Цели:
   Методические приёмы: аналитическая беседа, анализ языкового материала.
  Структура урока
  I. Оргмомент.
  II. Мотивационное введение.
  Сегодня на уроке мы ближе познакомимся с ещё одной служебной частью речи – союзом.
  Само слово “союз” пришло в русский язык из старославянского, в котором оно было образовано с помощью приставки со- от слова, корень которого дошёл до нас в словах узел, уж, вязать, узы.
  Что вы уже знаете о союзе как части речи? (Одна из служебных частей речи, служит для связи однородных членов и простых предложений в составе сложного.)
  В XIX в. в Толковом словаре живого великорусского языка В. И. Даль так определил значение слова “союз”: “Взаимные узы, связь, скрепа, соединение, смык, сцепление…; часть речи, частичка, связующая слова”. В XX в. “Толковый словарь русского языка” С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой слово “союз” было определено так: “В грамматике: служебное слово, соединяющее предложения и слова внутри предложения”. Сравните два определения союза. Чем они отличаются? (Словарь Ожегова по сравнению со словарём В. И. Даля указывает на большее число признаков: служебное слово, связывает не только слова, но и предложения.)
  Такое различие объясняется тем, что наука о языке постоянно развивается, и в XX в. учёные-лингвисты, используя достижения предшественников, знали о языке и его законах больше, чем учёные XIX в., что и отразилось в словарях. Но нужно помнить, что словари С. И. Ожегова и В. И. Даля были предназначены для широкого круга читателей, и поэтому указывали не все признаки этой части речи, известные специалистам. Именно поэтому в словаре С.И. Ожегова не используется термин “однородные члены предложения”. Возможно, союз обладает ещё какими-то важными признаками? Сегодня мы попробуем это установить.
  III. Пунктуационный разбор.
  Горят первые звёзды, а вечерняя заря ещё долго светит над полями и лесами.
  [ ], а [ О и О ].  IV. Аналитическая беседа по теме “Определение союза”.
  Какие слова мы внесли в схему предложения? (Союзы).
  Почему на схеме отображаются именно союзы, а не предлоги или слова самостоятельных частей речи? (Они связывают однородные члены и простые предложения в составе сложного.)
  Итак, союзы связывают однородные члены предложения, а также простые предложения в составе сложного. Но только ли в этом заключается их роль в предложении? Для ответа на этот вопрос задания на карточке № 1.
  Прочитайте предложения, входящие в первую и вторую группу.
  -  По пути нам попадались берёзы и осины. 
-  По пути нам попадались не берёзы, а осины. 
-  По пути нам попадались берёзы или осины. 
-  По пути нам попадались то берёзы, то осины. 
-  Свеча мигала жёлтым язычком, и в комнате было темно. 
-  Свеча мигала жёлтым язычком, но в комнате было темно. 
-  Свеча мигала жёлтым язычком, когда в комнате было темно. 
 Подчеркните союзы в первой и второй группе предложений.
  Определите, что (однородные члены предложения или простые предложения в составе сложного) связывают союзы в предложениях первой группы, а что – в предложениях второй группы?
  Одинаковы ли по смыслу предложения первой группы? А второй?
  Что, по вашему мнению, изменяет смысл предложений первой группы? А второй?
  Что следует из этого наблюдения? (Союзы имеют значение.)
  Да, союзы имеют значение, но значение это проявляется в предложении, потому что союзы выражают смысловые отношения между однородными членами и простыми предложениями в составе сложного.
  Итак, подведём итоги. Что мы узнали о роли союзов в предложении? (Союзы связывают однородные члены предложения и простые предложения в составе сложного и выражают смысловые отношения между ними.)
  Опираясь на выводы, которые мы сделали при анализе предложений, дайте определение союзу как части речи. (Союз – служебная часть речи, которая связывает однородные члены предложения и простые предложения в составе сложного и выражает смысловые отношения между ними.)
  V. Закрепление материала. Упражнение на закрепление навыка “узнавания” союза.
  Заключите в овал в тексте карточки № 2 союзы, подчеркните связываемые союзами однородные члены предложения или основы простых предложений.
  VI. Аналитическая беседа по теме “Разряды союзов”.
  Вами были выделены разные союзы. А можно ли их разделить на группы? Попробуйте определить, на какие группы можно разделить союзы? [1) союзы, связывают однородные члены – союзы, которые связывают простые предложения в составе сложного; 2) союзы сочинительные – союзы подчинительные.]
  Остановимся на делении союзов на сочинительные и подчинительные. Чем отличаются эти группы союзов друг от друга?
  Что связывают сочинительные союзы? (Однородные члены предложения и простые предложения в составе сложного)
  Что связывают подчинительные союзы? (Простые предложения в составе сложного)
  А почему сочинительные союзы могут соединять как однородные члены, так и простые предложения в составе сложного, а подчинительные – только простые предложения в составе сложного? (Однородные члены предложения не зависят друг от друга, они равноправны. В сложном предложении его части могут быть как равноправны, так и неравноправны, то есть одна подчинять себе другую. Сочинительные союзы, которые связывают однородные члены и простые, не зависящие друг от друга предложения в составе сложного, выражают отношения равноправия связанных частей, а подчинительные, которые связывают неравноправные предложения – неравноправия, зависимости одной части от другой.)
  Итак, мы установили, что союзы по значению делятся на два разряда: сочинительные союзы и подчинительные союзы.
  А возможно ли выделение разрядов союзов по другим признакам? Обратите внимание: на карточке № 3 приведены союзы. По какому признаку эти союзы можно разделить на две группы? (Состоят из данного слова – состоят из нескольких слов.)
  -  когда 
-  что 
-  чтобы 
-  так что 
-  как будто 
-  если 
-  как 
-  потому что 
-  словно 
-  едва 
-  пока 
-  так как 
 Какое название можно предложить для союзов первой группы? (Простые – союзы, состоящие из одного слова.) А второй? (Составные – союзы, состоящие из двух и более слов.)
  VII. Закрепление изученного.
  Упр. 826.
  А. Устно: найдите союзы, укажите их разряд по строению (простые или составные); объясните постановку знаков препинания.
  Б. Письменно: спишите, выделите союзы и определите, связывают они однородные члены предложения или простые предложения в составе сложного. Надпишите над союзом его разряд по значению (сочинительные или подчинительные).
  Составьте предложения по данному началу так, чтобы в первом случае союз и соединял простые предложения в сложном, а во втором – однородные члены предложения. Обратите внимание на постановку запятой, разделяющей простые предложения в составе сложного и её отсутствие между однородными членами, связанными союзом и.
  Небо на востоке посветлело, и…
  Небо на востоке посветлело и…
  VIII. Подведение итогов урока.
  Что из того, о чём говорилось на уроке, было для вас новым, а может быть, показалось неожиданным, удивило вас?
  Домашнее задание.
  § 148, упр. 825.