kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок русского языка по теме: "Составление слова по схемам.Разбор слова по составу"

Нажмите, чтобы узнать подробности

    Тема урока:
«Составление слов по схемам. Порядок разбора слова по составу»

Цель: создать условия для исследования и  обобщения знаний о частях слова, развивать умения разбирать слова по составу и составлять слова по схемам.

Задачи:
- создать условия для исследования и  обобщения знаний о частях слова;
- развивать умения распознавать и определять части слова;
- составить алгоритм разбора слова по составу;
- развивать умения разбирать слова, по составу применяя алгоритм;
- развивать умения составлять слова по схемам;
- развивать познавательную самостоятельность через наблюдения, сравнения и выводы;
- активизировать словарный запас учащихся;
- воспитывать коммуникативную культуру учащихся.

Личностные результаты:
- осознавать роль языка и речи в жизни людей;
- воспитывать потребность совершенствовать свою устную и письменную речь;
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
- учиться высказывать свое предположение на основе работы с материалом учебника;
Познавательные УУД:
- ориентироваться в учебнике;
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
Коммуникативные УУД:
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
- выразительно читать и пересказывать текст;
Предметные результаты:
- обобщить знания о частях слова;
- развивать умения разбирать слова по составу;
- развивать умения составлять слова по схемам;
- развивать связную устную и письменную речь;
- продолжить работу по наблюдению за лексическим значением слов;
- развивать умения работать со словарем и находить нужную информацию.

ХОД УРОКА

1.Организационный момент
- Ребята, у нас на уроке присутствуют гости. Повернитесь. Улыбнитесь им. Они вам тоже улыбаются. Тепло улыбок наших гостей поможет нам в работе.
-Присаживайтесь.
- Открываем тетради. Проверьте число. Сегодня 18 декабря. Классная работа.
- А теперь чистописание.
- От чего зависит выполнение работы в тетради? (Посадка, положение тетради.)
- Запишите следующие соединения слов:
ни жела по е
- Подумайте, что можно составить из этих соединений? (Слово.)
Запишите это слово. (Пожелание).
- У меня пожелание, чтобы у вас на уроке все получилось.
- На уроках русского языка мы говорим, что слова состоят из частей.
- Из каких же частей состоят слова? (Корень, суффикс, окончание, приставка.)
- Что такое окончание?
- Что такое основа слова?
- Из чего состоит основа?

- Каждая часть слова имеет свое обозначение. Мы сейчас вспомним, как обозначаются части слова. Итак, самая главная часть слова – это Корень. Положите карточку. Часть слова, которая стоит перед корнем. Это? (Приставка).
- Часть слова, которая стоит после корня. Это? (Суффикс.)
- Изменяемая часть слова. Это? (Окончание.)
- Что еще мы не обозначили? (Основу.) Что такое основа?
- Что у нас получилось? (Схема слова.)
 
- Посмотрите на схему, назовите главную часть слова. (Корень).
- Я предлагаю вам корень МОРОЗ. Назовите группу однокоренных слов.
- Какие слова называются однокоренными?
- Какое из них подходит к этой схеме?
- Запишите это слово. Обозначьте части слова.
Проверка. Светофорчик. ЗАМОРОЗКИ.
- Что мы изобразили при помощи схем? (Состав слова).
- Дети, Вам знакомо слово СОСТАВ? (Встречали). Где мы встречали его в жизни? (В математике – состав числа, состав – железнодорожный поезд, в русском языке – состав слова).
- Как вы думаете, какой СОСТАВ интересует нас сегодня на уроке? (Состав слова).
- Верно, нас интересует состав слова.
- Где можно узнать значение слова СОСТАВ? (В Словаре). Сегодня экспертами будут работать ........
- Вернемся к нашим схемам. Какое задание мы выполняли? (Составляли слова по схеме. Говорили про состав слова).
- Давайте вместе сформулируем тему урока. (Составление слов по схемам. Порядок разбора слов по составу.)
- Какую цель поставим перед собой? (Научиться составлять слова по схемам, разбирать слова по составу.)
- Составляем план.
1. Повторить о частях слова.
2. Составлять слова по схемам.
3. Разбирать слова по составу.
- Тему урока сформулировали, план работы составили, цели поставили.
 
- Посмотрите на экран. Что это такое? (Части слова).
- Какое задание можно придумать? (Составить слова).
Работа в парах.
- Какие слова получились? (зима, зимушка, зимой, корм, кормушка, кормит, покормит, птиц, птица, птицы).
- Запишите в тетради и на доске. Какое задание можно еще выполнить? (Составить предложение).
- Какое предложение получится? (Покорми птиц зимой!)
- Молодцы!
Физкультпауза.
Птички к нам прилетели.
На кормушку дружно сели.
Хлебных крошек поклевали.
Ягод спелых отыскали.
Птицы могут зимовать. Мы им будем помогать.

- Открываем учебник на с. 158. Упр. 200. Прочитайте. Работа в парах.
1 ряд – 1 столбик
2 ряд – 2 столби
3 ряд – 3 столбик
- Запишите слова в тетради, обозначьте части слова.
- Почему возможны разные слова? (Могут быть разные суффикс и окончание у однокоренных слов).
- Обменяйтесь тетрадями. (Взаимопроверка.) Сверьте с образцом.
- Кто испытывал затруднения при работе? У кого все получилось?
- Чему учились? (Учились составлять слова по схемам).
- Дети на предыдущих уроках мы разбирали слова по составу. Давайте вспомним, с чего начинали?
- Будем составлять план-памятку разбора слова по составу. Итак, с чего начинаем?
1. Прочитать слово.
2. Окончание.
3. Основа слова.
4. Корень.
5. Суффикс.
6. Приставка.
- Получилась памятка разбора слова по составу.
 
- Давайте сверим с образцом.
- Прочитайте.
- А теперь я предлагаю вам пользуясь памяткой разобрать слово «подснежники».
- С чего начнем?
- Запишите слово. Читайте памятку и объясняйте.
Самостоятельно по вариантам разобрать слова по составу. Упр. 201.
Проверка. Светофорчик.
Тест
1. Часть, без которой слово не может существовать?
д) суффикс;
п) корень;
2. Родственные слова это:
у) слова, которые сходны по смыслу;
о) слова, которые имеют общую часть и сходны по смыслу.
3. Окончание служит для образования новых слов
р) нет;
с) да.
4. Суффикс служит для связи слов в предложении
в) да;
я) нет.
5. Корень – это:
д) общая часть родственных слов;
и) общая часть слов.
6. Разбор слова по составу надо начинать с:
с) корня;
о) окончания.
7. Приставка это значимая часть слова.
к) да
а) нет

- О каком порядке говорили сегодня?
- Понравился ли вам урок?
- Достигли мы поставленной цели?
- Какова была тема урока?
- Над чем мы сегодня работали?
- В каком порядке нужно разбирать слова по составу?
- В чем были трудности?
- Для чего нужно знать части слова, уметь находить их в слове? Где могут пригодиться полученные знания?
- Чем полезен оказался урок?
Рефлексия.
Я не знал(а)… Теперь я знаю…
Мне было трудно…
Теперь я могу…
Мне было легко, потому что…
Мне захотелось…
Научился…
Я понял, что…
Мне захотелось… Все понял, могу помочь другим.
Я могу похвалить себя и своих одноклассников

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка по теме: "Составление слова по схемам.Разбор слова по составу" »

Тема урока:

«Составление слов по схемам. Порядок разбора слова по составу»


Цель: создать условия для исследования и  обобщения знаний о частях слова, развивать умения разбирать слова по составу и составлять слова по схемам.


Задачи:

- создать условия для исследования и  обобщения знаний о частях слова;

- развивать умения распознавать и определять части слова;

- составить алгоритм разбора слова по составу;

- развивать умения разбирать слова, по составу применяя алгоритм;

- развивать умения составлять слова по схемам;

- развивать познавательную самостоятельность через наблюдения, сравнения и выводы;

- активизировать словарный запас учащихся;

- воспитывать коммуникативную культуру учащихся.


Личностные результаты:

- осознавать роль языка и речи в жизни людей;

- воспитывать потребность совершенствовать свою устную и письменную речь;

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

- учиться высказывать свое предположение на основе работы с материалом учебника;

Познавательные УУД:

- ориентироваться в учебнике;

- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

Коммуникативные УУД:

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

- выразительно читать и пересказывать текст;

Предметные результаты:

- обобщить знания о частях слова;

- развивать умения разбирать слова по составу;

- развивать умения составлять слова по схемам;

- развивать связную устную и письменную речь;

- продолжить работу по наблюдению за лексическим значением слов;

- развивать умения работать со словарем и находить нужную информацию.


ХОД УРОКА


1.Организационный момент

- Ребята, у нас на уроке присутствуют гости. Повернитесь. Улыбнитесь им. Они вам тоже улыбаются. Тепло улыбок наших гостей поможет нам в работе.

-Присаживайтесь.

- Открываем тетради. Проверьте число. Сегодня 18 декабря. Классная работа.

- А теперь чистописание.

- От чего зависит выполнение работы в тетради? (Посадка, положение тетради.)

- Запишите следующие соединения слов:

ни жела по е

- Подумайте, что можно составить из этих соединений? (Слово.)

Запишите это слово. (Пожелание).

- У меня пожелание, чтобы у вас на уроке все получилось.

- На уроках русского языка мы говорим, что слова состоят из частей.

- Из каких же частей состоят слова? (Корень, суффикс, окончание, приставка.)

- Что такое окончание?

- Что такое основа слова?

- Из чего состоит основа?


- Каждая часть слова имеет свое обозначение. Мы сейчас вспомним, как обозначаются части слова. Итак, самая главная часть слова – это Корень. Положите карточку. Часть слова, которая стоит перед корнем. Это? (Приставка).

- Часть слова, которая стоит после корня. Это? (Суффикс.)

- Изменяемая часть слова. Это? (Окончание.)

- Что еще мы не обозначили? (Основу.) Что такое основа?

- Что у нас получилось? (Схема слова.)

- Посмотрите на схему, назовите главную часть слова. (Корень).

- Я предлагаю вам корень МОРОЗ. Назовите группу однокоренных слов.

- Какие слова называются однокоренными?

- Какое из них подходит к этой схеме?

- Запишите это слово. Обозначьте части слова.

Проверка. Светофорчик. ЗАМОРОЗКИ.

- Что мы изобразили при помощи схем? (Состав слова).

- Дети, Вам знакомо слово СОСТАВ? (Встречали). Где мы встречали его в жизни? (В математике – состав числа, состав – железнодорожный поезд, в русском языке – состав слова).

- Как вы думаете, какой СОСТАВ интересует нас сегодня на уроке? (Состав слова).

- Верно, нас интересует состав слова.

- Где можно узнать значение слова СОСТАВ? (В Словаре). Сегодня экспертами будут работать Шилин Д., Бурносова А.

- Вернемся к нашим схемам. Какое задание мы выполняли? (Составляли слова по схеме. Говорили про состав слова).

- Давайте вместе сформулируем тему урока. (Составление слов по схемам. Порядок разбора слов по составу.)

- Какую цель поставим перед собой? (Научиться составлять слова по схемам, разбирать слова по составу.)

- Составляем план.

1. Повторить о частях слова.

2. Составлять слова по схемам.

3. Разбирать слова по составу.

- Тему урока сформулировали, план работы составили, цели поставили.

- Посмотрите на экран. Что это такое? (Части слова).

- Какое задание можно придумать? (Составить слова).

Работа в парах.

- Какие слова получились? (зима, зимушка, зимой, корм, кормушка, кормит, покормит, птиц, птица, птицы).

- Запишите в тетради и на доске. Какое задание можно еще выполнить? (Составить предложение).

- Какое предложение получится? (Покорми птиц зимой!)

- Молодцы!

Физкультпауза.

Птички к нам прилетели.

На кормушку дружно сели.

Хлебных крошек поклевали.

Ягод спелых отыскали.

Птицы могут зимовать. Мы им будем помогать.


- Открываем учебник на с. 158. Упр. 200. Прочитайте. Работа в парах.

1 ряд – 1 столбик

2 ряд – 2 столби

3 ряд – 3 столбик

- Запишите слова в тетради, обозначьте части слова.

- Почему возможны разные слова? (Могут быть разные суффикс и окончание у однокоренных слов).

- Обменяйтесь тетрадями. (Взаимопроверка.) Сверьте с образцом.

- Кто испытывал затруднения при работе? У кого все получилось?

- Чему учились? (Учились составлять слова по схемам).

- Дети на предыдущих уроках мы разбирали слова по составу. Давайте вспомним, с чего начинали?

- Будем составлять план-памятку разбора слова по составу. Итак, с чего начинаем?

1. Прочитать слово.

2. Окончание.

3. Основа слова.

4. Корень.

5. Суффикс.

6. Приставка.

- Получилась памятка разбора слова по составу.

- Давайте сверим с образцом.

- Прочитайте.

- А теперь я предлагаю вам пользуясь памяткой разобрать слово «подснежники».

- С чего начнем?

- Запишите слово. Читайте памятку и объясняйте.

Самостоятельно по вариантам разобрать слова по составу. Упр. 201.

Проверка. Светофорчик.

Тест

1. Часть, без которой слово не может существовать?

д) суффикс;

п) корень;

2. Родственные слова это:

у) слова, которые сходны по смыслу;

о) слова, которые имеют общую часть и сходны по смыслу.

3. Окончание служит для образования новых слов

р) нет;

с) да.

4. Суффикс служит для связи слов в предложении

в) да;

я) нет.

5. Корень – это:

д) общая часть родственных слов;

и) общая часть слов.

6. Разбор слова по составу надо начинать с:

с) корня;

о) окончания.

7. Приставка это значимая часть слова.

к) да

а) нет


- О каком порядке говорили сегодня?

- Понравился ли вам урок?

- Достигли мы поставленной цели?

- Какова была тема урока?

- Над чем мы сегодня работали?

- В каком порядке нужно разбирать слова по составу?

- В чем были трудности?

- Для чего нужно знать части слова, уметь находить их в слове? Где могут пригодиться полученные знания?

- Чем полезен оказался урок?

Рефлексия.

Я не знал(а)… Теперь я знаю…

Мне было трудно…

Теперь я могу…

Мне было легко, потому что…

Мне захотелось…

Научился…

Я понял, что…

Мне захотелось… Все понял, могу помочь другим.

Я могу похвалить себя и своих одноклассников

8



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок русского языка по теме: "Составление слова по схемам.Разбор слова по составу"

Автор: Белова Ольга Владимировна

Дата: 26.10.2014

Номер свидетельства: 122628


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства