III. Актуализация знаний Постановка УЗ. | – Ребята, отгадайте загадку: Кто меня признает, тот в беду попадет. - Все ли правильно здесь написано? - А что обозначает слово НЕ? - А как должна звучать загадка? - Верно, запишите нашу загадку в тетрадь. (Ученик комментирует запись у доски, затруднение в написании НЕ с глаголом). - А как ты запишешь, НЕ ПРИЗНАЕТ? А как вы ребята, запишите НЕ ПРИЗНАЕТ? - Давайте пропустим немного места и поставим между словами НЕ ПРИЗНАЕТ знак вопроса. Мы ведь не знаем как правильно писать. Вы в тетрадях поставьте простым карандашом. (Учащиеся дописывают загадку Кто меня НЕ ? признает, тот в беду попадет.) - А слово ПРИЗНАЕТ является какой частью речи? - Ребята, кто готов рассказать, как правильно писать НЕ с глаголами? - Ребята, так какова цель нашего занятия? Что мы с вами должны сегодня узнать? - Верно, как будет звучат тема нашего урока? - Вы правы. | - Светофор. - Не хватает слова НЕ. - НЕ обозначает отрицание чего-либо. - Кто меня НЕ признает, тот в беду попадет. - Слитно или раздельно?! - Признает часть речи - глагол. (Затруднения). - Как правильно писать, слитно или раздельно НЕ с глаголами. Правописание НЕ с глаголами. | Умение находить учебную проблему и решать ее как самостоятельно, так и при помощи учителя. |
IV.Работа над новым материалом. Физминутка | - Ребята, откройте учебник на странице 78, прочтите правило. - Какое это правило? - Так что такое слово НЕ? - Как частица НЕ пишется с глаголами? - Так как мы напишем в нашей загадке частицу НЕ с глаголом ПРИЗНАЕТ? (стирается на доске знак вопроса). - Откройте учебник на стр.78. Прочитайте стихотворение. Вспомним правила выразительного чтения. Кто хочет прочитать стихотворение вслух выразительно? (Читает желающий или сильный ученик.) - Ребята, почему автор назвал так свое стихотворение? О чем оно? Какие еще хорошие привычки должны быть у ребят? - Выпишите глаголы с частицей НЕ. Подчеркните частицу НЕ. - Какие глаголы вы выписали? - Докажите, что эти слова являются глаголами? - Молодцы! - Прочитайте пословицы из упр. 136. Объясните их смысл. - А теперь закройте учебники и напишите одну из пословиц по памяти. Теперь откройте учебники и проверьте себя. Поднимите руки, у кого пословица написана правильно. Все молодцы! - Теперь подчеркните глаголы и частицы НЕ в пословицах. - А теперь пофантазируем. На тему любой из пословиц придумайте свой рассказ с использованием глаголов и частицы НЕ. - Я уверена, что у вы придумали хорошие рассказы. Кто желает озвучить? - Кто еще раз нам скажет, как пишется частица НЕ с глаголами? - Посмотрите на страницу учебника 79, прочтите шепотом стихотворение «Гололед» упражнение 137. Кто желает прочитать стихотворение выразительно? - Почему стихотворение так называется? Что значит ГОЛОЛЕД? - Какие слова в строках рифмуются? Какими частями речи они являются? - Какое звукосочетание вы слышите в конце рифмующихся строк? - Какие звуки мы произносит на месте ТСЯ глаголов? - Ребята, запомните! В глаголах никогда в конце слова не пишется буквосочетание ЦА, оно может быть только у имен существительных. - Спишите стихотворение. Подчеркните глаголы и частицу НЕ. | - Орфографическое. - Слово НЕ – это частица. - Частица не с глаголами пишется раздельно. - Пишем раздельно. (Ответы детей). (Выполняют задание). - Не дергать, не драться, не говорить. - Отвечают на вопрос что делать, обозначают признак предмета. (Дети читают и объясняют смысл пословиц). (Ученики озвучивают рассказы). - Частица НЕ с глаголами пишется раздельно! - Голый лед, лед не покрытый снегом. - Не идется, не едется, не радуется. - Звукосочетание ТСЯ [ца] - Звуки ЦА. | Осознание необходимости употребления имен прилагательных в своей речи. |
VI. Итог урока. | - Какую новую информацию получили, работая на уроке? С какой частью речи мы сегодня работали? Чему научились? - Ребята, как вы думаете, зачем мы изучаили эту тему? И как это может пригодиться в жизни? К чему приводит неправильная запись слова? | - Что частица НЕ с глаголами пишется раздельно. С глаголами. Научились писать слова на это правило, упражняться в написании слов на изучаемое правило. | Умение подводить итог урока, обобщать полученные знания. |