kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок русского языка "Не с глаголами"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Русский язык

Тема урока: Правописание НЕ  с  глаголами                                                               

Цель урока: понятие о навыках  правописания  не с глаголами

Задачи:

Образовательная:

  • повторить знания о глаголе
  • формировать  умение писать не с глаголами
  • формировать навыки планирования ответов, навыка работать с книгой, уметь писать и читать в быстром темпе, навыки  самоконтроля

Развивающая:

  • развивать у школьников умение выделять главное, существенное в изучаемом материале, сравнивать.
  • обобщать, логически излагать свои мысли, речь
  • развивать эмоции уч-ся, создавая на уроке эмоциональные ситуации удивления, радости
  • развивать познавательный интерес школьников

Воспитательная:

  • содействовать в формировании мировоззрения
  • воспитывать любовь к природе
  • воспитывать любовь к родному языку

Коррекция: внимания, памяти

Тип урока: урок формирования умений и навыков

Методы: репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский, словесный, практический.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная.

Оборудование: «Русский язык» 4 класс, карточки с заданиями, презентация, оценочный лист

Ход урока.

1. Организационный  момент. 

-Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок, урок-исследование, где вы должны показать свои знания, проявить наблюдательность, умение анализировать и делать выводы.

Дети хором произносят слова:

Нам предстоит большая работа,

Всё, что мы делаем – нужно,

Значит, давайте трудиться

Честно, усердно и дружно!

- Сегодня на уроке русского языка вы будете исследователями. Чтобы ваши исследования прошли успешно,  какими нужно быть? (активными, внимательными, помогать друг другу)

- Дату и место проведения исследований мы уже записали. А теперь приступим к работе.

2. Минутка чистописания.

Разминка для рук.

-Давайте разомнём наши пальчики и подготовим их к работе

Массаж рук

Жили - были три пингвина.

Пик, пак, пок.

Хорошо и дружно жили.

Пик, пак, пок.

Как – то утром на рыбалку.

Пик. пак, пок.

Зашагали вперевалку.

Пик, пак, пок.

Наловили много рыбы.

Пик, пак, пок.

И еще поймать могли бы.

Пик, пак, пок.

- На минутке чистописания  мы продолжим отработку плавного безотрывного письма, что позволит вам писать достаточно быстро и хорошо усвоить учебный материал на уроке.

- Исследуйте слова и определите, какую букву будем писать.

На доске:   л.тит,  сп…шит, б.жит.   

Дети: Сегодня будем писать гласную букву  е, так как  она является безударной гласной, которая пропущена в данных словах.

- Выберите понравившуюся вам «буквенную цепочку» и продолжите закономерность в тетрадях на первой строчке:

Ееа  Ееб  Еев

- Посмотрите на  следующую  строчку.

Здоровье за деньги … купишь.

- Почему данные высказывания звучат бессмысленно? Что нужно добавить?

- Перед какой частью речи стоит НЕ?

  Докажите, что это глагол.

-Может быть, исходя из опыта, практики, кто-то знает, как нужно написать НЕ с глаголом?

 ( НЕ нужно написать раздельно)

3. Сообщение темы и цели урока.

- Сформулируйте тему сегодняшнего урока. ( Правописание не  с глаголами)

- Какую цель поставим перед собой на уроке? ( Научиться правильно, писать не  с глаголами) 

- А ещё мы будем обогащать свой словарный запас, оттачивать свою орфографическую зоркость и учиться самостоятельно мыслить.

- Итак, обращаемся к ещё раз к пословице, которую записали. Какой вывод можем сделать?

- Итак, наш первый вывод: НЕ с глаголами пишется раздельно.

- Верно ли это утверждение мы с вами узнаем в течение урока.

- Для этого нам предстоит провести ряд исследований, в ходе которых мы выясним, какой частью речи является НЕ, всегда ли НЕ пишется с глаголами раздельно, а работать мы будем по плану.

(На доску вывешивается « План исследований »)

4. Работа над новой темой.

Исследование № 1

- Какой частью речи является НЕ?

-Это вы выясните самостоятельно.  Откройте «Журналы исследований». Найдите материалы исследования №1 Расшифруйте «Анаграмму».

- Проверяем. Какой же частью речи является НЕ? (частицей)

-Наш второй вывод:  НЕ – это частица.

- Какой следующий пункт нашего плана?

- Теперь нам нужно выяснить, какой частью речи является частица НЕ: служебной или самостоятельной?

- Можем ли мы сразу ответить на этот вопрос?

- Что вы знаете о самостоятельных частях речи?

- Назовите самостоятельные части речи.

- А служебные?

- Куда же можно отнести частицу?

- Какой будет третий вывод?

Вывод № 3: частица НЕ  - служебная часть речи.

5. Физминутка «Девочки-мальчики».

- Сейчас я буду называть различные глаголы.  Если глагол будет с частицей НЕ -  встают мальчики, если без частицы НЕ – встают девочки.

Не  ужинал, помогать, не дежурит, найдёшь, уважать, не работает, не ужинал,  знаю, рисует, не морозит,

Письмо по памяти.

- Вспомните и запишите по памяти глаголы с частицей НЕ, которые были  использованы в физминутке. 

Проверка.

-Что это за слова? (эти глаголы образованы от существительных – словарных слов)

-Как написали частицу НЕ с глаголами? (раздельно)

Исследование № 2

-Всегда ли  частица НЕ пишется с глаголом раздельно?

Это мы узнаем из следующего исследования. Откройте материалы исследования №3. Прочитайте предложения.

Дети  (не)любят  ходить в больницу.  Они (не) навидят уколы и  (не) годуют, когда им (не) здоровится.

- Какое задание нужно выполнить?

 ( нужно не написать слитно или раздельно)

- Попробуйте прочитать эти предложения без не. Какие получились слова?

(любят, навидят, годуют, здоровится)

- Есть ли в русском языке такие слова?

( любят –есть, а навидят, годуют, здоровится – нет)

- Кто догадался, когда нужно писать НЕ раздельно, а когда слитно? (если слова можно употребить без НЕ – нужно писать раздельно, а если нельзя, то слитно)

- Давайте подберём  к глаголам  ненавидят, негодуют и нездоровится синонимы и запишем их.

Ненавидят - презирают, не любят

негодуют - возмущаются

нездоровится – болеют

- Значение слова негодует посмотрим в толковом словаре. (ученик зачитывает по словарю значение слова)

- Запишем  первое предложение разберём его по членам. (один ученик выполняет разбор)

- Когда мы пишем НЕ с глаголами раздельно, а когда слитно?

Вывод №4: Если глагол употребляется без НЕ, то пишем раздельно. Если глагол не употребляется без НЕ, то пишем слитно. 

На самом деле в русском языке много слов – исключений (невзлюбить, несдобровать, недолюбливать, недоумевать), но вы с ними познакомитесь в старших классах.

- Давайте ещё раз  прочитаем и запомним их. Как пишется не в этих словах ?

В них  не пишется слитно.

Разминка для глаз «Лови снежинку!»

Сейчас мы с вами понаблюдаем за этим явлением и заодно проведём разминку для глаз.

7. Самостоятельные исследования в парах.

- А сейчас вы проведёте самостоятельные исследования в парах. Вы можете совещаться, советоваться, помогать друг другу.  Найдите материалы для самостоятельных исследований. Внимательно прочитайте задание и выполните его письменно.

1 пара.

Списать текст, раскрыв скобки.

Ленивая кошка ( не) ловит мышей.

Ленивый мальчишка (не) моет ушей.

Ленивый мальчишка (не) любит уборку.

2 пара.

Спишите пословицы, вставляя отрицательную частицу НЕ

Шила в мешке – …утаишь.
Лежа хлеба…добудешь.
Одна ласточка весны…делает.
После драки кулаками…машут.

3 пара.

Восстановить правила поведения:

опаздывать на урок.

разговаривать на уроке.

мешать своему соседу по парте.

рисовать на партах.

4 пара.

Выписать слова, которые записаны  неверно:

Нерешишь, не пишешь, не  годую, неговорит, не клади,  не  здоровится,  невижу, ненадеемся.

5 пара.

Раскрыть скобки, вставить недостающее слово:

(Не) сердись,  (не) скучай,

(не) дерись, (не) спеши!

НЕ  с глаголом _____________ пиши!

- А сейчас заслушаем отчёты групп. Проверка.

8. Исследование 3.

Посмотрите, есть ли ещё вопросы в нашем плане, на которые  мы должны ответить. Значит, пришла пора подвести итог нашим исследованиям.

- Откройте материалы исследования № 3. Вместо пропусков вставьте нужные слова. Прочитайте, что у нас получилось? (правило)

…  выучил,  … делай.

… знаешь,  …  спеши.

С глаголами отдельно

Частицу  …  пиши.

Только помни об исключениях:

… годовать,  …взлюбить,  …навидеть,

… доумевать, …здоровится

- Проверим.

Рубрика  «Говори правильно!»

- Внимание! Прочитайте про себя, как надо произносить глаголы жить и быть с частицей не в прошедшем времени, обращая внимание на ударение.

Не был, не было, не были, не была.

- Спишите предложения. Раскройте скобки. Поставьте ударение в глаголах с не.

У нас (не)было времени пойти в кино. В этом городе я раньше (не)жила. Сергей и Валя (не) были на экскурсии в музее.

9. Тест «НЕ с глаголами».

- А сейчас небольшой тест, чтобы проверить ваши знания.

1) Частица НЕ – это …………….  часть речи.

     служебная  или самостоятельная

2) Частица НЕ придаёт глаголу смысл…….

     Отрицания  или  утверждения

3) Какое слово записано неверно?

   Ненарисовать   нездоровится  не  забуду

10. Домашнее задание    с. 207 упр. 522

11. Рефлексия  «Голосование точками»

На стикерах выразите свою собственную оценку в виде одного предложения, наклеить стикеры в одну из областей  концентрических кругов – чем ближе  к центру, тем больше достигнута цель.

На солнышках напишите пожелания нашим гостям, используя частицу НЕ

(дарят гостям солнышко с пожеланиями)

«Запомните, мои друзья, волшебная частица НЕ, отрицая плохое, недостойное человека действие, учит нас мудрому отношению к жизни и к себе».

Отметь знаком «+», оцени свое настроение

1. Мое настроение в начале урока

2. Мое настроение в конце урока

Отметь знаком «+», оцени себя

Хорошо

Не очень

  Плохо

1. Данную тему я усвоил (а)

2. На уроке я работал (а)



 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«урок русского языка "Не с глаголами" »

Русский язык


Тема урока: Правописание НЕ с глаголами

Цель урока: понятие о навыках правописания не с глаголами

Задачи:

Образовательная:

  • повторить знания о глаголе

  • формировать  умение писать не с глаголами

  • формировать навыки планирования ответов, навыка работать с книгой, уметь писать и читать в быстром темпе, навыки  самоконтроля

Развивающая:

  • развивать у школьников умение выделять главное, существенное в изучаемом материале, сравнивать.

  • обобщать, логически излагать свои мысли, речь

  • развивать эмоции уч-ся, создавая на уроке эмоциональные ситуации удивления, радости

  • развивать познавательный интерес школьников

Воспитательная:

  • содействовать в формировании мировоззрения

  • воспитывать любовь к природе

  • воспитывать любовь к родному языку

Коррекция: внимания, памяти

Тип урока: урок формирования умений и навыков

Методы: репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский, словесный, практический.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная.

Оборудование: «Русский язык» 4 класс, карточки с заданиями, презентация, оценочный лист



Ход урока.

1. Организационный момент.

-Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок, урок-исследование, где вы должны показать свои знания, проявить наблюдательность, умение анализировать и делать выводы.

Дети хором произносят слова:

Нам предстоит большая работа,

Всё, что мы делаем – нужно,

Значит, давайте трудиться

Честно, усердно и дружно!

- Сегодня на уроке русского языка вы будете исследователями. Чтобы ваши исследования прошли успешно, какими нужно быть? (активными, внимательными, помогать друг другу)

- Дату и место проведения исследований мы уже записали. А теперь приступим к работе.

2. Минутка чистописания.

Разминка для рук.

-Давайте разомнём наши пальчики и подготовим их к работе

Массаж рук

Жили - были три пингвина.

Пик, пак, пок.

Хорошо и дружно жили.

Пик, пак, пок.

Как – то утром на рыбалку.

Пик. пак, пок.

Зашагали вперевалку.

Пик, пак, пок.

Наловили много рыбы.

Пик, пак, пок.

И еще поймать могли бы.

Пик, пак, пок.

- На минутке чистописания мы продолжим отработку плавного безотрывного письма, что позволит вам писать достаточно быстро и хорошо усвоить учебный материал на уроке.

- Исследуйте слова и определите, какую букву будем писать.

На доске: л..тит, сп…шит, б..жит.

Дети: Сегодня будем писать гласную букву е, так как она является безударной гласной, которая пропущена в данных словах.

- Выберите понравившуюся вам «буквенную цепочку» и продолжите закономерность в тетрадях на первой строчке:

Ееа Ееб Еев

- Посмотрите на следующую строчку.

Здоровье за деньги … купишь.

- Почему данные высказывания звучат бессмысленно? Что нужно добавить?

- Перед какой частью речи стоит НЕ?

Докажите, что это глагол.

-Может быть, исходя из опыта, практики, кто-то знает, как нужно написать НЕ с глаголом?

( НЕ нужно написать раздельно)

3. Сообщение темы и цели урока.

- Сформулируйте тему сегодняшнего урока. ( Правописание не с глаголами)

- Какую цель поставим перед собой на уроке? ( Научиться правильно, писать не с глаголами)

- А ещё мы будем обогащать свой словарный запас, оттачивать свою орфографическую зоркость и учиться самостоятельно мыслить.

- Итак , обращаемся к ещё раз к пословице, которую записали. Какой вывод можем сделать?

- Итак, наш первый вывод: НЕ с глаголами пишется раздельно.

- Верно ли это утверждение мы с вами узнаем в течение урока.

- Для этого нам предстоит провести ряд исследований, в ходе которых мы выясним, какой частью речи является НЕ, всегда ли НЕ пишется с глаголами раздельно, а работать мы будем по плану.

(На доску вывешивается « План исследований »)

4. Работа над новой темой.

Исследование № 1

- Какой частью речи является НЕ?

-Это вы выясните самостоятельно. Откройте «Журналы исследований». Найдите материалы исследования №1 Расшифруйте «Анаграмму».

- Проверяем. Какой же частью речи является НЕ? (частицей)

-Наш второй вывод: НЕ – это частица.

- Какой следующий пункт нашего плана?

- Теперь нам нужно выяснить, какой частью речи является частица НЕ: служебной или самостоятельной?

- Можем ли мы сразу ответить на этот вопрос?

- Что вы знаете о самостоятельных частях речи?

- Назовите самостоятельные части речи.

- А служебные?

- Куда же можно отнести частицу?

- Какой будет третий вывод?

Вывод № 3: частица НЕ - служебная часть речи.

5. Физминутка «Девочки-мальчики».

- Сейчас я буду называть различные глаголы. Если глагол будет с частицей НЕ - встают мальчики, если без частицы НЕ – встают девочки.

Не ужинал, помогать, не дежурит, найдёшь, уважать, не работает, не ужинал, знаю, рисует, не морозит,

Письмо по памяти.

- Вспомните и запишите по памяти глаголы с частицей НЕ, которые были использованы в физминутке.

Проверка.

-Что это за слова? (эти глаголы образованы от существительных – словарных слов)

-Как написали частицу НЕ с глаголами? (раздельно)

Исследование № 2

-Всегда ли частица НЕ пишется с глаголом раздельно?

Это мы узнаем из следующего исследования. Откройте материалы исследования №3. Прочитайте предложения.

Дети (не)любят ходить в больницу. Они (не) навидят уколы и (не) годуют, когда им (не) здоровится.

- Какое задание нужно выполнить?

( нужно не написать слитно или раздельно)

- Попробуйте прочитать эти предложения без не. Какие получились слова?

(любят, навидят, годуют, здоровится)

- Есть ли в русском языке такие слова?

( любят –есть, а навидят, годуют, здоровится – нет)

- Кто догадался, когда нужно писать НЕ раздельно, а когда слитно? (если слова можно употребить без НЕ – нужно писать раздельно, а если нельзя, то слитно)

- Давайте подберём к глаголам ненавидят, негодуют и нездоровится синонимы и запишем их.

Ненавидят - презирают, не любят

негодуют - возмущаются

нездоровится – болеют

- Значение слова негодует посмотрим в толковом словаре. (ученик зачитывает по словарю значение слова)

- Запишем первое предложение разберём его по членам. (один ученик выполняет разбор)

- Когда мы пишем НЕ с глаголами раздельно, а когда слитно?

Вывод №4: Если глагол употребляется без НЕ, то пишем раздельно. Если глагол не употребляется без НЕ, то пишем слитно.

На самом деле в русском языке много слов – исключений (невзлюбить, несдобровать, недолюбливать, недоумевать), но вы с ними познакомитесь в старших классах.

- Давайте ещё раз прочитаем и запомним их. Как пишется не в этих словах ?

В них не пишется слитно.

Разминка для глаз «Лови снежинку!»

Сейчас мы с вами понаблюдаем за этим явлением и заодно проведём разминку для глаз.

7. Самостоятельные исследования в парах.

- А сейчас вы проведёте самостоятельные исследования в парах. Вы можете совещаться, советоваться, помогать друг другу. Найдите материалы для самостоятельных исследований. Внимательно прочитайте задание и выполните его письменно.

1 пара.

Списать текст, раскрыв скобки.

Ленивая кошка ( не) ловит мышей.

Ленивый мальчишка (не) моет ушей.

Ленивый мальчишка (не) любит уборку.

2 пара.

Спишите пословицы, вставляя отрицательную частицу НЕ

Шила в мешке – …утаишь.
Лежа хлеба…добудешь.
Одна ласточка весны…делает.
После драки кулаками…машут.

3 пара.

Восстановить правила поведения:

опаздывать на урок.

разговаривать на уроке.

мешать своему соседу по парте.

рисовать на партах.

4 пара.

Выписать слова, которые записаны неверно:

Нерешишь, не пишешь, не годую, неговорит, не клади, не здоровится, невижу, ненадеемся.

5 пара.

Раскрыть скобки, вставить недостающее слово:

(Не) сердись, (не) скучай,

(не) дерись, (не) спеши!

НЕ с глаголом _____________ пиши!

- А сейчас заслушаем отчёты групп. Проверка.

8. Исследование 3.

Посмотрите, есть ли ещё вопросы в нашем плане, на которые мы должны ответить. Значит, пришла пора подвести итог нашим исследованиям.

- Откройте материалы исследования № 3. Вместо пропусков вставьте нужные слова. Прочитайте, что у нас получилось? (правило)

выучил, … делай.

знаешь, … спеши.

С глаголами отдельно

Частицу … пиши.

Только помни об исключениях:

годовать, …взлюбить, …навидеть,

доумевать, …здоровится

- Проверим.

Рубрика «Говори правильно!»

- Внимание! Прочитайте про себя, как надо произносить глаголы жить и быть с частицей не в прошедшем времени, обращая внимание на ударение.

Не был, не было, не были, не была.

- Спишите предложения. Раскройте скобки. Поставьте ударение в глаголах с не.

У нас (не)было времени пойти в кино. В этом городе я раньше (не)жила. Сергей и Валя (не) были на экскурсии в музее.

9. Тест «НЕ с глаголами».

- А сейчас небольшой тест, чтобы проверить ваши знания.

1) Частица НЕ – это ……………. часть речи.

служебная или самостоятельная

2) Частица НЕ придаёт глаголу смысл…….

Отрицания или утверждения

3) Какое слово записано неверно?

Ненарисовать нездоровится не забуду

10. Домашнее задание с. 207 упр. 522

11. Рефлексия «Голосование точками»

На стикерах выразите свою собственную оценку в виде одного предложения, наклеить стикеры в одну из областей концентрических кругов – чем ближе к центру, тем больше достигнута цель.

На солнышках напишите пожелания нашим гостям, используя частицу НЕ

(дарят гостям солнышко с пожеланиями)


«Запомните, мои друзья, волшебная частица НЕ, отрицая плохое, недостойное человека действие, учит нас мудрому отношению к жизни и к себе».



Отметь знаком «+» , оцени свое настроение

1. Мое настроение в начале урока




2. Мое настроение в конце урока




Отметь знаком «+» , оцени себя

Хорошо

Не очень

Плохо

1. Данную тему я усвоил (а)




2. На уроке я работал (а)








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
урок русского языка "Не с глаголами"

Автор: Байбурдина Светлана Борисовна

Дата: 24.02.2015

Номер свидетельства: 178186

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "Конспект+ презентация урока русского языка "Глаголы- исключения" "
    ["seo_title"] => string(72) "konspiekt-priezientatsiia-uroka-russkogho-iazyka-glagholy-iskliuchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "171594"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423681726"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(78) "Урок русского языка "Глагол как часть речи""
    ["seo_title"] => string(40) "urokrusskoghoiazykaglagholkakchastriechi"
    ["file_id"] => string(6) "282139"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453649924"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "Открытый урок русского языка "Глаголы - исключения" "
    ["seo_title"] => string(54) "otkrytyi-urok-russkogho-iazyka-glagholy-iskliuchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "208766"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1430902821"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "Урок русского языка в 5-м классе по теме: "Глагол в языке и речи" "
    ["seo_title"] => string(72) "urok-russkogho-iazyka-v-5-m-klassie-po-tiemie-glaghol-v-iazykie-i-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "145795"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418996681"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(139) "Технологическая  карта урока   русского языка в 3  классе  по программе «ПНШ» "
    ["seo_title"] => string(82) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-russkogho-iazyka-v-3-klassie-po-proghrammie-pnsh"
    ["file_id"] => string(6) "209199"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1431059689"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства