kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок русского языка по теме "Общая характеристика сложного предложения"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка

9 класс

Тема: Общая характеристика сложного предложения.

Цель: активизация и расширение знаний об основных свойствах сложного предложения

Задачи:

обозначить отличие СП от простого, дать формальную, смысловую и интонационную характеристику СП;

развивать умения отличать СП от простых осложненных предложений, расставлять знаки препинания в СП;

развивать аналитическое мышление, внимание, умения сравнивать, определять отличия между сравниваемыми объектами;

развивать речь учащихся

ХОД УРОКА

Орг. момент

Определение темы и целей урока

- сравните эти предложения, чем они различаются?

1. По твоим делам о тебе судят.

2. Друг есть такое лицо, с которым я  могу быть искренним.

- Догадались, какова тема сегодняшнего урока? (Общая характеристика СП)

Целевая установка

- вы уже знаете многое о СП. Сегодня мы обобщим все, что вам известно, дополним ваши знания новыми характеристиками СП, потренируемся отличать СП от простых предложений, а также самим составлять сложные предложения.

Работа по теме урока

1. Сравнительный анализ записных предложений.

- выделите грам. основу предложений. Чем СП отличается от простого?

(Эта характеристика СП называется ФОРМАЛЬНОЙ)

- Этой характеристики достаточно для отличия СП от простого?

- Сформулируйте понятие СП.

- Могут ли части СП быть самостоятельными? Ясны ли они по отдельности?

(Эта характеристика СП называется СМЫСЛОВОЙ)

- Произнесем эти предложения и понаблюдаем за интонацией. Что мы видим? (интонация к середине предложения повышается, а к концу предложения понижается. Т. о. простое предложение интонационно закончено, а части СП – нет.)

(Эта характеристика СП называется ИНТОНАЦИОННОЙ)

2. Обобщение

Характеристики СП

ФОРМАЛЬНАЯ

СМЫСЛОВАЯ                     ЗАКОНЧЕННОСТЬ

ИНТОНАЦИОННАЯ

Практикум

1. Определите, где целое простое предложение, а где часть СП, опираясь на характеристики СП:

* Хаджи-Мурат задумался

* Хаджи-Мурат так задумался

* Пётр чувствовал

* Объездчик слушал со вниманием и соглашался со всем

* Медведь так полюбил Никиту

2. Охарактеризуйте данные предложения по смыслу:

Осень наступила. Птицы улетели в теплые края.

Осень наступила, и птицы улетели в теплые края. (присутствует оттенок причинности отлета птиц)

Сухой треск ракетницы. В небе вспыхивают два рассыпчатых зелёных огня.

Сухой треск ракетницы - и в небе вспыхивают два рассыпчатых зелёных огня.

- Имеет ли значение то, как записать что-либо – простыми предложениями или одним СП?

3. Упражнение 82 пис.

Понятие о союзных и бессоюзных СП.

- Определите, как соединяются части этих СП друг с другом? (При помощи союзов, или без них)

5. Определить виды записанных СП по средству связи (союзное или бессоюзное)

6. Составление СП: дополните эти предложения так, чтобы получилось СП:

Солнце зарыла огромная чёрная туча…

На небе уже сияла луна…

Олег понял…

Если лето дождливо…

Рефлексия

- каковы признаки СП?

- на какие две группы делятся СП? По какому признаку?

Итоги урока

Домашнее задание

п.4 упр. 85 пис

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка по теме "Общая характеристика сложного предложения"»

Урок русского языка

9 класс


Тема: Общая характеристика сложного предложения.


Цель: активизация и расширение знаний об основных свойствах сложного предложения


Задачи:

обозначить отличие СП от простого, дать формальную, смысловую и интонационную характеристику СП;

развивать умения отличать СП от простых осложненных предложений, расставлять знаки препинания в СП;

развивать аналитическое мышление, внимание, умения сравнивать, определять отличия между сравниваемыми объектами;

развивать речь учащихся


ХОД УРОКА


Орг. момент


Определение темы и целей урока

- сравните эти предложения, чем они различаются?

1. По твоим делам о тебе судят.

2. Друг есть такое лицо, с которым я могу быть искренним.


- Догадались, какова тема сегодняшнего урока? (Общая характеристика СП)


Целевая установка

- вы уже знаете многое о СП. Сегодня мы обобщим все, что вам известно, дополним ваши знания новыми характеристиками СП, потренируемся отличать СП от простых предложений, а также самим составлять сложные предложения.


Работа по теме урока

1. Сравнительный анализ записных предложений.

- выделите грам. основу предложений. Чем СП отличается от простого?

(Эта характеристика СП называется ФОРМАЛЬНОЙ)

- Этой характеристики достаточно для отличия СП от простого?

- Сформулируйте понятие СП.


- Могут ли части СП быть самостоятельными? Ясны ли они по отдельности?

(Эта характеристика СП называется СМЫСЛОВОЙ)


- Произнесем эти предложения и понаблюдаем за интонацией. Что мы видим? (интонация к середине предложения повышается, а к концу предложения понижается. Т. о. простое предложение интонационно закончено, а части СП – нет.)

(Эта характеристика СП называется ИНТОНАЦИОННОЙ)


2. Обобщение

Характеристики СП

ФОРМАЛЬНАЯ

СМЫСЛОВАЯ ЗАКОНЧЕННОСТЬ

ИНТОНАЦИОННАЯ


Практикум

1. Определите, где целое простое предложение, а где часть СП, опираясь на характеристики СП:

* Хаджи-Мурат задумался

* Хаджи-Мурат так задумался

* Пётр чувствовал

* Объездчик слушал со вниманием и соглашался со всем

* Медведь так полюбил Никиту


2. Охарактеризуйте данные предложения по смыслу:

Осень наступила. Птицы улетели в теплые края.

Осень наступила, и птицы улетели в теплые края. (присутствует оттенок причинности отлета птиц)

Сухой треск ракетницы. В небе вспыхивают два рассыпчатых зелёных огня.

Сухой треск ракетницы - и в небе вспыхивают два рассыпчатых зелёных огня.


- Имеет ли значение то, как записать что-либо – простыми предложениями или одним СП?


3. Упражнение 82 пис.



Понятие о союзных и бессоюзных СП.

- Определите, как соединяются части этих СП друг с другом? (При помощи союзов, или без них)


5. Определить виды записанных СП по средству связи (союзное или бессоюзное)


6. Составление СП: дополните эти предложения так, чтобы получилось СП:

Солнце зарыла огромная чёрная туча…

На небе уже сияла луна…

Олег понял…

Если лето дождливо…


Рефлексия

- каковы признаки СП?

- на какие две группы делятся СП? По какому признаку?


Итоги урока


Домашнее задание

п.4 упр. 85 пис





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Урок русского языка по теме "Общая характеристика сложного предложения"

Автор: Ткаленко Олеся Федоровна

Дата: 22.11.2015

Номер свидетельства: 256897

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(151) "Конспект урока русского языка по теме "Общая характеристика сложного предложения""
    ["seo_title"] => string(96) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-obshchaia-kharaktieristika-slozhnogho-priedlozhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "256895"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448218063"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Роль игры на уроках русского языка и литературы "
    ["seo_title"] => string(51) "rol-ighry-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "135413"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1416919016"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(218) "Формирование метапредметных результатов на уроках русского языка и литературы в 8 - 9 классах ( из опыта работы учителя) "
    ["seo_title"] => string(129) "formirovaniie-mietapriedmietnykh-riezul-tatov-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury-v-8-9-klassakh-iz-opyta-raboty-uchitielia"
    ["file_id"] => string(6) "142692"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1418328988"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(192) "Формирование регулятивных универсальных учебных действий на уроках русского языка в начальных классов "
    ["seo_title"] => string(117) "formirovaniie-rieghuliativnykh-univiersal-nykh-uchiebnykh-dieistvii-na-urokakh-russkogho-iazyka-v-nachal-nykh-klassov"
    ["file_id"] => string(6) "154419"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421157938"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(143) "Методический материал.Рабочая программа учебного курса "Русский язык.9 класс" "
    ["seo_title"] => string(86) "mietodichieskii-matierial-rabochaia-proghramma-uchiebnogho-kursa-russkii-iazyk-9-klass"
    ["file_id"] => string(6) "118678"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1413213191"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства