kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока русского языка по теме "Знакомьтесь, другие части слова!"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по русскому языку во 2 классе

по теме «Знакомьтесь, другие части слова!»

Цель урока: - образовательная: познакомить с новыми частями слова (приставкой и суффиксом) через формирование информационной компетентности: умение последовательно вести наблюдение при изучении нового материала и выполнении практической работы; формирование умения ставить цели в начале урока и выполнять обобщение по определенному плану при  первичном закреплении нового материала;

                            - развивающая: развивать умение рефлексировать на каждом этапе урока (компетентность решения учебных проблем); развивать умение грамотно обосновать и оформлять свой ответ на каждом этапе урока (коммуникативная компетентность);

                            - воспитывающая: воспитывать культуру речи при ответе; воспитывать общение конструктивного характера при работе в группе; напомнить правила поведения и речевой коммуникации, выполняя практическую работу (коммуникативная компетентность); воспитывать бережное отношение к своему здоровью на протяжении всего урока, выполняя физкультурные упражнения (здоровьесберегающие технологии)

Ход урока:

  1. Организационный момент. На доске написаны цель урока и контрольный вопрос (Цель: узнать новые части слова, их значение и обозначение.  Контрольный вопрос: Каково значение новых частей слова?).

   Учитель: Посмотрите на доску и прочитайте, о чем мы должны сегодня узнать на уроке, и на какой вопрос найти ответ.

   Учащиеся: Узнать новые части слова, значение и как они обозначаются.

  1. Минутка чистописания.

   Учитель: Внимательно посмотрите на данную запись:

   большой – маленький

   сухой -              ?

   война -            ?

   глубокий -       ?

   старый -        ?

   твердый -      ?

   Если вы правильно сформулируете и выполните задание к ней, то узнаете, какую букву мы будем писать на минутке чистописания.

   Учащиеся: К словам левого столбика надо подобрать слова, противоположные по смыслу, начинающиеся на букву м:

   большой – маленький

   сухой – мокрый

   война – мир

   глубокий – мелкий

   старый – молодой

   твердый – мягкий

   Значит, мы будем писать букву м.

   Учитель: Определите порядок следования букв в этом ряду:

   мло омл лом …

   Учащиеся: Последняя буква в каждой ячейке становится первой.

   Учитель: Напишите данный ряд букв до конца строки в указанной последовательности. Соблюдайте наклон, высоту и ширину букв при письме, а также сохраняйте правильную посадку. Физкультурная пауза для рук и глаз после письма.

  1. Изучение нового материала.

   На доске написаны слова: входит, выходит, проходит, обходит, доходит.

   Учитель: Прочитайте вслух написанные на доске слова. Какие это слова?

   Учащиеся: На доске написаны однокоренные слова.

   Учитель: Почему вы так считаете?

   Учащиеся: У этих слов один и тот же корень с одинаковым значением.

   Учитель: Выделите корень в написанных словах. (Учащиеся выделяют корень –ход-). Какая еще известная вам часть слова имеется в данных словах?

   Учащиеся: В данных словах имеется окончание.

   Учитель: Выделите в словах окончание. (Учащиеся выделяют окончание –ет). Какую часть мы не выделили в данных словах?

   Учащиеся: Мы не выделили часть слова, которая стоит перед корнем.

   Учитель: Перед вами листочки со справочным материалом, найдите информацию об этой части слова и прочитайте.

   Учащиеся: Часть слова, которая стоит перед корнем, называется приставкой. Она обозначается определенным значком (показ на доске).

   Учитель: Выделите приставку в данных словах. (Учащиеся выделяют приставки). Какие в этих словах приставки: одинаковые или разные?

   Учащиеся: В этих словах разные приставки.

   Учитель: Что меняется в слове с изменением приставки?

   Учащиеся: С изменением приставки меняется смысл (значение) слова.

   Учитель: Изменение значения слова приводит к образованию нового слова. Если приставка изменяет значение слова, то для чего она служит?

   Учащиеся: Приставка служит для образования новых слов.

   Учитель: Теперь скажите все, что вы узнали сегодня о приставке. В этом вам поможет план, написанный на доске. (На доске дан план: 1. Что такое приставка? 2. Для чего она служит? 3. Каким значком обозначается приставка?) Есть еще одна часть слова, с которой мы сегодня познакомимся. Для этого ответьте на вопрос  «Как можно назвать маленькую ягоду малины?»

   Учащиеся: Маленькую ягоду малины можно назвать малинка.

   Учитель: Подберите однокоренное слово, чтобы оно обозначало цвет (малиновый). Как называется участок земли, где растут кусты малины?

   Учащиеся: Участок земли, где растут кусты малины, называется малинник.

Учитель записывает слова малинка, малиновый, малинник на доске.

   Учитель: Выделите в каждом написанном слове известные вам составные части. (Учащиеся выделяют корень и окончание). Какую часть в первом и втором слове вы не выделили?

   Учащиеся: Мы не выделили часть слова, которая стоит после корня.

   Учитель: Часть слова, которая стоит после корня, называется суффиксом. Суффикс обозначается определенным значком (показ на доске). Выделите суффиксы в словах. Суффиксов, как приставок, в русском языке много: -к, -ник, -чик, -щик, -онок, -енок, -ов, -ев, -н, -нн  и так далее. Каждый суффикс вносит свое значение в слова. Мы это видели, когда образовывали новые слова от слова малина. Для чего же служат суффиксы?

   Учащиеся: Суффиксы служат для образования новых слов.

   Учитель: Скажите все, что вы узнали сегодня о суффиксе.

   Учащиеся: Суффикс – это часть слова, которая стоит за корнем и служит для образования новых слов. Суффиксов в русском языке много: -к, -ник, -ов, -ев, -чик, -щик и так далее. Суффикс обозначается определенным значком (показ карточки).

  1. Физкультминутка.

   Учитель: Я буду называть однокоренные слова к словам лес и сад. Если прозвучит слово с корнем лес, вы садитесь, если услышите слово с корнем сад, встаете.

   Сад, лес, лесной, садовый, садовник, лесник, лесочек, садик, залесье, садочек, посадка, лесовик, перелесок.

  1. Закрепление нового материала.
  1. Практическая работа – работа в группах.  Учитель делит учащихся на мини-группы по 4 человека. Каждой группе дается листок с заданием и маркеры двух цветов.

   Учитель: Выберите из слов каждого столбика ту его часть, которая указана в таблице, и образуйте новые слова.  Образованные слова напишите, выделите их части.

Приставка

Корень

Суффикс

Окончание

Полученное слово

1

полёт

краски

дочка

лапа

покраска

2

пошёл

слово

лисица

береза

пословица

3

донёс

пришкольный

водный

чёрный

дошкольный

4

поворот

садик

свалка

рыба

посадка

5

бессонница

смертный

лесной

осиновое

бессмертное

6

подъехать

вода

сводный

тяжёлый

подводный

Учащиеся выполняют в группах задание, пишут на листке новое слово и выделяют маркером другого цвета части слова. Далее идет проверка.

  1. Обобщение полученных знаний по плану о новых частях слова, используя информацию из упражнения в учебнике.
  2. Наблюдение над ролью приставок и суффиксов. Выполнение упражнений  в тетради на печатной основе.

   VI. Итог урока.

   Учитель: Какие части могут быть в словах кроме корня и окончания? Какую работу выполняет каждая часть в слове?

   VII. Задание на дом.

   Справочный материал.

  1. Родственные – это слова, которые можно объяснить с помощью одного и того же слова. У родственных слов есть общая часть и общее значение
  2. Общая часть родственных слов называется корнем. Корень хранит в себе общее для всех родственных слов значение.
  3. Корни родственных слов пишутся одинаково: опасные и безопасные места обозначаются одними и теми же буквами.
  4. Окончание – это изменяемая часть слова, с помощью которой слова связываются друг с другом.
  5. Родственные слова учёные назвали однокоренными, потому что в них один и тот же корень.
  6. Приставка – это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования слов.
  7. Суффикс – это часть слова, которая стоит после корня и служит для образования слов.                   

  

  

?

?

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка по теме "Знакомьтесь, другие части слова!" »

Урок по русскому языку во 2 классе

по теме «Знакомьтесь, другие части слова!»


Цель урока: - образовательная: познакомить с новыми частями слова (приставкой и суффиксом) через формирование информационной компетентности: умение последовательно вести наблюдение при изучении нового материала и выполнении практической работы; формирование умения ставить цели в начале урока и выполнять обобщение по определенному плану при первичном закреплении нового материала;

- развивающая: развивать умение рефлексировать на каждом этапе урока (компетентность решения учебных проблем); развивать умение грамотно обосновать и оформлять свой ответ на каждом этапе урока (коммуникативная компетентность);

- воспитывающая: воспитывать культуру речи при ответе; воспитывать общение конструктивного характера при работе в группе; напомнить правила поведения и речевой коммуникации, выполняя практическую работу (коммуникативная компетентность); воспитывать бережное отношение к своему здоровью на протяжении всего урока, выполняя физкультурные упражнения (здоровьесберегающие технологии)

Ход урока:

  1. Организационный момент. На доске написаны цель урока и контрольный вопрос (Цель: узнать новые части слова, их значение и обозначение. Контрольный вопрос: Каково значение новых частей слова?).

Учитель: Посмотрите на доску и прочитайте, о чем мы должны сегодня узнать на уроке, и на какой вопрос найти ответ.

Учащиеся: Узнать новые части слова, значение и как они обозначаются.

  1. Минутка чистописания.

Учитель: Внимательно посмотрите на данную запись:

большой – маленький

сухой - ?

война - ?

глубокий - ?

старый - ?

твердый - ?

Если вы правильно сформулируете и выполните задание к ней, то узнаете, какую букву мы будем писать на минутке чистописания.

Учащиеся: К словам левого столбика надо подобрать слова, противоположные по смыслу, начинающиеся на букву м:

большой – маленький

сухой – мокрый

война – мир

глубокий – мелкий

старый – молодой

твердый – мягкий

Значит, мы будем писать букву м.

Учитель: Определите порядок следования букв в этом ряду:

мло омл лом …

Учащиеся: Последняя буква в каждой ячейке становится первой.

Учитель: Напишите данный ряд букв до конца строки в указанной последовательности. Соблюдайте наклон, высоту и ширину букв при письме, а также сохраняйте правильную посадку. Физкультурная пауза для рук и глаз после письма.

  1. Изучение нового материала.

На доске написаны слова: входит, выходит, проходит, обходит, доходит.

Учитель: Прочитайте вслух написанные на доске слова. Какие это слова?

Учащиеся: На доске написаны однокоренные слова.

Учитель: Почему вы так считаете?

Учащиеся: У этих слов один и тот же корень с одинаковым значением.

Учитель: Выделите корень в написанных словах. (Учащиеся выделяют корень –ход-). Какая еще известная вам часть слова имеется в данных словах?

Учащиеся: В данных словах имеется окончание.

Учитель: Выделите в словах окончание. (Учащиеся выделяют окончание –ет). Какую часть мы не выделили в данных словах?

Учащиеся: Мы не выделили часть слова, которая стоит перед корнем.

Учитель: Перед вами листочки со справочным материалом, найдите информацию об этой части слова и прочитайте.

Учащиеся: Часть слова, которая стоит перед корнем, называется приставкой. Она обозначается определенным значком (показ на доске).

Учитель: Выделите приставку в данных словах. (Учащиеся выделяют приставки). Какие в этих словах приставки: одинаковые или разные?

Учащиеся: В этих словах разные приставки.

Учитель: Что меняется в слове с изменением приставки?

Учащиеся: С изменением приставки меняется смысл (значение) слова.

Учитель: Изменение значения слова приводит к образованию нового слова. Если приставка изменяет значение слова, то для чего она служит?

Учащиеся: Приставка служит для образования новых слов.

Учитель: Теперь скажите все, что вы узнали сегодня о приставке. В этом вам поможет план, написанный на доске. (На доске дан план: 1. Что такое приставка? 2. Для чего она служит? 3. Каким значком обозначается приставка?) Есть еще одна часть слова, с которой мы сегодня познакомимся. Для этого ответьте на вопрос «Как можно назвать маленькую ягоду малины?»

Учащиеся: Маленькую ягоду малины можно назвать малинка.

Учитель: Подберите однокоренное слово, чтобы оно обозначало цвет (малиновый). Как называется участок земли, где растут кусты малины?

Учащиеся: Участок земли, где растут кусты малины, называется малинник.

Учитель записывает слова малинка, малиновый, малинник на доске.

Учитель: Выделите в каждом написанном слове известные вам составные части. (Учащиеся выделяют корень и окончание). Какую часть в первом и втором слове вы не выделили?

Учащиеся: Мы не выделили часть слова, которая стоит после корня.

Учитель: Часть слова, которая стоит после корня, называется суффиксом. Суффикс обозначается определенным значком (показ на доске). Выделите суффиксы в словах. Суффиксов, как приставок, в русском языке много: -к, -ник, -чик, -щик, -онок, -енок, -ов, -ев, -н, -нн и так далее. Каждый суффикс вносит свое значение в слова. Мы это видели, когда образовывали новые слова от слова малина. Для чего же служат суффиксы?

Учащиеся: Суффиксы служат для образования новых слов.

Учитель: Скажите все, что вы узнали сегодня о суффиксе.

Учащиеся: Суффикс – это часть слова, которая стоит за корнем и служит для образования новых слов. Суффиксов в русском языке много: -к, -ник, -ов, -ев, -чик, -щик и так далее. Суффикс обозначается определенным значком (показ карточки).

  1. Физкультминутка.

Учитель: Я буду называть однокоренные слова к словам лес и сад. Если прозвучит слово с корнем лес, вы садитесь, если услышите слово с корнем сад, встаете.

Сад, лес, лесной, садовый, садовник, лесник, лесочек, садик, залесье, садочек, посадка, лесовик, перелесок.

  1. Закрепление нового материала.

  1. Практическая работа – работа в группах. Учитель делит учащихся на мини-группы по 4 человека. Каждой группе дается листок с заданием и маркеры двух цветов.

Учитель: Выберите из слов каждого столбика ту его часть, которая указана в таблице, и образуйте новые слова. Образованные слова напишите, выделите их части.

Приставка

Корень

Суффикс

Окончание

Полученное слово

1

полёт

краски

дочка

лапа

покраска

2

пошёл

слово

лисица

береза

пословица

3

донёс

пришкольный

водный

чёрный

дошкольный

4

поворот

садик

свалка

рыба

посадка

5

бессонница

смертный

лесной

осиновое

бессмертное

6

подъехать

вода

сводный

тяжёлый

подводный


Учащиеся выполняют в группах задание, пишут на листке новое слово и выделяют маркером другого цвета части слова. Далее идет проверка.

  1. Обобщение полученных знаний по плану о новых частях слова, используя информацию из упражнения в учебнике.

  2. Наблюдение над ролью приставок и суффиксов. Выполнение упражнений в тетради на печатной основе.

VI. Итог урока.

Учитель: Какие части могут быть в словах кроме корня и окончания? Какую работу выполняет каждая часть в слове?

VII. Задание на дом.





















Раздаточный материал для работы в группах.


Приставка

Корень

Суффикс

Окончание

1

полёт

краски

дочка

лапа


Приставка

Корень

Суффикс

Окончание

2

пошёл

слово

лисица

береза


Приставка

Корень

Суффикс

Окончание

3

донёс

пришкольный

водный

чёрный


Приставка

Корень

Суффикс

Окончание

4

поворот

садик

свалка

рыба


Приставка

Корень

Суффикс

Окончание

5

бессонница

смертный

лесной

осиновое


Приставка

Корень

Суффикс

Окончание

6

подъехать

вода

сводный

тяжёлый





Справочный материал.


  1. Родственные – это слова, которые можно объяснить с помощью одного и того же слова. У родственных слов есть общая часть и общее значение.


  1. Общая часть родственных слов называется корнем. Корень хранит в себе общее для всех родственных слов значение.


  1. Корни родственных слов пишутся одинаково: опасные и безопасные места обозначаются одними и теми же буквами.


  1. Окончание – это изменяемая часть слова, с помощью которой слова связываются друг с другом.


  1. Родственные слова учёные назвали однокоренными, потому что в них один и тот же корень.


  1. Приставка – это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования слов.


  1. Суффикс – это часть слова, которая стоит после корня и служит для образования слов.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока русского языка по теме "Знакомьтесь, другие части слова!"

Автор: Пантелеева Виктория Юрьевна

Дата: 10.10.2015

Номер свидетельства: 238134

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Конспект урока русского языка в 5 классе по теме "Антонимы" "
    ["seo_title"] => string(63) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-5-klassie-po-tiemie-antonimy"
    ["file_id"] => string(6) "124339"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1414686378"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Конспект урока русского языка в 5-м классе по теме "Антонимы" "
    ["seo_title"] => string(65) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-5-m-klassie-po-tiemie-antonimy"
    ["file_id"] => string(6) "124350"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1414687582"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(165) "Конспект урока   русского языка в 6 классе "Употребление местоимений в речи" (+ презентация) "
    ["seo_title"] => string(99) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-6-klassie-upotrieblieniie-miestoimienii-v-riechi-priezientatsiia"
    ["file_id"] => string(6) "220302"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1434573032"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(144) "Конспект урока русского языка в 3 классе  по теме: «Устойчивые сочетания слов». "
    ["seo_title"] => string(85) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-3-klassie-po-tiemie-ustoichivyie-sochietaniia-slov"
    ["file_id"] => string(6) "217464"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1433352772"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "Конспект урока русского языка в 6 классе "Категория состояния" "
    ["seo_title"] => string(69) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-6-klassie-katieghoriia-sostoianiia"
    ["file_id"] => string(6) "220305"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1434574812"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства