Тема: « Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова». (2 класс)
Цель: научить находить в родственных словах общую часть (корень слова), подбирать однокоренные слова.
Задачи:
1.Развивать умение находить родственные слова, выделять в них корень слова, подбирать однокоренные слова.
2.Развивать умение анализировать, сравнивать, группировать.
3.Формировать универсальные учебные действия: работать с информацией, развивать умение слушать и слышать партнера, уважать чужое мнение, формировать уважение к труду и к его результату, умение самоконтроля и самооценки, умение ставить и решать учебные задачи.
4.Обогащать словарный запас учеников.
5.Совершенствовать навыки каллиграфии, санитарно-гигиенические навыки.
Основные виды учебной деятельности:
Находить родственные слова в тексте и среди других слов.
Различать родственные слова и синонимы.
Подбирать родственные слова к данному слову и выделять в них
корень.
Формирование умения выполнять логические действия: анализ, сравнение, обобщение.
Планируемые результаты:
Универсальные учебные действия
Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.
Регулятивные: Учить ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и освоено учащимися, и того, что еще неизвестно. Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению.
Коммуникативные: Потребность в общении с учителем. Умение слушать и вступать в диалог.
Личностные результаты: Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталонно
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Методы: словесный, игровой, наглядный, поисковый, метод свободного выбора и свободной беседы, метод взаимодействия и самоконтроля.
Приемы: рассуждение
Формы организации: групповая, коллективная, индивидуальная.
Технологии: развивающего, здоровьесберегающего, дифференцированного обучения
Проблема:
1. Какие слова называются родственными?
2. Что такое корень слова?
3. Какие слова называются однокоренными?
Новые знания:
1.Родственные слова близки по смыслу и имеют одинаковый корень.
2. Корень – общая часть родственных слов.
3. Родственные слова иначе называются однокоренными.
Оборудование: деревья для групповой работы, листочки с родственными словами, конверты с заданиями для групповой работы, карточки для тестовой работы, музыкальное сопровождение (релаксация).
Ход урока:
1. Организационный момент.
Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок.
Постарайтесь все понять,
Интересное узнать.
2.Минутка чистописания.
Открываем тетради пишем число, классную работу
Запись на доске.
Ум да разум надоумят сразу.
- Прочитайте запись на доске. Как вы понимаете смысл этой пословицы? ( Человек грамотный и умный найдет ответ на любой вопрос и справится с любым заданием.)
-Запишите эту пословицу в тетради, соблюдая правила каллиграфии.
- Пусть эта пословица сегодня будет девизом нашего урока.
3.Создание проблемной ситуации.
а) - Ребята, посмотрите внимательно на рисунок и прочитайте слова, которые здесь записаны.
Зима, зимушка, снег, мороз, зимовать, зимний, декабрь.
- На какую тему все эти слова?
- И это не случайно, ведь красавица-зима уже за горами. Деревья сняли пушистые снеговые шубы, и природа просыпается ото сна. Много у зимы было помощников и родственников.
- А теперь внимание, задание:
Надо выписать из этой группы слов только те, которые являются родственными. (На схеме - родственные слова)
- Прежде чем сделать запись в тетрадь, обсудите в группах, какие слова, по вашему мнению, будут родственными. Коннэрс
Пишем с большой буквы через запятую.( Дети делают запись ).
б) – Проверим, какие родственные слова вы выписали (один ученик читает слова). - А вот некоторые ребята выписали все слова ( или можно было выписать все слова ? ).
- Вы согласны со мной? Тогда давайте разберемся и вернемся к заданию. Нам надо было выписать родственные слова.
в) Сейчас вернемся к нашему «зимнему» заданию. Докажите, что те слова, которые вы выписали близки по смыслу.
Зимушка – так ласково называют зиму.
Зимовать – значит проводить где-нибудь зиму.
Зимний – тот, который бывает зимой (зимний день).
- Но ведь снег и мороз тоже бывают зимой, а декабрь – зимний месяц.
- Значит эти все слова родственные, ведь они связаны по смыслу (да – нет).
г) Тогда должно еще какое-то условие, при котором слова будут называться родственными.
- Давайте посмотрим еще раз на эти слова и обратим особое внимание на их написание.
- Что увидели (в некоторых словах есть общая часть).
- Назовите эту общую часть. (зим- ).
- Выделим эту общую часть дугой. (Я на доске -дети в тетрадях карандашом).
- А кто из вас знает, как называется такая общая часть у слов? (корень)
- Теперь взгляните на нашу схему и попробуйте сформулировать, какие слова называются родственными.(ответы детей)
Родственными назыв. слова, которые близки по смыслу и имеют одинаковый корень
-Теперь перечислите еще раз родственные слова, которые мы выписали. (Зима, зимушка, зимовать, зимний).
- С родственными словами мы разобрались.
- Какое новое понятие вы сейчас еще узнали? (корень слова)
- Попробуйте, опираясь на схему, сформулировать правило, что же такое «корень слова». (Общая часть родственных слов).
д) Ребята, а где вы слышали такое слово «корень»
- Давайте узнаем подробнее лексическое значение этого слова? Где мы можем найти эту информацию? (в словаре)
Корень:
1) подземная часть растения;
2) часть волоса, зуба, ногтя;
3) часть слова.
- Наше слово «корень» имеет несколько значений. А кто знает как называются такие слова, которые имеют много значений? (многозначные ).
- Какое же значение этого слова будет интересовать нас на уроках русского языка? (часть слова).
- Давайте еще раз закрепим это понятие, так что же такое «корень слова» ?
( Общая часть родственных слов )
? Какие слова называются родственными ? (Слова, близкие по смыслу и с одинаковым корнем ).
4. Понятие об однокоренных словах.
- Вернемся еще раз к нашим словам. Можно ли сказать,что наши родственные слова образованы от одного и того же корня? Обсудите это в группах.
- Поделитесь своим мнением. Так как же можно назвать слова с одним и тем же корнем ? (однокоренные слова)
- Давайте подытожим, с какими новыми понятиями мы с вами познакомились.
-родственные слова,
-корень слова,
-однокоренные слова
-А теперь посмотрим правило в учебнике на с.49, как там сформулированы эти понятия.
- Правильно мы все сформулировали правила? (Да). Значит, мы молодцы.
5. Физминутка.
(Физкультминутку проводят учащиеся)
- Ребята, после того, как вы узнали новые понятия, как вы думаете, какая учебная задача будет стоять перед нами на уроках? (Будем учиться находить однокоренные слова и определять корень.
6. Упражнения в распознавании однокоренных слов.
а) Работа по учебнику. Упр. 61. Прочитайте текст и найдите название текста.
б) Групповая работа.
- А теперь давайте еще поиграем в игру «Найди свое дерево». Вот 4 дерева с корнями, а вы -листочки с этих деревьев ( у детей на партах листики со словами).Задание: каждый листик должен найти свое дерево, и тогда образуются группы родственных слов.
1 группа - рыб -
Рыбак, рыбалка, рыбка.
2 группа - ворон –
Ворона, вороненок, вороний.
3 группа - вод –
Вода, водяной, водичка.
в) Посмотрите, какие у нас чудные деревья получились! А вот и мудрая Совушка появилась, которая живет в этом лесу. Она приготовила для вас лесные загадки ( конверты с заданиями). Если вы отгадаете загадку, то для вас будет еще дополнительное задание, связанное с нашей темой-«родственные слова», надо будет устранить лишнее слово, которое не будет родственным и подобрать еще одно свое родственное.
1 группа
Он всю зиму в шубе спал,
Лапу бурую сосал,
А проснувшись, стал реветь,
Этот зверь лесной-….(медведь).
медленно, медвежата, медвежий,...онок.
2 группа
Что за зверь со мной играет?
Не мычит, не ржет, не лает,
нападает на клубки,
прячет в лапки коготки! (кошка)
котенок, катушка, кот, ……….ий.
3 группа
Вот иголки и булавки
Вылезают из-под лавки.
На меня они глядят,
Молока они хотят.
Еж, ежиха, ежевика,..ик.
7. Релаксация.
а) Проверочное задание-тест.
- У вас на столах есть одна карточка со словами и цифрами.
Послушайте внимательно задание. Вы должны вычеркнуть из каждой строчки номер того слова, которое будет лишним в этой группе.(1,2,3)
Белка, беленький, белить,
Водяной, вода, водить,
Лист, лиса, лисенок,
Горный, горка, городок,
Пес, песочный, песок,
Моряки, морской, моржи,
Корень, корневой, коржи.
Все проверили слова? Отвечайте тогда!
-Давайте проверим, какие же слова оказались лишними.
1) 1, 2, 3.
2) 1, 2, 3.
3) 1, 2, 3.
4) 1, 2, 3.
5) 1, 2, 3.
6) 1, 2, 3.
7) 1, 2, 3.
- Слов на свете нам не счесть,
В каждом слове корень есть.
Чтобы грамотно писать,
Надо корень выделять.
8.Домашнее задание.
-Ребята, дома вам предстоит выполнить аналогичное задание ( упр.№ 63) -определить, какие слова будут являться родственными и выделить у них корень.
9. Итог урока.
-Ребята, наш урок подходит к концу. Какие новые понятия вы узнали на нашем уроке? Давайте еще раз закрепим наши знания, можно воспользоваться схемой-помощницей. Обратите внимание на пословицу, с которой начался наш урок. Можно ли сказать, что эти слова подходят к теме нашего урока? ( Трудились, узнавали новые понятия, искали ответы на вопросы.)
? А какую еще связь с нашим уроком вы заметили?( в пословице есть родственные слова).
? Назовите эти слова. Какой корень у этих слов?
11. Рефлексия. Сейчас покажите ваше настроение, с которым вы работали сегодня на уроке. Кто из вас доволен своей работой, а кто не со всеми заданиями справился, и остался не очень доволен своей работой. Отлично. Наш урок закончен. Всем спасибо за работу.