Материал содержит конспект урока русского языка по теме «Правописание не с глаголами» в 3 классе по системе Л.В.Занкова. Урок может быть использован учителями начальных классов по любой программе.
Продемонстрировать умения организовывать урок в системно-деятельностном подходе.
Современный этап развития общества характеризуется повышенным вниманием к совершенствованию процесса образования, воспитания.
В настоящее время в практике преподавания учебных предметов наметились тенденции к созданию новых технологий, в частности технологий, связанных с построением дидактико – методических систем обучения.
Главная цель современной школы заключается в эффективной передаче наиболее ценного и актуального опыта, накопленного предыдущими поколениями, так, чтобы ученики смогли максимально качественно овладеть им.
Предлагаемая методическая разработка урока русского языка представляет собой мини-технологию по использованию современных средств организации учебной деятельности учащихся начальной школы и ориентированную на формирование у школьников предметных компетенций, поискового стиля мышления, обучение пользоваться мультимедийными средствами, развитие широкого кругозора, а также навыков визуально- образного мышления.
Современные информационные технологии предоставляют учителю большой резерв технической и технологической поддержки, высвобождающей значительную часть его времени именно для живого общения с учениками, и дает возможность сделать это общение более близким и человечным, чем ранее. Их применение даёт возможность использовать многообразные формы предъявления материала.
В основу настоящей разработки урока учебной темы положена совместная деятельность учителя и учащихся в ходе изучения учебной темы «Правописание частицы не с глаголами» в 3 классе. Урок разработан в соответствии с программой русского языка для общеобразовательной четырехлетней начальной школы по системе Л.В.Занкова.
По своей структуре данный урок является уроком открытия новых знаний.
Контроль за деятельностью учащихся проводится в ходе всего урока. Оценки выставляются после проверки самостоятельной работы с дифференцированным заданием.
На уроке используется компьютер и мультимедиа проектор, подготовлена мультимедийная презентация, помогающая обобщить знания детей о глаголе. На уроке применялась интерактивная доска. На ней фиксировались основные этапы урока: задание для орфографической минутки – для ясности и чёткости видения слов, букв для самопроверки; фиксации цели и задач урока, темы, интерактивные модели (предлоги, союзы, частицы) на этапе постановки проблемы с целью активизации познавательной деятельности учащихся и экономии времени на уроке.
Закрепление знаний учащихся о значении глаголов в речи. Формирование умений правильно писать не с глаголами. Закрепление навыков грамотного письма.
Формирование правильной речи. Обучение умению слушать чужую речь и излагать свои мысли в правильной форме. Формирование умения работать с мультимедийным оборудованием.
Урок является первым в теме: «Служебные части речи». С предыдущими связан целью обучения, теоретическим материалом, графическими требованиями к выделению орфограмм и морфем. Урок опирается на знания, умения, полученные ранее. «Работает» на последующую тему «Часть речи - глагол». Специфика урока в использовании парной работы и использовании здоровьесберегающих методик. Применяются развивающие технологии.
организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению орфограммы «частица не с глаголами»
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
1 этап урока. Оргмомент. Мотивация к учебной деятельности Цель: обеспечить готовность к уроку, снятие напряженности . Ожидаемый результат: включение учащихся в учебную деятельность. |
Слайд 2 Посмотрите на слайд. О чём он нам говорит? А может быть, лучше поиграть с друзьями? Итак: Нам предстоит большая работа, Всё, что мы делаем – нужно, Значит, мы будем трудиться Усердно и дружно! Сегодня на уроке русского языка мы продолжаем исследовать слова. Чтобы ваши исследования прошли успешно, какими нужно быть? Слайд 3 Девиз урока: «Всё получится! Почему сегодня у нас такой девиз? – Да, вы правы, сегодня у нас урок открытия нового знания, | Отвечают на вопросы: -Сейчас я буду учиться, буду узнавать что-то новое. -Нет, я хочу учиться! Проговаривают правила поведения на уроке, объясняют, для чего нужно выполнять эти правила. Активными, внимательными, помогать друг другу. Проговаривают девиз урока. Проговаривают тип урока и называют шаги учебной деятельности: «Что я не знаю?» «Сам найду способ» | Личностные: самоопределение. Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
2 этап Актуализация знаний. Проблемная ситуация. Цель: подготовка к изучению новой темы, систематизировать знания учащихся о частях речи, подвести учащихся к формулированию темы и постановке задач урока. Ожидаемый результат: умение высказывать свое мнение, умение планировать свою учебную работу. Педагогические приемы: фронтальная беседа. |
Дату и место проведения исследований мы уже записали. А теперь приступим к работе. Слайд 4 1. Орфографическая минутка Рассмотрите данные слова: л..тит, сп…шит, б..жит. Какое задание предлагаете выполнить? На какую орфограмму слова? Какие действия нужно выполнить, чтобы правильно выписать буквы? Давайте проверим. (ученик работает на ИД) Выберите понравившуюся вам «буквенную цепочку» и продолжите закономерность в тетрадях на первой строчке: Ее Ее Ее Ее Еее Ееее Ееа Еев Еед | В ходе орфографической минутки учащиеся предлагают вставить пропущенные буквы, определяют последовательность работы при проверке безударных гласных в корне слов. | Личностные: самоопределение. Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Регулятивные: формирование самооценки, взаимоконтроля. |
Слайд 5 2. Самоопределение к деятельности. Прочитайте вновь слова. Что общего? Докажите. Что знаете о глаголах? Обсудите в паре, что знаете о глаголе и приготовьтесь рассказать. | Это глаголы Работа в паре Проговаривают, что повторили. | Регулятивные: контроль, коррекция. Познавательные: общеучебные: умение структурировать знания; логические: анализ, синтез, выбор оснований для сравнения. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; управление поведением партнера; умение выражать свои мысли. |
Слайд 6 3. Проблемная ситуация. Выявление места и причины затруднения. Прочитайте следующие строчки: Ошибается тот, кто ничего делает. Откладывай на завтра, то что можно сделать сегодня. Почему данные высказывания звучат бессмысленно? Что нужно добавить? Перед какой частью речи стоит НЕ? Докажите, что это глагол. Добавьте НЕ и запишите глаголы. У вас получились разные варианты. Почему? не делает (неделает), не откладывай (неоткладывай) В каком месте возникло затруднение? Почему возникло затруднение? | Высказывают свои мнения Выполняют задание Фронтальная проверка. Фиксируют индивидуальное затруднение (Я не знаю). Под руководством учителя выявляют место затруднения. - При написании не с глаголом. Проговаривают причину затруднения с помощью учителя: -Мы не знаем как пишется НЕ с глаголом. | Познавательные: умение структурировать знания; постановка и формулирование проблемы; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание. |
3 этап Постановка учебной задачи (формулирование цели темы урока) Цель: формирование умения обозначить цель и тему урока, прогнозировать результат. |
Слайд 7 Сформулируйте тему сегодняшнего урока. Какие задачи поставим? Результаты исследования будем оформлять в виде схемы, которая находится в журнале исследования. Что нам поможет? Итак, нам предстоит большая работа, но прежде, чем мы к ней приступим, я предлагаю вам отдохнуть Слайд 8 Физкультминутка | С помощью учителя, формулируют тему, ставят задачи урока: - Чем является слово НЕ. -Узнать, как пишется не с глаголом. Называют средства: - Свой опыт, учебник, учитель Выполняют движения | Регулятивные: целеполагание, планирование, Коммуникативные: умение отвечать на вопросы. |
4 этап Открытие новых знаний. Построение проекта выхода из затруднения. Цели: реализовать построенный проект в соответствии с планом; зафиксировать новое знание в речи и знаках; организовать устранение и фиксирование преодоления затруднения. Педагогические приемы: создание проблемной ситуации. |
Слайд 9 Исследование №1 Чем является слово НЕ? Это вы выясните самостоятельно. Откройте «Журналы исследований». Найдите материалы исследования№1. Ответом на каждый вопрос являются буквы, которые вы будете вписывать в клеточки. В итоге у вас получится слово, которое подскажет, какой частью речи является НЕ (дети работают самостоятельно) 1. Исследуйте ряд букв - ш, ж, ч, ц, подчеркните «лишнюю» букву 2. Разгадайте ребус, выделите орфограмму. 3. Подберите антоним к слову темнота, подчеркните в нём первую букву. 4. Подчеркните орфограмму в слове крот. 5. Исправьте ошибку в слове стрежи, выделите орфограмму. 6. Отгадайте загадку: Букву «пэ» перевернули, Справа хвостик пристегнули, Завернули на конце, Получилась буква.... 7. Вставьте и подчеркните пропущенную букву щ…вель. Наш первый вывод: НЕ – это частица. Запишите вывод в схему | Под руководством учителя выполняют составленный план действий. Работа в паре (журнал исследования) | Коммуникативные: управление поведением партнера; умение выражать свои мысли, высказывать своё предположение. Познавательные: общеучебные: поиск и выделение необходимой информации, смысловое чтение; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; логические: построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез Регулятивные: контроль, коррекция |
Слайд 10 Исследование №2 Какой частью речи является частица НЕ: служебной или самостоятельной? Можем ли мы сразу ответить на этот вопрос? Что вы знаете о самостоятельных частях речи? Назовите самостоятельные части речи. А служебные? Куда же можно отнести частицу? Какой будет второй вывод? Вывод: частица НЕ - служебная часть речи. Запишите вывод в схему Какое значение придаёт глаголу частица НЕ? Я предлагаю вам прочитать в учебнике упражнение № 221. Что отрицает его герой, что утверждает? Какая служебная часть речи помогла выразить отрицание? Прочитайте стихотворение без этого служебного слова. Что изменилось? | Отвечают на вопросы. Фронтальная работа Они отвечают на вопросы, являются членами предложения. Существительное, прилагательное, глагол. К ним нельзя поставить вопросы, они не являются членами предложений, служат для связи слов в предложении К частице нельзя поставить вопрос, она не является членом предложения, она служит для связи слов в предложении. Значит, частица - служебная часть речи. Заполняют схему Частица не помогла. Без частицы не непонятно выражение: НО ЗАТО ОДИН ИЗ КЛАССА Я УШАМИ ШЕВЕЛЮ. Нечем гордиться. | |
Слайд 11 Исследование №3 Как пишется Не с глаголами? Выпишите частицу не вместе с глаголом, перед которым она находится. Обведи частицу. Как она пишется с глаголом? Вывод: частица НЕ пишется с глаголами раздельно. Запишите вывод в схему Всегда ли частица НЕ пишется с глаголом раздельно? Это мы узнаем из следующего исследования. Откройте материалы исследования №3. Прочитайте предложения. Дети (не)любят ходить в больницу. Они (не)навидят уколы и (не)годуют, когда им (не)здоровится. Какое задание нужно выполнить? Попробуйте прочитать эти предложения без НЕ. Какие получились слова? Есть ли в русском языке такие слова? Кто догадался, когда нужно писать НЕ раздельно, а когда слитно? Вывод: Если глагол употребляется без НЕ, то пишем раздельно. Если глагол не употребляется без НЕ, то пишем слитно. | Выполняют работу в тетрадях и делают вывод: Отрицательная частица НЕ с глаголом пишется раздельно. Нужно НЕ написать слитно или раздельно. Любят, навидят, годуют, здоровится. Любят –есть, а навидят, годуют, здоровится – нет Если слова можно употребить без НЕ – нужно писать раздельно, а если нельзя, то слитно. | |
5 этап Первичное закрепление. Цель: отрабатывать умение правильно писать не с глаголами . Педагогические приемы: работа по электронному учебнику: работа с правилом, интерактивное задание. Ожидаемый результат: Умение преодолевать трудности, самостоятельно работать, применяя новые правила. |
Электронный учебник 1.Работа с правилом. Вы самостоятельно вывели правило о правописании не с глаголом. Где можно проверить наши утверждения? Откройте стр. 91 учебника и прочитайте правило. Правильный ли вывод мы сделали? 2. Работа по электронному учебнику с интерактивным заданием. | Учащиеся читают правило в учебнике, соотносят вывод, находят новое. Самопроверка. | Коммуникативные: управление поведением партнера; умение выражать свои мысли. Личностные: нравственно-этическое оценивание Регулятивные: контроль, коррекция |
6 этап Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Цели: организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание; организовать самопроверку по эталону, самооценку; организовать выявление места и причины затруднений, работу над ошибками. |
Слайд 12 А сейчас вы проведёте самостоятельные исследования в парах. Вы можете совещаться, советоваться, помогать друг другу. Найдите материалы для самостоятельных исследований. Внимательно прочитайте задание и выполните его письменно. 1. Запиши пословицу Как (не)злись метелица, весной повевает. 2. Выписать слова, которые записаны неверно: Нерешишь, не пишешь, не годую, неговорит, не клади, не здоровится, невижу, ненадеемся. 3. Восстановить правила поведения: Разговаривай с соседом на уроке. Рисуй на парте. Самопроверка - У кого всё правильно? - У кого есть ошибки? - В чём причина? | Выполняют задание самостоятельно в тетради. Выполняют самопроверку по эталону. Называют с помощью учителя место своего затруднения, причину исправляют ошибки. Выполняют самооценку. | Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном, коррекция; оценка – оценивание качества и уровня усвоения; Познавательные: общеучебные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание Личностные: самоопределение |
7 этап Рефлексия учебной деятельности на уроке. Итог урока. Цель: осмысление полученных знаний, формулирование трудностей, возникших на уроке и путей их решения. Умение дать оценку учебной деятельности |
Слайд 13 1. Итог урока. Посмотрите, есть ли ещё вопросы в нашем плане, на которые мы должны ответить. Значит, пришла пора подвести итог нашим исследованиям. Вернёмся к задачам исследования. - Какую задачи ставили? - Какие открытия сделали? - Какие действия выполняли для этого? Расскажите по схеме: знаю Я запомнил смог Слайд 14 2. Рефлексия -Оцените свою деятельность на уроке, используя «Лесенку успеха». Среди глаголов-исключений есть слово - нездоровится. Ему желают- не болеть. В местах посещения туристов есть «Дерево желаний», обычно на него привязывают лоскутки из ткани, а мы на листиках напишем друг другу пожелания из глаголов с НЕ и прикрепим на своё дерево. Пусть ваши пожелания сбудутся, а знания будут применяться. | Отвечают на вопросы учителя. По схеме рассказывают, что узнали, знают, смогли. Учащиеся пишут пожелания с глаголом с не и вывешивают листики на «Дерево желаний» | Познавательные: рефлексия деятельности Коммуникативные: умение выражать свои мысли. Регулятивные: волевая саморегуляция; оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование. |
8 этап Домашнее задание. |
Слайд 14 Дома вы можете выполнить: 1) упражнение № 222 или № 223; 2) составить правила поведения в столовой; 3) найти пословицы по теме урока. Я желаю вам дальнейших успехов в постижении всего того чудесного и таинственного, что прячется за словами русский язык. Не грустите! Не унывайте! Не отчаивайтесь, если что-то пока не получается. Вы меня не огорчили, не подвели! Всем спасибо за урок! | Дифференцированное домашнее задание. | Регулятивные: самоопределение. |