kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок русского языка в 9 классе на тему «Понятие о сложноподчиненном предложении».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок получения новых знаний по теме "Сложноподчиненное предложение"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 9 классе на тему «Понятие о сложноподчиненном предложении».»




конспект урока русского языка

учитель русского языка и литературы Корякина Т.И.



9 класс

УМК: Русский язык: учебник для 9 класса общеобразовательных организаций Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская и др.-10-е изд. -М: Просвещение, 2013г.

Продолжительность урока 45 минут

Тема: «Понятие о сложноподчиненном предложении».

Номер урока в данной теме: первый

Тип урока: урок – освоение нового материала

Цели и задачи урокаПознавательные – формирование понятия о сложноподчиненном предложении, его особенностях, знаний о структуре СПП.

Развивающие – развитие орфографической и пунктуационной грамотности, логического мышления, коммуникативных умений, познавательного интереса.

Воспитывающие –воспитание бережного отношения к слову, воспитание культуры поведения при фронтальной и индивидуальной работе.

Приемы, методы, технологии обучения: словесная форма, фронтальный опрос, индивидуальная работа, групповая работа, метод проблемного изложения материала, иллюстративно-словесный метод, самостоятельная работа, взаимопроверка, работа с текстом, личностно-ориентированная технология, синквейн, ИКТ.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: коллективная, самостоятельная, индивидуальная, парная.

Оборудование: учебник, проектор.




Планируемые результаты

Предметные:

Метапредметные:

Личностные:

определять сложноподчиненное предложение, отличать его от других типов сложных предложений; строить схемы СПП; работать с текстом, расставлять знаки препинания.

определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; оформлять свои мысли в устной форме; ориентироваться в своей системе знаний; преобразовывать информацию из одной формы в другую

проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, взаимодействовать с окружающими людьми в процессе речевого общения, владеть национально-культурными нормами речевого поведения



п/п

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Время

1

Организационный момент


Здравствуйте, ребята. Я хочу пожелать, чтобы наш урок стал полезным в жизни, чтобы вы получили интересную информацию и положительные эмоции. Прошу садиться. Откроем тетради. Запишем сегодняшнее число, классная работа.


Записывают: число, классная работа.

1 мин.

2

Проверка домашнего задания

Дома вы должны были выучить слова и найти их значение. Для чего вы это делали?

Сейчас мы напишем небольшой словарный диктант.

Силуэт, искусственный, наотмашь, территория, аттестат, компромисс, стационар, инициатива, сувенир.

А теперь поменяйтесь тетрадью с соседом по парте. Взаимопроверка.

Оцените друг друга.

0 ошибок- оценка «5»

1 ошибка- оценка «4»

2 ошибки- оценка «3»

А теперь скажите, что обозначает слово

компромисс?


Слово искусственный


Слово инициатива

Как вы думаете, важно ли в современном мире быть инициативным человеком?

Молодцы!


Чтобы правильно писать слова и использовать их в своей речи, не нарушая орфографических и речевых норм русского языка.

Пишут словарный диктант с последующей взаимопроверкой.

Компромисс - в этике и праве разрешение некой конфликтной ситуации путем взаимных уступок; уступка ради достижения какой-либо цели.

Искусственный - сделанный наподобие настоящего, природного; притворный, деланный, неискренний.

Инициатива- почин, побуждение к началу какого-либо дела; предприимчивость, способность к самостоятельным активным действиям. 


3 мин.

3

Актуализация знаний.


А сейчас прочитайте только начальные буквы слов, которые мы записали. Что у вас получилось?

А что изучает синтаксис?


Какие виды предложений вам известны?

А какими бывают сложные предложения?


Что вы знаете о сложных союзных предложениях?

А теперь сравним 2 предложения.

Какое из этих предложений не вызовет у вас затруднений при построении схемы? Почему?

1.Хвойные красавицы весело шумели устремленными ввысь кронами, и лоснились на солнце их меднобокие стволы.

2.До той поры считалось, что местные переувлажненные почвы противопоказаны сосне.

А второе предложение? Знаем ли мы его особенности?


Так какова же тема нашего урока?

Синтаксис

Синтаксис изучает словосочетания, предложения и текст.

Простые и сложные.

Сложные предложения делятся на союзные и бессоюзные.

Сложные союзные предложения бывают ССП и СПП.

Первое.

Так как мы знаем, к какому виду оно относится. Это ССП. Его особенности нам хорошо известны.


Нет. Это СПП. Этот вид предложений мы не изучали.


Сложноподчиненное предложение.

3 мин.

4

Усвоение новых знаний

Записываем тему урока: «Понятие о сложноподчиненном предложении. (СПП)»

Что вызывает у вас затруднение? Какие цели поставим перед собой?


Вспомните, что мы знаем о словосочетании?


В СПП тоже есть главная и зависимая часть. Зависимая часть называется придаточной.

Открываем учебники на стр.49 – 50 и читаем, что же такое СПП.

Записываем в справочники определение, пример и схему предложения. Обратите внимание, что главное предложение на схеме обозначается квадратными скобками, а зависимое - круглыми скобками.

Как определим главную часть?



Какая трудность может возникнуть при работе с предложениями? С каким видом предложений мы можем спутать СПП?

Верно, и ССП, и СПП имеют более одной грамматической основы. Как же различать данные предложения? В чем их основные отличия?

Мы с вами говорили, что в сложносочиненном предложении части равноправны между собой. А в СПП?

А что мы можем сказать о правилах постановки знаков препинания в СПП?


Итак, какой цели, из поставленных нами, мы достигли на данном этапе?

- дать понятие СПП

- узнать о строении СПП

- узнать правила постановки знаков препинания в СПП

-строить схемы СПП

Состоит из двух и более слов, есть главная и зависимая часть.

СПП – это сложное предложение, которое состоит из главной и придаточной частей.

Переходить реку опасно, потому что лед еще очень тонкий.

1) [ ], потому что ( …).

От главной части к зависимой задаем вопрос. Переходить реку опасно почему?

Трудность в том, что можем спутать СПП с ССП.


Предложения в СПП присоединяются с помощью подчинительных союзов.


В СПП – отношения между частями не равноправны.

Придаточное предложение отделяется от главного запятой.

Мы узнали особенности СПП.

7 мин.

5

Закрепление новых знаний

Каков следующий шаг нашей познавательной деятельности?

А для чего мы используем в нашей речи СПП?

Чтобы убедиться в этом, предлагаю вам поработать с текстом. На ваших столах лежат карточки с текстом, в котором все предложения пронумерованы. Этот же текст вы видите на слайде. Давайте прочитаем этот текст по цепочке.



Итак, о чем же этот текст? Совершенно верно.


А какова основная мысль данного текста.


Посмотрите еще раз на текст? Чего в нем не хватает?

Давайте попробуем озаглавить его.

А сейчас я попрошу вас обратить внимание на выделенное слово во 2 предложении. Как вы думаете, что оно обозначает?

Давайте обратимся к словарю.

А какое в русском языке есть слово, похожее по звучанию на слово претендент?

Найдите его значение.



Как называем мы такие слова, которые имеют похожее звучание?

Верно. Найдите в предложении № 11 слово, которое имеет пароним.

Первый ряд, составьте предложение со словом искусный, второй со словом искусственный. А теперь выпишите номера предложений, которые, по-вашему мнению, можно отнести к СПП.

По каким признакам вы выделили эти предложения?





А теперь найдите и выпишите предложение, в котором главная часть разделена придаточной частью.

Верно. Давайте начертим схему данного предложения.

Как вы думаете, где еще вам могут пригодиться знания о СПП?

Совершенно верно. В ОГЭ по русскому языку есть ряд заданий как раз на знание СПП. Я предлагаю выполнить простейшие из них.

Итак, мы сказали с вами, что в СПП особая постановка знаков препинания.

Как вы думаете, какое следующее задание вам предстоит выполнить?

Верно. Для чего вы будете это делать?

Перед вами предложения. Но не все предложения здесь СПП. Вам нужно найти их, выписать и поставить верно знаки препинания.

Необходимо закрепить знание правила и умения применять его на практике.

Чтобы выразить сложную мысль, сообщить дополнительную информацию, чтобы сделать нашу речь более яркой.

Ученики читают по одному предложению текста.

Об истории появления нашего

села.

Наше село появилось в 19 веке.

В тексте не хватает заглавия.

Здесь и быть селу.

(Один ученик ищет значение в словаре, зачитывает)

Претендент-это лицо, которое претендует, рассчитывает на что-нибудь.

Прецедент.

Прецедент- событие, имевшее место в прошлом и служащее примером для аналогичных действий в настоящем.

Паронимы.

Искусный - искусственный.





1,2,11,16.

Наличие более одной грамматической основы, есть главное и придаточное предложения, придаточное присоединяется с помощью подчинительных союзов.

Предложение № 2.


Один ученик чертит на доске, остальные в тетради

2) [ , когда ( … ), ].

На экзамене.

Работают с заданиями ОГЭ.





Ставить знаки препинания в предложения.

Развивать пунктуационные навыки.

26 мин.
















6

Рефлексия учебной деятельности

- Итак, ребята, чему был посвящен наш урок?

Какие трудности вы испытывали в начале урока?

Что нового узнали о СПП?

Я предлагаю вам составить синквейн по следующей схеме




зачитывают синквейны

3 мин

7

Домашнее задание

Наш урок подошел к концу, спасибо всем за работу. Запишем домашнее задание. П.18, упр.84; оценки за урок:



2 мин.

















Приложение 1

1.Первоначально деревню построили там, где Биджан смешивал свои быстрые воды с неторопливым Амуром. 2. А потом, когда два года подряд случились наводнения и начисто погубили хлеба и усадьбы, забайкальцы решили подыскать более удобное место для жилья. 3. Снарядили на поиски крепких молодых мужиков. 4.С рассвета до темна шагали они, но ничего подходящего им не встречалось. 5.Наконец набрели на релку в верстах десяти от устья Биджана. 6. Высокий песчаный берег реки. 7. Куда ни глянь – равнина, окаймленная молодыми осинами и березами. 8.Места много, хватит и для пашни, и для выпаса скота. 9. А чуть подальше – лес - раздолье для охотников, да и строительный материал здесь можно заготовить.

10.- Здесь и быть селу, - решили казаки.

11. Их выбор оказался куда искусней, чем выбор царских чиновников. 12. Видимо, потому, что те претенденты, определив мужиков на новое жительство, возвращались затем в свои уютные дома.

13. Место то и в самом деле было знатным. 14. Да только каждый клочок земли пришлось брать потом соленым. 15.Выкорчевывали корни кустарника кирками и топорами. 16. Постепенно стали появляться делянки пашни, которые казались заплатками на пестром кафтане зелени лесов.


Приложение 2. В приведенных ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры. Обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

(1) Первоначально деревню построили там, где Биджан смешивал свои быстрые воды с неторопливым Амуром.

(2) (3)

2. А потом, когда два года подряд случились наводнения и начисто погубили хлеба и усадьбы, забайкальцы


решили подыскать более удобное место для жилья. 3. Снарядили на поиски крепких молодых мужиков. 4.С

(4)

рассвета до темна шагали они, но ничего подходящего им не встречалось.


Ответ:__________________________














Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Урок русского языка в 9 классе на тему «Понятие о сложноподчиненном предложении».

Автор: Корякина Татьяна Ивановна

Дата: 18.02.2019

Номер свидетельства: 500273

Похожие файлы

object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(131) "Среднесрочное планирование уроков русского языка в 9 классе по разделу "
    ["seo_title"] => string(79) "sriedniesrochnoie-planirovaniie-urokov-russkogho-iazyka-v-9-klassie-po-razdielu"
    ["file_id"] => string(6) "122054"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1414146364"
  }
}
object(ArrayObject)#895 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(57) "конспект урока  русского языка "
    ["seo_title"] => string(32) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "102490"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402508775"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(143) "Методический материал.Рабочая программа учебного курса "Русский язык.9 класс" "
    ["seo_title"] => string(86) "mietodichieskii-matierial-rabochaia-proghramma-uchiebnogho-kursa-russkii-iazyk-9-klass"
    ["file_id"] => string(6) "118678"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1413213191"
  }
}
object(ArrayObject)#895 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(76) "Понятие о сложноподчиненном предложении "
    ["seo_title"] => string(47) "poniatiie-o-slozhnopodchiniennom-priedlozhienii"
    ["file_id"] => string(6) "128402"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415481928"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(232) "Урок русского языка в 11 классе по теме «Пунктуационное оформление сложноподчиненных предложений с несколькими придаточными»"
    ["seo_title"] => string(80) "urok_russkogo_iazyka_v_11_klasse_po_teme_punktuatsionnoe_oformlenie_slozhnopodch"
    ["file_id"] => string(6) "621958"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1672261528"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства