Образовательная: освоение понятия «корень слова» (выявить 2 основных признака: общая часть и основное значение), однокоренные слова.
Развивающая: развивать умения различать однокоренные слова, образовывать и правильно писать слова с общим корнем; обогащать письменную и устную речь учащихся, развивать навыки работы в группе, формировать навыки самоконтроля и самопроверки.
Воспитывающая: воспитывать интерес к языку, слову.
Формирование УУД:
Личностные: ориентируются на развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности; проявляют интерес к изучению русского языка.
Познавательные:
общеучебные- находить языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий; строить несложные рассуждения; логические – осуществлять анализ, синтез, сравнение, сопоставление, классификацию, обобщение языкового материала как по заданным критериям, так и по самостоятельно выделенным основаниям.
Регулятивные: принимать учебную задачу, сформулированную вместе с учителем; выполнять учебные действия в умственной и речевой форме, планировать свои действия для решения задачи, учитывать правило в планировании способа решения.
Коммуникативные: строить монологическое высказывание с учетом поставленной коммуникативной задачи; участвовать в диалоге, общей беседе, совместной деятельности; ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Методы: частично-поисковый, наглядный, контроля (самоконтроль, самооценка).
II . Организационный момент.
– Русский язык, друзья, на вас надеюсь, как всегда, я
- Мы хороший, дружный класс, все получится у нас?
Кто уверен, что все у нас получится? У кого сегодня хорошее настроение?
тихо за парту сели, на меня все посмотрели.
Я желаю, чтобы вы сегодня помогали друг другу всегда разрешали проблемы вместе , чтобы сегодня открыли что-то новое и интересное на уроке, и, самое главное, чтобы всегда было у нас хорошее настроение.
- Итак, устремимся по ступенькам новых знаний!
Девизом сегодняшнего урока будут слова: Корень учения горек, да плод его сладок.
- Как вы понимаете смысл этой пословицы? (учиться – тяжело, но в жизни это пригодится)
Тетрадь правильно кладу, ручку правильно держу
за посадкой слежу и красиво напишу. (число, классная работа)
Пальчиковая разминка.
- Приготовьте свои пальчики:
Будем пальчики считать 1-2-3-4-5- вот какие дружные
Крепкие и нужные! Потрите свои ладошки
III. Актуализация опорных знаний.
Итак, сегодня на уроке мы обобщим ваши знания о корне и однокоренных
словах. Закрепим умение находить корень в однокоренных словах. Как вы
думаете, все ли вы знаете о корне и однокоренных словах?
Как вы думаете, какие знания, будем обобщать и какие умения тренировать?
Познакомимся с вопросами для обсуждения, которые будут служить нам
планом работы в первой части урока.
Мы должны вспомнить:
- Что такое корень слова?
- Роль корня в слове.
- Как выделить корень в слове?
Вспоминаем, обсуждаем.
Что такое корень?
Слово корень – многозначное. Обратимся к словарю и посмотрим значения
этого слова.
Итак, корень – это подземная часть растения,
внутренняя находящаяся в теле часть зуба.
Что общего в значениях слова корень? (Важная часть чего-либо)
А ещё в словаре говорится, что корень – это основная значимая часть слова.
Как по-другому можно сказать о корне слова?
Какие слова называются однокоренными? (Это слова сходные по значению и имеют общую часть – корень)