Урок русского языка во 2 классе на тему "Правописание частицы не с глаголами"
Урок русского языка во 2 классе на тему "Правописание частицы не с глаголами"
Урок ознакомления с новым материалом. На уроке использованы интересные виды работ: словарная работа,открытие нового знания, путем создания и разрешения проблемной ситуации, выполнение творческих заданий.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Цель урока: Познакомить учащихся с правилом написания частицы Не с глаголами, научиться писать частицу Не с глаголами, развивать навыки каллиграфического письма, развивать орфографическую зоркость, воспитывать бережное отношение к природе.
Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:
формирование уважительного отношения к иному мнению, к иной точке зрения;
формировать учебно-познавательный интерес к новому материалу.
Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
Регулятивные УУД:
уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
проговаривать последовательность действий на уроке;
оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;
планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей;
высказывать свое предположение (версию).
Коммуникативные УУД:
активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
уметь высказывать свое мнение;
слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения при совместной работе в группах и в паре.
Познавательные УУД:
-уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
Оборудование: Русский язык 2 кл. 2 ч., Канакина В.П., Горецкий В.Г., интерактивная доска, ноутбук, презентация.
Ход урока
1.Организационно - мотивационный
Прозвенел уже звонок-
Начинается урок.
А теперь все повернитесь
И друг другу улыбнитесь.
Улыбнитесь мне, друзьям
И садитесь по местам.
2.Актуализация знаний
Откройте тетради и запишите число, классная работа.
Минутка чистописания.
1.Прописать соединения букв: сн ,сл, ск.
2.Составить из слов пословицу: руки, не сиди, сложа, не будет, так и, скуки.
Запишите пословицу, правильно используя соединения букв.
Какое слово здесь лишнее? (лесник). Почему? (Это имя существительное)
К какой части речи относятся остальные слова? (Это глаголы).
Давайте с вами вспомним, что мы знаем о глаголе?
Назовем глаголы единственного и множественного числа.
Составьте предложение с одним из слов.
3. Постановка учебной задачи
Вы учитесь во 2 классе, вас называют учениками. Каждый школьник знает, как себя вести в школе. Давайте вспомним правила.
Создание проблемной ситуации.
Правила школьника (слайд 3)
1.Разговаривай на уроке.
2.Рисуй на парте.
3.Читай лежа.
4.Выкрикивай с места.
5.Слушай подсказки.
Верно ли записаны правила? А как правильно сказать? Выдвижение гипотез.(слайд 4)
1.(Не) разговаривай на уроке.
2.(Не) рисуй на парте.
3.(Не) читай лежа.
4.(Не) выкрикивай с места.
5.(Не) слушай подсказки.
Скажите, в чем отличие? (Поменялся смысл, добавилось слово Не к глаголу).
Как вы думаете, почему эти слова записаны в скобках? (Не знаем, как написать Не с глаголами).
А вам интересно узнать, что это за слово такое, которое меняет смысл? Какой частью речи является слово Не? Как пишется слово Не с глаголами? Какой смысл придает глаголу? В течение урока найдем ответы на эти вопросы. Теперь мы можем сформулировать тему нашего урока Правописание Не с глаголами (слайд 5 ).
Давайте определим цель урока (слайд 6)
1.Какой частью речи является Не?
2.Как пишется Не с глаголами?
3.Какой смысл придает глаголу?
4.Открытие нового знания
Можем мы ли мы поставить вопрос к этому слову? (Нельзя поставить вопрос).
Можем ли мы отнести это слово к имени существительному, прилагательному, глаголу?
(Не обозначает предмет, действие, признак).
Можем ли мы определить, каким членом предложения является ? (Нет)
Вывод 1 Если к слову нельзя поставить вопрос, если это слово не обозначает предмет, признак, действие, не является членом предложения, значит, это какая часть речи? (Служебная) Эта служебная часть речи называется частицей.
5.Физкультминутка
Мы устали, засиделись,
Нам размяться захотелось.
Отложили мы тетрадки,
Притупили мы к зарядке.
То на стенку посмотрели,
То в окошко поглядели.
Вправо, влево поворот,
А потом наоборот.
Приседанья начинаем,
Ноги до конца сгибаем.
Вверх и вниз, вверх и вниз.
Приседай, не торопись!
И в последний раз присели,
А теперь на место сели.
Открытие нового знания (продолжение)
Отвечаем на следующий вопрос. Как пишется частица Не с глаголами?
Глаголы не любят частицу Не. Она такая маленькая, а «перечеркивает» то, что говорят глаголы. Она все отрицает. Поэтому глаголы оттолкнули ее от себя. Чтобы проверить наши предположения о том, как пишется частица Не с глаголами, послушайте стихотворение поэта В.Агафонова о глаголе и частице Не.
Глаголу нравится читать,
Играть, работать и мечтать!
Глаголу очень нравится
Все делать очень живо.
Частица Не – красавица,
Но как она ленива!
Она не ходит, не сидит,
Не шьет, не жнет и не кипит,
Книг не читает, не поет,
Другим работать не дает.
Глагол же, не любя безделья,
С частицей пишется раздельно!
Что вы узнали о глаголах с частицей Не?
Вывод 2 Частица Не с глаголами пишется отдельно.
Вы самостоятельно вывели правило о правописании Не с глаголами.
Где можно проверить наши утверждения?
Работа с правилом. Откройте с.78 учебника и прочитайте правило.
Правильный ли вывод мы сделали?
А теперь мы можем правильно записать правила поведения (Слайд 7)
Какой смысл придает частица Не глаголу? (Отрицательный, все отвергает)
Вывод 3 Частица Не служит для отрицания действия
6.Первичное закрепление
Работа по учебнику стр.78 упр.136
О чем говорится в пословицах? Как вы понимаете их смысл?
О каких качествах человека идет речь? Какая из пословиц подходит к нашему уроку? Запишем ее у доски, подчеркнем частицу, подпишем части речи.
7. Выполнение творческого задания.
Прочитаете текст. Назовите глаголы с частицей НЕ.(слайд 8)
Не дразните собак,
Не гоняйте кошек,
Не жалейте для птиц
Вы зерна и крошек!
Где уместно разместить такой текст? Кто мог бы быть его автором?
(Наверное, так говорят те, кто любит природу.
Это как бы обращение к нам, людям, чтобы мы не губили природу.
Я бы написал этот текст на плакате! Обратился к людям, чтобы они помогаликошкам, собакам, птицам…
Не выбрасывали домашних животных на улицу…)
А можно ли этот текст назвать призывом?
( Да, это призыв людей, которые любят природу).
Предлагаю вам выполнить творческое задание. Для этого надо распределиться на 3 группы. Задание такое: составить небольшой текст-призыв, используя глаголы с частицей НЕ. Тексты посвящены разным темам:
1 группа – будет говорить о правилах поведения в лесу;
2 группа – о правилах поведения в столовой;
3 группа – О правилах пользования книгой;
По завершению работы представитель от каждой группы читает свой вариант. Следует обратить внимание на оформление текста, знаки препинания, написание частицы НЕ с глаголами.
Что помогло вам правильно и быстро выполнить задание? (Знания и взаимопомощь)
8. Домашнее задание
1 уровень- упр.135
2 уровень - . Подобрать пословицы, в которых встречаются глаголы с частицей Не и записать их в тетрадь
9.Рефлексия деятельности Итог урока (слайд 9)
С какой же новой орфограммой мы с вами познакомились сегодня на уроке?
Что такое НЕ? Какой частью речи является?
Как пишется частица НЕ с глаголами?
Какой смысл частица Не придает глаголу?
Спасибо вам ребята за урок, вы были активны, любознательны, показали себя настоящими знатоками русского языка.
Мне очень понравилось с вами работать, а понравился ли вам урок, все ли вам было понятно, мы сейчас узнаем. А вот вам мои пожелания.(слайд 10)
Не ругайтесь,
Не дразнитесь,
Не стоните,
Не кричите,
Не спешите,
Слитно Не с глаголами Не пишите!
Оценим свою работу с помощью смайликов. Если вам все понятно выберите смайлик зеленого цвета, если было понятно, но у вас есть затруднения – смайлик синего цвета, а если вы не научились писать Не с глаголами - выберите красный смайлик. (Слайд 11 )