kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок русского языка в 7-м классе по теме: "Понятие о союзе"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка в 7-м классе по теме: "Понятие о союзе"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.


«понятие о союзе»

Урок русского языка в 7-м классе по теме: "Понятие о союзе"





    Цели:

    • Формирование представления учащихся о союзе как служебной части речи.

    • Развитие теоретического мышления учащихся.

    Методические приёмы: аналитическая беседа, анализ языкового материала.

    Структура урока

    I. Оргмомент.

    II. Мотивационное введение.

    Сегодня на уроке мы ближе познакомимся с ещё одной служебной частью речи – союзом.

    Само слово “союз” пришло в русский язык из старославянского, в котором оно было образовано с помощью приставки со- от слова, корень которого дошёл до нас в словах узел, уж, вязать, узы.

    Что вы уже знаете о союзе как части речи? (Одна из служебных частей речи, служит для связи однородных членов и простых предложений в составе сложного.)

    В XIX в. в Толковом словаре живого великорусского языка В. И. Даль так определил значение слова “союз”: “Взаимные узы, связь, скрепа, соединение, смык, сцепление…; часть речи, частичка, связующая слова”. В XX в. “Толковый словарь русского языка” С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой слово “союз” было определено так: “В грамматике: служебное слово, соединяющее предложения и слова внутри предложения”. Сравните два определения союза. Чем они отличаются? (Словарь Ожегова по сравнению со словарём В. И. Даля указывает на большее число признаков: служебное слово, связывает не только слова, но и предложения.)

    Такое различие объясняется тем, что наука о языке постоянно развивается, и в XX в. учёные-лингвисты, используя достижения предшественников, знали о языке и его законах больше, чем учёные XIX в., что и отразилось в словарях. Но нужно помнить, что словари С. И. Ожегова и В. И. Даля были предназначены для широкого круга читателей, и поэтому указывали не все признаки этой части речи, известные специалистам. Именно поэтому в словаре С.И. Ожегова не используется термин “однородные члены предложения”. Возможно, союз обладает ещё какими-то важными признаками? Сегодня мы попробуем это установить.

    III. Пунктуационный разбор.

    Горят первые звёзды, а вечерняя заря ещё долго светит над полями и лесами.

    [ ], а [ О и О ].

    IV. Аналитическая беседа по теме “Определение союза”.

    Какие слова мы внесли в схему предложения? (Союзы).

    Почему на схеме отображаются именно союзы, а не предлоги или слова самостоятельных частей речи? (Они связывают однородные члены и простые предложения в составе сложного.)

    Итак, союзы связывают однородные члены предложения, а также простые предложения в составе сложного. Но только ли в этом заключается их роль в предложении? Для ответа на этот вопрос задания на карточке № 1.

    Прочитайте предложения, входящие в первую и вторую группу.

    • По пути нам попадались берёзы и осины.

    • По пути нам попадались не берёзы, а осины.

    • По пути нам попадались берёзы или осины.

    • По пути нам попадались то берёзы, то осины.

    • Свеча мигала жёлтым язычком, и в комнате было темно.

    • Свеча мигала жёлтым язычком, но в комнате было темно.

    • Свеча мигала жёлтым язычком, когда в комнате было темно.

    Подчеркните союзы в первой и второй группе предложений.

    Определите, что (однородные члены предложения или простые предложения в составе сложного) связывают союзы в предложениях первой группы, а что – в предложениях второй группы?

    Одинаковы ли по смыслу предложения первой группы? А второй?

    Что, по вашему мнению, изменяет смысл предложений первой группы? А второй?

    Что следует из этого наблюдения? (Союзы имеют значение.)

    Да, союзы имеют значение, но значение это проявляется в предложении, потому что союзы выражают смысловые отношения между однородными членами и простыми предложениями в составе сложного.

    Итак, подведём итоги. Что мы узнали о роли союзов в предложении? (Союзы связывают однородные члены предложения и простые предложения в составе сложного и выражают смысловые отношения между ними.)

    Опираясь на выводы, которые мы сделали при анализе предложений, дайте определение союзу как части речи. (Союз – служебная часть речи, которая связывает однородные члены предложения и простые предложения в составе сложного и выражает смысловые отношения между ними.)

    V. Закрепление материала. Упражнение на закрепление навыка “узнавания” союза.

    Заключите в овал в тексте карточки № 2 союзы, подчеркните связываемые союзами однородные члены предложения или основы простых предложений.

    VI. Аналитическая беседа по теме “Разряды союзов”.

    Вами были выделены разные союзы. А можно ли их разделить на группы? Попробуйте определить, на какие группы можно разделить союзы? [1) союзы, связывают однородные члены – союзы, которые связывают простые предложения в составе сложного; 2) союзы сочинительные – союзы подчинительные.]

    Остановимся на делении союзов на сочинительные и подчинительные. Чем отличаются эти группы союзов друг от друга?

    Что связывают сочинительные союзы? (Однородные члены предложения и простые предложения в составе сложного)

    Что связывают подчинительные союзы? (Простые предложения в составе сложного)

    А почему сочинительные союзы могут соединять как однородные члены, так и простые предложения в составе сложного, а подчинительные – только простые предложения в составе сложного? (Однородные члены предложения не зависят друг от друга, они равноправны. В сложном предложении его части могут быть как равноправны, так и неравноправны, то есть одна подчинять себе другую. Сочинительные союзы, которые связывают однородные члены и простые, не зависящие друг от друга предложения в составе сложного, выражают отношения равноправия связанных частей, а подчинительные, которые связывают неравноправные предложения – неравноправия, зависимости одной части от другой.)

    Итак, мы установили, что союзы по значению делятся на два разряда: сочинительные союзы и подчинительные союзы.

    А возможно ли выделение разрядов союзов по другим признакам? Обратите внимание: на карточке № 3 приведены союзы. По какому признаку эти союзы можно разделить на две группы? (Состоят из данного слова – состоят из нескольких слов.)

    • когда

    • что

    • чтобы

    • так что

    • как будто

    • если

    • как

    • потому что

    • словно

    • едва

    • пока

    • так как

    Какое название можно предложить для союзов первой группы? (Простые – союзы, состоящие из одного слова.) А второй? (Составные – союзы, состоящие из двух и более слов.)

    VII. Закрепление изученного.

    Упр. 826.

    А. Устно: найдите союзы, укажите их разряд по строению (простые или составные); объясните постановку знаков препинания.

    Б. Письменно: спишите, выделите союзы и определите, связывают они однородные члены предложения или простые предложения в составе сложного. Надпишите над союзом его разряд по значению (сочинительные или подчинительные).

    Составьте предложения по данному началу так, чтобы в первом случае союз и соединял простые предложения в сложном, а во втором – однородные члены предложения. Обратите внимание на постановку запятой, разделяющей простые предложения в составе сложного и её отсутствие между однородными членами, связанными союзом и.

    Небо на востоке посветлело, и…

    Небо на востоке посветлело и…

    VIII. Подведение итогов урока.

    Что из того, о чём говорилось на уроке, было для вас новым, а может быть, показалось неожиданным, удивило вас?

    Домашнее задание.

    § 148, упр. 825.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Урок русского языка в 7-м классе по теме: "Понятие о союзе"

Автор: Асьмаева Галия Мавлютовна

Дата: 29.11.2018

Номер свидетельства: 488277

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(147) "Конспект урока русского языка на тему "Понятие сложноподчинённого предложения" "
    ["seo_title"] => string(90) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-poniatiie-slozhnopodchinionnogho-priedlozhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "209414"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1431127369"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "Конспект урока русского языка на тему: "Простые и сложные предложения". "
    ["seo_title"] => string(78) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-prostyie-i-slozhnyie-priedlozhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "206060"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1430084948"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(151) "Конспект урока русского языка по теме "Общая характеристика сложного предложения""
    ["seo_title"] => string(96) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-obshchaia-kharaktieristika-slozhnogho-priedlozhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "256895"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448218063"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Урок русского языка по теме "Общая характеристика сложного предложения""
    ["seo_title"] => string(85) "urok-russkogho-iazyka-po-tiemie-obshchaia-kharaktieristika-slozhnogho-priedlozhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "256897"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448218556"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(218) "Формирование метапредметных результатов на уроках русского языка и литературы в 8 - 9 классах ( из опыта работы учителя) "
    ["seo_title"] => string(129) "formirovaniie-mietapriedmietnykh-riezul-tatov-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury-v-8-9-klassakh-iz-opyta-raboty-uchitielia"
    ["file_id"] => string(6) "142692"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1418328988"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства