудесника? Дайте текстовую характеристику

( «вдохновенный кудесник», т.е. человек, который вдохновлён богами, они дали ему мудрость, наделили даром узнать будущее.)

-  Какое значение имеет образ «тёмного леса», на фоне которого появляется перед нами кудесник? (тёмный лес – таинственный, страшный, как и кудесник, знающий то, чего  не знают люди.)

-Как вы понимаете смысл слов князя: «Открой мне всю правду, не бойся меня…» (Олег уверен, что все люди трепещут перед ним, боятся открыть ему неприятную для него правду.)

-  Что  ответил кудесник? Какую «правду» открыл  князю? Каким чувством   проникнут его ответ?( «волхвы не боятся  могучих владык, А княжеский дар им не нужен».  Ответ полон чувства собственного достоинства. Это независимый человек, смелый и бескорыстный)

- Как отнёсся князь к предсказанию кудесника?(сначала не поверил, стал ругать волхва, но потом «чело его омрачилось думой», вероятно, он вспомнил, что кудесник – любимец богов, его предсказание должно исполниться, и Олега охватила тревога.)

- А что такое судьба? Как вы понимаете значение этого слова? (участь, рок, предопределенье;  то, что суждено)

- Какое решение принимает князь?( расстаться с конём, хотя это несовместимо с воинской честью).

 - Проходит много лет. Изменился ли Олег с годами? Почему он наступает ногой на череп коня?   ( Олег не изменился, он наступает ногой на череп коня, чтобы выразить презрение к кудеснику, насмешливость).

 - Почему «Песнь…» оканчивается  смертью Олега? Считает ли автор её случайной? За что, по мысли автора, наказан князь?   (за гордость, высокомерие, презрение к кудеснику, за предательство по отношению к коню. за попытку повернуть ход событий, перехитрить судьбу)

-Сумел ли князь изменить свою  судьбу ?(он сделал все, чтобы обезопасить себя, но избежать смерти ему не удалось.(Он «обидел»  судьбу, как обидел коня: она не была к нему враждебна. Та или иная смерть всё равно ждала князя, но он отверг гибель в битве – гибель воина и героя – и умер бесславно.)

-Какова же главная мысль этого произведения?( поэту тоже дан божественный дар пророчества, вложен свыше «вещий язык»,  «жало мудрыя змеи», чтобы «глаголом жечь сердца людей».)

- «Песнь о вещем Олеге» А.С.Пушкина – баллада. Вспомните, что характерно для баллады как жанра?)

     А)  обращение к историческому прошлому;

     Б)   таинственный, иногда фантастический ход событий;

   В)  обилие средств художественной выразительности ( привести примеры из текста баллады)

         

6.Кроссворд на знание текста.


По горизонтали:
1. Близ какой реки происходят события произведения.
2. Из какого источника А.С. Пушкин взял сюжет.
3. Имя главного героя.
4. Как называлась столица Византийской империи, которая пала от меча главного героя.
5. Что за старец встречается в произведении.
6. Жанр произведения.
7. Как назывался народ, от набегов которого герой освободил Русь.
По вертикали:
1. Какой ранг носил главный герой.
2. В каком городе происходят события.
3. Где происходит встреча старца и главного героя.
4. Жрецом какого бога являлся старец.
5. Кто стал править государством после смерти героя.
6. Что прибил главный герой к вратам завоеванного города.
7. Что предсказал старец главному герою.
8. Как называл главный герой своего верного коня.
9. От кого должен был принять смерть герой.
10. Кто стал причиной действительной гибели героя.
 

7. Подведение итогов урока:

Рефлексия: «Что нового я узнал сегодня на уроке…»


8. ОдО.

Самооценивание:

Я доволен собой на все 100%

Я могу работать лучше 70%

Я работал в полсилы 50%


9. Домашнее задание: Выучить наизусть 1 строфу



     





















Урок № 30 ( ______ )

Тема урока: А.С.Пушкин «У лукоморья дуб зелёный»

SMART цель:

  • учащиеся знают пролог к поэме А.С. Пушкина «Руслан и Людмила»;

  • понимают особенности поэтического слога Пушкина,

  • умеют находить черты волшебных сказок в прологе.

Оборудование к уроку: учебник, раб. тетрадь, видеоролик «Сказки Пушкина»

Ход урока.

1. Организационный этап

Позитивный настрой.

ИКТ. Ролик «Сказки Пушкина»


2. Введение в тему урока:

- Что вы знаете о детских годах А. С. Пушкина?

- С какими произведениями этого поэта вы знакомы?

Имя великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина входит в жизнь каждого из нас с самого раннего детства, когда мы слышим его волшебные сказки, а позже сами читаем лирические стихотворения и поэмы.

Вот уже около двухсот лет сказки Пушкина не перестают волновать сердца читателей красотой поэтического языка, утверждением в них добра, правды, справедливости, истинной красоты и человечности.


3. Работа над темой урока

1. Словарная работа: разбор трудных и непонятных слов, подбор синонимов к ним, комментарий учителя, запись на доске и в тетрадях

Лукоморье (устар.) — морской залив, бухта, изгиб морского берега.

Тужит — …,

бредёт — …,

служит — …,

невиданных — …,

преданья старины — … .


4. Самостоятельное чтение отрывка из поэмы

- Перечитайте отрывок молча, выделяя каждую картину паузой.


5. ТРКМ. «Тонкие и толстые вопросы»

- Описание какого чуда занимает центральное место в отрывке? Прочитайте.

- Кого в Древней Руси называли витязем? (Отважного, доблестного, храброго воина.)

- Как витязи выходят на берег? (Чредой, то есть строем.)

- Какие персонажи русских народных сказок упомянуты А. С. Пушкиным?

- Какие чудеса и сказочные герои вас удивили?

- Каким вы представили себе лукоморье?


6. Заполнение таблицы:

Положительные герои

Отрицательные герои







7. Учёт возрастных особенностей.

Физминутка.


8. Подведение итогов урока

Рефлексия. «С какими героями этой страны мне хотелось бы подружиться и почему»


9. Домашнее задание: выучить наизусть «Пролог» стр. 118.

Урок № 31 ( _______)

Тема урока: А.С.Пушкин «Сказка о попе и работнике его Балде»

SMART цель:

  • учащиеся знают содержание сказки;

  • понимают, какие человеческие пороки осуждает в сказке А.С.Пушкин (жадность)

  • умеют выделять главное, значимое, анализировать поступки героев.

Оборудование к уроку: учебник, раб. тетрадь, раздаточный материал

Ход урока.

I. Организационный этап

Позитивный настрой.

2. Взаимопроверка домашнего задания. Чтение наизусть «У лукоморья дуб зелёный»


3. Введение в тему:

Внимательно прочитайте про себя обе части, соберите из частей пословицы и поговорки, прочитайте вслух и постарайтесь дать объяснение.


К попу попасть

взять.

У попа глаза завидущие

ненасытная яма

Волчья пасть да поповские глаза

что волку в пасть

У попа одна благодать

руки загребущие


- Что отражает каждое из выражений? Что почувствовали?

(Отрицательное, неуважительное, ироническое отношение народа к попам, этим жадным и бесчестным служителям церкви)

- Хочется вам узнать, как связаны эти пословицы и поговорки со сказкой А.С.Пушкина «Сказка о попе и о работнике его Балде»?

-Формулирование темы и цели урока.


4. Задание для ТиО.

Народная сказка, которую записал А.С.Пушкин, услышав ее от крестьян.

«Поп поехал искать работника. Навстречу ему Балда. Соглашается Балда идти ему в работники, платы требует только три щелка в лоб попу. Поп радехонек, попадья говорит: «Каков будет щёлк». Балда дюж и работящ, но срок уж близок, а поп начинает беспокоиться. Жена советует отослать Балду в лес к медведю, будто бы за коровой. Балда идет и приводит медведя в хлев. Поп посылает Балду с чертей оброк сбирать. Балда берет пеньку, смолу да дубину, садится у реки, ударил дубиною в воду, и в воде охнуло. «Кого я там зашиб? старого али малого?» И вылез старый. — Что тебе надо? — «Оброк собираю». — А вот внука я к тебе пришлю с переговорами. — Сидит Балда да веревки плетет да смотрит. Бесенок выскочил. «Что ты, Балда?» — Да вот стану море морщить, да вас чертей корчить. — Бесенок перепугался. — Тот заплатит попу оброк, кто вот эту лошадь не обнесет три раза вокруг моря. — Бесенок не мог. Балда сел верхом и объехал. «Ах, дедушка! он не только что в охапку, а то между ног обнес лошадь вокруг». Новая выдумка: «Кто прежде обежит около моря?» — «Куда тебе со мной, бесенок? да мой меньшой брат обгонит тебя, не только что я». — А где-то меньшой брат? — У Балды были в мешке два зайца. Он одного пустил, бесенок, запыхавшись, обежал, а Балда гладит уже другого, приговаривая: «Устал ты, бедненький братец, три раза обежал около моря», Бесенок в отчаянье. Третий способ — дед дает ему трость — «Кто выше бросит?» Балда ждет облака, чтоб зашвырнуть ее туда и проч. Принимает оброк в бездонную шапку. Поп, видя Балду, бежит —и берет его в мешке, вместо сухарей — утопляет ночью попадью вместо его — и проч.»


5. Чтение сказки «Сказки о попе и работнике его Балде»

6. Словарная работа:

Толоконный лоб – глупый человек

Оброк – плата крестьян помещику

Авось – надежда на случайную удачу

Полба – сорт пшеницы

Недоимка – не уплаченный в срок налог

Супостат – противник, враг


7. Учёт возрастных особенностей

Физминутка.


8. ИКТ. Просмотр презентации.


9 .Задание №2. группам.

- Расставить иллюстрации в соответствии с текстом.




















10. Игра “ Угадай, кто сказал”
    1. “Здравствуй, Балда-мужичок;
    Какой тебе надобно оброк?”
    2. “Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной!”

3. “Да вот веревкой хочу море морщить
    Да вас, проклятое племя корчить.”
4. “Ладно. Не будет нам обоим накладно.
    Поживи-ка на моем подворье,
    Окажи свое усердие и проворье.”

5. “Знаю средство, как удалить от нас такое бедство…”


11. Подведение итогов урока.

Рефлексия: «Чему научила меня эта сказка….»


12.Домашнее задание: стр. 114-119 (читать)







































Урок № 32 ( ______ )

Тема урока: А.С.Пушкин «Сказка о попе и работнике его Балде»

SMART цель:

  • учащиеся знают основную мысль произведения

  • понимают, какие человеческие пороки осуждает в сказке А.С.Пушкин (жадность)

  • умеют определять внутреннее состояние героев, причины их поведения;

Оборудование к уроку: учебник, раб. тетрадь

Ход урока.

I. Организационный момент

Позитивный настрой.

– Определите свое настроение (спокойное, радостное, ожидающее, тревожное).

Будем работать под девизом:

Не на пользу книги читать,
Коли только вершки в них хватать.

– Как понимаете смысл пословицы?


2. Введение в тему:

а) Чтение стихотворения Александра Волобуева "Сказки Пушкина”.


Подрастая, девчонки, мальчишки
Дома, в школах и в детских садах
Открывают красивые книжки –
Необычные сказки в стихах.

Заражаясь романтикой древней,
Не боятся преград на пути
И торопятся к спящей царевне 
Поскорее на помощь прийти.

Царь Дадон будет вскоре убитым
Золотым петушком за обман.
И старуха – с разбитым корытом,
Потому что ей разум не дан.

Смелым справится просто с бедою,
Побеждают коварство не аз.
А работник, кто позван Балдою,
Поумней, может, многих из нас.

В интонации теплой, душевной
Строк, рожденных гусиным пером,
Обращается лебедь царевной, 
Побеждается злоба добром.

Там русалки, колдуньи, зверюшки,
И царевич выходит на бой.
Здравствуй, мир под названием "Пушкин” –
Необъятный, прекрасный, живой.


– Сегодня мы продолжим работу по "Сказке о попе и о работнике его Балде”. Вам предстоит преодолеть немалые трудности и препятствия, которые встретились на пути сказочных героев.


3. ТРКМ. «Тонкие и толстые вопросы»

– Где поп встретил Балду?

– Кто ему был нужен?

– Какую плату за свой труд попросил Балда? ( В год по 3 щелчка по лбу)

– На что надеялся поп, когда брал Балбу на работу? (На русский авось)

– Каким качеством характера обладал Балда? Найдите в тексте подтверждение.

(Работает за 7-х… До светла все у него пляшет…)

– Кто придумал средство, как спасти попа от расплаты?(Попадья)

– Какое? (Собрать оброк)

– За сколько лет должен был собрать Балда оброк с чертей?(За три года)

– Сколько условий было поставлено перед Балдой, прежде чем он получил оброк?

(Обежать вокруг моря, бросить палку на большое расстояние, поднять лошадь)

– О какой черте ума Балды говорит то, что последнее условие выдвинул он сам, опередив чертей? (О находчивости, быстроте реакции, смелости, наступательности)

– Как показал Пушкин, что оброк, собранный Балдой с чертей, был велик? Прочитайте.

(Черти собрали оброк, да на Балду взвалили мешок. Идет Балда, покрякивает)

Бесы в сказке совсем не похожи на могучую, наводящую ужас нечистую силу.

– Какие чувства вызывают к ним? (Жалость и сочувствие)

– Какие черты характера осуждаются Пушкиным?(Жадность, глупость, надежда на авось)

– Какова главная мысль сказки? (Не гонялся бы ты поп за дешевизной, за все в своей жизни нужно ...)


4. Описать Балду на иллюстрации в книге.

Рассматривание иллюстрации художника А.М.Елисеева

– Про Балду и говорить нечего – весь на виду, перед нами – он ведь главный герой. И дела у него ладятся и спорятся – на все руки мастер. Додумал художник то чего в сказке не написано: где Балда – там сады-огороды, грибы-ягоды… Он к работе с охотой – и она к нему с лаской. Посмотришь на Балду – поневоле улыбнешься: прост да не прост, всех вокруг пальца обвел.

– Согласны ли вы с художником?


5. Деление на две группы. Игра "Исправь ошибку” 

1. "Вынырнул подосланный поросенок.
Замяукал он, как голодный котенок…”

2. "Пошел Балда в ближний ларек,
Купил двух зайков да в мешок.
К пруду опять он приходит, 
У пруда бесенка находит.”

3. "…Раз, два, три! Догоняй-ка.
Пустились бесенок и зайка:
Бесенок по дну морскому, А зайка в лесок к знакомым…”

4. "Вылез бесенок: "Хватит, мужичок,
Вышлем тебе весь оброк-
Только слушай. Видишь ты эту палку?
Выбери себе любую монету.”

5. "Кто выше бревно бросит,
Тот пускай и оброк уносит.
Что ж? Боишься испачкать ручки?
Чего ты ждешь? – Да жду вон этой кучки…”

6. "Попенок зовет его дядей:
Кашу сварит, нянчится с дитятей…”


2. Игра "Выбери слово”

Задание: вспомните, какое слово использовал А.С.Пушкин в своей сказке и вставьте, выбирая из скобок нужное.

Жил-был поп,
Толоконный лоб.
(Пошел, бродил, ходил) по базару
Посмотреть кой-какого товару

Поп ему в ответ: "Нужен мне (помощник, работник, слуга)
Повар, (токарь, столяр, конюх) и плотник.

Поживи-ка на моем подворье,
Окажи свое (умение, усердие, старанье) и проворье.

Попадья говорит: "Знаю средство,
Как (убрать, отдалить, удалить) от нас такое бедство.

Беса старого взяла тут (досада, скорбь, унылость).
"Скажи, за что такая немилость?”

"Нет, – говорит Балда, –
Теперь моя череда,
Условия сам назначу,
Задам тебе (чертенок, вражонок, бесенок) задачу.

Слушай: (платить, отдавать) обязались черти
Мне (налог, оброк) по самой моей смерти
Лучшего б не надобно дохода,
Да есть на них (недоимки, неуплата) за (два, три) года.


 3. Игра " Угадай, кто сказал”

1. "Ладно. Не будет нам обоим накладно.
Поживи-ка на моем подворье,
Окажи свое усердие и проворье.”

2. "Знаю средство, как удалить от нас такое бедство…”

3. "Да вот веревкой хочу море морщить
Да вас, проклятое племя корчить.”

4. "Здравствуй, Балда-мужичок;
Какой тебе надобно оброк?”

5. "Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной!”
Выставление оценок после каждого вида работы.


5. Подведение итогов урока:

Если очень захотеть,
В сказке можно очутиться.
У героев старых сказок
Можем мы всю жизнь учиться:
Как прекрасно добрым быть,
Как со злом бороться надо,
Как в житейском море плыть,
Чтоб в конце ждала награда!
Читайте Пушкина, друзья!
Читайте сказки!
И будет жизнь тогда полна тепла и ласки!
Читайте Пушкина всегда, –
Вот вам подсказка,
И пронесете сквозь года вы радость сказки!


Рефлексия: «Можно ли считать слова Балды, обращенные к попу, поговоркой? Почему…»

– В каких случаях ее можно использовать в жизни?

В сказках добро всегда побеждает зло. А ведь так и должно быть, правда?

Они учат нас не быть жадными и лживыми, понимать чужую беду, помогать слабым.



6. Домашнее задание: чтение сказки В.Гауфа «Маленький Мук»




















Урок № 33 ( ______ )

Тема урока: В.Гауф «Маленький Мук»

SMART цель:

  • учащиеся знают содержание сказки немецкого писателя;

  • понимают глубокий нравственный смысл этой сказки ( честность и обман, несправедливые обвинения и уважение к человеку, наказание за проступки);

  • умеют определять актуальность сказки в наше время.

Оборудование к уроку: мультфильм

Ход урока.

I. Организационный этап

Позитивный настрой.


2.Задание для ТиО.

Сказка В.Гауфа "Маленький Мук" построена по принципу "рассказа в рассказе", точнее, даже трех рассказов, воплощенных в один. Сказка написана от первого лица, от лица некоего мальчика из города Никее, который в детстве вместе с друзьями любил слушать диковинные истории, которые рассказывал забавный человечек, живущий неподалеку - Маленький Мук. Мальчик пересказывает его истории, описывая происходящее как будто со стороны. Таким образом и возникает сказка. С Маленьким Муком произошла невероятная история - однажды, когда он, будучи ребенком, попал в услужение к старой женщине. А когда решил убежать от нее, то прихватил с собой диковинные туфли и трость.

Но оказалось, что эти предметы - волшебные: туфли-скороходы, позволявшие мгновенно перемещаться по собственному желанию, и трость-кладоискатель, которая стучала о землю там, где зарыто золото. Поняв это, Маленький Мук отправляется на службу к королю, чтобы стать скороходом. Ему удается получить место, однако никто во дворце не знает, что секрет скорости Маленького Мука - это его туфли.

Прогуливаясь по королевскому саду со своей волшебной тростью, Маленький Мук неожиданно обнаруживает клад, зарытый предыдущим королем. Но один из придворных, заметив Мука в саду, решает, что он прячет похищенные деньги (а из казны как раз в это время исчезла крупная сумма).

Маленького Мука объявляют вором и выгоняют со службы. При этом у него отбирают туфли и посох. Скитаясь по окрестностям, он находит два дерева с диковинными плодами - фиги с одного дерева делают так, что на голове у человека вырастают ослиные уши, фиги с другого дерева сводят это колдовство на нет.

Разгадав секрет этих деревьев, Маленький Мук решает отомстить своим обидчикам: сперва, нарядившись торговцем, он продает для королевского двора фиги с первого дерева. А потом, когда вся свита и сам король обзаводятся ослиными ушам, называется доктором и приходит их "лечить". Но Маленький Мук не спешит избавлять своих обидчиков от недуга - объявив им, кто он на самом деле, он гордо уходит из дворца, забрав свои туфли и посох. Позже он оставит их в пустыне, дабы волшебство исчезло в песках.

Особенность построения этой сказки служит тому, чтобы читатели могли понять: нельзя судить по человеку лишь из-за его внешнего вида или поведения. У каждого в прошлом могут остаться небывалые заслуги и испытания, о которых никто не знает.

Так произошло и с Маленьким Муком: изначально мальчики в городе считали его чудным и очень странным человеком, не упускали возможности подразнить из-за маленького роста и неприметной внешности. Однако узнав его историю, дети начали уважать его.

Таким образом, Гауф затрагивает в этой сказке некоторые совсем недетские вопросы - о честности и обмане, несправедливых обвинениях и уважении к человеку, о наказании за проступки. Такая сказка остается актуальной и интересной и для детей, и для взрослых.

2. ИКТ. Просмотр мультфильма «Маленький Мук»

3. ТРКМ. Эссе « Чему учит меня сказка В.Гауфа.»


4. ТРКМ. Авторский стул.

5. Работа в группах:

Викторина по сказке В. Гауфа «Маленький Мук».

  1. Кто такой Маленький Мук? (маленький человечек, карлик)

  2. Как он был одет? (длинный халат, подпоясанный широким поясом, чалма, шаровары)

  3. С кем жил Маленький Мук? (один, как он говорил, его выгнали из дома)

  4. Для кого варила обед старая женщина, в дом к которой попал Маленький Мук? (для кошек)

  5. Какую интересную вещь нашел Маленький Мук в доме старухи? (волшебные туфли)

  6. А чем они отличались от обыкновенных туфель? (это были туфли – скороходы)

  7. Как решил устроить свою жизнь Маленький Мук, после того как у него появились туфли? (нанялся к падишаху в скороходы)

  8. Как падишах узнал секрет быстрого бега Маленького Мука? (тот сам ему все рассказал)

  9. Что сделал падишах после того, как узнал тайну волшебных туфель? (забрал туфли себе и выгнал Маленького Мука)

  10. Какое необычное событие случилось с Муком после того, как его выгнал падишах? (он нашел и съел волшебные ягоды)

  11. Что делали эти фрукты? (если съесть одну ягоду – вырастают уши и нос, если другую – все становится все нормальным)

  12. А что в это время затеял падишах? (он устроил спортивные соревнования)

  13. Как применил волшебные ягоды Маленький Мук? (принес падишаху, сказав, что эти ягоды увеличивают длину шага)

  14. Чем закончилась сказка? (Маленький Мук накормил ягодами падишаха, у того выросли огромные уши и нос, а Маленький Мук забрал свои волшебные туфли и оставил падишаха с носом)


6. Подведение итогов урока

Рефлексия «Эта сказка актуальна сегодня, потому что…»


7. Домашнее задание: биография М.Ю.Лермонтова




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Автор: Калантыренко Наталья Владимировна

Дата: 23.03.2016

Номер свидетельства: 309097


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства