kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока русского языка на тему "Понятие сложноподчинённого предложения"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: углубление знаний о сложноподчинённом предложении, средствах связи СПП  
Задачи:
Образовательные:
повторить и углубить сведения о сложном предложении 
ввести понятие  СПП
формировать умение различать ССП и СПП
находить в СПП главные и придаточные, видеть средства связи
учиться отвечать на вопросы ГИА по данной теме
Развивающие:
развивать мыслительную деятельность учащихся
Воспитательные:
воспитывать сознательный интерес к родному языку как средству    получения знаний
воспитывать любовь к русской                       литературе                                                                                                                      
Тип урока: урок изучения нового материала
Оборудование:(у каждого ученика)
учебник русского языка 9 класс.  Авторы С.Г. Бархударов, С.Е. Крючков,Л.Ю. Максимов, Л.А.Чешко
сборники типовых экзаменационных вариантов для подготовки к ГИА
листы контроля
таблица «Средства связи частей СПП»
контрольные задания
?                                     Ход урока:

 I. Оргмомент.
Подпишем листы контроля
II. Подготовка к ГИА
-  По традиции начнём наш урок с изложения. Откроем экзаменационные варианты, стр. 208. Текст изложения к вариантам 17-20. Прочитайте, сформулируйте и запишите микротемы текста в лист ответов. Сколько должно быть микротем? (3)
Прочитайте свои варианты. А теперь проверьте правильность ответа: (Открывается запись на доске)    
1.  Сострадание – это особый талант, и без него трудно оставаться человеком.
2.Несчастья и беды – это неизбежность, но о них нельзя думать постоянно, чтобы не омрачать счастья.                                                                                                                
3. Умение переживать чужую боль раскрывает истинную добродетель человека.
-  Вчера на занятии  по подготовке к  ГИА мы повторили орфограммы в корне. Какие?  ( Проверяемые безударные гласные; непроверяемые безударные гласные; корни с чередованием)     
-
Задание А-.?   (5)   Чтобы проверить, как вы усвоили материал, Вика М. подготовила для вас распределительный словарный диктант на эту тему.  Работаем на листах контроля. Ответ  II. (Ученица проводит распределительный диктант.)       
III. Объяснение нового материала.
- Сегодня мы с вами, ребята, начинаем новую тему, над которой будем работать на протяжении целого триместра. Запишите в тетради  (открывается запись на доске):  
Понятие сложноподчинённого предложения.
– Расскажите, что вы знаете о СПП? ( Состоит из 2-х или более простых; одна часть главная, другая – придаточная; части соединены подчинительными союзами или союзными словами.)
– Запишите в тетради предложение: [Вновь я посетил тот уголок земли], (где я провёл два года незаметных.)     А.С.Пушкин (Открывается запись на доске) Можно отнести его к СПП? Почему?
Подчеркните основы, выделите главную часть и придаточную.
(Это 2 предложения. Одно из них главное, другое придаточное (подчинительная связь). Связаны союзным словом.)
Прочитаем вслух сведения из учебника о подчинительных союзах и союзных словах (стр.37)
-  Как мы будем различать союзы и союзные слова? Подробнее об этом поговорим на следующих уроках, а пока вернёмся к записанному предложению. Обратите внимание: где – союзное слово, это наречие.                                           
 Запомните список наиболее употребительных союзов и союзных слов. Найдите  на партах таблички «Средства связи частей СПП».
- А теперь разберём устно 2 примера из упр.№78.  Найдём главное, придаточное предложения, чем они связаны. (Которые – только союзное слово; что – может быть союзным словом или союзом /см. табличку/) Подробнее об отличии – на следующем уроке.
Схемы СПП. Существуют разные способы схематического изображения модели СПП. Мы будем использовать горизонтальные схемы (так, как  предлагает нам учебник).
На доске: [ ],( ).  ( ),[ ].  [ ,( ),  ].   
[  ] - главное
(  ) – придаточное           
- Прочитайте схемы. Выпишите в тетрадь из упр.85  1-е, 2-е, 5-е предложения. После каждого предложения начертите подходящую схему. (Проверка)
- Возьмите на заметку! Вам могут встретиться и вертикальные схемы. Они наглядно показывают подчинительный характер связи придаточной части. А вот горизонтальные  схемы помогают лучше разобраться в пунктуационном оформлении СПП.                                          
Проведём наблюдения и сделаем вывод о постановке знаков препинания в СПП (по схемам). (Запятая ставится между частями СПП. Если придаточное находится внутри главного, то выделяется запятыми с обеих сторон.)
– Постройте СПП сами, продолжая данные мною части. Расставьте знаки. Смотрите в табличку: союз или союзное слово заключайте в овал.

Дано на доске:          Если вы хотите понравиться людям…                                                                            

                                   Искренне интересуйтесь тем…

                                  Умейте выслушать до конца того…

                                  Говорите о том…
(Работа в тетради)
– Итак, что мы узнали на уроке о СПП?
– Проверим  себя, выполнив на листах контроля последнее задание. / В экзаменационной работе это будет задание В7.
Возьмите  листочки с заданием №3 (1-й и 2-й вариант) Ответы запишите цифрами через запятую в листе контроля.
Задание: В задании пронумерованы все предложения. Выпишите номера только сложноподчинённых предложений 
 I вариант.                                                                                                                                                             1) Свет решил, что он умён и очень мил. 2) Я все их помню, и во сне они тревожат сердце мне. 3) Деревня, где скучал Евгений, была прелестный уголок. 4) Онегин был готов со мною увидеть чуждые страны, но скоро были мы судьбою на долгий срок разведены. 5) Пора пришла, она влюбилась. 6) Почтенный замок был построен, как замки строиться должны. 7) Она вздыхала о другом, который сердцем и умом ей нравился гораздо боле.  
А.С.Пушкин
                                                         II вариант.

1) Она любила на балконе предупреждать зари восход, когда на бледном небосклоне звёзд исчезает хоровод. 2) Всего, что знал ещё Евгений, пересказать мне недосуг.  3) Отец её был добрый малый, в прошедшем веке запоздалый, но в книгах не видал вреда. 4)Она меж делом и досугом открыла тайну, как супругом самодержавно управлять. 5) И отворились наконец перед супругом двери гроба, и новый он принял венец. 6) «А кстати: Ларина проста, но очень милая старушка». 7) «Я выбрал бы другую, когда б я был, как ты, поэт.                                                                                                                                                                А.С.Пушкин
- Из какого произведения А.С. Пушкина взяты эти предложения?
IV. Домашнее задание: 1) выполнить зад.В7 из сборника (вар.3, вар.7) 
2) повторить теоретический материал
3) упр.84 (уст.), 85 (письм.)  

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка на тему "Понятие сложноподчинённого предложения" »

Урок русского языка в 9 классе

Тема: Понятие сложноподчинённого предложения.

Цель: углубление знаний о сложноподчинённом предложении, средствах связи СПП

Задачи:

Образовательные:

  • повторить и углубить сведения о сложном предложении

  • ввести понятие СПП

  • формировать умение различать ССП и СПП

  • находить в СПП главные и придаточные, видеть средства связи

  • учиться отвечать на вопросы ГИА по данной теме

Развивающие:

  • развивать мыслительную деятельность учащихся

Воспитательные:

  • воспитывать сознательный интерес к родному языку как средству получения знаний

  • воспитывать любовь к русской литературе

Тип урока: урок изучения нового материала

Оборудование:

(у каждого ученика)

  • учебник русского языка 9 класс. Авторы С.Г. Бархударов, С.Е. Крючков, Л.Ю. Максимов, Л.А.Чешко

  • сборники типовых экзаменационных вариантов для подготовки к ГИА

  • листы контроля

  • таблица «Средства связи частей СПП»

  • контрольные задания

Ход урока:

I. Оргмомент.

Подпишем листы контроля.

II. Подготовка к ГИА

- По традиции начнём наш урок с изложения. Откроем экзаменационные варианты, стр. 208. Текст изложения к вариантам 17-20. Прочитайте, сформулируйте и запишите микротемы текста в лист ответов. Сколько должно быть микротем? (3)

Прочитайте свои варианты. А теперь проверьте правильность ответа: (Открывается запись на доске)

1. Сострадание – это особый талант, и без него трудно оставаться человеком.

2.Несчастья и беды – это неизбежность, но о них нельзя думать постоянно, чтобы не омрачать счастья.

3. Умение переживать чужую боль раскрывает истинную добродетель человека.



- Вчера на занятии по подготовке к ГИА мы повторили орфограммы в корне. Какие? ( Проверяемые безударные гласные; непроверяемые безударные гласные; корни с чередованием)

- Задание А-...? (5) Чтобы проверить, как вы усвоили материал, Вика М. подготовила для вас распределительный словарный диктант на эту тему. Работаем на листах контроля. Ответ II. (Ученица проводит распределительный диктант.)

III. Объяснение нового материала.

- Сегодня мы с вами, ребята, начинаем новую тему, над которой будем работать на протяжении целого триместра. Запишите в тетради (открывается запись на доске):

Двадцать седьмое ноября.

Классная работа.

Понятие сложноподчинённого предложения.

  1. – Расскажите, что вы знаете о СПП? ( Состоит из 2-х или более простых; одна часть главная, другая – придаточная; части соединены подчинительными союзами или союзными словами.)

  2. – Запишите в тетради предложение: [Вновь я посетил тот уголок земли], (где я провёл два года незаметных.) А.С.Пушкин (Открывается запись на доске) Можно отнести его к СПП? Почему?

Подчеркните основы, выделите главную часть и придаточную.

(Это 2 предложения. Одно из них главное, другое придаточное (подчинительная связь). Связаны союзным словом.)

  1. Прочитаем вслух сведения из учебника о подчинительных союзах и союзных словах (стр.37)

- Как мы будем различать союзы и союзные слова? Подробнее об этом поговорим на следующих уроках, а пока вернёмся к записанному предложению. Обратите внимание: где – союзное слово, это наречие.

4. Запомните список наиболее употребительных союзов и союзных слов. Найдите на партах таблички «Средства связи частей СПП».

- А теперь разберём устно 2 примера из упр.№78. Найдём главное, придаточное предложения, чем они связаны. (Которые – только союзное слово; что – может быть союзным словом или союзом /см. табличку/) Подробнее об отличии – на следующем уроке.

5.Схемы СПП. Существуют разные способы схематического изображения модели СПП. Мы будем использовать горизонтальные схемы (так, как предлагает нам учебник).

На доске: [ ],( ). ( ),[ ]. [ ,( ), ].

[ ] - главное

( ) – придаточное

- Прочитайте схемы. Выпишите в тетрадь из упр.85 1-е, 2-е, 5-е предложения. После каждого предложения начертите подходящую схему. (Проверка)

- Возьмите на заметку! Вам могут встретиться и вертикальные схемы. Они наглядно показывают подчинительный характер связи придаточной части. А вот горизонтальные схемы помогают лучше разобраться в пунктуационном оформлении СПП. Проведём наблюдения и сделаем вывод о постановке знаков препинания в СПП (по схемам). (Запятая ставится между частями СПП. Если придаточное находится внутри главного, то выделяется запятыми с обеих сторон.)

6. – Постройте СПП сами, продолжая данные мною части. Расставьте знаки. Смотрите в табличку: союз или союзное слово заключайте в овал.

Дано на доске: Если вы хотите понравиться людям…

Искренне интересуйтесь тем…

Умейте выслушать до конца того…

Говорите о том…

(Работа в тетради)

– Итак, что мы узнали на уроке о СПП?

– Проверим себя, выполнив на листах контроля последнее задание. / В экзаменационной работе это будет задание В7.

Возьмите листочки с заданием №3 (1-й и 2-й вариант) Ответы запишите цифрами через запятую в листе контроля.

Задание: В задании пронумерованы все предложения. Выпишите номера только сложноподчинённых предложений.

I вариант. 1) Свет решил, что он умён и очень мил. 2) Я все их помню, и во сне они тревожат сердце мне. 3) Деревня, где скучал Евгений, была прелестный уголок. 4) Онегин был готов со мною увидеть чуждые страны, но скоро были мы судьбою на долгий срок разведены. 5) Пора пришла, она влюбилась. 6) Почтенный замок был построен, как замки строиться должны. 7) Она вздыхала о другом, который сердцем и умом ей нравился гораздо боле.

А.С.Пушкин



II вариант.

1) Она любила на балконе предупреждать зари восход, когда на бледном небосклоне звёзд исчезает хоровод. 2) Всего, что знал ещё Евгений, пересказать мне недосуг. 3) Отец её был добрый малый, в прошедшем веке запоздалый, но в книгах не видал вреда. 4)Она меж делом и досугом открыла тайну, как супругом самодержавно управлять. 5) И отворились наконец перед супругом двери гроба, и новый он принял венец. 6) «А кстати: Ларина проста, но очень милая старушка». 7) «Я выбрал бы другую, когда б я был, как ты, поэт».

А.С.Пушкин

- Из какого произведения А.С. Пушкина взяты эти предложения?

IV. Домашнее задание: 1) выполнить зад.В7 из сборника (вар.3, вар.7);

2) повторить теоретический материал п.9

3) упр.84 (уст.), 85 (письм.)





























Приложения:

1. Таблица.

Средства связи частей сложноподчинённого предложения

Подчинительные союзы

Союзные слова

Простые

Составные

Относительные местоимения

Местоимённые наречия

Что, как, когда, чтобы, пока, будто, словно, если, раз, едва, лишь, точно

Оттого что, как будто, потому что, так как, с тех пор как, в связи с тем что, лишь только, с тем чтобы, ввиду того что, вследствие того что

Что, кто, какой, который, каков, чей, сколько

Где, как, когда, куда, откуда, почему



2. Лист контроля 1._____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 2._____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 3.____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________





II. Безуд. провер. Безуд. непровер. Корни с черед.









III. Запиши номера только сложноподчинённых предложений, разделяя их запятыми. ______________________________________________________________


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Конспект урока русского языка на тему "Понятие сложноподчинённого предложения"

Автор: Соколова Ольга Александровна

Дата: 09.05.2015

Номер свидетельства: 209414


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства