Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 7 классе по теме "Обычаи и традиции казахов"»
«БЕКІТЕМІН» «ТЕКСЕРІЛДІ»
МЕКТЕП ДИРЕКТОРЫ МЕКТЕП ДИРЕКТОРЫНЫҢ ОІЖО
ДОЛБЕШКИНА Г. Л. ___________ КАДРИНА Б.А. ___________
Обычаи и традиции
казахов
(открытый
урок русского языка
в 7 классе)
Подготовила: Жудро Т.К.
2018-2019
Краткосрочный план урока русского языка
Раздел долгосрочного плана: Обычаи и традиции
Школа:Сары-Обинская СШ
Дата:
Ф.И.О. учителя:Жудро Т.К.
Класс: 7
Количество присутствующих:
отсутствующих:
Тема урока
Обычаи и традиции казахов.
Цели обучения, которые достигаются на данном уроке(ссылка на учебную программу)
7.1.1.1- понимать основное содержание текста, извлекая главную и второстепенную, известную и неизвестную информацию;
7.1.3.1- пересказывать подробно, кратко, выборочно содержание текстов (повествование, описание и рассуждение) с изменением лица;
7.4.1.1- правильно писать гласные после шипящих и ц, не с разными частями речи, окончания глаголов, суффиксы в разных частях речи;
7.4.4.1- использовать знаки препинания в простых, осложненных обособленным определением и обстоятельством предложениях.
Цели урока
Все учащиеся смогут:
усвоить основное содержание текста, извлекая главную и второстепенную, известную и неизвестную информацию; пересказывать содержание текстов (повествование+описание) с изменением лица; правильно писать гласные в окончании глаголов; использовать знаки препинания в простых, осложненных обособленным обстоятельством предложениях
Большинство учащихся смогут:
аргументировать свою точку зрения
Некоторые учащиеся смогут:
использовать полученную информацию в различных ситуациях
Критерии оценивания
Учащиеся
-усваивают основное содержание текста, извлекая главную и второстепенную, известную и неизвестную информацию;
-пересказывают содержание текстов (повествование+описание) с изменением лица;
-правильно пишут окончания глаголов;
- используют знаки препинания в простых, осложненных обособленным обстоятельством предложениях
Языковые цели
Учащиеся смогут
Строить речь логично и последовательно, демонстрируя нормы устной и письменной речи.
сотрудничество и уважение через осуществление парной работы; уважение к традициям и обычаям народов; казахстанский патриотизм и гражданская ответственность
Данный раздел базируется на знаниях и навыках, полученных на предыдущих уроках: работа с текстом, деепричастие, деепричастный оборот
Ход урока
Запланированные этапа урока
Запланированная деятельность на уроке
Ресурсы
Начало урока
Психологический настрой
Добрый день, добрый час! Как я рада видеть вас. Друг на друга посмотрели И тихонечко все сели.
Итак, русский язык, друзья! На вас надеюсь, как всегда! Мы хороший, дружный класс, Всё получится у нас! Актуализация знаний
Прием «Корзина идей» (слайд 1)
ФО- Словесная оценка
Мотивация
Просмотр видео "Обычаи казахов"
- О каких традициях в нем рассказывается?
- А какие еще казахские традиции вы знаете?
- Догадались ли вы, о чем будем говорить на уроке?
-Сформулируйте тему урока. (слайд 2)
Эпиграф к уроку(слайд 3)
Мухтар Шаханов- советский и казахстанский поэт и писатель, экс-депутат Мажилиса Парламента РК, политический деятель.
(М.Шаханов, уч. стр.87)
Слово учителя
Обычаи, традиции и обряды казахского народа формировались на протяжении нескольких столетий. На казахские традиции и обычаи оказали влияние и кочевой образ жизни, и мусульманская религия. В настоящее время возродился интерес к прошлому у молодого поколения. И это естественно. Ведь люди должны знать историю того места, где они живут, помнить и передавать обычаи, традиции и обряды будущим поколениям. Сохранение, изучение культурного наследия, традиций и обычаев казахского народа является одной из актуальных задач. Эту задачу мы с вами и будем решать на уроке путем достижения следующих целей…
Постановка целей (слайд 4)
(Записать в тетради число, тему, эпиграф)
презентация
видеофильм
Середина урока
Открытие нового
Деление на пары (3)
Стратегия «Пазл»
Учащиеся собирают высказывания и пословицы и объединяются в группы
1) Традиция- это та часть нашего прошлого, которой мы помогаем перебраться в будущее.
2) Обычай- единственная сила, способная объединить людей.
3) Если сплочен народ, средь него вражда не живет.
Слайд 5
П
(Ученикам предоставляется раздаточный материал с текстом).(слайд 6)
1 пара- тусау кесер (разрезание пут)
2 пара- шашу (разбрасывание конфет)
3 пара- беташар (открывание лица невесты)
Задание № 1
1.Подготовьте рассказ об обряде, используя прием «РАФТ» (Р- уч-ся 7 класса, А- сверстники из другой страны, Ф- рассказ, Т- казахский обычай.)
Дескрипторы:
-описывает обряд, используя прием «РАФТ»;
Рассказ подготовленных уч-ся (слайды 7-12)
ФО (1 зад.)-
Задание № 2
слайд 13
Выборочное письмо (И)
2.Выпишите глаголы с пропущенными буквами, объясните орфограмму.
Дескрипторы:
-выписывает глаголы с пропущенными буквами, объясняет орфограмму
ФО (2 зад.) - взаимопроверка (по ключу) (слайд 14)
Взаимооценивание (смайлики) слайд 15
- нет ошибок
- 1-2 ошибки
- более 2-х ошибок
Физминутка
«Қара жорға» (уроки танца)
Танец кара жорга (черный иноходец) получил такое название из-за того, что его исполнитель изображает ловкого, сноровистого и задиристого наездника-джигита, овладевшего искусством верховой езды и гарцующего на иноходце. «Қара жорға» называют танцем девушки и джигита.
В отличие от других танцев здесь при исполнении, естественно, под музыку включаются в движение все суставы человеческого тела. Поэтому танец называют еще и «Буын бии» (танец суставов).
К
Работа с текстом, образование деепричастных оборотов, составление предложений с деепричастным оборотом.
(Обмениваются текстами, получают карточки с заданиями)
Карточка № 2
Шашу
Собирать шашу
Разбрасывать сладости
Принимать за радость
Карточка № 2
Беташар
Выводить невесту
Восхвалять семью
Подходить к невесте
Карточка № 2
Тусау кесер
РазрЕзать путы
Расстилать ковер
Устраивать соревнования
Задание (слайд 16)
1.Прочитайте текст.
2. Данные словосочетания на карточке 2 преобразуйте в деепричастный оборот, запишите в тетрадь.
3.Составьте одно предложение, включив в него деепричастный оборот, запишите его, соблюдая пунктуацию.
Дескрипторы:
-преобразовывает выделенные словосочетания в деепричастный оборот;
-составляет предложение с деепричастным оборотом;
-ставит знаки препинания при обособленном обстоятельстве.
ФО- Измерение температуры
Резерв (письмо под диктовку)
1.Уважая народ, к себе уважение проявляешь.
2.Не зная своего народа, чужой народ не осуждают.
3.Как родина дорога, поймешь, попав на чужбину.
4.Не найдя счастья дома, не обретешь его и на чужбине.
пазлы
раздаточный материал
видео
карточки
Конец урока
Рефлексия
«Корзина идей» (слайд 17)
Домашнее задание на выбор:
1.Написать письмо другу, в котором должны рассказать об одном из обычаев.
2.Подготовить сообщение об одном из обрядов казахского народа . (слайд 18)
Приложение
Тусау кесер (разрезание пут) – обряд посвященный малышу. Делают для того, чтобы он быстро встал на ноги. Этот обычай организуют, когда он постепенно начина..т ходить. Наши предки верили, что если этот обычай не будут проводить, то будущее ребенка будет плохим, он будет часто спотыкаться. А если этот обряд будет проведен, то его ждет светлое будущее и он будет счастливым, удачливым. Для проведения этого обряда, родители ребенка организуют той.
После начинается обряд тусау кесер. Ноги малыша завязывают черно-белой веревкой. Эти цвета выбирают, чтобы он в будущем отличал черное от белого, был добропорядочным гражданином, никому не переходил дорогу. Некоторые вместо полосатой веревки, завязывают ноги жирной кишкой какого-нибудь животного, для того чтобы ребенок в будущем был богатым, авторитетным. Такая примета существу…т и по сей день. Иногда для завязывания использовали веревку, сплетенную из травы, чтобы ребенок быстро вырос, быстрее возмужал, был многодетным.
Если перейти к вопросу «кто будет резать путы ребенку?», то тут есть два варианта.
Первый вариант - этого человека выбирают родители. Это право в основном предоставля…тся многодетной, энергичной женщине или бабушке. Человек, который реж…т путы ребенку должен быть шустрым, энергичным, уважаемым среди своего окружения. Наши предки верили, если такой человек будет резать пут ребенку, то его энергия будет передаваться малышу. После застолья все выходят на улицу. Расстилается специальный ковер. На ковер ставят малыша, и выбранный человек режет ему путы. Далее два человека берут его за руки и водят его по ковру. Когда его водят то люди, в торжественной обстановке разбрасывают гостинцы и монеты. В некоторых регионах на ковер ставят специальные предметы (книги, зеркало, плеть). Далее ребенок выбира…т один из предметов. К примеру, если он выберет книгу, станет ученым, просветленным и т.д. А если он выберет плеть, то станет воинственным.
Второй вариант – устраивается соревнование по быстрой ходьбе среди мальчиков. Мальчик, который занял первое место, будет резать пут ребенку. Это делают для того, чтобы энергия этого мальчика передалась малышу. Затем мальчику дарят подарок.
Шашу – один из древних казахских обрядов. Он ассоциируется с благодатью и изобилием. В обряде используют сладости, которые раскидывают при приходе гостей. Шашу раздают почтенные женщины при радостных событиях – при приходе невестки, рождении ребенка.
Казахи связывали шашу с загадочными и магическими силами, потому как верили, что бы ни дал Всевышний, все приход…т с неба, будь-то дождь или снег, все связывали с благодатью, пришедшей с неба. Поэтому шашу принято подкидывать, чтобы оно падало на гостей как бы с неба.
Собрать разбросанное шашу казахи принимают за особую радость. Как только шашу пада…т на землю, начина…тся суматоха, и дети и взрослые стараются быстро поднять с земли сладости. Люди верят, что если собрать шашу сразу, не оставляя ничего на земле, это к благодати, и в будущем их ждет изобилие.
При раздаче шашу обязательно должно быть угощение белого цвета, например, курт. Это дела…тся с пожеланием благополучия, чтобы жизнь и настроение были светлыми, как эти яства. Сладости разбрасывались с пожеланием сладкой, как мед жизни.
Если же при каких-либо обстоятельствах шашу не раздавалось, то люди считали это плохой приметой, и могли вовсе отказаться от посещения праздника.
Есть виды шашу, которые не раздают всем. Если приглашенный гость не смог приехать на свадьбу, но решил поздравить позже, то он привозит в дом шашу. Такое шашу счита…тся большой почестью. Гость приводит в дом коня, барана или дарит деньги. Это своеобразный штраф за отсутствие на празднике.
Шашу не раздается при траурных событиях.
Беташар - это обряд, традиционно проводимый на казахской свадьбе. Беташар - это открытие лица невесты. До беташара никто не имеет права видеть лица невесты. Считалось, что она будет счастливой, если его откроют при всех. Беташар проводят после того, как девушку привозят в аул жениха.
Невесту вводили в дом жениха и усаживали за ширму. При этом лицо ее закрывала шаль. После того, как собирались все приглашенные, торжественно выводили нарядную невесту и проводили обряд беташар. История говорит о том, что зачастую это делали акыны. Акыны, восхваляя ту семью, куда приходила невестка, также в шутку и всерьез прохаживались по недостаткам некоторых аульчан, что способствовало их исправлению. Это было целое шоу, в котором участвовали все присутствующие: и стар и млад.
Весь этот обряд проходил под песню, которая так и называется "Беташар". В ответ на это близкие родственники мужа дарили подарки за погляд -коримдик.
Песня заканчива…тся наставлениями, пожеланиями, советами.
После исполнения песни свекровь подход…т к невесте, целу…т ее, жела…т счастья и благополучия, снимает шаль. Шаль передается присутствующим женщинам, дел…тся между ними поровну. Потом женщины дома обвязывали этой тканью сосуд для взбалтывания и хранения кумыса и шубата. Буквальное значение обряда "бие кысырамас" - пусть кобыла не останется яловой, даст приплод.
Сколько будет длиться беташар, зависело от таланта акына. Иногда обряд длился долго, иногда не очень.