2 | Проверка домашнего задания | Дома вы должны были выучить слова и найти их значение. Для чего вы это делали? Сейчас мы напишем небольшой словарный диктант. Силуэт, искусственный, наотмашь, территория, аттестат, компромисс, стационар, инициатива, сувенир. А теперь поменяйтесь тетрадью с соседом по парте. Взаимопроверка. Оцените друг друга. 0 ошибок- оценка «5» 1 ошибка- оценка «4» 2 ошибки- оценка «3» А теперь скажите, что обозначает слово компромисс? Слово искусственный Слово инициатива Как вы думаете, важно ли в современном мире быть инициативным человеком? Молодцы! | Чтобы правильно писать слова и использовать их в своей речи, не нарушая орфографических и речевых норм русского языка. Пишут словарный диктант с последующей взаимопроверкой. Компромисс - в этике и праве разрешение некой конфликтной ситуации путем взаимных уступок; уступка ради достижения какой-либо цели. Искусственный - сделанный наподобие настоящего, природного; притворный, деланный, неискренний. Инициатива- почин, побуждение к началу какого-либо дела; предприимчивость, способность к самостоятельным активным действиям. | 3 мин. |
3 | Актуализация знаний. | А сейчас прочитайте только начальные буквы слов, которые мы записали. Что у вас получилось? А что изучает синтаксис? Какие виды предложений вам известны? А какими бывают сложные предложения? Что вы знаете о сложных союзных предложениях? А теперь сравним 2 предложения. Какое из этих предложений не вызовет у вас затруднений при построении схемы? Почему? 1.Хвойные красавицы весело шумели устремленными ввысь кронами, и лоснились на солнце их меднобокие стволы. 2.До той поры считалось, что местные переувлажненные почвы противопоказаны сосне. А второе предложение? Знаем ли мы его особенности? Так какова же тема нашего урока? | Синтаксис Синтаксис изучает словосочетания, предложения и текст. Простые и сложные. Сложные предложения делятся на союзные и бессоюзные. Сложные союзные предложения бывают ССП и СПП. Первое. Так как мы знаем, к какому виду оно относится. Это ССП. Его особенности нам хорошо известны. Нет. Это СПП. Этот вид предложений мы не изучали. Сложноподчиненное предложение. | 3 мин. |
4 | Усвоение новых знаний | Записываем тему урока: «Понятие о сложноподчиненном предложении. (СПП)» Что вызывает у вас затруднение? Какие цели поставим перед собой? Вспомните, что мы знаем о словосочетании? В СПП тоже есть главная и зависимая часть. Зависимая часть называется придаточной. Открываем учебники на стр.49 – 50 и читаем, что же такое СПП. Записываем в справочники определение, пример и схему предложения. Обратите внимание, что главное предложение на схеме обозначается квадратными скобками, а зависимое - круглыми скобками. Как определим главную часть? Какая трудность может возникнуть при работе с предложениями? С каким видом предложений мы можем спутать СПП? Верно, и ССП, и СПП имеют более одной грамматической основы. Как же различать данные предложения? В чем их основные отличия? Мы с вами говорили, что в сложносочиненном предложении части равноправны между собой. А в СПП? А что мы можем сказать о правилах постановки знаков препинания в СПП? Итак, какой цели, из поставленных нами, мы достигли на данном этапе? | - дать понятие СПП - узнать о строении СПП - узнать правила постановки знаков препинания в СПП -строить схемы СПП Состоит из двух и более слов, есть главная и зависимая часть. СПП – это сложное предложение, которое состоит из главной и придаточной частей. Переходить реку опасно, потому что лед еще очень тонкий. 1) [ ], потому что ( …). От главной части к зависимой задаем вопрос. Переходить реку опасно почему? Трудность в том, что можем спутать СПП с ССП. Предложения в СПП присоединяются с помощью подчинительных союзов. В СПП – отношения между частями не равноправны. Придаточное предложение отделяется от главного запятой. Мы узнали особенности СПП. | 7 мин. |
5 | Закрепление новых знаний | Каков следующий шаг нашей познавательной деятельности? А для чего мы используем в нашей речи СПП? Чтобы убедиться в этом, предлагаю вам поработать с текстом. На ваших столах лежат карточки с текстом, в котором все предложения пронумерованы. Этот же текст вы видите на слайде. Давайте прочитаем этот текст по цепочке. Итак, о чем же этот текст? Совершенно верно. А какова основная мысль данного текста. Посмотрите еще раз на текст? Чего в нем не хватает? Давайте попробуем озаглавить его. А сейчас я попрошу вас обратить внимание на выделенное слово во 2 предложении. Как вы думаете, что оно обозначает? Давайте обратимся к словарю. А какое в русском языке есть слово, похожее по звучанию на слово претендент? Найдите его значение.
Как называем мы такие слова, которые имеют похожее звучание? Верно. Найдите в предложении № 11 слово, которое имеет пароним. Первый ряд, составьте предложение со словом искусный, второй со словом искусственный. А теперь выпишите номера предложений, которые, по-вашему мнению, можно отнести к СПП. По каким признакам вы выделили эти предложения? А теперь найдите и выпишите предложение, в котором главная часть разделена придаточной частью. Верно. Давайте начертим схему данного предложения. Как вы думаете, где еще вам могут пригодиться знания о СПП? Совершенно верно. В ОГЭ по русскому языку есть ряд заданий как раз на знание СПП. Я предлагаю выполнить простейшие из них. Итак, мы сказали с вами, что в СПП особая постановка знаков препинания. Как вы думаете, какое следующее задание вам предстоит выполнить? Верно. Для чего вы будете это делать? Перед вами предложения. Но не все предложения здесь СПП. Вам нужно найти их, выписать и поставить верно знаки препинания. | Необходимо закрепить знание правила и умения применять его на практике. Чтобы выразить сложную мысль, сообщить дополнительную информацию, чтобы сделать нашу речь более яркой. Ученики читают по одному предложению текста. Об истории появления нашего села. Наше село появилось в 19 веке. В тексте не хватает заглавия. Здесь и быть селу. (Один ученик ищет значение в словаре, зачитывает) Претендент-это лицо, которое претендует, рассчитывает на что-нибудь. Прецедент. Прецедент- событие, имевшее место в прошлом и служащее примером для аналогичных действий в настоящем. Паронимы. Искусный - искусственный.
1,2,11,16. Наличие более одной грамматической основы, есть главное и придаточное предложения, придаточное присоединяется с помощью подчинительных союзов. Предложение № 2. Один ученик чертит на доске, остальные в тетради 2) [ , когда ( … ), ]. На экзамене. Работают с заданиями ОГЭ. Ставить знаки препинания в предложения. Развивать пунктуационные навыки. | 26 мин. |