Урок русского языка в 11 классе по теме: «Подготовка к ЕГЭ. Грамотная речь как показатель культуры человека».
Тип урока: повторительно-обобщающий
Вид урока: практикум
Формы организации учебной деятельности на уроке: индивидуальная, парная, групповая, фронтальная и др.
Русский народ создал русский язык – яркий, как радуга после весеннего
ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью. Что такое Родина? Это весь народ. Это его культура, его язык.
А. Н. Толстой
Ход урока
1.Организационный момент. Введение в тему.
1)Работа с эпиграфом в виде беседы. Постановка учебной задачи.
-Здравствуйте. Садитесь. Откройте тетради и запишите тему нашего урока: Грамотная речь как показатель культуры человека. Давайте начнем нашу работу с чтения эпиграфа. «Русский народ создал русский язык – яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью. Что такое Родина? Это весь народ. Это его культура, его язык, »- писал А.Н.Толстой.
- Как вы понимаете слова известного русского писателя?
Отрадно, что в первую очередь вы назвали культуру речи. Как вы считаете, для чего нужно говорить правильно?
- Исправите ли вы собеседника, если он допустит речевую ошибку? Свой ответ аргументируйте.
Да, исправлю
Нет
Не знаю
- Не нравится, когда говорят неправильно
- Чтобы не смущать человека
- В зависимости от собеседника
- Не надо портить русский язык
- Не обидеть
- В зависимости от настроения
- Чтобы человек больше не допускал ошибок
- Не оказаться бестактным
Ребята, радует, что вы осознаете роль грамотной речи в жизни современного человека. Именно за вами наше будущее, вы наш народ, наш язык, наша культура. Вы уже одной ногой на пороге школы и сдачи ЕГЭ. Вы осознаёте, что задания ЕГЭ по русскому языку отличаются от стандартных тестов, в них охвачен весь курс русского языка средней школы. Кроме проверки орфографической и пунктуационной грамотности, проверяется владение нормами литературного языка, теоретические знания и умение применять их на практике, умение анализировать текст. Исходя из этого, я предлагаю Вам провести урок – практикум по подготовке к ЕГЭ.
-Как вы думаете, какова цель нашего урока? (Цель: продолжить работу по культуре речи, формировать коммуникативную компетенцию, умение анализировать текст, и, конечно же, самое главное – разобрать задания тестов, повторить сложные вопросы различных разделов языкознания).
2. Работа по теме урока.
1) Орфоэпическая разминка
Я предлагаю вам выполнить орфоэпическую разминку. В ЕГЭ это задание А 1. Ваша задача: в течение 2-3 минут расставить ударение в предложенных словах.
Слово учителя. Знакомство с текстом. Стихотворение В.Шефнера «Устная речь»
- Любовь к родному языку связана с умением вслушиваться, вдумываться в слово. Умение надо развивать, чтобы научиться хорошо говорить, писать и понимать текст.
Слово «Текст» заимствовано в XVIII веке из немецкого языка. Text - словесное единство. Сегодня на уроке мы не только будем объяснять синтаксические понятия, но и продолжать учиться искусству чтения и понимания текста в его словесном единстве.
(1 уч-ся выразительно читает стихотворение)
Это так, а не иначе.
Ты мне, друг мой, не перечь:
Люди стали жить богаче,
Но беднее стала речь.
Гаснет устная словесность,
Разговорная краса;
Отступают в неизвестность
Речи русской чудеса.
Сотни слов родных и метких,
Сникнув, голос потеряв,
Взаперти, как птицы в клетках,
Дремлют в толстых словарях.
Ты их выпусти оттуда,
В быт обыденный верни,
Чтобы речь - людское чудо -
Не скудела в наши дни.
На уроке работают три группы:
«литературоведы» (объясняют тему и идею текста);
«языковеды» (исследуют языковые средства, изобразительно-выразительные средства, раскрывающие тему и идею стихотворения);
А) Планирование учебной деятельности. Собственно учебная деятельность-комплексный анализ текста.
Ученики знакомятся с заданиями к тексту, алгоритмом работы, формируют пары, группы, кто-то решает работать индивидуально, отбирают справочную литературу.
Основной алгоритм
1. Выпишите ключевые слова текста.
2. Найдите в словаре объяснение слов в переносном значении.
3. Исследуйте синтаксические конструкции текста.
Индивидуальные задания:
1. Подберите синонимы из текста к слову речь (отметьте текстовые синонимы).
2. Укажите и объясните тропы, используемые автором: метафоры, эпитеты, сравнения.
Существительные: «словесность», «краса», «чудеса», «родные слова» - эти слова подсказывают тему - в стихотворении говорится о русской словесности, о ее красе, о чуде речи.
2 ученик
Деепричастия: «Сникнув, голос потеряв» при основном глаголе гаснет
подсказывают авторскую мысль: «Гаснет русская словесность». Глаголы повелительного наклонения «выпусти», «верни» звучат призывом к активным действиям.
3 ученик подводит итог.
Тема текста совпадает с названием «Устная речь».
Идея выражена в последней строке:
«Чтобы речь - людское чудо -
Не скудела в наши дни».
2. Индивидуальное сообщение.
В стихотворении поставлен вопрос-проблема: Какова же судьба русской словесности? Слово «гаснет» доминирует, оно настораживает читателя на грустный лад. Автору больно, что речь гаснет, значит, умирает, исчезает.
Умирает красота слова - устная словесность, чудо русской речи, краса русской речи.
- Как же эта проблема выражается автором с помощью языковых средств?
3. Группа «языковеды» (исследование художественных средств)
Идею текста: «Чтобы речь - людское чудо - не скудела в наши дни» автор выражает с помощью слов в переносном значении, тем самым создают образ
устной словесности, ее судьбу (гибель «гибнет русская словесность») с помощью метафоры - гаснет русская словесность. Гаснуть может свеча, а у автора - «гаснет слово», значит будет тьма, исчезнет красота слова. Образ русской словесности рисуется с помощью метафоры «разговорная краса» (краса девицы сравнивается с красотой слова), метафора чудеса речи дорисовывает образ речи как чуда, чуда слова. Олицетворения «сникнув», «голос потеряв», «взаперти дремлют» передают драму человека, изображают физические и душевные муки, так поэт передает судьбу русской словесности как драму.
4. Группа «лингвисты» (исследование на синтаксическом уровне)
1 ученик.
Синтаксические конструкции: простые предложения в составе сложноподчиненного. Простые предложения осложнены однородными сказуемыми, выраженными глаголами повелительного наклонения.
Ты их выпусти оттуда,
В быт обыденный верни..
глаголы повелительного наклонения: «выпусти», «верни» - побуждают к активным действиям, к воскрешению русской словесности.
2 ученик
Приложение в составе придаточного «чтобы речь - /людское чудо/, - не скудела в наши дни» по-новому характеризует предмет, дает ему другое название, приложение обособлено с помощью тире, обособление - это выделение членов предложения для того, чтобы передать особую значимость в высказывании.
3 ученик
Таким образом, выбор автором данной синтаксической конструкции тоже подчинен главной мысли, выраженной в тексте.
«Чтобы речь - людское чудо - не скудела в наши дни».
Вывод учителя. Итак, вы показали, что с помощью лексических и синтаксических языковых средств доказана мысль автора - надежда на возрождение родной речи..
Подготовка к написанию сочинения-рассуждения
-Как тема урока может быть представлена в сочинении С1
С1
Проблема русского языка (сохранения, засорения русского языка). Проблема утраты языковой культуры. (запишем в банк аргументов).
Когда мы говорим о богатстве России, то прежде всего имеем в виду ее леса, реки, полезные ископаемые. При этом часто забываем о такой ценности страны, как язык, на котором говорит ее народ. Русский язык — один из самых богатых языков, давший в XIX веке лучшую в мире литературу. К сожалению, в наше время русский язык подвергается многим негативным изменениям и сегодня можно говорить о серьезной болезни языка. Литературные аргументы:
— М. Зощенко. Рассказ «Обезьяний язык».
— И. С. Тургенев. Стихотворение в прозе «Русский язык».
— Н. В. Гоголь. Поэма «Мертвые души» (отступление в конце главы V).
— А. Ахматова. Стихотворение «Мужество».
— В. И. Даль. «Толковый словарь живого великорусского языка».
Прослушивание аудиозаписи рассказ М. Зощенко
Д/з написать сочинение-рассуждение о сохранении русского языка
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«конспект урока русского языка »
Урок русского языка в 11 классе по теме: «Подготовка к ЕГЭ. Грамотная речь как показатель культуры человека».
Тип урока: повторительно-обобщающий
Вид урока: практикум
Формы организации учебной деятельности на уроке: индивидуальная, парная, групповая, фронтальная и др.
Русский народ создал русский язык – яркий, как радуга после весеннего
ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью. Что такое Родина? Это весь народ. Это его культура, его язык.
А. Н. Толстой
Ход урока
1.Организационный момент. Введение в тему.
1)Работа с эпиграфом в виде беседы. Постановка учебной задачи.
-Здравствуйте. Садитесь. Откройте тетради и запишите тему нашего урока: Грамотная речь как показатель культуры человека. Давайте начнем нашу работу с чтения эпиграфа. «Русский народ создал русский язык – яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью. Что такое Родина? Это весь народ. Это его культура, его язык, »- писал А.Н.Толстой.
- Как вы понимаете слова известного русского писателя?
Отрадно, что в первую очередь вы назвали культуру речи. Как вы считаете, для чего нужно говорить правильно?
- Исправите ли вы собеседника, если он допустит речевую ошибку? Свой ответ аргументируйте.
Да, исправлю
Нет
Не знаю
- Не нравится, когда говорят неправильно
- Чтобы не смущать человека
- В зависимости от собеседника
- Не надо портить русский язык
- Не обидеть
- В зависимости от настроения
- Чтобы человек больше не допускал ошибок
- Не оказаться бестактным
- Ребята, радует, что вы осознаете роль грамотной речи в жизни современного человека. Именно за вами наше будущее, вы наш народ, наш язык, наша культура. Вы уже одной ногой на пороге школы и сдачи ЕГЭ. Вы осознаёте, что задания ЕГЭ по русскому языку отличаются от стандартных тестов, в них охвачен весь курс русского языка средней школы. Кроме проверки орфографической и пунктуационной грамотности, проверяется владение нормами литературного языка, теоретические знания и умение применять их на практике, умение анализировать текст. Исходя из этого, я предлагаю Вам провести урок – практикум по подготовке к ЕГЭ.
-Как вы думаете, какова цель нашего урока? (Цель: продолжить работу по культуре речи, формировать коммуникативную компетенцию, умение анализировать текст, и, конечно же, самое главное – разобрать задания тестов, повторить сложные вопросы различных разделов языкознания).
2. Работа по теме урока.
1) Орфоэпическая разминка
Я предлагаю вам выполнить орфоэпическую разминку. В ЕГЭ это задание А 1. Ваша задача: в течение 2-3 минут расставить ударение в предложенных словах.
Слово учителя. Знакомство с текстом. Стихотворение В.Шефнера «Устная речь»
- Любовь к родному языку связана с умением вслушиваться, вдумываться в слово. Умение надо развивать, чтобы научиться хорошо говорить, писать и понимать текст.
Слово «Текст» заимствовано в XVIII веке из немецкого языка. Text - словесное единство. Сегодня на уроке мы не только будем объяснять синтаксические понятия, но и продолжать учиться искусству чтения и понимания текста в его словесном единстве.
(1 уч-ся выразительно читает стихотворение)
Это так, а не иначе.
Ты мне, друг мой, не перечь:
Люди стали жить богаче,
Но беднее стала речь.
Гаснет устная словесность,
Разговорная краса;
Отступают в неизвестность
Речи русской чудеса.
Сотни слов родных и метких,
Сникнув, голос потеряв,
Взаперти, как птицы в клетках,
Дремлют в толстых словарях.
Ты их выпусти оттуда,
В быт обыденный верни,
Чтобы речь - людское чудо -
Не скудела в наши дни.
На уроке работают три группы:
«литературоведы» (объясняют тему и идею текста);
«языковеды» (исследуют языковые средства, изобразительно-выразительные средства, раскрывающие тему и идею стихотворения);
А) Планирование учебной деятельности. Собственно учебная деятельность-комплексный анализ текста.
Ученики знакомятся с заданиями к тексту, алгоритмом работы, формируют пары, группы, кто-то решает работать индивидуально, отбирают справочную литературу.
Основной алгоритм
1. Выпишите ключевые слова текста.
2. Найдите в словаре объяснение слов в переносном значении.
3. Исследуйте синтаксические конструкции текста.
Индивидуальные задания:
1. Подберите синонимы из текста к слову речь (отметьте текстовые синонимы).
2. Укажите и объясните тропы, используемые автором: метафоры, эпитеты, сравнения.
Существительные: «словесность», «краса», «чудеса», «родные слова» - эти слова подсказывают тему - в стихотворении говорится о русской словесности, о ее красе, о чуде речи.
2 ученик
Деепричастия: «Сникнув, голос потеряв» при основном глаголе гаснет
подсказывают авторскую мысль: «Гаснет русская словесность». Глаголы повелительного наклонения «выпусти», «верни» звучат призывом к активным действиям.
3 ученик подводит итог.
Тема текста совпадает с названием «Устная речь».
Идея выражена в последней строке:
«Чтобы речь - людское чудо -
Не скудела в наши дни».
2. Индивидуальное сообщение.
В стихотворении поставлен вопрос-проблема: Какова же судьба русской словесности? Слово «гаснет» доминирует, оно настораживает читателя на грустный лад. Автору больно, что речь гаснет, значит, умирает, исчезает.
Умирает красота слова - устная словесность, чудо русской речи, краса русской речи.
- Как же эта проблема выражается автором с помощью языковых средств?
3. Группа «языковеды» (исследование художественных средств)
Идею текста: «Чтобы речь - людское чудо - не скудела в наши дни» автор выражает с помощью слов в переносном значении, тем самым создают образ
устной словесности, ее судьбу (гибель «гибнет русская словесность») с помощью метафоры - гаснет русская словесность. Гаснуть может свеча, а у автора - «гаснет слово», значит будет тьма, исчезнет красота слова. Образ русской словесности рисуется с помощью метафоры «разговорная краса» (краса девицы сравнивается с красотой слова), метафора чудеса речи дорисовывает образ речи как чуда, чуда слова. Олицетворения «сникнув», «голос потеряв», «взаперти дремлют» передают драму человека, изображают физические и душевные муки, так поэт передает судьбу русской словесности как драму.
4. Группа «лингвисты» (исследование на синтаксическом уровне)
1 ученик.
Синтаксические конструкции: простые предложения в составе сложноподчиненного. Простые предложения осложнены однородными сказуемыми, выраженными глаголами повелительного наклонения.
Ты их выпусти оттуда,
В быт обыденный верни..
глаголы повелительного наклонения: «выпусти», «верни» - побуждают к активным действиям, к воскрешению русской словесности.
2 ученик
Приложение в составе придаточного «чтобы речь - /людское чудо/, - не скудела в наши дни» по-новому характеризует предмет, дает ему другое название, приложение обособлено с помощью тире, обособление - это выделение членов предложения для того, чтобы передать особую значимость в высказывании.
3 ученик
Таким образом, выбор автором данной синтаксической конструкции тоже подчинен главной мысли, выраженной в тексте.
«Чтобы речь - людское чудо - не скудела в наши дни».
Вывод учителя. Итак, вы показали, что с помощью лексических и синтаксических языковых средств доказана мысль автора - надежда на возрождение родной речи.
Молодцы, ребята. Сегодня мы весь урок говорим о понятии «КУЛЬТУРА». Можем ли мы нашу речь соотнести с этим понятием? Каковы для вас составляющие слова «культура»? / Ответы учащихся/.
Наш современник Дмитрий Сергеевич Лихачёв, учёный – филолог, истинный российский интеллигент, блестяще владеющий русским словом, в книге « Письма о добром и прекрасном» писал: « Неточности языка происходят прежде всего от неточности мысли. Поэтому, учёному, инженеру, экономисту – человеку любой профессии следует заботиться, когда пишешь, прежде всего о точности мысли. Строгое соответствие мысли языку и даёт лёгкость стиля».
Я желаю вам лёгкости стиля.
- Дай бог нам прадедов наследие сберечь,
Не притупить свой слух там, где ему всё ново,
И, выплавив строку, дождаться светлых встреч
С прозреньем Пушкина и красками Рублёва.
(В.Рождественский)
Ребята, так в чём же секрет хорошей речи? (Ответы учащихся).
Затем учитель выводит на проекторе схему «Секреты хорошей речи»:
ясность
точность
краткость
выразительность
Подготовка к написанию сочинения-рассуждения
-Как тема урока может быть представлена в сочинении С1
С1
Проблема русского языка (сохранения, засорения русского языка). Проблема утраты языковой культуры. (запишем в банк аргументов).
Когда мы говорим о богатстве России, то прежде всего имеем в виду ее леса, реки, полезные ископаемые. При этом часто забываем о такой ценности страны, как язык, на котором говорит ее народ. Русский язык — один из самых богатых языков, давший в XIX веке лучшую в мире литературу. К сожалению, в наше время русский язык подвергается многим негативным изменениям и сегодня можно говорить о серьезной болезни языка. Литературные аргументы:
— М. Зощенко. Рассказ «Обезьяний язык».
— И. С. Тургенев. Стихотворение в прозе «Русский язык».
— Н. В. Гоголь. Поэма «Мертвые души» (отступление в конце главы V).
— А. Ахматова. Стихотворение «Мужество».
— В. И. Даль. «Толковый словарь живого великорусского языка».
Прослушивание аудиозаписи рассказ М. Зощенко
Д/з написать сочинение-рассуждение о сохранении русского языка