Трудовое обучение, казахский язык 3класс 3четверть
Учителя: Рахимжанова Гульсун Сактагановна
Тема: Лепка посуды
Цель: Познакомить с видами национальной посуды.
Тип урока: комбинированный.
Форма урока: коллективная
Задачи:
1)познакомить с видами казахской национальной посуды (кесе, торсык, тостаган, тегене, ожау); с их изготовлением, значением в жизни казахского народа; закрепить знания о национальном орнаменте, о цвете;
2) развитие познавательного интереса к декоративно-прикладному искусству казахского народа, изучению казахского языка,развитие творческих и математических способностей, фантазии, воображения; умения работать совместно и коллективно;
3) воспитание интереса к истории своего народа, к ДПИ казахского народа, уважения к труду и наследию предков, чувства коллективизма, ответственности.
Оборудование: иллюстрации казахской национальной посуды, виды орнамента, презентация по теме «Виды национальной посуды», изображение дастархана,
Ресурсы : пластилин, салфетки,дощечки,стеки
Ход урока
Приветствие.Дети выносят шашу (конфеты, баурсаки.) угощают гостей.
1. Орг.момент. Создание коллаборативной среды.
Ты мой друг и я твой друг,
Вместе мы семья.
То, что не смогу один,
Сможем ты и я!
Проверка готовности к уроку.
- Здравствуйте, ребята и дорогие гости! Я рада приветствовать вас на нашем уроке. Желаю вам потрудиться на славу, получить максимум полезного и интересного. Удачи.
2. Сообщение темы и цели урока.
Класс сидит в кругу в национальной одежде. (На доске зашифрована тема на казахском и русском языках по цвету и выражениям на умножение)
- Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с декоративно прикладным искусством казахского народа. А чтобы узнать тему определите цвет на казахском языке и вычислите выражения на умножение
3. Повторение.
ДПИ (декоративно-прикладное искусство) – это область декоративного искусства, которая включает в себя создание художественных изделий, имеющих практическое назначение в быту и отличающихся декоративной образностью – посуда, мебель, ткани, одежда, украшения, игрушки и т.д.
- чем украшали предметы быта казахский народ? (орнаментом).
- что такое орнамент? (узор)
- Орнамент (от лат. ornamentium — украшение) — узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов и предназначенный для украшения различных предметов (утвари, оружия, мебели, одежды и т.д.), архитектурных сооружений, предметов декоративно-прикладного искусства.
- каие виды орнамента вам известны?
(растительный, геометрический, животный). Тюльпан, бараний рог,крылья птицы,топор,гребень,и др.
- правила изображения орнамента?
4. Беседа по теме.
– Как вы думаете, из чего изготавливали посуду казахский народ? Почему?
- Посуда и утварь казахов-скотоводов была приспособлена к подвижному образу жизни: легкая, небьющаяся, из кожи и дерева. Для перевозки бьющейся посуды использовали специальные чехлы, например для чашек – большей частью из войлока, реже – деревянные и плетенные.
Просмотр презентации
Чугунный казан, Казан занимает одно из важнейших мест среди прочей посуды. Казахи всю еду (кроме кумыса) готовят в казане. В народе его называют не просто казан, а «?ара ?азан» (здесь слово «?ара» означает священный).
Казан – символ сытой, праздной жизни, с его понятием связаны народные приметы.
Сосуды для хранения кумыса из конской кожи (торсык)
Торсык использовался не только для хранения, но и для приготовления кумыса. Торсы? привязывали к седлу или к теневой части арбы. Во время движения напиток внутри взбивался и вкус его становился лучше.
Тегене Вместительная посуда для кумыса с прямыми утолщенными краями и круглыми «ушками» для захвата. Выдалбливается из твердых пород дерева, ушки иногда делают из железа или меди. Украшается серебряными и костяными узорами. Узорчатая деревянная крышка придает посуде дополнительную изяшность.
Тегене – тяжелая посуда, поэтому ею пользуются только в праздники и по особым случаям. В остальное время она смазывается, и хранится в месте, где нет прямых солнечных лучей.
Таба? Плоское блюдо для подачи мяса. Для его изготовления высушенный дуб или березу кипятят в воде, затем выстругивают табаки разных размеров. Большой табак предназначен для уважаемых людей. Украшается табак только узорами, выбитыми на самом дереве, так как его необходимо часто мыть.
Ожау Черпак с длинной ручкой, делают из цельного куска дерева и украшают узорами. На ручке для удобства выпиливают выемку. Ожау бывают как одинарными, так и двойными. Ожау – неотъемлемое дополнение к шара(чашке)
Пиала и кесе -использовали для чаепития.
Разнообразна и красочна была посуда казахов, украшали резьбой, орнаментом, преимущественно растительным. Посуда была не только предметом домашнего обихода, но и образцом самобытного национального искусства казахов.
Физминутка «Би билейміз»
5. Практическая творческая деятельность.
- Чтобы накрыть наш дастархан, принять гостей, мы должны изготовить ациональную посуду и украсить ее орнаментом. И наш кабинет превращается в мастерскую.
В мастерской мы должны изготовить различные виды посуд.
Каждый из вас должен изготовить один торсык, пиалу, ожау. В изготовлении вам помогут таблицы-схемы.
-Повторение правил работы пластилином.
-Пальчиковая гимнастика «О? ?олымда 5 сауса?…»
Самостоятельная творческая деятельность. Звучит музыка домбры.
6. Украшение посудой панно «Дастархан». Оценивание.
- Как красив наш дастархан!
Ыдысын к?ріп асын іш – Посмотрев на посуду, определи хозяйку.
В этой казахской поговорке скрыт глубокий смысл, огромное воспитательное значение. В красивой посуде даже самая простая еда выглядит аппетитно.
Нигде открытость казахского народа не выражается так ярко и полно, как в традициях и обычаях гостеприимства и торжественного угощения гостя - дастархане.
Игра на закрепление темы «?ажайып ?ап». Учащиеся достают из мешочка асыки с надписью названий посуды и определяют по картинке где данная посуда, называют специфические буквы.
7. Рефлексия и итог урока.
Ребята по одному из группы высказываются одним предложением,
1. сегодня я узнал…
2. было интересно…
3. было трудно
4.я научился …
Все участники и гости приглашаются на танец «?ара Жор?а»
8.Домашнее задание: подготовить сообщение на тему «обычаи и традиции казахского дастархана».