Оргмомент. Психологический настрой. Проверка домашнего задания Чему научился Иона, сидя в животе кита?- раскаянию Чему научила Иону тыква?- состраданию и милосердию Важна ли жизнь одного человека в сравнении со многими?-конечно Притча про морские звезды (Современная) Человек шел по берегу и вдруг увидел мальчика, который поднимал что-то с песка и бросал в море. Человек подошел ближе и увидел, что мальчик поднимает с песка морские звезды. Они окружали его со всех сторон. Казалось, на песке — миллионы морских звезд, берег был буквально усеян ими на много километров. — Зачем ты бросаешь эти морские звезды в воду? — спросил человек, подходя ближе. — Если они останутся на берегу до завтрашнего утра, до начала прилива, то погибнут, — ответил мальчик, не прекращая своего занятия. — Но это просто глупо! — закричал человек. — Оглянись! Здесь миллионы морских звезд, берег просто усеян ими. Твои попытки ничего не изменят! Мальчик поднял следующую морскую звезду, на мгновение задумался, бросил ее в море и сказал: — Нет, мои попытки изменят очень много... для этой звезды. Вывод учеников: во все века и времена нужно уметь дорожить каждой жизнью Соломоново решение, Соломонов суд- мы часто слышим эти выражения, а что же они значат? (переход к теме урока) На доске записан эпиграф к уроку: Судьбы любимец, Ты, гордый баловень веков, Царь Соломон, Иерусалимец, Давидов сын, певца псалмов. В.Я.Брюсов. Учитель: Ребята, как вы думаете, о ком сегодня пойдёт речь? Ученик: О царе Соломоне. Учитель: Опираясь на эпиграф, давайте охарактеризуем царя Соломона. Примерные ответы детей Учитель: Что обозначает слово псалмы? Ученик: Псалмы - песнь религиозного содержания, входящая в состав Псалтыри (работа с толковым словарем) Учитель: Итак, речь пойдёт сегодня о царе Соломоне. Мы узнаем о его справедливости, о его умение принимать мудрые решения. Чтение и анализ хрестоматии Стр. 100 За что Бог наградил Соломона? Стр. 101 На что рассчитывал Соломон, когда дал приказ разрубить ребенка? Стр.105 Почему короны оказались неподъемными для удодов? Групповая работа (учитель раздаёт каждой группе по 1 притче) Задание: 1) Внимательно прочтите. 2) Определите смысловое звучание. 3) Чему учит эта притча? I группа: Пойди к муравью, ленивец, посмотри на действия его и будь мудрым. Нет у него ни начальника, ни приставника, ни повелителя; Но он заготовляет летом хлеб свой, собирает во время жатвы пищу свою. II группа: Иной сыплет щедро, и ему ещё прибавляется, а другой сверх меры бережлив, и, однако же, беднеет. III группа: Доброе имя лучше большого богатства, и добрая слава лучше серебра и золота. Учитель: Хорошо, все потрудились на славу, а теперь задание поинтересней. Каждой группе самостоятельно нужно дописать притчу. Учитель: А теперь вам предстоит самим принимать решение. (Учитель зачитывает притчу царя Соломона не до конца, а ученикам необходимо завершить притчу, то есть придумать разрешение той ситуации, проблемы). "Приблизились к трону Соломонову три брата, судившиеся о наследстве. Отец их перед смертью сказал им: "Чтобы вы не ссорились при делёжке, я сам разделю вас по справедливости. Когда я умру, идите за холм, что в середине рощи за домом, и разройте его. Там найдёте вы ящик с тремя отделениями: Знайте, что верхнее - для старшего, среднее - для среднего, нижнее - для меньшего из братьев". И когда после его смерти они пошли и сделали, как он завещал, то нашли, что верхнее отделение было наполнено золотыми монетами, между тем как в среднем лежали только простые кости, в нижнем куски дерева. И вот возникла между меньшими братьями зависть к старшему, вражда, и жизнь их сделалась под конец такой невыносимой, что решили они обратиться к царю за советом и судом. Даже и здесь, стоя перед троном, не воздержались они от взаимных упрёков и обид:" Учитель прерывает чтение и предлагает детям самим придумать разрешение этой ситуации. Выслушав ответы, предлагает дослушать конец притчи. Учитель: А сейчас вы услышите, какое же решение примет Соломон ": Царь покачал головой, выслушал их и сказал: - Оставьте ссоры; тяжёл камень, весок и песок, но гнев глупца тяжелее их обоих. Отец ваш был, очевидно, мудрый и справедливый человек, и свою волю он высказал в своём завещании так же ясно, как будто бы совершилось при сотне свидетелей. Неужели сразу не догадались вы, несчастные крикуны, что старшему брату он оставил все деньги, среднему - весь скот и всех рабов, а младшему - дом и пашню. Идите же с миром и не враждуйте больше". Учитель: Существуют выражения "Соломоново решение", "Суд Соломона". Как вы думаете, что они означают? Ответы учеников: "Соломоново решение" - это когда удается найти разумный выход из сложной ситуации. Разумный выход из запутанной, спорной ситуации. Работа с презентацией «Кольцо Соломона» Как кольцо помогало Соломону жить? Учитель: И помните, ребята, что "доброе имя лучше большого богатства, и добрая слава лучше серебра и золота". Чтение стихотворений наизусть Синквейн «Соломон» Соломон Домашнее задание: А.С.Пушкин «Станционный смотритель» Уч. 214-224 читать |