Урок русского языка
9 класс
Тема: Общая характеристика сложного предложения.
Цель: актуализация и расширение знаний об основных свойствах сложного предложения
Задачи:
обозначить отличие СП от простого, дать формальную, смысловую и интонационную характеристику СП;
развивать умения отличать СП от простых осложненных предложений, расставлять знаки препинания в СП;
развивать аналитическое мышление, внимание, умения сравнивать, определять отличия между сравниваемыми объектами;
развивать речь учащихся
ХОД УРОКА
Орг. момент
Определение темы и целей урока
- сравните эти предложения, чем они различаются?
1. По твоим делам о тебе судят.
2. Друг есть такое лицо, с которым я могу быть искренним.
- Догадались, какова тема сегодняшнего урока? (Общая характеристика СП)
Целевая установка
- вы уже знаете многое о СП. Сегодня мы обобщим все, что вам известно, дополним ваши знания новыми характеристиками СП, потренируемся отличать СП от простых предложений, а также самим составлять сложные предложения.
Работа по теме урока
1. Сравнительный анализ записных предложений.
- выделите грам. основу предложений. Чем СП отличается от простого?
(Эта характеристика СП называется ФОРМАЛЬНОЙ)
- Этой характеристики достаточно для отличия СП от простого?
- Сформулируйте понятие СП.
- Могут ли части СП быть самостоятельными? Ясны ли они по отдельности?
(Эта характеристика СП называется СМЫСЛОВОЙ)
- Произнесем эти предложения и понаблюдаем за интонацией. Что мы видим? (интонация к середине предложения повышается, а к концу предложения понижается. Т. о. простое предложение интонационно закончено, а части СП – нет.)
(Эта характеристика СП называется ИНТОНАЦИОННОЙ)
2. Обобщение
Характеристики СП
ФОРМАЛЬНАЯ
СМЫСЛОВАЯ ЗАКОНЧЕННОСТЬ
ИНТОНАЦИОННАЯ
Практикум
1. Определите, где целое простое предложение, а где часть СП, опираясь на характеристики СП:
* Хаджи-Мурат задумался
* Хаджи-Мурат так задумался
* Пётр чувствовал
* Объездчик слушал со вниманием и соглашался со всем
* Медведь так полюбил Никиту
2. Охарактеризуйте данные предложения по смыслу:
Осень наступила. Птицы улетели в теплые края.
Осень наступила, и птицы улетели в теплые края. (присутствует оттенок причинности отлета птиц)
Сухой треск ракетницы. В небе вспыхивают два рассыпчатых зелёных огня.
Сухой треск ракетницы - и в небе вспыхивают два рассыпчатых зелёных огня.
- Имеет ли значение то, как записать что-либо – простыми предложениями или одним СП?
3. Упражнение 82 пис.
Понятие о союзных и бессоюзных СП.
- Определите, как соединяются части этих СП друг с другом? (При помощи союзов, или без них)
5. Определить виды записанных СП по средству связи (союзное или бессоюзное)
6. Составление СП: дополните эти предложения так, чтобы получилось СП:
Солнце зарыла огромная чёрная туча…
На небе уже сияла луна…
Олег понял…
Если лето дождливо…
Рефлексия
- каковы признаки СП?
- на какие две группы делятся СП? По какому признаку?
Итоги урока
Домашнее задание
п.4 упр. 85 пис