Конспект урока по русскому языку для 3 класса
Тема: «Проект «Семья слов»
Тип урока: урок обобщения полученных знаний
Форма проведения: групповая работа
Цель урока: обобщить и закрепить полученные знания по теме «Состав слова»
Задачи: -учить делать выводы по теме;
- развивать внимание, наблюдательность, умение самостоятельно добывать знания;
- воспитывать коммуникативные качества (работа в группе), самоконтроль.
Ресурсы урока: - учебники В. П. Канакиной «Русский язык», 3 класс, часть 1, стр.101.
- орфографические словари
- листы формата А4 с изображением дерева
- пенал, цветные карандаши
- схемы на доске.
Предметные результаты:- учащиеся должны знать все части слова и их значение
- уметь делать морфемный разбор слов
- подбирать однокоренные слова
- отличать форму слова от однокоренного слова.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя,
учиться работать по предложенному учителем плану.
Познавательные УУД: находить ответы на вопросы, используя орфографический словарь.
Коммуникативные УУД:донести свою позицию до других; оформлять свою мысль в устной форме; слушать и понимать друг друга.
Личностные УУД: в предложенных учителем ситуациях общения и сотрудничества, делать выбор, как поступить.
Средством достижения этих результатов служит групповая работа.
Ход урока:
1. Организационный момент
Посмотри скорей, дружок,
Готов ли ты начать урок? (дети проверяют готовность к уроку)
2. Самоопределение к деятельности
Рассмотрите схемы на доске. Что они означают? (части слова, схемы разбора слов)
Какие части слова вы знаете? (корень, суффикс, приставка, окончание, основа)
Для чего служит каждая часть слова? (окончание для связи слов в предложении и словосочетании, суффикс и приставка для образования новых слов)
Какая часть слова самая важная и почему? (корень, так как слова без корня не может быть)
На доске записаны слова лиса, лисичка, лисица, лисенок, лисы, лисий. Назовите однокоренные слова (лиса, лисичка, лисица, лисенок, лисий)
Назовите форму слова (лисы)
Вы сейчас ответили на все заданные вопросы, ответили правильно, значит вы все уже знаете. Как вы думаете, что мы тогда будем делать сегодня на уроке? (обобщать все, что знаем и что изучили заранее)
3. Физкультминутка
Ветер тихо клен качает,
Вправо, влево наклоняет.
Раз наклон и два наклон,
Зашумел листвою клен.
4. Работа по учебнику стр. 101
Рассмотрите иллюстрацию в учебнике. Что изображено? (дерево, лес)
Что необычного? (везде написаны слова)
Прочитайте эти слова. Какие они? (однокоренные)
От какого слова они образованы? (лес)
Внизу указаны схемы. Назовите слова, которые подходят к каждой из этих схем. (дети смотрят на схему и называют слова, соответствующие ей)
Здесь имеются слова, состоящие из двух корней. Как они называются? (сложные слова)
5. Работа в группах (дети сидят в группах сначала урока)
Сейчас я каждой группе раздам по листу с изображением дерева, таким же как и в учебнике. С другой стороны листа написана загадка. Вы должны ее отгадать. Отгадка будет служить тем словом, от которого вы будите образовывать однокоренные слова и записывать их на лист, располагая по всей кроне. Далее вам необходимо красиво раскрасить дерево и пространство вокруг него. И последнее, вам нужно будет выбрать того человека, который будет защищать ваш проект. На всю работу вам дается 15 минут.
(далее дети начинают работать в группах, учитель подходит и проверят, правильно ли они отгадали загадки, помогает, если возникают затруднения, с которыми дети не в силах справится самостоятельно)
6. Защита проектов
Один человек из каждой группы зачитывает загадку, называет отгадку, далее называет однокоренные слова, которые они подобрали. Другие группы слушают, дополняют однокоренными словами, исправляют ошибки.
7. Рефлексия
Что мы делали сегодня на уроке? (повторяли все, что знаем по теме «Состав слова», делали проект, учились работать в группах)
Оцените работу своей группы.
Оцените работу других групп.
Оцените свою работу.
8. Итог урока
Вы все поработали очень хорошо. Все, что было запланировано на этот урок, мы успели. Можем ли мы сделать вывод, что хорошо освоили эту тему? Готовы ли вы изучать новый материал, опираясь на уже имеющиеся знания? Всем спасибо за урок. Молодцы!