Конспект урока русского языка по теме "Знакомьтесь, другие части слова!"
Конспект урока русского языка по теме "Знакомьтесь, другие части слова!"
Урок по русскому языку во 2 классе
по теме «Знакомьтесь, другие части слова!»
Цель урока: - образовательная: познакомить с новыми частями слова (приставкой и суффиксом) через формирование информационной компетентности: умение последовательно вести наблюдение при изучении нового материала и выполнении практической работы; формирование умения ставить цели в начале урока и выполнять обобщение по определенному плану при первичном закреплении нового материала;
- развивающая: развивать умение рефлексировать на каждом этапе урока (компетентность решения учебных проблем); развивать умение грамотно обосновать и оформлять свой ответ на каждом этапе урока (коммуникативная компетентность);
- воспитывающая: воспитывать культуру речи при ответе; воспитывать общение конструктивного характера при работе в группе; напомнить правила поведения и речевой коммуникации, выполняя практическую работу (коммуникативная компетентность); воспитывать бережное отношение к своему здоровью на протяжении всего урока, выполняя физкультурные упражнения (здоровьесберегающие технологии)
Ход урока:
Организационный момент. На доске написаны цель урока и контрольный вопрос (Цель: узнать новые части слова, их значение и обозначение. Контрольный вопрос: Каково значение новых частей слова?).
Учитель: Посмотрите на доску и прочитайте, о чем мы должны сегодня узнать на уроке, и на какой вопрос найти ответ.
Учащиеся: Узнать новые части слова, значение и как они обозначаются.
Минутка чистописания.
Учитель: Внимательно посмотрите на данную запись:
большой – маленький
сухой - ?
война - ?
глубокий - ?
старый - ?
твердый - ?
Если вы правильно сформулируете и выполните задание к ней, то узнаете, какую букву мы будем писать на минутке чистописания.
Учащиеся: К словам левого столбика надо подобрать слова, противоположные по смыслу, начинающиеся на букву м:
большой – маленький
сухой – мокрый
война – мир
глубокий – мелкий
старый – молодой
твердый – мягкий
Значит, мы будем писать букву м.
Учитель: Определите порядок следования букв в этом ряду:
мло омл лом …
Учащиеся: Последняя буква в каждой ячейке становится первой.
Учитель: Напишите данный ряд букв до конца строки в указанной последовательности. Соблюдайте наклон, высоту и ширину букв при письме, а также сохраняйте правильную посадку. Физкультурная пауза для рук и глаз после письма.
Изучение нового материала.
На доске написаны слова: входит, выходит, проходит, обходит, доходит.
Учитель: Прочитайте вслух написанные на доске слова. Какие это слова?
Учащиеся: На доске написаны однокоренные слова.
Учитель: Почему вы так считаете?
Учащиеся: У этих слов один и тот же корень с одинаковым значением.
Учитель: Выделите корень в написанных словах. (Учащиеся выделяют корень –ход-). Какая еще известная вам часть слова имеется в данных словах?
Учащиеся: В данных словах имеется окончание.
Учитель: Выделите в словах окончание. (Учащиеся выделяют окончание –ет). Какую часть мы не выделили в данных словах?
Учащиеся: Мы не выделили часть слова, которая стоит перед корнем.
Учитель: Перед вами листочки со справочным материалом, найдите информацию об этой части слова и прочитайте.
Учащиеся: Часть слова, которая стоит перед корнем, называется приставкой. Она обозначается определенным значком (показ на доске).
Учитель: Выделите приставку в данных словах. (Учащиеся выделяют приставки). Какие в этих словах приставки: одинаковые или разные?
Учащиеся: В этих словах разные приставки.
Учитель: Что меняется в слове с изменением приставки?
Учащиеся: С изменением приставки меняется смысл (значение) слова.
Учитель: Изменение значения слова приводит к образованию нового слова. Если приставка изменяет значение слова, то для чего она служит?
Учащиеся: Приставка служит для образования новых слов.
Учитель: Теперь скажите все, что вы узнали сегодня о приставке. В этом вам поможет план, написанный на доске. (На доске дан план: 1. Что такое приставка? 2. Для чего она служит? 3. Каким значком обозначается приставка?) Есть еще одна часть слова, с которой мы сегодня познакомимся. Для этого ответьте на вопрос «Как можно назвать маленькую ягоду малины?»
Учащиеся: Маленькую ягоду малины можно назвать малинка.
Учитель: Подберите однокоренное слово, чтобы оно обозначало цвет (малиновый). Как называется участок земли, где растут кусты малины?
Учащиеся: Участок земли, где растут кусты малины, называется малинник.
Учитель записывает слова малинка, малиновый, малинник на доске.
Учитель: Выделите в каждом написанном слове известные вам составные части. (Учащиеся выделяют корень и окончание). Какую часть в первом и втором слове вы не выделили?
Учащиеся: Мы не выделили часть слова, которая стоит после корня.
Учитель: Часть слова, которая стоит после корня, называется суффиксом. Суффикс обозначается определенным значком (показ на доске). Выделите суффиксы в словах. Суффиксов, как приставок, в русском языке много: -к, -ник, -чик, -щик, -онок, -енок, -ов, -ев, -н, -нн и так далее. Каждый суффикс вносит свое значение в слова. Мы это видели, когда образовывали новые слова от слова малина. Для чего же служат суффиксы?
Учащиеся: Суффиксы служат для образования новых слов.
Учитель: Скажите все, что вы узнали сегодня о суффиксе.
Учащиеся: Суффикс – это часть слова, которая стоит за корнем и служит для образования новых слов. Суффиксов в русском языке много: -к, -ник, -ов, -ев, -чик, -щик и так далее. Суффикс обозначается определенным значком (показкарточки).
Физкультминутка.
Учитель: Я буду называть однокоренные слова к словам лес и сад. Если прозвучит слово с корнем лес, вы садитесь, если услышите слово с корнем сад, встаете.
Практическая работа – работа в группах. Учитель делит учащихся на мини-группы по 4 человека. Каждой группе дается листок с заданием и маркеры двух цветов.
Учитель: Выберите из слов каждого столбика ту его часть, которая указана в таблице, и образуйте новые слова. Образованные слова напишите, выделите их части.
№
Приставка
Корень
Суффикс
Окончание
Полученное слово
1
полёт
краски
дочка
лапа
покраска
2
пошёл
слово
лисица
береза
пословица
3
донёс
пришкольный
водный
чёрный
дошкольный
4
поворот
садик
свалка
рыба
посадка
5
бессонница
смертный
лесной
осиновое
бессмертное
6
подъехать
вода
сводный
тяжёлый
подводный
Учащиеся выполняют в группах задание, пишут на листке новое слово и выделяют маркером другого цвета части слова. Далее идет проверка.
Обобщение полученных знаний по плану о новых частях слова, используя информацию из упражнения в учебнике.
Наблюдение над ролью приставок и суффиксов. Выполнение упражнений в тетради на печатной основе.
VI. Итог урока.
Учитель: Какие части могут быть в словах кроме корня и окончания? Какую работу выполняет каждая часть в слове?
VII. Задание на дом.
Справочный материал.
Родственные – это слова, которые можно объяснить с помощью одного и того же слова. У родственных слов есть общая часть и общее значение
Общая часть родственных слов называется корнем. Корень хранит в себе общее для всех родственных слов значение.
Корни родственных слов пишутся одинаково: опасные и безопасные места обозначаются одними и теми же буквами.
Окончание – это изменяемая часть слова, с помощью которой слова связываются друг с другом.
Родственные слова учёные назвали однокоренными, потому что в них один и тот же корень.
Приставка – это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования слов.
Суффикс – это часть слова, которая стоит после корня и служит для образования слов.
?
?
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка по теме "Знакомьтесь, другие части слова!" »
Урок по русскому языку во 2 классе
по теме «Знакомьтесь, другие части слова!»
Цель урока: - образовательная: познакомить с новыми частями слова (приставкой и суффиксом) через формирование информационной компетентности: умение последовательно вести наблюдение при изучении нового материала и выполнении практической работы; формирование умения ставить цели в начале урока и выполнять обобщение по определенному плану при первичном закреплении нового материала;
- развивающая: развивать умение рефлексировать на каждом этапе урока (компетентность решения учебных проблем); развивать умение грамотно обосновать и оформлять свой ответ на каждом этапе урока (коммуникативная компетентность);
- воспитывающая: воспитывать культуру речи при ответе; воспитывать общение конструктивного характера при работе в группе; напомнить правила поведения и речевой коммуникации, выполняя практическую работу (коммуникативная компетентность); воспитывать бережное отношение к своему здоровью на протяжении всего урока, выполняя физкультурные упражнения (здоровьесберегающие технологии)
Ход урока:
Организационный момент. На доске написаны цель урока и контрольный вопрос (Цель: узнать новые части слова, их значение и обозначение. Контрольный вопрос: Каково значение новых частей слова?).
Учитель: Посмотрите на доску и прочитайте, о чем мы должны сегодня узнать на уроке, и на какой вопрос найти ответ.
Учащиеся: Узнать новые части слова, значение и как они обозначаются.
Минутка чистописания.
Учитель: Внимательно посмотрите на данную запись:
большой – маленький
сухой - ?
война - ?
глубокий - ?
старый - ?
твердый - ?
Если вы правильно сформулируете и выполните задание к ней, то узнаете, какую букву мы будем писать на минутке чистописания.
Учащиеся: К словам левого столбика надо подобрать слова, противоположные по смыслу, начинающиеся на букву м:
большой – маленький
сухой – мокрый
война – мир
глубокий – мелкий
старый – молодой
твердый – мягкий
Значит, мы будем писать букву м.
Учитель: Определите порядок следования букв в этом ряду:
мло омл лом …
Учащиеся: Последняя буква в каждой ячейке становится первой.
Учитель: Напишите данный ряд букв до конца строки в указанной последовательности. Соблюдайте наклон, высоту и ширину букв при письме, а также сохраняйте правильную посадку. Физкультурная пауза для рук и глаз после письма.
Изучение нового материала.
На доске написаны слова: входит, выходит, проходит, обходит, доходит.
Учитель: Прочитайте вслух написанные на доске слова. Какие это слова?
Учащиеся: На доске написаны однокоренные слова.
Учитель: Почему вы так считаете?
Учащиеся: У этих слов один и тот же корень с одинаковым значением.
Учитель: Выделите корень в написанных словах. (Учащиеся выделяют корень –ход-). Какая еще известная вам часть слова имеется в данных словах?
Учащиеся: В данных словах имеется окончание.
Учитель: Выделите в словах окончание. (Учащиеся выделяют окончание –ет). Какую часть мы не выделили в данных словах?
Учащиеся: Мы не выделили часть слова, которая стоит перед корнем.
Учитель: Перед вами листочки со справочным материалом, найдите информацию об этой части слова и прочитайте.
Учащиеся: Часть слова, которая стоит перед корнем, называется приставкой. Она обозначается определенным значком (показ на доске).
Учитель: Выделите приставку в данных словах. (Учащиеся выделяют приставки). Какие в этих словах приставки: одинаковые или разные?
Учащиеся: В этих словах разные приставки.
Учитель: Что меняется в слове с изменением приставки?
Учащиеся: С изменением приставки меняется смысл (значение) слова.
Учитель: Изменение значения слова приводит к образованию нового слова. Если приставка изменяет значение слова, то для чего она служит?
Учащиеся: Приставка служит для образования новых слов.
Учитель: Теперь скажите все, что вы узнали сегодня о приставке. В этом вам поможет план, написанный на доске. (На доске дан план: 1. Что такое приставка? 2. Для чего она служит? 3. Каким значком обозначается приставка?) Есть еще одна часть слова, с которой мы сегодня познакомимся. Для этого ответьте на вопрос «Как можно назвать маленькую ягоду малины?»
Учащиеся: Маленькую ягоду малины можно назвать малинка.
Учитель: Подберите однокоренное слово, чтобы оно обозначало цвет (малиновый). Как называется участок земли, где растут кусты малины?
Учащиеся: Участок земли, где растут кусты малины, называется малинник.
Учитель записывает слова малинка, малиновый, малинник на доске.
Учитель: Выделите в каждом написанном слове известные вам составные части. (Учащиеся выделяют корень и окончание). Какую часть в первом и втором слове вы не выделили?
Учащиеся: Мы не выделили часть слова, которая стоит после корня.
Учитель: Часть слова, которая стоит после корня, называется суффиксом. Суффикс обозначается определенным значком (показ на доске). Выделите суффиксы в словах. Суффиксов, как приставок, в русском языке много: -к, -ник, -чик, -щик, -онок, -енок, -ов, -ев, -н, -нн и так далее. Каждый суффикс вносит свое значение в слова. Мы это видели, когда образовывали новые слова от слова малина. Для чего же служат суффиксы?
Учащиеся: Суффиксы служат для образования новых слов.
Учитель: Скажите все, что вы узнали сегодня о суффиксе.
Учащиеся: Суффикс – это часть слова, которая стоит за корнем и служит для образования новых слов. Суффиксов в русском языке много: -к, -ник, -ов, -ев, -чик, -щик и так далее. Суффикс обозначается определенным значком (показкарточки).
Физкультминутка.
Учитель: Я буду называть однокоренные слова к словам лес и сад. Если прозвучит слово с корнем лес, вы садитесь, если услышите слово с корнем сад, встаете.
Практическая работа – работа в группах. Учитель делит учащихся на мини-группы по 4 человека. Каждой группе дается листок с заданием и маркеры двух цветов.
Учитель: Выберите из слов каждого столбика ту его часть, которая указана в таблице, и образуйте новые слова. Образованные слова напишите, выделите их части.
№
Приставка
Корень
Суффикс
Окончание
Полученное слово
1
полёт
краски
дочка
лапа
покраска
2
пошёл
слово
лисица
береза
пословица
3
донёс
пришкольный
водный
чёрный
дошкольный
4
поворот
садик
свалка
рыба
посадка
5
бессонница
смертный
лесной
осиновое
бессмертное
6
подъехать
вода
сводный
тяжёлый
подводный
Учащиеся выполняют в группах задание, пишут на листке новое слово и выделяют маркером другого цвета части слова. Далее идет проверка.
Обобщение полученных знаний по плану о новых частях слова, используя информацию из упражнения в учебнике.
Наблюдение над ролью приставок и суффиксов. Выполнение упражнений в тетради на печатной основе.
VI. Итог урока.
Учитель: Какие части могут быть в словах кроме корня и окончания? Какую работу выполняет каждая часть в слове?
VII. Задание на дом.
Раздаточный материал для работы в группах.
№
Приставка
Корень
Суффикс
Окончание
1
полёт
краски
дочка
лапа
№
Приставка
Корень
Суффикс
Окончание
2
пошёл
слово
лисица
береза
№
Приставка
Корень
Суффикс
Окончание
3
донёс
пришкольный
водный
чёрный
№
Приставка
Корень
Суффикс
Окончание
4
поворот
садик
свалка
рыба
№
Приставка
Корень
Суффикс
Окончание
5
бессонница
смертный
лесной
осиновое
№
Приставка
Корень
Суффикс
Окончание
6
подъехать
вода
сводный
тяжёлый
Справочный материал.
Родственные – это слова, которые можно объяснить с помощью одного и того же слова. У родственных слов есть общая часть и общее значение.
Общая часть родственных слов называется корнем. Корень хранит в себе общее для всех родственных слов значение.
Корни родственных слов пишутся одинаково: опасные и безопасные места обозначаются одними и теми же буквами.
Окончание – это изменяемая часть слова, с помощью которой слова связываются друг с другом.
Родственные слова учёные назвали однокоренными, потому что в них один и тот же корень.
Приставка – это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования слов.
Суффикс – это часть слова, которая стоит после корня и служит для образования слов.