kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока русского языка по теме "Общая характеристика сложного предложения"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка

9 класс

Тема: Общая характеристика сложного предложения.

Цель: актуализация и расширение знаний об основных свойствах сложного предложения

Задачи:

обозначить отличие СП от простого, дать формальную, смысловую и интонационную характеристику СП;

развивать умения отличать СП от простых осложненных предложений, расставлять знаки препинания в СП;

развивать аналитическое мышление, внимание, умения сравнивать, определять отличия между сравниваемыми объектами;

развивать речь учащихся

ХОД УРОКА

Орг. момент

Определение темы и целей урока

- сравните эти предложения, чем они различаются?

1. По твоим делам о тебе судят.

2. Друг есть такое лицо, с которым я  могу быть искренним.

- Догадались, какова тема сегодняшнего урока? (Общая характеристика СП)

Целевая установка

- вы уже знаете многое о СП. Сегодня мы обобщим все, что вам известно, дополним ваши знания новыми характеристиками СП, потренируемся отличать СП от простых предложений, а также самим составлять сложные предложения.

Работа по теме урока

1. Сравнительный анализ записных предложений.

- выделите грам. основу предложений. Чем СП отличается от простого?

(Эта характеристика СП называется ФОРМАЛЬНОЙ)

- Этой характеристики достаточно для отличия СП от простого?

- Сформулируйте понятие СП.

- Могут ли части СП быть самостоятельными? Ясны ли они по отдельности?

(Эта характеристика СП называется СМЫСЛОВОЙ)

- Произнесем эти предложения и понаблюдаем за интонацией. Что мы видим? (интонация к середине предложения повышается, а к концу предложения понижается. Т. о. простое предложение интонационно закончено, а части СП – нет.)

(Эта характеристика СП называется ИНТОНАЦИОННОЙ)

2. Обобщение

Характеристики СП

ФОРМАЛЬНАЯ

СМЫСЛОВАЯ                     ЗАКОНЧЕННОСТЬ

ИНТОНАЦИОННАЯ

Практикум

1. Определите, где целое простое предложение, а где часть СП, опираясь на характеристики СП:

* Хаджи-Мурат задумался

* Хаджи-Мурат так задумался

* Пётр чувствовал

* Объездчик слушал со вниманием и соглашался со всем

* Медведь так полюбил Никиту

2. Охарактеризуйте данные предложения по смыслу:

Осень наступила. Птицы улетели в теплые края.

Осень наступила, и птицы улетели в теплые края. (присутствует оттенок причинности отлета птиц)

Сухой треск ракетницы. В небе вспыхивают два рассыпчатых зелёных огня.

Сухой треск ракетницы - и в небе вспыхивают два рассыпчатых зелёных огня.

- Имеет ли значение то, как записать что-либо – простыми предложениями или одним СП?

3. Упражнение 82 пис.

Понятие о союзных и бессоюзных СП.

- Определите, как соединяются части этих СП друг с другом? (При помощи союзов, или без них)

5. Определить виды записанных СП по средству связи (союзное или бессоюзное)

6. Составление СП: дополните эти предложения так, чтобы получилось СП:

Солнце зарыла огромная чёрная туча…

На небе уже сияла луна…

Олег понял…

Если лето дождливо…

Рефлексия

- каковы признаки СП?

- на какие две группы делятся СП? По какому признаку?

Итоги урока

Домашнее задание

п.4 упр. 85 пис

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка по теме "Общая характеристика сложного предложения"»

Урок русского языка

9 класс


Тема: Общая характеристика сложного предложения.


Цель: активизация и расширение знаний об основных свойствах сложного предложения


Задачи:

обозначить отличие СП от простого, дать формальную, смысловую и интонационную характеристику СП;

развивать умения отличать СП от простых осложненных предложений, расставлять знаки препинания в СП;

развивать аналитическое мышление, внимание, умения сравнивать, определять отличия между сравниваемыми объектами;

развивать речь учащихся


ХОД УРОКА


Орг. момент


Определение темы и целей урока

- сравните эти предложения, чем они различаются?

1. По твоим делам о тебе судят.

2. Друг есть такое лицо, с которым я могу быть искренним.


- Догадались, какова тема сегодняшнего урока? (Общая характеристика СП)


Целевая установка

- вы уже знаете многое о СП. Сегодня мы обобщим все, что вам известно, дополним ваши знания новыми характеристиками СП, потренируемся отличать СП от простых предложений, а также самим составлять сложные предложения.


Работа по теме урока

1. Сравнительный анализ записных предложений.

- выделите грам. основу предложений. Чем СП отличается от простого?

(Эта характеристика СП называется ФОРМАЛЬНОЙ)

- Этой характеристики достаточно для отличия СП от простого?

- Сформулируйте понятие СП.


- Могут ли части СП быть самостоятельными? Ясны ли они по отдельности?

(Эта характеристика СП называется СМЫСЛОВОЙ)


- Произнесем эти предложения и понаблюдаем за интонацией. Что мы видим? (интонация к середине предложения повышается, а к концу предложения понижается. Т. о. простое предложение интонационно закончено, а части СП – нет.)

(Эта характеристика СП называется ИНТОНАЦИОННОЙ)


2. Обобщение

Характеристики СП

ФОРМАЛЬНАЯ

СМЫСЛОВАЯ ЗАКОНЧЕННОСТЬ

ИНТОНАЦИОННАЯ


Практикум

1. Определите, где целое простое предложение, а где часть СП, опираясь на характеристики СП:

* Хаджи-Мурат задумался

* Хаджи-Мурат так задумался

* Пётр чувствовал

* Объездчик слушал со вниманием и соглашался со всем

* Медведь так полюбил Никиту


2. Охарактеризуйте данные предложения по смыслу:

Осень наступила. Птицы улетели в теплые края.

Осень наступила, и птицы улетели в теплые края. (присутствует оттенок причинности отлета птиц)

Сухой треск ракетницы. В небе вспыхивают два рассыпчатых зелёных огня.

Сухой треск ракетницы - и в небе вспыхивают два рассыпчатых зелёных огня.


- Имеет ли значение то, как записать что-либо – простыми предложениями или одним СП?


3. Упражнение 82 пис.



Понятие о союзных и бессоюзных СП.

- Определите, как соединяются части этих СП друг с другом? (При помощи союзов, или без них)


5. Определить виды записанных СП по средству связи (союзное или бессоюзное)


6. Составление СП: дополните эти предложения так, чтобы получилось СП:

Солнце зарыла огромная чёрная туча…

На небе уже сияла луна…

Олег понял…

Если лето дождливо…


Рефлексия

- каковы признаки СП?

- на какие две группы делятся СП? По какому признаку?


Итоги урока


Домашнее задание

п.4 упр. 85 пис





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Конспект урока русского языка по теме "Общая характеристика сложного предложения"

Автор: Ткаленко Олеся Федоровна

Дата: 22.11.2015

Номер свидетельства: 256895

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) "Конспект урока русского языка на тему "Комплексный анализ текста" "
    ["seo_title"] => string(69) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-komplieksnyi-analiz-tieksta"
    ["file_id"] => string(6) "213063"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1431969125"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(218) "Формирование метапредметных результатов на уроках русского языка и литературы в 8 - 9 классах ( из опыта работы учителя) "
    ["seo_title"] => string(129) "formirovaniie-mietapriedmietnykh-riezul-tatov-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury-v-8-9-klassakh-iz-opyta-raboty-uchitielia"
    ["file_id"] => string(6) "142692"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1418328988"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(143) "Методический материал.Рабочая программа учебного курса "Русский язык.9 класс" "
    ["seo_title"] => string(86) "mietodichieskii-matierial-rabochaia-proghramma-uchiebnogho-kursa-russkii-iazyk-9-klass"
    ["file_id"] => string(6) "118678"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1413213191"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(183) "Обобщение опыта по теме «Личностно-ориентированный подход в обучении русского языка и литературы» "
    ["seo_title"] => string(110) "obobshchieniie-opyta-po-tiemie-lichnostno-oriientirovannyi-podkhod-v-obuchienii-russkogho-iazyka-i-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "116568"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412520863"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "Конспект урока по развитию речи в 10 классе. Подготовка к ЕГЭ. "
    ["seo_title"] => string(67) "konspiekt-uroka-po-razvitiiu-riechi-v-10-klassie-podghotovka-k-iege"
    ["file_id"] => string(6) "197256"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428225276"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства