kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока русского языка по теме "Знакомьтесь, другие части слова!"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по русскому языку во 2 классе

по теме «Знакомьтесь, другие части слова!»

Цель урока: - образовательная: познакомить с новыми частями слова (приставкой и суффиксом) через формирование информационной компетентности: умение последовательно вести наблюдение при изучении нового материала и выполнении практической работы; формирование умения ставить цели в начале урока и выполнять обобщение по определенному плану при  первичном закреплении нового материала;

                            - развивающая: развивать умение рефлексировать на каждом этапе урока (компетентность решения учебных проблем); развивать умение грамотно обосновать и оформлять свой ответ на каждом этапе урока (коммуникативная компетентность);

                            - воспитывающая: воспитывать культуру речи при ответе; воспитывать общение конструктивного характера при работе в группе; напомнить правила поведения и речевой коммуникации, выполняя практическую работу (коммуникативная компетентность); воспитывать бережное отношение к своему здоровью на протяжении всего урока, выполняя физкультурные упражнения (здоровьесберегающие технологии)

Ход урока:

  1. Организационный момент. На доске написаны цель урока и контрольный вопрос (Цель: узнать новые части слова, их значение и обозначение.  Контрольный вопрос: Каково значение новых частей слова?).

   Учитель: Посмотрите на доску и прочитайте, о чем мы должны сегодня узнать на уроке, и на какой вопрос найти ответ.

   Учащиеся: Узнать новые части слова, значение и как они обозначаются.

  1. Минутка чистописания.

   Учитель: Внимательно посмотрите на данную запись:

   большой – маленький

   сухой -              ?

   война -            ?

   глубокий -       ?

   старый -        ?

   твердый -      ?

   Если вы правильно сформулируете и выполните задание к ней, то узнаете, какую букву мы будем писать на минутке чистописания.

   Учащиеся: К словам левого столбика надо подобрать слова, противоположные по смыслу, начинающиеся на букву м:

   большой – маленький

   сухой – мокрый

   война – мир

   глубокий – мелкий

   старый – молодой

   твердый – мягкий

   Значит, мы будем писать букву м.

   Учитель: Определите порядок следования букв в этом ряду:

   мло омл лом …

   Учащиеся: Последняя буква в каждой ячейке становится первой.

   Учитель: Напишите данный ряд букв до конца строки в указанной последовательности. Соблюдайте наклон, высоту и ширину букв при письме, а также сохраняйте правильную посадку. Физкультурная пауза для рук и глаз после письма.

  1. Изучение нового материала.

   На доске написаны слова: входит, выходит, проходит, обходит, доходит.

   Учитель: Прочитайте вслух написанные на доске слова. Какие это слова?

   Учащиеся: На доске написаны однокоренные слова.

   Учитель: Почему вы так считаете?

   Учащиеся: У этих слов один и тот же корень с одинаковым значением.

   Учитель: Выделите корень в написанных словах. (Учащиеся выделяют корень –ход-). Какая еще известная вам часть слова имеется в данных словах?

   Учащиеся: В данных словах имеется окончание.

   Учитель: Выделите в словах окончание. (Учащиеся выделяют окончание –ет). Какую часть мы не выделили в данных словах?

   Учащиеся: Мы не выделили часть слова, которая стоит перед корнем.

   Учитель: Перед вами листочки со справочным материалом, найдите информацию об этой части слова и прочитайте.

   Учащиеся: Часть слова, которая стоит перед корнем, называется приставкой. Она обозначается определенным значком (показ на доске).

   Учитель: Выделите приставку в данных словах. (Учащиеся выделяют приставки). Какие в этих словах приставки: одинаковые или разные?

   Учащиеся: В этих словах разные приставки.

   Учитель: Что меняется в слове с изменением приставки?

   Учащиеся: С изменением приставки меняется смысл (значение) слова.

   Учитель: Изменение значения слова приводит к образованию нового слова. Если приставка изменяет значение слова, то для чего она служит?

   Учащиеся: Приставка служит для образования новых слов.

   Учитель: Теперь скажите все, что вы узнали сегодня о приставке. В этом вам поможет план, написанный на доске. (На доске дан план: 1. Что такое приставка? 2. Для чего она служит? 3. Каким значком обозначается приставка?) Есть еще одна часть слова, с которой мы сегодня познакомимся. Для этого ответьте на вопрос  «Как можно назвать маленькую ягоду малины?»

   Учащиеся: Маленькую ягоду малины можно назвать малинка.

   Учитель: Подберите однокоренное слово, чтобы оно обозначало цвет (малиновый). Как называется участок земли, где растут кусты малины?

   Учащиеся: Участок земли, где растут кусты малины, называется малинник.

Учитель записывает слова малинка, малиновый, малинник на доске.

   Учитель: Выделите в каждом написанном слове известные вам составные части. (Учащиеся выделяют корень и окончание). Какую часть в первом и втором слове вы не выделили?

   Учащиеся: Мы не выделили часть слова, которая стоит после корня.

   Учитель: Часть слова, которая стоит после корня, называется суффиксом. Суффикс обозначается определенным значком (показ на доске). Выделите суффиксы в словах. Суффиксов, как приставок, в русском языке много: -к, -ник, -чик, -щик, -онок, -енок, -ов, -ев, -н, -нн  и так далее. Каждый суффикс вносит свое значение в слова. Мы это видели, когда образовывали новые слова от слова малина. Для чего же служат суффиксы?

   Учащиеся: Суффиксы служат для образования новых слов.

   Учитель: Скажите все, что вы узнали сегодня о суффиксе.

   Учащиеся: Суффикс – это часть слова, которая стоит за корнем и служит для образования новых слов. Суффиксов в русском языке много: -к, -ник, -ов, -ев, -чик, -щик и так далее. Суффикс обозначается определенным значком (показ карточки).

  1. Физкультминутка.

   Учитель: Я буду называть однокоренные слова к словам лес и сад. Если прозвучит слово с корнем лес, вы садитесь, если услышите слово с корнем сад, встаете.

   Сад, лес, лесной, садовый, садовник, лесник, лесочек, садик, залесье, садочек, посадка, лесовик, перелесок.

  1. Закрепление нового материала.
  1. Практическая работа – работа в группах.  Учитель делит учащихся на мини-группы по 4 человека. Каждой группе дается листок с заданием и маркеры двух цветов.

   Учитель: Выберите из слов каждого столбика ту его часть, которая указана в таблице, и образуйте новые слова.  Образованные слова напишите, выделите их части.

Приставка

Корень

Суффикс

Окончание

Полученное слово

1

полёт

краски

дочка

лапа

покраска

2

пошёл

слово

лисица

береза

пословица

3

донёс

пришкольный

водный

чёрный

дошкольный

4

поворот

садик

свалка

рыба

посадка

5

бессонница

смертный

лесной

осиновое

бессмертное

6

подъехать

вода

сводный

тяжёлый

подводный

Учащиеся выполняют в группах задание, пишут на листке новое слово и выделяют маркером другого цвета части слова. Далее идет проверка.

  1. Обобщение полученных знаний по плану о новых частях слова, используя информацию из упражнения в учебнике.
  2. Наблюдение над ролью приставок и суффиксов. Выполнение упражнений  в тетради на печатной основе.

   VI. Итог урока.

   Учитель: Какие части могут быть в словах кроме корня и окончания? Какую работу выполняет каждая часть в слове?

   VII. Задание на дом.

   Справочный материал.

  1. Родственные – это слова, которые можно объяснить с помощью одного и того же слова. У родственных слов есть общая часть и общее значение
  2. Общая часть родственных слов называется корнем. Корень хранит в себе общее для всех родственных слов значение.
  3. Корни родственных слов пишутся одинаково: опасные и безопасные места обозначаются одними и теми же буквами.
  4. Окончание – это изменяемая часть слова, с помощью которой слова связываются друг с другом.
  5. Родственные слова учёные назвали однокоренными, потому что в них один и тот же корень.
  6. Приставка – это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования слов.
  7. Суффикс – это часть слова, которая стоит после корня и служит для образования слов.                   

  

  

?

?

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка по теме "Знакомьтесь, другие части слова!" »

Урок по русскому языку во 2 классе

по теме «Знакомьтесь, другие части слова!»


Цель урока: - образовательная: познакомить с новыми частями слова (приставкой и суффиксом) через формирование информационной компетентности: умение последовательно вести наблюдение при изучении нового материала и выполнении практической работы; формирование умения ставить цели в начале урока и выполнять обобщение по определенному плану при первичном закреплении нового материала;

- развивающая: развивать умение рефлексировать на каждом этапе урока (компетентность решения учебных проблем); развивать умение грамотно обосновать и оформлять свой ответ на каждом этапе урока (коммуникативная компетентность);

- воспитывающая: воспитывать культуру речи при ответе; воспитывать общение конструктивного характера при работе в группе; напомнить правила поведения и речевой коммуникации, выполняя практическую работу (коммуникативная компетентность); воспитывать бережное отношение к своему здоровью на протяжении всего урока, выполняя физкультурные упражнения (здоровьесберегающие технологии)

Ход урока:

  1. Организационный момент. На доске написаны цель урока и контрольный вопрос (Цель: узнать новые части слова, их значение и обозначение. Контрольный вопрос: Каково значение новых частей слова?).

Учитель: Посмотрите на доску и прочитайте, о чем мы должны сегодня узнать на уроке, и на какой вопрос найти ответ.

Учащиеся: Узнать новые части слова, значение и как они обозначаются.

  1. Минутка чистописания.

Учитель: Внимательно посмотрите на данную запись:

большой – маленький

сухой - ?

война - ?

глубокий - ?

старый - ?

твердый - ?

Если вы правильно сформулируете и выполните задание к ней, то узнаете, какую букву мы будем писать на минутке чистописания.

Учащиеся: К словам левого столбика надо подобрать слова, противоположные по смыслу, начинающиеся на букву м:

большой – маленький

сухой – мокрый

война – мир

глубокий – мелкий

старый – молодой

твердый – мягкий

Значит, мы будем писать букву м.

Учитель: Определите порядок следования букв в этом ряду:

мло омл лом …

Учащиеся: Последняя буква в каждой ячейке становится первой.

Учитель: Напишите данный ряд букв до конца строки в указанной последовательности. Соблюдайте наклон, высоту и ширину букв при письме, а также сохраняйте правильную посадку. Физкультурная пауза для рук и глаз после письма.

  1. Изучение нового материала.

На доске написаны слова: входит, выходит, проходит, обходит, доходит.

Учитель: Прочитайте вслух написанные на доске слова. Какие это слова?

Учащиеся: На доске написаны однокоренные слова.

Учитель: Почему вы так считаете?

Учащиеся: У этих слов один и тот же корень с одинаковым значением.

Учитель: Выделите корень в написанных словах. (Учащиеся выделяют корень –ход-). Какая еще известная вам часть слова имеется в данных словах?

Учащиеся: В данных словах имеется окончание.

Учитель: Выделите в словах окончание. (Учащиеся выделяют окончание –ет). Какую часть мы не выделили в данных словах?

Учащиеся: Мы не выделили часть слова, которая стоит перед корнем.

Учитель: Перед вами листочки со справочным материалом, найдите информацию об этой части слова и прочитайте.

Учащиеся: Часть слова, которая стоит перед корнем, называется приставкой. Она обозначается определенным значком (показ на доске).

Учитель: Выделите приставку в данных словах. (Учащиеся выделяют приставки). Какие в этих словах приставки: одинаковые или разные?

Учащиеся: В этих словах разные приставки.

Учитель: Что меняется в слове с изменением приставки?

Учащиеся: С изменением приставки меняется смысл (значение) слова.

Учитель: Изменение значения слова приводит к образованию нового слова. Если приставка изменяет значение слова, то для чего она служит?

Учащиеся: Приставка служит для образования новых слов.

Учитель: Теперь скажите все, что вы узнали сегодня о приставке. В этом вам поможет план, написанный на доске. (На доске дан план: 1. Что такое приставка? 2. Для чего она служит? 3. Каким значком обозначается приставка?) Есть еще одна часть слова, с которой мы сегодня познакомимся. Для этого ответьте на вопрос «Как можно назвать маленькую ягоду малины?»

Учащиеся: Маленькую ягоду малины можно назвать малинка.

Учитель: Подберите однокоренное слово, чтобы оно обозначало цвет (малиновый). Как называется участок земли, где растут кусты малины?

Учащиеся: Участок земли, где растут кусты малины, называется малинник.

Учитель записывает слова малинка, малиновый, малинник на доске.

Учитель: Выделите в каждом написанном слове известные вам составные части. (Учащиеся выделяют корень и окончание). Какую часть в первом и втором слове вы не выделили?

Учащиеся: Мы не выделили часть слова, которая стоит после корня.

Учитель: Часть слова, которая стоит после корня, называется суффиксом. Суффикс обозначается определенным значком (показ на доске). Выделите суффиксы в словах. Суффиксов, как приставок, в русском языке много: -к, -ник, -чик, -щик, -онок, -енок, -ов, -ев, -н, -нн и так далее. Каждый суффикс вносит свое значение в слова. Мы это видели, когда образовывали новые слова от слова малина. Для чего же служат суффиксы?

Учащиеся: Суффиксы служат для образования новых слов.

Учитель: Скажите все, что вы узнали сегодня о суффиксе.

Учащиеся: Суффикс – это часть слова, которая стоит за корнем и служит для образования новых слов. Суффиксов в русском языке много: -к, -ник, -ов, -ев, -чик, -щик и так далее. Суффикс обозначается определенным значком (показ карточки).

  1. Физкультминутка.

Учитель: Я буду называть однокоренные слова к словам лес и сад. Если прозвучит слово с корнем лес, вы садитесь, если услышите слово с корнем сад, встаете.

Сад, лес, лесной, садовый, садовник, лесник, лесочек, садик, залесье, садочек, посадка, лесовик, перелесок.

  1. Закрепление нового материала.

  1. Практическая работа – работа в группах. Учитель делит учащихся на мини-группы по 4 человека. Каждой группе дается листок с заданием и маркеры двух цветов.

Учитель: Выберите из слов каждого столбика ту его часть, которая указана в таблице, и образуйте новые слова. Образованные слова напишите, выделите их части.

Приставка

Корень

Суффикс

Окончание

Полученное слово

1

полёт

краски

дочка

лапа

покраска

2

пошёл

слово

лисица

береза

пословица

3

донёс

пришкольный

водный

чёрный

дошкольный

4

поворот

садик

свалка

рыба

посадка

5

бессонница

смертный

лесной

осиновое

бессмертное

6

подъехать

вода

сводный

тяжёлый

подводный


Учащиеся выполняют в группах задание, пишут на листке новое слово и выделяют маркером другого цвета части слова. Далее идет проверка.

  1. Обобщение полученных знаний по плану о новых частях слова, используя информацию из упражнения в учебнике.

  2. Наблюдение над ролью приставок и суффиксов. Выполнение упражнений в тетради на печатной основе.

VI. Итог урока.

Учитель: Какие части могут быть в словах кроме корня и окончания? Какую работу выполняет каждая часть в слове?

VII. Задание на дом.





















Раздаточный материал для работы в группах.


Приставка

Корень

Суффикс

Окончание

1

полёт

краски

дочка

лапа


Приставка

Корень

Суффикс

Окончание

2

пошёл

слово

лисица

береза


Приставка

Корень

Суффикс

Окончание

3

донёс

пришкольный

водный

чёрный


Приставка

Корень

Суффикс

Окончание

4

поворот

садик

свалка

рыба


Приставка

Корень

Суффикс

Окончание

5

бессонница

смертный

лесной

осиновое


Приставка

Корень

Суффикс

Окончание

6

подъехать

вода

сводный

тяжёлый





Справочный материал.


  1. Родственные – это слова, которые можно объяснить с помощью одного и того же слова. У родственных слов есть общая часть и общее значение.


  1. Общая часть родственных слов называется корнем. Корень хранит в себе общее для всех родственных слов значение.


  1. Корни родственных слов пишутся одинаково: опасные и безопасные места обозначаются одними и теми же буквами.


  1. Окончание – это изменяемая часть слова, с помощью которой слова связываются друг с другом.


  1. Родственные слова учёные назвали однокоренными, потому что в них один и тот же корень.


  1. Приставка – это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования слов.


  1. Суффикс – это часть слова, которая стоит после корня и служит для образования слов.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока русского языка по теме "Знакомьтесь, другие части слова!"

Автор: Пантелеева Виктория Юрьевна

Дата: 10.10.2015

Номер свидетельства: 238134

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Конспект урока русского языка в 5 классе по теме "Антонимы" "
    ["seo_title"] => string(63) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-5-klassie-po-tiemie-antonimy"
    ["file_id"] => string(6) "124339"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1414686378"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Конспект урока русского языка в 5-м классе по теме "Антонимы" "
    ["seo_title"] => string(65) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-5-m-klassie-po-tiemie-antonimy"
    ["file_id"] => string(6) "124350"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1414687582"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(165) "Конспект урока   русского языка в 6 классе "Употребление местоимений в речи" (+ презентация) "
    ["seo_title"] => string(99) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-6-klassie-upotrieblieniie-miestoimienii-v-riechi-priezientatsiia"
    ["file_id"] => string(6) "220302"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1434573032"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(144) "Конспект урока русского языка в 3 классе  по теме: «Устойчивые сочетания слов». "
    ["seo_title"] => string(85) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-3-klassie-po-tiemie-ustoichivyie-sochietaniia-slov"
    ["file_id"] => string(6) "217464"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1433352772"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "Конспект урока русского языка в 6 классе "Категория состояния" "
    ["seo_title"] => string(69) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-6-klassie-katieghoriia-sostoianiia"
    ["file_id"] => string(6) "220305"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1434574812"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства