Урок русского языка в 11 классе по теме «Пунктуационное оформление сложноподчиненных предложений с несколькими придаточными»
Урок русского языка в 11 классе по теме «Пунктуационное оформление сложноподчиненных предложений с несколькими придаточными»
Цели:
Обучающие: углубить знания о сложноподчиненном предложении - конструкции с несколькими видами придаточных; помочь вспомнить понятия «неоднородное» и «однородное соподчинение», «последовательное», «комбинированное подчинение»; учить видеть структуру сложного предложения и конструировать схемы предложений;
Развивающие: совершенствовать пунктуационные навыки, практические навыки анализа сложного предложения; развивать навыки использования сложноподчиненного предложения в речи;
Воспитывающие: продолжить формирование привычки к труду, самостоятельному усвоению материала, умению работать в паре, оценивать работу одноклассника; обогащать словарь обучающихся лексикой нравственной тематики.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 11 классе по теме «Пунктуационное оформление сложноподчиненных предложений с несколькими придаточными»»
Урок русского языка в 11 классе
Тема: «Пунктуационное оформление сложноподчиненных предложений с несколькими придаточными»
Цели:
Обучающие: углубить знания о сложноподчиненном предложении - конструкции с несколькими видами придаточных; помочь вспомнить понятия «неоднородное» и «однородное соподчинение», «последовательное», «комбинированное подчинение»; учить видеть структуру сложного предложения и конструировать схемы предложений;
Развивающие: совершенствовать пунктуационные навыки, практические навыки анализа сложного предложения; развивать навыки использования сложноподчиненного предложения в речи;
Воспитывающие: продолжить формирование привычки к труду, самостоятельному усвоению материала, умению работать в паре, оценивать работу одноклассника; обогащать словарь обучающихся лексикой нравственной тематики.
Ход урока
I.Актуализация знаний обучающихся.
Лингвистическая разминка. Подготовка к ЕГЭ (4, 7, 9 задания)
- В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
позвони´м
рвала´
гра´жданство
давни´шний
отобрала´
- В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
звук ИСЧЕЗ
без ПОГОН
ТРОЕ ножниц
С ДВЕСТИ рублями
МАЛЕНЬКИЙ домишко
- Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня:
Р…стительный
С…луэт
Ск…нировать
Бл…стящий
Обж…гающий
II.Формулировка темы урока, целей урока.
Слово учителя:
- Посмотрите на доску и скажите, какие предложения по наличию грамматических основ написаны. Почему не расставлены знаки препинания? Определите тему и цель урока.
1. Счастье так мало зависит от материальных благ и вещей что тот для кого эти вещи сделались безразличны пожалуй ближе всего к тайне счастья. (Хамерлинг)
2. Доброта - это язык на котором немые могут говорить и который глухие могут слушать. (Бови)
3. Что бы ни делал человек его дела, даже самые выдающиеся ничего не стоят если он не выполнил своего долга перед родителями. (Б. Ауэрбах)
(Учащиеся: Записаны СПП с несколькими придаточными. Знаки препинания не расставлены, поэтому тема: «Знаки препинания в СПП с несколькими придаточными», а цель урока: учиться ставить знаки препинания в СПП с несколькими придаточными...)
- Да, мы вспомним виды связи придаточных предложений с главным и потренируемся расставлять знаки препинания.
III. Создание проблемной ситуации. Работа по карточкам.
1. Задание:
- Перед вами карточки с предложениями. Сформулируйте задания к данным высказываниям. (Должны расставить знаки препинания в предложениях, составить схему предложения, указать вид подчинения придаточных.)
1. Голоса их были слабо слышны посреди общего гула, и по лицам было видно, что они отчаивались в возможности остановить этот беспорядок.
[ - =], [ =], (что - =).
б п
2. Небо было так ясно, воздух так свеж, силы жизни так радостны и в душе Назарова, когда он, слившись в одно существо с доброю сильною лошадью, летел по ровной дороге за Хаджи-Муратом, что ему и в голову не приходила возможность чего-либо печального или страшного.
3. Сначала далеко впереди, где небо сходится с землею около курганчиков и ветряной мельницы, которая издали похожа на маленького человечка, размахивающего руками, поползла по земле широкая ярко-желтая полоса; через минуту такая же полоса засветилась несколько ближе, поползла вправо и охватила холмы.
[.., (где - =), (которая =), = -]; I - =. = и =].
п п б
4. С моря в ответ отрывисто грянул пушечный выстрел, и, когда дым лег на сверкавшие искрами волны, все опять стихло.
[ = - ], и, (когда - =), [ - = ].
с п
- Какие виды подчинительной связи в СПП с несколькими придаточными вы знаете?
- Как соотносятся главное и придаточные предложения при последовательном подчинении придаточных?
- При однородном и неоднородном соподчинении придаточных?
- При комбинированном подчинении придаточных?
2. Взаимопроверка (сверить с эталоном, записанным на доске).
V. Изучение нового материала.
- Мы повторили строение СПП с несколькими придаточными.
- Сегодня мы рассмотрим особенности пунктуационного оформления таких предложений.
Вспомним правило постановки знаков препинания при однородных членах. Когда при однородных членах ставится запятая, когда не ставится?
- Чтение параграфа о постановке знаков препинания в СПП с несколькими придаточными.
VI. Закрепление. Подготовка к ЕГЭ.
Задание 1.
- В каком предложении запятая перед И ставится?
а) Ему чудилось, что сейчас в них разовьётся что-то и кровь потечёт из глаз вместо бесцветных слёз.
б) Николай шёл из-за угла, где находился чёрный ход и был также неприятно удивлён, увидев брата.
в) Когда все вокруг стихло и устоялся потревоженный выстрелами воздух, на холме снова уселись белые птицы.
Задание 2.
- Определи, в каком предложении допущена ошибка.
а) И в новое царствование он также продолжал безвыездно жить в деревне, говоря, что, ежели кому его нужно, то тот и от Москвы доедет до Лысых Гор.
б) Алексей знал, что если отец заберёт что себе в голову, то уж того у него и гвоздём не вышибешь.
в) Егорушка вспомнил, что, когда цветёт вишня, эти белые пятна мешаются с вишнёвыми цветами в белом море.
Задание 3. (в тетради)
- Перестройте предложение так, чтобы запятая между союзами не ставилась.
[Вода обрушилась так страшно], (что, (когда солдаты бежали внизу), им вдогонку уже летели бушующие потоки) (М. Булгаков).
4. Самостоятельная работа. Подготовка к ЕГЭ. Работа с текстом. (Текст лежит перед каждым учеником).
- Прочитайте текст.
Сейчас миллионы людей слушают радио, включают телевизоры, берут в руки газеты, чтобы узнать всё, чем живёт наша страна, наша планета.
Для того чтобы понимать всё, что происходит в окружающем мире, для того чтобы и нас понимали те, с кем мы общаемся, мы должны хорошо владеть современным русским языком.
Однако нечего закрывать глаза на то, что очень часто мы говорим небрежно и пишем кое-как. Если наша речь непонятна собеседнику, как легко наши слова могут быть перетолкованы на другой лад!
От того как мы выражаем свою мысль свободно ли владеем речью зависит насколько будем мы правильно поняты.
- Определите тип текста. (Рассуждение)
- Определите стиль речи. (Публицистический)
- Определите основную мысль. (От того как мы выражаем свою мысль свободно ли владеем речью зависит насколько будем мы правильно поняты.)
- В каком предложении содержатся аргументы?
- Определите проблему текста. (Проблема значения русского языка в жизни человека).
- Запишите текст, расставив знаки препинания.
- Какие примеры можно привести для согласия с автором?
(«Русский язык» И.С. Тургенев: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками, в числе которых блистает опять-таки Пушкин! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием: в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса… Берегите чистоту языка, как святыню!»)
К.Г. Паустовский: «С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом… Нет таких звуков, красок, образов и мыслей – сложных и простых, - для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения.»)
VII. Итоги урока. Рефлексия.
- Итак, мы проследили связь между грамматическим строем предложения и его пунктуационным оформлением.
- Что нового вы узнали на уроке?
- Чему научились?
- Что вызвало затруднение?
VIII. Выставление оценок.
IX. Домашнее задание: выполнить упр. из учебника, графически объяснить пунктограммы.